Всероссийский медиапроект "Российская нация" - все этносы России как неразделимые части единой Российской нации. Чеченский народ: культура, традиции и обычаи

ЧЕЧЕНЦЫ, нохчий (самоназвание), народ в Российской Федерации, основное население Чечни.

По данным Переписи населения 2002 года, в России живет 1 млн 361 тыс. чеченцев. По данным Переписи 2010 года - 1 млн 431 тыс. Живут также в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, Москве, а также в Казахстане, Киргизии, Украине и др.

Этноним

В армянских источниках 7 века чеченцы упоминаются под именем "нахча матьян" ("говорящие на языке нохчи"). В документах 16-17 веков встречаются племенные названия чеченцев (ичкеринцы, ококи, шубуты и др .). Название чеченцы было русской транслитерацией кабардинского "шешеи" и происходило от названия села Большой Чечен.

Язык

Говорят чеченцы на чеченском языке нахской группы нахско-дагестанской ветви северокавказской языковой семьи . Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Распространен также русский язык. Письменность после 1917 года сначала на основе арабской, затем латинской графики, а с 1938 года - на основе русского алфавита.

Религия

Верующие чеченцы - мусульмане-сунниты . Распространены суфийские учения двух толков -накшбанди и надири. Основными божествами домусульманского пантеона были бог солнца и неба Дела, бог грома и молнии Села, покровитель скотоводства Галь-Ерды, охоты - Елта, богиня плодородия Тушоли, бог загробного мира Эштр. Ислам проникает в Чечню в 13 веке через Золотую Орду и Дагестан. Полностью чеченцы обращены в мусульманство в 18 веке. Важным элементом чеченского общества являются суфийские общины-вирды вместе с родовыми кланами (тейпами), хотя приоритетную социальную роль в настоящее время играют обычные гражданские институты.

Традиционные занятия

Земледелие и скотоводство. Чеченцы разводили овец, крупный рогатый скот, а также породистых лошадей для верховой езды . Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйственная специализация: получая хлеб с равнины, горные чеченцы сбывали взамен излишки скота. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесла, горный промысел, производство шелка, обработки кости и рога.

Одежда

Традиционная мужская одежда чеченцев - рубаха, штаны, бешмет, черкеска . Мужские головные уборы - высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание ее влекло кровную месть.

Основными элементами женской одежды чеченок - рубаха и штаны . Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда до земли. Цвет одежды определялся статусом женщины, различался у замужних, незамужних и вдов.

Несмотря на все разговоры о репрессиях, численность чеченцев и ингушей в СССР возрастала очень быстро. Советская власть создала почти идеальные условия для их жизни. Численность русских не так быстро, но все же росла вплоть до 1989 года. Потом начался демографический коллапс.

В Российской империи чеченцев и ингушей, как и других народов Кавказа, тоже становилось больше. Но численность этих народов увеличивалась при царях не быстрее, а медленнее, чем численность православных славян. То есть в Империи славяне чувствовали себя намного лучше, чем потом в СССР.

Самыми «проблемными» годами для чеченов и ингушей были годы Кавказской войны (1830-е, 40-е, 50-е, 60-е), когда они не только гибли в ходе военных действий и голода, но массами выселялись в Турцию от «власти неверных». И два десятилетия после Второй мировой войны, когда часть из них была выселена в Казахстан.

Русские и чеченцы как бы символизируют собой прямо противоположные тенденции развития.

В 1861 году в России было 140 тысяч чеченцев. В 1867 году - 116 тысяч, в 1875 году - 139,2 тысячи, 1889 году - 186 618 тысячи, 1897 году - 226,5 тысячи, наконец, в 1913 году - 245,5 тысяч человек.

В течение 1960-х годов по уровню рождаемости чеченцы опережали даже народы Средней Азии. С 1959 по 1970 год их численность возросла на 46,3 процента и составила 612,7 тысяч человек.

