Возможность ориентироваться в окружающем пространстве обеспечивает. Зрение

Физиологический процесс восприятия человеком величины, формы и цвета предметов, их взаимного расположения и расстояния между ними, дающий возможность ориентироваться в окружающем мире. Человеческий глаз воспринимает лишь световые волны определенной длины - от 302 до 950 нм. Лучи меньшей и большей длины, называемые соответственно ультрафиолетовыми и инфракрасными, не вызывают у человека зрительных ощущений.

Световые лучи от рассматриваемых предметов, проникая через зрачок в глаз, действуют на его светочувствительную оболочку (сетчатку), в частности на ее клетки - колбочки и палочки (1), и вызывают в них нервное возбуждение. Это возбуждение передается по зрительному нерву в корковый центр 3., расположенный в затылочных долях мозга (см. Централь-пая нервная система, головной мозг). Здесь световые раздражения воспринимаются в виде определенных образов, впечатлений.

В сетчатке насчитывается примерно 7 млн. колбочек и 120 млн. палочек. Основная масса колбочек сосредоточена в центральной области сетчатки, называемой желтым пятном. По мере удале-ния от центра количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки. Палочки обладают очень высокой световой чувствительностью, поэтому они обеспечивают 3. в сумерки или ночью. Ночное 3. имеет важное значение для ориентации человека в условиях пониженного освещения, но при этом плохо различаются цвета, форма и детали предмета. Ночное 3. часто нарушается при нехватке в пище витамина А (см. Витаминная недостаточность). Колбочки, менее чувствительные к слабому освещению, в основном обеспечивают дневное 3. и участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета.

Желтое пятно, особенно его центральная ямка, состоящая только нз колбочек, является местом наиболее четкого так наз. центрального зрения. Другие отделы сетчатки обусловливают боковое, или периферическое, зрение, при к-ром форма предмета воспринимается менее четко. Центральное зрение обеспечивает возможность рассматривать мелкие детали предметов, периферическое - возможность ориентироваться в пространстве.

Чувствительность сетчатки глаза к свету очень высока. Свет обыкновенной свечи воспринимается темной ночью на расстоянии нескольких километров. Высокая приспособительная способность органа 3. изменять эту чувствительность позволяет видеть и при ярком свете, и в темноте.

Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной яркости н"сит название адаптации. Для наступления полной адаптации обьтчно требуется нек-рое время.

Исключительно важна способность глаза различать огромное разнообразие цветовых оттенков. Все цветовые тона образуются при смешении нескольких цветов из семи основных цветов спектра - красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. М. В. Ломоносов доказал, что основными в спектре являются три цвета - красный, зеленый и фиолетовый (или синий), а остальные можно получить комбинацией этих трех цветов. На этом основании Т. Юнг и Г. Гельм-гольц высказали предположение о существовании в сетчатке трех элементов (или компонентов), каждый из к-рых предназначен для преимущественного восприятия только одного из этих цветов. При воздействии на глаз цветовых лучей возбуждаются соответственно тот или другой элемент, что и позволяет воспринимать все разнообразие цветовых оттенков. Трехкомпонентная теория цветового зрения - наиболее принятая, но не единственная (см. Цветовая слепота).

Способность глаза различать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними называется остротой зрения. Мерилом остроты зрения служит угол, образованный лучами, идущими от этих точек (2). Чем меньше этот угол, тем выше острота зрения. У большинства людей минимальная величина угла зрения равна 1 мин. Острота зрения глаза, имеющего наименьший угол зрения в 1 мин., принята за единицу остроты зрения, но это средняя величина нормы. У нек-рых людей глаз может обладать остротой зрения, несколько меньшей, чем единица, а у других - превышающей единицу. Для определения остроты зрения пользуются специальными таблицами, на к-рые нанесены испытательные знаки различной величины - буквы, кольца, картинки-Для оценки периферического зрения на специальных приборах (периметрах) определяют границы поля зрения, т. е. части пространства, видимой неподвижным глазом.

При рассматривании предмета обоими глазами его изображение попадает на идентичные точки сетчаток обоих глаз, и человек видит предмет не раздвоенным. Если изображение предмета попадает на неодинаковые участки сетчатки обоих глаз, то возникает впечатление двоения. Нормальное совместное 3. обоими глазами называют бинокулярным, или стереоскопическим; оно обеспечивает четкое объемное восприятие рассматриваемого предмета и правильное определение его местоположения в пространстве.

Для сохранения нормального 3. большое значение имеет создание благоприятных гигиенич. условий. В этом отношении очень важно правильное и достаточное освещение. Для беспрепятственного попадания в помещение дневного света необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы. На окнах должны быть светлые шторы для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. Естественная освещенность в помещении зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели и других поверхностей. Поэтому отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые, преимущественно желто-зеленые тона.

Для искусственного освещения используют светильники с лампами накаливания или с люминесцентными лампами. Особенно хорошее освещение дают люминесцентные лампы. Свет этих ламп близок к дневному и приятен для глаз. Дома для занятий днем должно быть отведено светлое место у окна. В вечернее время нужно пользоваться лампой в 40-60 вт с матовым колпаком. Расположить ее на столе надо так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть в среднем 30-35 см. Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения 3. и дает возможность сидеть не наклоняясь Нельзя читать при плохом освещении, на ходу, во время езды в трамвае, троллейбусе, автобусе. Неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта затрудняет чтение, побуждает чрезмерно приближать текст к глазам, вызывает быстрое утомление.

Очень важно чередовать зрительную работу с отдыхом для глаз. Через каждые 30-40 мин. занятий нужно устраивать 10-минутный отдых.

При просмотре телевизионных программ нужно находиться от экрана на расстоянии не ближе 2,5 м. Комната в это время должна быть умеренно освещена.

Особое внимание следует обращать на гигиену 3. у детей. С этой целью разработаны нормы зрительной работы для детей. Необходимо следить за их правильной посадкой во время занятий, за должной освещенностью рабочих мест и строгим соблюдением режима дня. При малейших жалобах ребенка на нарушение 3., утомляемость глаз надо срочно показать его глазному врачу

1.1 Анатомо-физиологические аспекты зрительной системы

Зрительная система -- оптико-биологическая бинокулярная (стереоскопическая) система, эволюционно возникшая у животных и способная воспринимать видимое излучение электромагнитного спектра (свет), создавая изображение, в виде ощущения (сенсорного чувства) положения предметов в пространстве. Зрительная система обеспечивает функцию зрения. Функция глаза состоит в получении зрительной информации от окружающей среды и передаче ее в сенсорные области головного мозга.