По данным переписи населения 1979 года, численность чеченцев выросла до 756 тысяч. В сравнении с показателем предыдущей переписи, прирост их равнялся 23,4 процентам. В следующем десятилетии численность чеченцев увеличилась на 26,8 процента и в 1989 году достигла 958 309 человек.

В течение последних десятилетий неуклонно увеличивалось чеченское население в Сунженском районе и в городе Грозном. В 1970 г. в Сунженском районе проживало 9452 чеченца (15,5 процента от числа жителей этого района), в 1979 г. - 11 240 (18,8 процента), а в 1989 г. - 13 047 (21,4 процента). По другим данным, в Сунженском районе насчитывается около 17 тысяч чеченцев.
Если в 1970 г. в Грозном проживало всего лишь 59 279 чеченцев и их доля в населении города не превышала 17,4 процента, то в 1989 году их было уже 121 350 человек. Другими словами, каждый третий житель Грозного являлся чеченцем.

По данным всесоюзной переписи населения 1989 года, на территории Чечено-Ингушской АССР проживало 1 270 429 человек, из них чеченцев - 734 501, русских - 293 771, ингушей - 163 762, армян - 14 824, татар - 14 824, ногайцев - 12 637. При этом на территории Чечни проживало около 1 100 тысяч человек.
В 2010 году в Чечне осталось 24382 русских (1,9 %). Для сравнения: в 1989 году в одном только Грозном русских было 210 тысяч человек.

Численность постоянного населения Чеченской Республики на 1декабря 2013 года составила 1 344 900 человек и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 21,7 тысячи человек или на 1,6 %. Это самый высокий рост численности населения на территории РФ.

От политики геноцида в Чечне за последние 25 лет пострадали не только русские, но и все русскоговорящее население (украинцы, белорусы, армяне и евреи). В 1989 году в Чечне и Ингушетии их было 326,5 тысячи человек. По переписи 2002 года осталось только 48 тысяч - на 278,5 тысячи меньше.
половину русскоговорящего населения (24,6 тысячи человек) составляли в Чечне и Ингушетии российские солдаты.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы.

В ХХ веке численность чеченцев и ингушей в быстро увеличивалась. По данным переписей, она составляла в тысячах человек: в 1926 - 393, в 1939 - 500, в 1959 - 525, в 1970 - 770, в 1979 - 942, в 1989 - 1.114 тысяч.
Численность чеченцев и ингушей за 1926-1959 годы выросла на 33,6%, намного сильнее, чем у других народов СССР (например, у казахов за тот же период она упала на 9%, у калмыков - на 20%, у абхазов выросла на 15%)

По нашей оценке, численность чеченцев и ингушей в России в 2002 году составила 1232 тысячи человек (в границах бывшего СССР около 1300 тысяч).
В 2010 году ингушей (галга, галгаи, калгаи, карабулакцы, мелхи (с языком ингушским), орстхоевцы, орстхойцы, ортсхой, орцхо, эрштхой) в России было
444.833 человек.
Чеченцев (бенойцы, вайнахи, гехинцы, ичкерийцы, мелхи, нахчо, нохчий, нохчо, орстхоевцы (с языком чеченским), орстхой, орстхойцы (с языком чеченским), чеченцы-аккинцы, акинцы, аккий, аккинцы, аккой, аккхий, ауховцы, чеченцы-акинцы, экинцы) - 1.431.360 человек.

А вот статистика роста и(или) уменьшения численности русского населения в России:

1898 - 55.667.469
1926 - 74.072.096
1939 - 90.306.276 +21,92%
1959 - 97.863.579 +8,37%
1970 - 107.747.630 +10,10%
1979 - 113.521.881 +5,36%
1989 - 119.865.946 +5,59%
2002 - 115.889.107 -3,32%
2010 - 111.016.896 -4,20%

Эта статистика говорит сама за себя. Она тем более печальна, что после 1991 года русское население РФ постоянно увеличивалось за счет переселения в Россию русских из отделившихся территорий бывшего СССР. Несмотря на это, общая численность русских в последние 25 лет непрерывно падает.

Комментарии читателей (2)

    у Вас тоже нет данных после 2010 г? можно было бы еще добавить, что странно, что засекретили уровень рождаемости и смертности после 2010 г.

    Это статистика русских в России
    опять оговорюсь: РУССКИХ –
    не кавказа, не туркменов, не никогда не существовавших “россиян”
    (год – численность – динамика) :

    1896 = 55.667469
    1926 = 74.072096
    1939 = 90.306276 +21,92%
    1959 = 97.863579 +8,37%
    1970 = 107.747630 +10,10%
    1979 = 113.521881 +5,36%
    1989 = 119.865946 +5,59%
    2002 = 115.889107 -3,32%
    2010 = 111.016896 -4,20%

    С “южными мусульманами” – кавказом энд среднеазиатами –
    динамика ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ!

    численность чеченов:

    за 100 лет – с 1889 по 1989 – выросла в ПЯТЬ раза
    с 186.618 – по 958.309

    за 20 лет – с 1989 по 2010 – выросла на 66 процентов
    с 958.309 – по 1.431.360

    численность “ВАЙНАХОВ” – чеченов энд ингушей –

    за 80 лет – с 1897 по 1979 – выросла почти в ТРИ С ПОЛОВИНОЙ раза
    с 272 тыс. (226,500 + 45,500) – по 942.000 (756.000 + 186.000)

    с 1979 по 2010 – примерно УДВОИЛОСЬ
    с 942.000 (756.000 + 186.000) – по 1.876.200 (1.431.360 + 444.833)
    (удвоение за 30 лет – за 100 лет это даст ВОСЕМЬ раз)

    С 1861 по 1913 год прирост 105,5 тыс. чел, или 75,4 процентов
    (с 140 по 245,5)
    с 1913 по 1926 год прирост 73 тыс. чел, или 29,9 процентов
    (с 245,5 по 318,5)

    1861 г. – 140 тыс. чел.
    1867 г. - 116 тыс.
    1875 г. - 139,2 тыс.
    1889 г. - 186 618 чел.
    1897 г. - 226,5 тыс. (а по другим сообщениям - 187 635 чел.)
    чеченцев и ингушей – 272 тыс. чел.
    1913 г. - 245,5 тыс. чел.

    1926 г. – 318,5 тыс. чел.
    чеченцев и ингушей – 393 тыс. чел.
    1939 г. – 408,5 тыс. чел.
    Накануне войны – приблизительно в 433 тыс. чел
    чеченцев и ингушей – около 500 тыс. чел.

    1959 – 418,8 тыс. чел.
    с 1939 по 1959 год прирост 2,6 процента
    чеченцев и ингушей – 525 тыс. чел.

    1970 – 612,7 тыс. чел.
    С 1959 по 1970 год прирост 46,3 процента
    чеченцев и ингушей – 770 тыс. чел.

    1979 – 756 тыс. чел.
    прирост 23,4 процента
    чеченцев и ингушей – 942 тыс. чел.

    1989 – 958 309 чел
    прирост 26,8 процента
    чеченцев и ингушей – 1114 тыс. чел.

    численность чеченцев и ингушей за 1926-1959 годы выросла на 33,6%
    (у казахов за тот же период она упала на 9%, у калмыков - на 20%,
    у абхазов хотя и выросла, но всего на 15%)

    в г. Грозном
    1970 г. – 59 279 чеченцев – 17,4 процента
    1989 г. – 121 350 чел. – почти треть

    В Грозном до войны проживало 397 тыс. человек
    русских – 210 тыс. человек.