Функции зрительной системы

1. Светоощущение

2. цветоощущение

3. восприятие формы и движения объектов (острота зрения, поле зрения)

4. бинокулярное зрение (способность зрительной системы соединять изображение с двух глаз в один образ и локализовать его по направлению и глубине).

Функция зрения осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур, образующих зрительный анализатор, который состоит из трёх отделов:

Периферического - рецепторы сетчатой оболочки глаза;

Проводникового - зрительные нервы, передающие возбуждение в головной мозг;

Центрального - подкорковые и стволовые центры (латеральные коленчатые тела, подушка таламуса, верхние холмики крыши среднего мозга), а также зрительная область в затылочной доле коры больших полушарий головного мозга.

Анатомическим образованием сенсорной зрительной системы, по сути, её периферическим отделом, является глаз - парное, почти сферическое образование диаметром 24 мм и весом 6-8 г, расположенное в глазницах черепа (рис. 1).

Рис. 1.

Глаз укреплен здесь при помощи четырех прямых и двух косых мышц, управляющих его движениями. Форма глаза поддерживается за счет гидростатического давления (25 мм рт. ст.) водянистой влаги и стекловидного тела.

Человеческий глаз воспринимает световые волны лишь определенной длины - приблизительно от 380 до 770 нм. Чувствительность глаза к свету варьирует: в темноте повышается, на свету снижается. Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной яркости носит название зрительной адаптации. Расстройство темновой адаптации выражается в снижении способности ориентироваться в пространстве при недостаточной освещенности, вплоть до утраты возможности к передвижению. Это состояние называется гемералопией («куриная слепота»). Гемералопия может возникнуть при гиповитаминозе А, в результате инфекционных болезней, плохого питания и др. Световая адаптация - это приспособление органа зрения к высокому уровню освещенности, протекающее достаточно быстро (50-60 сек). Так, если человек входит из темноты в ярко освещённую комнату, у него возникает временное ослепление, которое быстро проходит. Люди с нарушенной световой адаптацией лучше видят в сумерках, чем на свету. Световые лучи от рассматриваемых предметов проходят через оптическую систему глаза (роговицу, хрусталик и стекловидное тело) и фокусируются на его внутренней оболочке (сетчатке), которая является собственно зрительным рецептором, потому что здесь сосредоточены светочувствительные клетки - фоторецепторы (колбочки и палочки) .

Светоощущение является наиболее тонкой функцией органа зрения. Благодаря ему, человек обладает способностью определять свет по яркости, интенсивности и может видеть не только днем, но и в сумерки. Сетчатка состоит из 10 слоёв, но в светоощущении участвуют 2, 6 и 9-й (рис. 2).

Рис. 2.

I - пигментный слой; II - слой палочек и колбочек; III - наружный ядерный слой; IV - наружный сетчатый слой; V - слой горизонтальных клеток; VI - слой биполярных клеток (внутренний ядерный); VII - слой амакриновых (однополюсных грушевидных) клеток; VIII - внутренний сетчатый слой; IX - слой ганглиозных клеток; X - слой волокон зрительного нерва В сетчатке человека насчитывается примерно 5-6 млн. колбочек и 120 млн. палочек (рис. 3).

Рис. 3.

А - палочка: 1 - наружный членик; 2 - внутренний членик; 3 - волокно; 4 - ядро; 5 - конечная пуговка.

Б - колбочка: 1 - наружный членик; 2 - внутренний членик; 3 - ядро; 4 - волокно; 5 - ножка

Колбочки являются носителями цветного, дневного зрения, палочки - носителями светоощущения в сумеречных (бесцветовых) условиях. Чувствительность палочек зависит от концентрации зрительного пурпура в них и нервных элементов зрительного анализатора.

Самым важным и очень тонким местом сетчатки является так называемое пятно сетчатки («жёлтое пятно») с центральной ямкой, где сосредоточена основная масса колбочек. По мере продвижения к периферии плотность колбочек снижается, но одновременно увеличивается плотность палочек. Колбочки, обладающие высокой разрешающей способностью, в основном обеспечивают дневное цветоощущение и участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета. Жёлтое пятно, особенно его центральная ямка, - место наиболее чёткого, так называемого центрального зрения. Способность оптической системы глаза строить чёткое изображение на сетчатке называют остротой зрения, в основе которой лежит разрешающая способность глаза, т. е. его способность воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними. Если лучи, исходящие от двух рядом расположенных точек, возбуждают одну и ту же, или две соседние колбочки, то обе точки воспринимаются как одна более крупная. Для их раздельного видения необходимо, чтобы между возбужденными колбочками находилась еще хоть одна. Следовательно, максимально возможная острота зрения зависит от толщины колбочек в центральной ямке желтого пятна. Острота зрения несколько меняется в зависимости от силы освещения. При одной и той же освещенности острота зрения может значительно меняться. При утомлении острота зрения понижается.

По мере удаления от жёлтого пятна количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает; на периферии сетчатки имеются только палочки. Палочки, имеющие малую разрешающую способность, но, в то же время, очень высокую световую чувствительность, способствуют восприятию предметов в сумерках или ночью («сумеречное зрение»).

Отделы сетчатки вокруг жёлтого пятна обеспечивают периферическое, или боковое, зрение, при котором форма предмета воспринимается менее четко. Поэтому, если центральное зрение дает возможность рассматривать мелкие детали и опознавать предметы, то периферическое зрение является очень важной функцией, расширяющей возможности свободной ориентации в пространстве. Оно определяется полем зрения, которое охватывается одновременно фиксированным глазом. Без периферического зрения человек практически слеп, он не может передвигаться без посторонней помощи. При нормальном поле зрения человек способен в известных пределах обозревать предметы и явления целостно, одновременно, во взаимных связях и отношениях, охватывать взором дистантно расположенные предметы. Поле зрения у детей несколько меньше, чем у взрослых, что, является одной из причин повышенной частоты дорожно-транспортных происшествий с детьми. Значительное концентричное сужение поля зрения происходит при пигментной дистрофии сетчатки и глаукоме (так называемое «трубочное зрение»). Встречаются изменения поля зрения, связанные с частичным его выпадением в центре или на периферии сетчатки глаза (скотомы). Наличие в поле зрения небольших скотом ведёт к возникновению теней, пятен, кругов, овалов, дуг, осложняя восприятие предметов, затрудняя чтение и письмо. Последнее становится невозможным при обширных двусторонних скотомах.

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций.

Принято различать пять основных зрительных функций:

1) центрального зрения;

2) периферического зрения;

3) бинокулярного зрения;

4) светоощущения;

5) цветоощущения.

Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров.

Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением.

Состояние центрального зрения определяется остротой зрения.

Форменное зрение развивается постепенно: оно обнаруживается на 2--3 месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3--5 месяцев; на 4--6 месяце ребенок узнает ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев ребенок различает игрушки -- Vis-0,02--0,04, от года до двух лет Vis-0,3--0,6.

Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

Бинокулярное зрение -- способность пространственного восприятия, объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается на 3--4 месяце жизни ребенка, а формирование заканчивается к 7--13 годам. Совершенствуется оно в процессе накопления жизненного опыта. Нормальное бинокулярное восприятие возможно при взаимодействии зрительно-нервного и мышечного аппаратов глаза. У слабовидящих детей бинокулярное восприятие чаще всего нарушено. Одним из признаков нарушения бинокулярного зрения является косоглазие -- отклонение одного глаза от правильного симметричного положения, что осложняет осуществление зрительно-пространственного синтеза, вызывает замедленность темпов выполнения движений, нарушение координации и т. д.

Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения. Поле зрения -- это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Изменение поля зрения (скотома) может быть ранним признаком некоторых глазных заболеваний и поражения головного мозга .

Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать все многообразие цветов в окружающем мире. Появление реакции на различение цвета у маленьких детей происходит в определенном порядке. Быстрее всего ребенок начинает узнавать красный, желтый, зеленый цвета, а позднее -- фиолетовый и синий.

Глаз человека способен различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего (или фиолетового).

Выпадение или нарушение одного из компонентов называется дихромазией. Впервые это явление описал английский ученый-химик Дальтон, который сам страдал этим расстройством. Поэтому нарушения цветового зрения в некоторых случаях называют дальтонизмом. При нарушении восприимчивости красного цвета красные и оранжевые оттенки детям кажутся темно-серыми или даже черными. Желтый и красный сигнал светофора для них -- один цвет.

Тона цветного спектра отличаются друг от друга по трем признакам: цветовому тону, яркости (светлоте) и насыщенности. Развитие контрастности в обучении детей с нарушениями зрения имеет важное значение. Усиление яркости, насыщенности и контрастности обеспечит более четкое восприятие изображаемых предметов и явлений.

У слабовидящих детей расстройства цветоразличения зависят от клинических форм слабовидения, их происхождения, локализации и течения. У незрячих вместо зрения управление движениями рук заменяются мышечным чувством.

Светоощущение -- способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различают световую и темновую адаптацию. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения. Световая адаптация -- приспособление органа зрения к высокому уровню освещения. Световая чувствительность появляется у ребенка сразу же после рождения.

Дети, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. У некоторых детей с нарушением зрения отмечается светобоязнь .