    1989 на территории Чечено-Ингушской АССР проживало 1 270 429 человек,
    из них чеченцев - 734 501, русских - 293 771, ингушей - 163 762, армян - 14 824, татар - 14 824, ногайцев - 12 637 и т. д.
    на территории Чечни проживало около 1 100 тыс. человек

    Русскоговорящее население
    В 1989 году – 326,5 тысячи человек

    в Чечено-Ингушской АССР
    в 1989 году – 269130 русских (24,8 % населения)

    в Чеченской республике
    в 2002 – 48 тысяч - на 278,5 тысячи меньше.
    (из них 24,6 тысячи человек – российские солдаты)

    в 2010 – 24382 русских (1,9 %)

    Численность постоянного населения Чеченской Республики
    2013 год – 1344,9 тыс. человек

    перепись 2002 года – во всей “Россиянии”
    чеченцев и ингушей
    1773 тыс. чел,
    экспертная оценка –
    1232 тыс. чел,

    в 2010 году – во всей “Россиянии”
    чеченцев и ингушей
    1.876.200
    Ингуши - 444.833
    Чеченцы - 1.431.360
    С 1979 – примерно УДВОИЛОСЬ
    (удвоение за 30 лет – за 100 лет это даст ВОСЕМЬ раз –
    за предшествующие 90 лет – с 1889 по 1979 – в ЧЕТЫРЕ раза)

    В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).
    Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы.

Древнейшим народом мира, жителями Кавказа, считаются чеченцы. По мнению археологов, на рассвете человеческой цивилизации Кавказ был очагом, в котором зарождалась культура человека.

Те, кого мы привыкли называть чеченцами, появились в XVIII веке на Северном Кавказе из-за отделения нескольких древних родов. Они прошли через Аргунское ущелье по Главному хребту Кавказа и поселились на гористой части современной республики.

Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями.

Культура и быт чеченского народа

С III века Кавказ был местом, где пересекались пути цивилизаций земледельцев и кочевников, соприкасались культуры разных древних цивилизаций Европы, Азии и Средиземноморья. Это отразилось в мифологии, устном народном творчестве и культуре.

К сожалению, запись народного эпоса чеченцев началась достаточно поздно. Виной тому вооруженные конфликты, которые потрясали эту страну. В результате огромные пласты народного творчества - языческой мифологии, нартского эпоса - были безвозвратно утеряны. Творческую энергию народа поглотила война.

Печальную лепту внесла политика, проводимая предводителем кавказских горцев - имамом Шамилем. Он увидел в демократической, народной культуре угрозу своему правлению. За более чем 25-летнее его пребывания у власти в Чечне были запрещены: народная музыка и танцы, художество, мифология, соблюдение национальных обрядов, традиций. Разрешены были только религиозные песнопения. Все это отрицательно сказалось на творчестве и культуре народа. Но чеченскую самобытность нельзя убить.

Традиции и обычаи чеченского народа

Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.

Правила гостеприимства

Корни этой доброй традиции берут свое начало в глубине веков. Большинство семей жили в сложных, труднопроходимых местах. Они всегда предоставляли путнику кров и пищу. Нуждается человек, знакомый или нет - он получал это без лишних расспросов. Это заведено во всех семьях. Тема гостеприимства проходит красной линией во всем народном эпосе.

Обычай, связанный с гостем. Если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить.

И еще о гостеприимстве. При гостях хозяин занимает положение ближе к двери, говоря, что важным здесь является гость.

Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично.

Если зашел сосед или родственник, пусть и дальний, то обслуживать их будут юноши и младшие члены семьи. Женщины не должны показываться гостям.

Мужчина и женщина

У многих может сложиться мнение, что в Чечне ущемлены права женщин. Но это не так - мать, вырастившая достойного сына, обладает равным голосом в принятии решений.

Когда женщина заходит в помещение - мужчины, находящиеся там, встают.

Особые церемонии и приличия должны выполняться к приехавшей гостье.

Когда идут рядом мужчина и женщина, женщина должна отставать на шаг. Мужчина обязан принять первым опасность.

Жена молодого мужа сначала кормит его родителей, а уж потом мужа.

Если между парнем и девушкой имеется родство, пусть даже очень дальнее, связь между ними не одобряется, но и грубым нарушением традиции это не является.

Семья

Если сын потянулся к сигарете и отец узнает об этом, он должен через мать сделать внушение о вреде и недопустимости этого, и сам должен немедленно расстаться с этой привычкой.

При ссоре или драке между детьми родители сначала должны отругать своего ребенка, а уж потом разбираться, кто прав, кто виноват.

Тяжкое оскорбление для мужчины, если кто-то прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдно полученной пощечине.

Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом он обязан вежливо и почтительно поздороваться.

Крайне бестактно перебивать старшего или затевать без его просьбы или разрешения разговор.

Первые чеченские государства появились в Средние века. В XIX столетии после продолжительной Кавказской войны страна стала частью Российской империи. Но и в дальнейшем история Чечни была полна противоречивых и трагических страниц.

Этногенез

Чеченский народ формировался на протяжении долгого времени. Кавказ всегда отличался этническим многообразием, поэтому даже в научной среде до сих пор не сложилось единой теории о происхождении этой нации. Чеченский язык принадлежит к Нахской ветви Нахско-дагестанской языковой семьи. Ее также называют восточнокавказской, согласно расселению древних племен, ставших первыми носителями этих наречий.

История Чечни началась с появления вайнахов (сегодня под этим термином подразумевают предков ингушей и чеченцев). В его этногенезе поучаствовали самые разные кочевые народы: скиф, индоиранцы, сарматы и т. д. Археологи приписывают к предкам чеченцев носителей колхидской и кобанской культур. Их следы разбросаны по всему Кавказу.

Древняя история

Из-за того, что история древней Чечни прошла в отсутствие централизованного государства, о событиях до самого Средневековья судить крайне сложно. Доподлинно известно только то, что в IX веке вайнахи были подчинены своими соседями, создавшими Аланское царство, а также горными аварцами. Последние в VI-XI столетиях жили в государстве Сарире со столицей в Тануси. Примечательно, что там были распространены как ислам, так и христианство. Однако история Чечни сложилась так, что чеченцы стали мусульманами (в отличие, например, от своих соседей грузинов).

В XIII веке начались монгольские нашествия. С тех пор чеченцы не покидали гор, опасаясь многочисленных орд. Согласно одной из гипотез (у нее есть и противники), тогда же было создано первое раннефеодальное государство вайнахов. Это образование просуществовало недолго и было уничтожено во время нашествия Тамерлана в конце XIV столетия.

Тейпы

На протяжении долгого времени равнинные районы у подножья Кавказских гор контролировались тюркоязычными племенами. Поэтому история Чечни всегда была связана с горами. Образ жизни ее жителей также формировался в соответствии с условиями ландшафта. В изолированных аулах, куда порой вел только один перевал, возникли тейпы. Это были территориальные образования, созданные согласно родоплеменной принадлежности.

Возникшие еще в Средние века, тейпы существуют до сих пор и остаются важным явлением для всего чеченского общества. Эти союзы создавались для защиты от агрессивных соседей. История Чечни изобилует войнами и конфликтами. В тейпах зародился обычай кровной мести. Эта традиция привнесла свои особенности в отношения между тейпами. Если разгорался конфликт между несколькими людьми, он обязательно перерастал в родовую войну вплоть до полного уничтожения противника. Такой была история Чечни с древнейших времен. существовала очень долгое время, так как тейповая система во многом подменила государство в привычном понимании этого слова.

Религия

Сведений о том, какой была древнейшая история Чечни, до наших дней практически не сохранилось. Некоторые археологические находки позволяют утверждать, что вайнахи вплоть до XI века были язычниками. Они поклонялись местному пантеону божеств. У чеченцев существовал культ природы со всеми характерными для него чертами: священными рощами, горами, деревьями и т. д. Было распространено знахарство, магия и другие эзотерические практики.