Главная > Документ

Б) острота зрения в) характер зрения г) глубина зрения д) одновременное зрение23. Возможность ориентироваться в окружающем пространстве обеспечивает а) центральное зрение б) периферическое зрение в) цветоощущение г) светоощущение24. Обеспечивает различение формы мелких деталей и отвечает за опознание предмета а) периферическое зрение б) поле взора в) цветовое зрение г) центральное зрение д) альтернирующее зрение25. Способность человека выполнять зрительную работу с допустимым числом негрубых ошибок в течение определенного периода времени - это а) характер зрительного утомления б) зрительная продуктивность в) зрительная работоспособность г) чрезмерное напряжение зрения26. Все многообразие цветовых оттенков может быть получено смешением трех цветов спектра а) красного, зеленого, желтого б) красного, синего, оранжевого в) синего, красного, зеленого г) красного, черного, зеленого д) зеленого, фиолетового, красного27. Тяжелая форма расстройства цветового зрения, характеризующаяся полной потерей способности различать цвета а) дихромазия б) ахромазия в) гемералопия г) альбинизм28. Впервые расстройство цветового зрения описал человек, который им страдал а) Луи Брайль б) Джон Дальтон в) Ольга Скороходова г) Валентин Гаюи29. Пространство, воспринимаемое одним глазом при его неподвижном положении и фиксированной голове а) сужение поля видения б) поле взора в) трубочное зрение г) поле зрения д) фрагментарное восприятие30. Суксцессивное узнавание слабовидящими школьниками изображений и предметов обусловлено а) нарушением цветоразличительных функций б) снижением остроты зрения в) изменением границ поля зрения г) нарушением бинокулярного зрения31. За периферическое зрение отвечает а) роговица б) целиарное тело в) палочковый аппарат г) зрительный нерв д) хрусталик32. Процесс изменения преломляющей силы глаза при зрительном восприятии предметов а) афакия б) агнозия в) активация г) аккомодация д) анизометрия33. Рецепторная часть зрительного анализатора - а) зрительный нерв б) хиазма в) подкорковый зрительный нерв г) сетчатка д) желтое пятно34. Аккомодация глаз регулируется а) правильно устремленным взором б) схождением на сетчатке параллельных лучей в) центральной нервной системой г) правильной установкой зрительных осей35. При каком характере зрения восприятие изображений стереоскопическое а) одновременном б) монокулярном в) альтернирующем г) бинокулярном д) глубинном36. Конъюнктива, роговица, радужная оболочка, состояние хрусталика исследуются а) мускулотренером б) щелевой лампой в) скиаскопической линейкой г) стационарным неэлектрическим периметром37. Существуют проекционные, табличные, компьютерные, предметные методы исследования а) взора зрения б) поля зрения в) глубины зрения г) характера зрения д) остроты зрения38. При классификации по остроте зрения слепые с остаточным зрением на лучше видящем глазу это дети с Visus ОИ: а) от 0 до 0,04; б) от 0 до 0,5; в) от 0,01 до 0,04; г) от 0,1 до 0,2; д) от 0,05 до 0,239. Парциальная слепота – а) полная б) частичная в) одного глаза г) полученная в результате травмы40.. Миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия - нарушения зрения, связанные с а) нарушением глазодвигательной функции глаза б) нарушением функций поля зрения в) недостаточным удовлетворением зрительной потребности г) расстройством оптических механизмов зрения д) нарушением бинокулярного характера зрения41.. Астигматизм - это а) главный фокус оптической системы глаза - между сетчаткой и хрусталиком а) сочетание в одном и том же глазу разных видов рефракции б) главный фокус оптической системы глаза - позади сетчатки в) повышенное внутриглазное давление г) неодинаковая по виду и степени рефракция правого и левого глаза42. Авторы учебного пособия «Основы тифлопедагогики», развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения а) Б.К.Тупоногов, В.А.Феоктистова б) В.П.Ермаков, Г.А. Якунин в) Л.И.Плаксина, Л.И. Солнцева43.. Альтернирующее косоглазие - а) ограничение подвижности глаз б) глаз отклоняется кнутри, к носу в) отклоняется только один глаз г) косит то один, то другой глаз44. Афакия – дефект зрения, вызванный а) помутнением хрусталика б) отсутствием хрусталика в) подвывихом хрусталика г) изменением кривизны хрусталика45. Симпатическое воспаление вызвано а) инфекцией б) тяжелым простудным заболеванием в) неправильным подбором средств коррекции зрения г) ранением одного из глаз46. Значительное уменьшение в размере глазного яблока – а) экзофтальм б) микрофтальм в) буфтальм г) гидрофтальм47. Вербальное представление о предмете у незрячих формируется а) при осязательном восприятии б) при словесном описании предмета в) сочетанием словесного описания и осязательного восприятия г) восприятием с помощью всех сохранных анализаторов48. Нарушение двигательных и координационных функций у детей с глубокими нарушениями зрения - а) активизация процессов компенсации б) форма аномального развития в) ограничение овладения социальным опытом г) вторичные отклонения д) третичные отклонения49. Дети с полисенсорной патологией а) слепые и слабовидящие с ЗПР б) слепые и слабовидящие с патологией опорно-двигательного аппарата в) слепоглухие г) слепые и слабовидящие олигофрены50. Трудности формирования неречевых средств общения у детей с глубокими нарушениями зрения объясняются а) плохим развитием речи б) отсутствием навыков общения в) плохой координацией движения г) невозможностью подражать действиям и выразительным средствам окружающих д) бедностью словарного запаса51. Вербализм для слепого ребенка а) вторичное отклонение б) первичный дефект в) третичное отклонение г) ветвь восстановительного лечения52. Ощущения от движения, давления, тепла, холода, боли слепые дети получают с помощью а) системы коммуникативных связей б) вербального общения в) слухового восприятия г) тактильного восприятия53. Сенсибилизация - а) снижение чувствительности кожи б) повышенная чувствительность кожи в) отсутствие чувствительности кожи г) патологические изменения кожи54. Гаптика - вид осязания а) пассивного б) активного в) опосредованного г) приборного55. На сколько основных этапов подразделяется осязательное обследование а) 2 б) 4 в) 3 г) 556. Зрительные возможности ученика зависят от а) временных параметров динамики снижения зрительных функций б) поля зрения, цветоощущения, световой чувствительности в) состояния прослеживающих функций глаза г) учета всего комплекса функциональных нарушений д) правил пользования оптической аппаратурой, режима зрительной нагрузки57. Цель коррекционной работы на уроке в классах для детей с нарушением зрения а) формирование сенсорного опыта б) коррекция функций зрения в) формирование основных предметных представлений, адекватных существующим г) создание оптимальных условий учебно- воспитательного процесса. д) ожидаемый эффект компенсации дефекта58. Режим непрерывной зрительной нагрузки на уроке для слепых и слабовидящих детей составляет не более: а) 25 минут б) 15 минут в) 10 минут г) 20 минут59. Необходимы 20-30 минут перерыва слабовидящих детей при непрерывном просмотре телепередач после а) 1 часа б) 45 минут в) 1 – 1,5 часов г) 2 часов60. Ведущая точка отсчета для слепого ребенка при обучении ориентировке в пространстве а) предметы пространственной среды б) голос сопровождающего в) заданная точка отсчета г) собственное тело д) повороты на пути следования61. Автор учебного пособия «Теоретические основы тифлопедагогики» а) Б.К. Тупоногов б) Э.М. Стернинина в) Л.С.Сековец г) Н.Н.Малофеев62. При ходьбе с сопровождающим следует вести слепого а) взяв за руку справа б) положив руку на плечо справа в) взяв под руку слева г) слепой берет под руку сопровождающего левой рукой63. Трость слепого должна быть а) яркого цвета б) белого цвета в) выбирается цвет по вкусу г) цвет не имеет значения64.Опосредованное осязательное восприятие а) обследование предмета двумя руками б) с помощью тифлотехнических средств в) чтение рельефно – точечного шрифта с помощью грифеля г) обследование с использованием остаточного зрения65. Мономануальное осязательное восприятие для незрячего ребенка а) правой рукой б) левой рукой в) двумя руками г) одной (любой) рукой66. Правильное восприятие предмета незрячим ребенком предполагает обследование а) сверху вниз двумя руками б) снизу вверх двумя руками в) справа налево с преимуществом правой руки г) двумя руками с использованием алгоритма осязательного обследования определенной группы предметов67. Наиболее успешный способ формирования самостоятельного выполнения действия незрячим ребенком а) словесное объяснение б) подведение к правильному способу действий путем исключения неверных решений в) выполнение действий с помощью воспитателя, учителя г) практический показ68. Основное условие реабилитации незрячих а) достойное материальное положение б) уровень образования в) создание оптимальных бытовых условий г) включение в деятельность д) наличие хорошего ухода, внимания69.Тип отношений в семье, формирующий у ребенка с дефектом зрения чувство неполноценности а) атмосфера излишней любви и заботы б) чрезмерная строгость, твердость в) эмоциональная отчужденность г) игнорирование трудностей ребенка71. Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, - а) сенсорный опыт учащихся б) дифференцированный подход в обучении в) методы обучения г) типы взаимодействия ребенка с открытым миром д) коррекционно-развивающая направленность обучения72. Сенсорная готовность к школьному обучению, развитие зрительно-моторной координации, зрительная память, восприятие изображений сложной формы, восприятие сюжетных изображений а) виды учебной деятельности б) показатели зрительного восприятия в) анализ остроты зрения и мышления г) познавательная деятельность73.Максимальная наполняемость класса слабовидящих до а) 8 б) 10 в) 12 г) 6 человек74. Оптимальный уровень освещенности рабочей поверхности в школах для слабовидящих а) 100-250 люкс б) 250-500 люкс в) не ниже 500 люкс г) 700 люкс75. Позволяет учитывать индивидуальные зрительные, возрастные, психофизические и личностные особенности учащихся в структуре Федерального базисного плана а) инвариантная часть; б) обязательные подгрупповые и индивидуальные занятия; в) государственная итоговая аттестация; г) вариативная часть.76. Учет индивидуальных, психофизических особенностей, осуществление дифференцированного подхода решают на всех этапах учебной деятельности в календарных, тематических, поурочных планах а) образовательные задачи; б) воспитательные задачи; в) развивающие задачи; г) коррекционные задачи77. Коррекция зрения – а) медикаментозное лечение глазных патологий б) исправление аномалий рефракции глаза оптическими линзами в) операционное лечение глазных заболеваний г) улучшение зрения специальными упражнениями д) оксигенотерапия78. Основное условие формирования личности ребенка с нарушением зрения – а) внимание со стороны взрослых б) познавательный интерес в) оптимальные возможности для приобретения широкого социального опыта г) хорошие условия в семье, школе или интернате79. Автор программы «Содержание работы воспитателя с учащимися начальных классов для детей с нарушением зрения» а) Л.И.Солнцева б) В.П.Ермаков в) Л.П.Григорьева г) В.З.Денискина80. Автор книги «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» а) В.П.Ермаков. б) Б.К.Тупоногов в) Л.И.Плаксина г) В.А.Феоктистова