В XI-XII вв. в этом регионе Кавказа началось распространение христианства, которое шло из Грузии и Византии. Однако вскоре константинопольская империя развалилась. На место христианства пришел ислам суннитского толка. Чеченцы переняли его у соседей-кумыков и Золотой Орды. Ингуши стали мусульманами в XVI веке, а жители отдаленных горных аулов - в XVII веке. Но еще долгое время ислам не мог повлиять на общественные обычаи, которые гораздо больше основывались на национальных традициях. И только в конце XVIII века суннизм в Чечне занял примерно те же позиции, что и в арабских странах. Связано это было с тем, что религия стала важным инструментом борьбы против русской православной интервенции. Ненависть к чужакам разжигалась не только на национальной, но и на конфессиональной почве.

XVI столетие

В XVI веке чеченцы начали занимать опустевшие равнины в долине реки Терек. В то же время большая часть этого народа осталась жить в горах, приспособившись к их природным условиям. Уходившие на север искали там лучшей доли. Население естественным образом росло, а скудных ресурсов стало не хватать. Теснота и голод заставили многие тейпы обосноваться на новых землях. Колонисты строили небольшие села, которые называли по имени своего рода. Часть этой топонимики сохранилась до наших дней.

История Чечни с древнейших времен была связана с опасностью со стороны кочевников. Но в XVI столетии они стали гораздо менее могущественными. Золотая Орда распалась. Многочисленные улусы постоянно воевали друг с другом, отчего не могли установить контроль над соседями. Кроме того, именно тогда началась экспансия Русского царства. В 1560 гг. были завоеваны Казанское и Астраханское ханства. Иван Грозный стал контролировать все течение Волги, таким образом получив выход к Каспийскому морю и Кавказу. У России в горах были верные союзники в лице кабардинских князей (Иван Грозный даже женился на - дочери кабардинского правителя Темрюка).

Первые контакты с Россией

В 1567 году русские основали Терский острог. Об этом Ивана Грозного попросил Темрюк, который надеялся на помощь царя в конфликте с крымским ханом - вассалом османского султана. Местом строительства крепости стало устье реки Сунжи - притока Терека. Это было первое русское поселение, возникшее в непосредственной близости от земель чеченцев. На протяжении долгого времени именно Терский острог был плацдармом московской экспансии на Кавказе.

Колонистами выступали гребенские казаки, которые не боялись жизни на далекой чужбине и своей службой защищали интересы государя. Именно они установили прямой контакт с местными уроженцами. История народа Чечни интересовала Грозного, и он принял первое чеченское посольство, которое отправил влиятельный князь Ших-мурза Окоцкий. Он попросил покровительства у Москвы. Согласие на это дал уже сын Ивана Грозного Однако этот союз просуществовал недолго. В 1610 году Ших-мурза был убит, его наследник свержен, а княжество захвачено соседним племенем кумыков.

Чеченцы и терские казаки

Еще в 1577 году было образовано основу которого составили переселившиеся с Дона, Хопра и Волги казаки, а также православные черкесы, осетины, грузины и армяне. Последние бежали от персидской и турецкой экспансии. Многие из них обрусели. Рост казачьей массы был значительным. Этого не могла не заметить Чечня. История происхождения первых конфликтов между горцами и казаками не зафиксирована, но со временем стычки становились все более частым и обыденным явлением.

Чеченцы и другие коренные жители Кавказа устраивали набеги, чтобы захватить скот и другую полезную добычу. Нередко мирных жителей уводили в плен и позже возвращали за выкуп или делали их рабами. В ответ на это казаки также устраивали рейды в горы и грабили аулы. И тем не менее такие случаи были скорее исключением, чем правилом. Часто наступали длительные периоды мира, когда соседи торговали между собой и обзаводились родственными связями. Со временем чеченцы даже переняли у казаков некоторые особенности ведения хозяйства, а казаки, в свою очередь, стали носить одежду, очень похожую на горскую.

XVIII век

Вторая половина XVIII столетия на Северном Кавказе ознаменовалась строительством новой русской укрепленной линии. Она состояла из нескольких крепостей, куда приезжали все новые колонисты. В 1763 году был основан Моздок, затем Екатериноградская, Павловская, Марьинская, Георгиевская.