Сурдопедагог

1. Повреждение и аномалия развития ушной раковины, вплоть до полного отсутствия влекут за собой: а) существенное нарушение слуха б) имеют в основном лишь косметическое значение в) нарушение звуковосприятия г) несущественное нарушение слуха2. Барабанная перепонка отделяет наружный слуховой проход: а) от среднего уха б) от внутреннего уха в) от наружного уха г) от средненаружного3. Выключение слуховой области коры одного полушария ведёт: а) к двустороннему понижению слуха б) к полному нарушению коркового анализа и синтеза звуковых раздражителей в) к двустороннему понижению слуха, но главным образом на противоположное ухо г) к частичному понижению слуха4. При потере слуха в 50-65 дБ разговорная речь воспринимается на расстоянии: а) 4 - 5 метров б) 1- 2 метров в) 0,25 – 1 метра г) у ушной раковины5. При потере слуха более 60-90 дБ разговорная речь воспринимается на расстоянии: а) 4 - 5 метров б) 1 - 2 метра в) 0,25 – 1 м. г) у ушной раковины6. Наружное ухо состоит из: а) ушной раковины и наружного слухового прохода б) барабанной перепонки в) барабанной полости г) слуховой трубы7. При выключении сенсорного центра речи: а) не нарушается анализ и синтез сложных звуковых комплексов б) не нарушается понимание речи в) восприятие тонов и шумов, входящих в состав речи не сохраняется, но различение невозможно г) нарушается понимание речи9. Укажите особые категории людей с недостатками слуха: а) глухие б) тугоухие в) позднооглохшие г) слепоглухие10. Врожденные потери слуха: а) неблагополучная беременность, акушерская патология б) гинетическая глухота в) травмы, кровоизлияния, опухоли г) профессиональные заболевания уха11. По месту ношения слуховые аппараты различают: а) внутриушные б) головные в) наушные г) все типы аппаратов13. Соотнесите тип слухового аппарата со следующей характеристикой: Отсутствует регулятор громкости, аппарат подстраивается «под восприятие звука пользователя» а) конвенциональный б) автоматический в) программируемый г) полуавтоматический14. Кохлеарная имплантация это: а) вживление в слуховую улитку электродов, принимающих и передающих слуховому нерву акустическую информацию б) подача звукового сигнала, преобразующегося в цифровой формат, усиление и индивидуальное видоизменение сигнала в) программа работы слухового аппарата в изменяющейся звуковой среде с занесением в память с помощью компьютера г) усиление и видоизменение сигнала15. Относительно глухих людей, их места в обществе существуют концепции: а) биолого-медицинская и социокультурная б) биологическая в) социальная г) генетическая д) все концепции16. Суть социокультурной концепции относительно глухих: а) Меняется общественный менталитет – растет самосознание глухих, это люди, имеющие право на самобытность б) Глухой человек – отклонение от нормы, которую воплощает слышащий человек. Необходимо привести глухого человека в «норму» в) Глухому человеку нужно восстановить слух г) Глухих людей необходимо отделить от общества слышащих17. Укажите факторы, от которых зависит уровень развития речи (по Р.М. Боскис): а) степень снижения слуха б) время возникновения поражения слуховой функции в) условия, в которых находится ребенок до школы г) индивидуальные особенности ребенка д) все факторы18. По диапазону воспринимаемых глухими звуковых частот к 4 группе глухих принадлежат: а) диапазон 125-250 Гц б) 125-2000 Гц в) 125-500 Гц г) 125-1000 Гц20. Определите, какой взгляд на проблему компенсации глухоты принадлежит С.А. Зыкову: а) Компенсация – синтез биологического и социального факторов б) Коммуникационная система обучения глухих детей словесной речи предполагает усвоение языка как средства общения в) Необходимо привести глухого человека в «норму» г) Все взгляды21. Показатели у глухого ученика сформированности умений использовать слух в восприятии речи это, когда ученик: а) воспринимает текст слухо-зрительно с ЗУА, выполняет задание по тексту б) активно использует слухо-зрительное восприятие в учебном процессе в) пользуется элементами самоконтроля г) использует индивидуальный слуховой аппарат в школе и внеурочное время д) все показатели22. Медицинская классификация нарушений слуха у детей предложена: а) Нейманом Л.В. б) Боскис Р.М. в) Выготским Л.С. г) Рау Ф.Ф.23. По мнению Л.С. Выготского центральным вопросом сурдопедагогики является: а) создание условий для овладения трудовыми навыками б) обучение словесной речи в) формирование мировоззрения и нравственных качеств личности г) развитие неслышащих детей с учетом их своеобразия24. Педагогическое воздействие в работе с глухим ребенком в первую очередь направлено на преодоление и предупреждение дефектов: а) первичных б) вторичных в) третьего порядка г) четвёртого порядка

25. Психическое развитие лиц с недостатками слуха относится к типу онтогенеза:

а) дефицитарномуб) искажённомув) повреждённомуг) задержанному26. Критериями для выделения детей в группы глухих, позднооглохших и слабослышащих по Боским Р.М. являются: а) степень потери слуха б) время возникновения нарушения слуха в) уровень развития речи г) все критерии28. Особенности воображения глухих детей обусловлены: а) замедленным формированием их речи б) неустойчивостью внимания в) прочностью запоминания г) все причины30. Что является первичным дефектом при глухоте: а) нарушения в развитии личности б) нарушения слуха в) нарушение в развитии речи и отставание в нём г) своеобразие развития всех познавательных процессов31. Определите автора следующей концепции: «Использование в качестве материала слуховых занятий смысловых единиц речи – слов, словосочетаний и фраз. При подборе материала для занятий исключена подсказывающая ситуация.» а) Э.И. Леонгард б) Г.А. Зайцева в) П. Губерина г) Кузьмичёва Е.П.32. Г.А Зайцева является автором методической системы: а) Верботональная б) Билингвистическое обучение неслышащих в) «Реабилитация глухих и слабослышащих детей и их интеграция в общество слышащих» г) Биолого-медицинская33. В состав речевого аппарата человека входят: а) головной мозг с подкорковыми узлами и проводящими путями соответствующих нервов б) легкие с бронхами и трахеей (дых. горло) в) гортань, с голосовыми связками г) надставная труба (глотка, нос, рот) д) все компоненты36. Дыхание при речи характеризуется: а) преобладанием фазы выдоха над фазой вдоха б) преобладанием фазы вдоха над фазой выдоха в) равными фазами г) прерыванием фазы выдоха39. Определите акустические признаки, характерные группе гласных звуков: а) тональные звуки б) сонорные звуки в) шумные г) мягкие д) твёрдые40. Выделите основную задачу обучения глухих произношению: а) обеспечить достаточную внятность устной речи б) утвердить устную речь глухого в качестве способа общения с окружающими в) создать базу владения языком г) создать сенсорную базу для усвоения глухими устной речи41. Укажите анализаторы, которые дают возможность глухому воспринимать устную связную речь: а) слуховой б) зрительный в) кожный г) двигательный д) все анализаторы42. Выделить разделы программы обучения произношению: а) средства общения глухих б) чтение с губ в) звуки речи и их сочетания г) все разделы43. Исходные и основные единицы обучения произношению при аналитико-синтетическом методе: а) фонемы б) слоги в) слова и фразы г) тексты45. Соотнесите нормативные требования по произношению количества слогов во фразе на одном выдохе в 6-12 классах: а) 10 – 12 слогов б) 12 – 14 слогов в) 6 – 8 слогов г) 16 и более слогов46. К какому виду дефекта относится характеристика: «Голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепотному, с большой утечкой воздуха.» а) с нарушением силы голоса б) с нарушением нормальной высоты в) с нарушением тембра голоса г) с нарушением силы и высоты47. Определите дефект, связанный с нарушением высоты голоса: а) голос гнусавый б) тихий, слабый в) крикливый г) фальцетный49. Систематическая работа над произношением слова охватывает следующие стороны его фонетического оформления: а) звуко-слоговая структура слова б) ритмическая структура слова в) орфоэпия г) темп произношения д) все стороны работы50. Укажите основные разделы работы над словом (в отличие от видов работы) в процессе обучения произношению в школе глухих: а) работа над словесным ударением б) знакомство с орфоэпическими правилами, применение этих правил в речи в) составление предложений и словосочетаний г) все разделы51. Выделите из перечисленных разделы работы, относящиеся только к работе над произношением фразы: а) слитность произношения б) логическое ударение в) темп произношения г) орфоэпия52. Определите перечисленные виды деятельности, относящиеся к работе над темпом речи: а) повторение за учителем (на основе слухо-зрительного и слухового восприятия) слов в медленном и быстром темпе б) чередование медленного и быстрого произношения слов в) разучивание скороговорок г) все виды деятельности53. Укажите общие направления в обучении произношению звуков речи неслышащих детей: а) формирование первичного умения произносить звук по подражанию б) автоматизация звука с использованием остаточного слуха ребенка в) автоматизация произносительных навыков под контролем педагога г) все направления54. Фонетическая ритмика: а) коррекционная методика обучения и воспитания людей с речевой патологией б) реабилитационная методика воспитания, обучения и лечения детей с речевой патологией в) система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определённого речевого материала г) все методики55. Классификация звуков по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости а) твёрдые – мягкие б) носовые – ротовые в) гласные – согласные г) звонкие - глухие56. Формирование слухо-речевых представлений слабослышащих людей зависит: а) от состояния слуха б) от уровня развития речи в) от индивидуальных особенностей г) от всех факторов57. Выделите один из важнейших и трудных для реализации среди принципов развития слухового восприятия: а) принцип поэтапного формирования умений различать на слух речь и её элементы б) принцип интеграции речевого материала в) использование речи как средства развития речевого слуха г) принцип выработки слухового самоконтроля58. Укажите, к какому из указанных принципов развития слухового восприятия относится характеристика: «Последовательный переход от грубых слуховых дифференцировок к более тонким и точным.» а) принцип развивающих упражнений б) принцип связи развития слухового восприятия с произношением в) принцип поэтапного формирования умений г) принцип коррекции произношения59. Укажите цели развития слухового восприятия неречевыми звуками: а) общее развитие детей, их мыслительной деятельности б) адаптация детей с нарушением слуха в среде слышащих в) выработка слухового внимания к звукам окружающей среды г) все цели60. Соотнесите периоду формирования речевого слуха у детей содержание обучения: «Интенсивное развитие слухового восприятия с формированием навыка восприятия речи на слух. Длительная слуховая тренировка с использованием ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры), накопление слухового словаря.» а) первоначальный период (0-1 кл) б) основной (2-5 кл) в) период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом (6-12 кл) г) дошкольный период61. Укажите требования к учителю и ученику, без которых эффективность индивидуального занятия не может быть достигнута: а) учет состояния слуховой функции б) дозировка слуховой нагрузки в) использование ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры) г) использование разных видов восприятия речи62. Определите первый этап постепенного включения нового материала в слуховой словарь глухих детей (по Е.П.Кузьмичевой): а) незнакомый речевой материал предлагается детям для различения на слух без предварительного объяснения б) речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно, а потом на слух а) в знакомый речевой материал постепенно вводится материал, звуковой образ которого детям незнаком г) речевой материал предлагается слухо-зрительно63. Отберите из перечисленных видов работ на индивидуальном занятии, относящиеся к развитию слухового восприятия: а) различие материала разговорного характера с использованием звукоусиливающей аппаратуры б) упражнения для голоса, губ, языка в) работа со схематическим профилем звука г) упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок64. Укажите формы организации учебной деятельности, относящиеся к работе по развитию слухового восприятия неслышащих детей: а) индивидуальное занятие б) фронтальное занятие в) музыкально-ритмическое занятие г) общеобразовательный урок д) все формы организации

  1. Методика преподавания русского языка как родного в средней школе: лингвометодический аспект

    Программа

    Издание содержит программу, методические рекомендации по изучению лингвометодического аспекта методики преподавания русского языка как родного в средней школе, а также рекомендации по прохождению студентами педагогической практики.

  2. Спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе» (для филологов-бакалавров III курса)

    Программа

    В профессиональную подготовку студентов-бакалавров филологического факультета, будущих преподавателей русского языка в школе, входит спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе, рассчитанный на 36 часов аудиторных занятий.

  3. 032700. 62. 01 Отечественная филология: русский язык и литература аннотации рабочих программ учебных дисциплин

    Литература

    Цель – формирование у студентов через основные культурно-исторические эпохи единого представления об историческом пути российской цивилизации, воспитание принципов гражданственности и чувства патриотизма, развитие у них профессионального

  4. Программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Актуальные проблемы содержания и преподавания русского языка и литературы в условиях модернизации образования»

    Программа

    Структура и содержание Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и литературе. Методика подготовки учащихся к работе с материалами ЕГЭ по русскому языку и литературе.

  5. Глаз имеет шаровидную форму и расположен в костном углублении, называемом глазницей, или орбитой.

    Глазница представляет собой пирамиду, стенки которой образованы костями. Содержимое орбиты тесно контактирует с придаточными пазухами носа, поэтому многие заболевания пазух неблагоприятно отражаются на органе зрения.

    Орбита сообщается также с полостью черепа. В верхненаружном ее отделе имеется небольшое углубление, где располагается слезная железа. Выделяемая слезной железой жидкость - слеза - омывает глазное яблоко и затем через слезные точки и канальцы верхнего и нижнего век попадает в слезный мешок, а потом - в полость носа.

    Большую часть орбиты составляет рыхлая жировая клетчатка, в переднем ее отделе расположен глаз. Кроме жировой клетчатки, в орбите проходят сосуды, нервы и мышцы, осуществляющие движения глаза.

    К защитному аппарату глаза относят веки, слизистую оболочку, костные стенки орбиты, слезные органы. Веки состоят из кожи, мышц, хряща, а с внутренней стороны покрыты тонкой слизистой оболочкой - конъюнктивой.

    Диаметр глаза составляет в среднем 24 мм.

    Наружная оболочка глаза - белая, непрозрачная склера - переходит в переднем отделе в прозрачную роговицу. Наружная оболочка глаза обеспечивает сохранение формы и защищает внутренние структуры глаза от внешних вредных воздействий.

    Роговица принимает участие в преломлении световых лучей, она совершенно прозрачная и сферичная.

    За наружной оболочкой глазного яблока расположена сосудистая оболочка - сосудистый тракт, состоящий из множества сосудов, несущих глазу кровь, богатую питательными веществами и кислородом. Сосудистый тракт состоит из трех частей - радужной оболочки (радужки), ресничного (цилиарного) тела и собственно сосудистой оболочки. Радужная оболочка расположена в переднем отделе глаза и содержит красящее вещество - меланин. В зависимости от его количества у людей бывает различный цвет глаз - голубой, серый, зеленый, коричневый. Если меланина мало, цвет глаз светлый, при большом его количестве глаза темные.

    В центре радужки имеется отверстие - зрачок. Величина зрачка может изменяться в зависимости от освещения. Радужка выполняет роль диафрагмы и регулирует количество света, поступающего на сетчатку. Так, при ярком свете зрачок сужается, в сумерках он становится шире для того, чтобы на сетчатку попадало больше света, как в фотоаппарате. Таким образом достигается четкость изображения предметов.

    Ресничное тело (цилиарное тело) является промежуточной частью между радужкой и сосудистой оболочкой и представляет собой кольцо шириной около 8 мм. Оно содержит ресничную мышцу и отростки. Сокращение мышцы обеспечивает возможность четко видеть на разных расстояниях (аккомодация), а ресничные отростки и радужка вырабатывают внутриглазную жидкость.

    Собственно сосудистая оболочка (хориоидея) составляет заднюю, самую обширную часть сосудистого тракта. Она состоит из сосудов различного калибра и находится между склерой и сетчаткой. Сосудистая оболочка является энергетической базой, обеспечивающей осуществление зрительного акта.

    Внутренняя оболочка глаза - сетчатка (сетчатая оболочка) - наиболее важная и сложно устроенная из всех оболочек глаза. Именно в ней происходит сложный фотохимический процесс переработки световой энергии в нервное возбуждение, которое передается по зрительному нерву в корковый отдел зрения, расположенный в затылочной доли головного мозга. В коре головного мозга осуществляется процесс переработки нервного возбуждения, в результате которого возникает зрительное ощущение - образ объективного мира.

    В сетчатой оболочке насчитывается около 6 млн колбочек и 125 млн палочек. Колбочки предназначены для дневного зрения, они малочувствительны к слабому освещению, с их помощью воспринимаются форма, цвет и детали предметов. Палочки работают в сумерках и ночью. В центральном отделе сетчатки имеется место, называемое желтым пятном, оно является областью наиболее ясного отчетливого зрения. В нем сосредоточена главная масса колбочек. По мере удаления от центра число колбочек уменьшается, а палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки. Зрение периферических отделов сетчатки менее четко, чем центрального, и называется боковым, или периферическим.

    Центральное зрение обеспечивает возможность рассматривать детали предметов, периферическое зрение - возможность ориентироваться в пространстве. При значительном нарушении периферического зрения самостоятельное передвижение человека в пространстве становится невозможным.

    Позади радужной оболочки и зрачка расположен хрусталик - двояковыпуклая прозрачная линза. Хрусталик, так же как роговица, преломляет лучи света, попадающие в глаз, и может менять свою кривизну за счет сокращения мышцы, расположенной в ресничном теле.

    Способность хрусталика сильнее или слабее преломлять лучи света позволяет четко видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях. Хрусталик не имеет сосудов и нервов, его питание осуществляется путем диффузии питательных веществ из внутриглазной жидкости. Он состоит из прозрачных волокон, заключенных в капсулу. В нем постепенно формируется плотное ядро. Пространство между задней поверхностью радужки и передней поверхностью хрусталика называется задней камерой глаза. Позади хрусталика находится большая полость, наполненная прозрачным гелем, который называется стекловидным телом. По своему строению стекловидное тело представляет собой тонкую сеть волокон, между которыми находится бесцветный прозрачный гель. Стекловидным оно называется потому, что совершенно прозрачно и напоминает расплавленное стекло. Стекловидное тело, так же как роговица и хрусталик, является преломляющей средой глаза, с помощью которой лучи света, преломляясь, собираются в фокусе на сетчатке.

    Между роговой оболочкой и радужкой находится пространство, наполненное внутриглазной жидкостью, которое называется передней камерой глаза, глубина которой с возрастом уменьшается наряду со снижением в ней объема жидкости. Внутриглазная жидкость питает роговую оболочку и хрусталик и играет большую роль в сохранении их прозрачности. Она вырабатывается в ресничном теле и постоянно оттекает из глаза через угол передней камеры.

    Слаженная работа всех отделов глаза обеспечивает зрение вдаль и вблизи, восприятие цветов, ориентацию в пространстве и возможность видеть в сумерках.

    Глаза позволяют видеть не только те предметы, которые находятся непосредственно прямо перед собой, но и по сторонам. Это называется периферическим зрением.

    Центральное и периферическое зрение человека позволяет видеть определенные области пространства, что обеспечивают поля зрения. Поля характеризуются углом обзора в неподвижном состоянии глаз. В зависимости от положения предмета по отношению к сетчатке разные цвета воспринимаются под разными углами.

    Центральное зрение – это то, которое обеспечивает центральный отдел сетчатки и позволяет рассматривать мелкие элементы. Острота зрения зависит именно от функционирования этой части сетчатки.

    Периферическое зрение – это не только те предметы, на которых фокусируется глаз сбоку от него, но и находящиеся вокруг этого предмета размытые соседние предметы, движущиеся объекты и т.д. Поэтому периферическое зрение так важно: оно обеспечивает ориентацию человека в пространстве, его способность ориентироваться в окружающей обстановке.