Эти форты заменили Терский острог, который чеченцам однажды даже удалось разграбить. Меж тем в 80-е годы в Чечне стало распространяться шариатское движение. Популярными стали лозунги о газавате - войне за исламскую веру.

Кавказская война

В 1829 году был создан Северо-Кавказский имамат - исламское теократическое государство на территории Чечни. В то же время у страны появился собственный национальный герой Шамиль. В 1834 году он стал имамом. Ему подчинялись Дагестан и Чечня. История возникновения и распространения его власти связана с борьбой против российской экспансии на Северном Кавказе.

Борьба с чеченцами продолжалась несколько десятилетий. На определенном этапе Кавказская война переплелась с войной против Персии, а также Крымской войной, когда против России выступили западные страны Европы. На чью помощь могла рассчитывать Чечня? История государства нохчей в XIX веке не была бы столь долгой, если бы не поддержка Османской империи. И тем не менее, несмотря на то, что султан помогал горцам, Чечня была окончательно покорена в 1859 году. Шамиль был сначала пленен, а затем жил в почетной ссылке в Калуге.

После Февральской революции чеченские банды начали нападать на окрестности Грозного и Владикавказскую железную дорогу. Осенью 1917-го с фронта Первой мировой войны на родину вернулась так называемая «туземная дивизия». Она состояла из чеченцев. Дивизия устроила настоящий бой с терскими казаками.

Скоро в Петрограде к власти пришли большевики. Их Красная гвардия вошла в Грозный уже в январе 1918 года. Часть чеченцев поддержала советскую власть, другие ушли в горы, третьи помогали белым. С февраля 1919 года Грозный находился под контролем войск Петра Врангеля и его британских союзников. И только в марте 1920-го Красная армия окончательно утвердилась в

Депортация

В 1936 году была образована новая Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая республика. Меж тем в горах оставались партизаны, которые выступали против большевиков. Последние такие банды были уничтожены в 1938 году. Однако сепаратные настроения у части жителей республики остались.

Скоро началась Великая Отечественная война, от которой пострадала и Чечня, и Россия. История борьбы с немецким наступлением на Кавказе, как и на всех остальных фронтах, отличалась сложностью для советских войск. Большие потери усугублялись появлением чеченских формирований, которые действовали против красноармейцев или даже входили в сговор с нацистами.

Это дало повод советскому руководству начать репрессии против всего народа. 23 февраля 1944 года все чеченцы и соседние ингуши, вне зависимости от отношения к СССР, были депортированы в Среднюю Азию.

Ичкерия

Чеченцы смогли вернуться на родину только в 1957 году. После распада Советского Союза в республике вновь пробудились сепаратные настроения. В 1991 году в Грозном была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия. Некоторое время ее конфликт с федеральным центром пребывал в замороженном состоянии. В 1994 году президент России Борис Ельцин решил ввести в Чечню войска, чтобы восстановить там власть Москвы. Официально операция была названа «мерами по поддержанию конституционного порядка».

Первая Чеченская война завершилась 31 августа 1996 года, когда были подписаны Хасавюртовские соглашения. Фактически этот договор означал вывод федеральных войск из Ичкерии. Стороны договорились определить статус Чечни до 31 декабря 2001 года. С наступлением мира Ичкерия стала независимой, хотя это юридически и не признавалось Москвой.

Современность

Даже после подписания Хасавюртовских соглашений обстановка на границе с Чечней оставалась крайне неспокойной. Республика стала укрытием для экстремистов, исламистов, наемников и просто преступников. 7 августа бригада боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба вторглась в соседний Дагестан. Экстремисты хотели создать на его территории независимое исламистское государство.

История Чечни и Дагестана очень похожа, и не только из-за географической близости, но и в связи со схожестью этнического и конфессионального составов населения. Федеральные войска начали контртеррористическую операцию. Сначала боевики были выброшены с территории Дагестана. Затем российская армия вновь вошла в Чечню. Активная боевая фаза кампании закончилась летом 2000 года, когда был очищен Грозный. После этого официально еще на протяжении 9 лет сохранялся режим контртеррористической операции. Сегодня Чечня - один из полноправных субъектов Российской Федерации.