    Периферическое зрение лучше развито у женщин, а центральное – у мужчин. Угол периферического зрения у человека равен приблизительно 180 0 если рассматривать по горизонтальной плоскости и около 130 0 по вертикальной.

    Определение центрального и периферического зрения возможно как простыми, так и сложными методами. Исследование центрального зрения проводится при помощи известных всем таблиц Сивцева с буквами разного размера, располагающихся в столбик. Острота зрения при этом на оба глаза может быть 1 и даже 2, хотя норма считается при прочтении 9 строчек таблицы.

    Методы определения периферического зрения

    Использование простого метода не требует специальных инструментов и приспособлений. Исследование проводится так: для этого медсестра и пациент закрывают разные глаза, сидя лицом к лицу друг к другу. Медсестра водит рукой справа налево, и пациент должен сказать, когда увидит ее. Поля определяются для каждого глаза по отдельности.

    Для других методов определения необходим специальный аппарат, который позволит быстро и без лишних усилий исследовать каждый отдел сетчатки, определить поля зрения, угол обзора. Например, кампиметрия, которая проводится при помощи сферы. Однако такой метод пригоден только для того, чтобы исследовать небольшой отдел периферического зрения.

    Наиболее современным методом, позволяющим определить поля зрения, является динамическая периметрия. Это аппарат, в котором располагается картинка, которая имеет различную яркость и размеры. Человек только кладет голову на аппарат, а далее тот сам производит необходимые замеры.

    Количественная периметрия используется для определения глаукомы даже на ранней стадии.

    Есть еще и визоконтрастопериметрия, которая представляет собой решетки, которые образованы черно-белыми и цветными полосами разного диаметра и размера. При нормальной сетчатке без нарушений решетка воспринимается в первозданном виде. Если имеются нарушения, то происходит нарушение восприятия этих структур.

    Исследование поля зрения человека нуждается в некоторой подготовке к процедурам периметрии.

    • При проверке одного глаза необходимо тщательно закрывать второй, чтобы не исказить результаты.
    • Исследование будет объективным, если голова человека будет располагаться напротив нужной метки.
    • Для того, чтобы пациент мог сориентироваться с тем, что ему нужно говорить, ему показывают подвижные метки, рассказывают о том, как будет происходить процедура.
    • Если определяется поле зрения цвета, то необходимо фиксировать тот показатель, при котором четко определяется цвет на метке. Полученные результаты наносят в отдел бланка, где рядом расписаны нормальные показатели. Если выявляются выпадения участков, то их зарисовывают.

    Нарушения периферического зрения

    За выполнение центрального и периферического зрения отвечают так называемые колбочки и палочки. Первые все направляются в центральный отдел сетчатки, вторые – по ее краям. Нарушение периферического зрения обычно является симптомом патологических процессов вследствие травмы глаза, воспалительных процессов оболочек глаза.

    Физиологически различают определенные участки поля зрения, которые выпадают из обзора, их называют скотомами. Они могут возникать из-за начала разрушительного процесса в сетчатке и определяться путем определения предметов в поле зрения. В таком случае говорят о положительной скотоме. Отрицательной она будет в том случае, если для ее определения необходимо исследование при помощи аппарата. Мерцательная скотома то появляется, то исчезает. Обычно ее вызывает спазм сосудов головного мозга. Когда человек закрывает глаза, то он видит круги или другие элементы разного цвета, которые могут выходить за пределы периферического зрения.

    Кроме исследования наличия скотомы существует классификация по расположению пятна: периферическая, центральная или парацентральная.

    Потеря угла обзора может происходить различными путями:

    1. Тоннельное зрение – это потеря поля зрения вплоть до небольшого центрального участка.
    2. О концентрическом сужении говорят в том случае, когда поля равномерно сужаются со всех сторон, оставляя небольшой показатель в 5-10 0 . Поскольку центральное зрение сохраняется, то и острота зрения может оставаться прежней, однако способность ориентироваться в окружающей обстановке он теряет.
    3. Когда центральное и периферическое зрение теряется симметрично с обеих сторон, то происходит это чаще всего по вине опухоли.
    4. Если страдает такая анатомическая структура, как перекрещивание зрительных путей, или хиазма, то поля зрения потеряются в височной области.
    5. Если поражается зрительный тракт, то на обоих глазах потеря поля произойдет с соответствующей стороны (правой или левой).

    Причины потери зрительного поля

    Потеря части поля может происходить из-за ряда причин:

    • глаукома или другая патология сетчатки;
    • появление опухоли;
    • отек зрительного нерва и дистрофические изменения в сетчатке.

    Глаукома проявляется появлением потемнения в области зрачка, при этом может происходить потеря как центрального, так и периферического зрения. Она приводит к полной потере зрения при прогрессировании патологии, поскольку для него характерно отмирание зрительного нерва. Причиной этого нарушения является повышение внутриглазного давления. Провоцирующим фактором становится также возраст, обычно после 40 лет. При глаукоме зрение нарушается в области носа.

    Глаукома обычно начинается с рези в глазах, мелькания мушек, усталости глаз даже при незначительной нагрузке. Далее распространение процесса вызывает затруднения при попытке рассмотреть определенные участки картинки. Процесс может затрагивать один глаз, но чаще поражает оба глаза.

    Опухолевые процессы тканей глаза на начальной стадии проявляются выпадением части зрения, до 25%. Кроме того, заподозрить наличие опухоли можно в том случае, если возникает ощущение инородного тела, боль и резь в глазах.

    При появлении отека нерва и дистрофических изменений сетчатки потеря периферического зрения человека происходит равномерно и не превышает 5-10 градусов.

    Развитие периферического зрения

    Не всем понятно назначение тренировки бокового зрения, однако с учетом того, что это определяет активность работы мозга и тренирует внимание, то развивать боковое зрение никому не помешает. Получение косвенной информации об объектах позволяет обработать ее и сохранить в памяти, даже если сразу эта информация и не используется.

    Развить центральное и периферическое зрение можно при помощи вспомогательных упражнений:

    Центральную часть обзора закрывают, что вынуждает глаз концентрировать внимание на тех объектах, которые находятся на периферии. Периодически объект в центре убирают, чтобы концентрация на боковых объектах происходила по желанию человека.

    Второе упражнение тренирует зрение по таблице, в которой вразброс расположены цифры. Их может быть различное количество. В центре таблицы находится красная точка, глядя на которую, нужно подсчитать цифры по порядку. Начинать следует с таблицы с малым количеством цифр, переходя далее к большему. Поиск можно осуществлять по времени, постепенно его сокращая, что будет стимулировать улучшить свой результат.