Вопрос о происхождении чеченского народа до сих пор вызывает дискуссии. По одной из версий, чеченцы – автохтонный народ Кавказа, более экзотическая версия связывает появление чеченского этноса с хазарами.

Трудности этимологии

Возникновение этнонима «чеченцы» имеет множество объяснений. Некоторые ученые предполагают, что это слово является транслитерацией наименования чеченского народа у кабардинцев - «шашан», которое, возможно, произошло от названия села Большой Чечен. Предположительно, именно там в XVII столетии русские впервые встретились с чеченцами. Согласно другой гипотезе, слово «чечен» имеет ногайские корни и переводится как «разбойный, лихой, вороватый человек».

Сами чеченцы себя называют «нохчи». Это слово имеет не менее сложную этимологическую природу. Кавказовед конца XIX – начала XX столетия Башир Далгат писал, что имя «нохчи» может быть употребляемо как общее племенное название и у ингушей, и у чеченцев. Впрочем, в современном кавказоведении в обозначении ингушей и чеченцев принято использовать термин «вайнахи» («наши люди»).

В последнее время ученые обращают внимание на другой вариант этнонима «нохчи» – «нахчматьяне». Термин впервые встречается в «Армянской географии» VII века. Согласно армянскому востоковеду Керопэ Патканову этноним «нахчматьяне» сопоставляется со средневековыми предками чеченцев.

Этническая пестрота

В устных преданиях вайнахов повествуется, что их предки пришли из-за гор. Многие ученые сходятся во мнении, что предки кавказских народов сформировались в Передней Азии примерно 5 тысяч лет до нашей эры и в течение последующих нескольких тысяч лет активно мигрировали в сторону Кавказского перешейка, обживая берега Черного и Каспийского морей. Часть переселенцев проникла за пределы Кавказского хребта по Аргунскому ущелью и заселила гористую часть современной Чечни.

Согласно большинству современных кавказоведов всё последующее время происходил сложный процесс этнической консолидации вайнахского этноса, в который периодически вмешивались соседние народы. Доктор филологических наук Каты Чокаев отмечает, что рассуждения об этнической «чистоте» чеченцев и ингушей ошибочны. По словам ученого, в своем развитии оба народа проделали долгий путь, в результате которого они как вбирали в себя черты других этносов, так и теряли часть своих черт.

В составе современных чеченцев и ингушей этнографы находят значительную долю представителей тюркских, дагестанских, осетинского, грузинского, монгольского, русского народов. Об этом, в частности, свидетельствуют чеченский и ингушский языки, в которых существует заметный процент заимствованных слов и грамматических форм. Но также смело можно говорить и о влияния вайнахского этноса на соседние народы. Например, востоковед Николай Марр писал: «Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в хевсурах, пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена».

Древнейшие кавказцы

Доктор исторических наук профессор Георгий Анчабадзе уверен, что чеченцы - древнейший из коренных народов Кавказа. Он придерживается грузинской историографической традиции, согласно которой братья Кавказ и Лек положили начало двум народам: первый – чечено-ингушский, второй – дагестанский. Потомки братьев впоследствии заселили безлюдные территории Северного Кавказа от гор до устья Волги. Это мнение во многом согласуется с утверждением немецкого ученого Фридриха Блюбенбаха, который писал, что чеченцы имеют кавкасионский антропологический тип, отражающий облик самых первых европеоидов-краманьонцев. Данные археологии также свидетельствуют о том, что древние племена проживали в горах Северного Кавказа еще в бронзовом веке.

Британский историк Чарльз Рекхертон в одной из своих работ уходит от автохтонности чеченцев и делает смелое заявление, что в истоках чеченской культуры числятся хурритская и урартская цивилизации. На родственные, пусть и отдаленные, связи хурритского и современных вайнахских языков указывает, в частности, российский лингвист Сергей Старостин.

Этнограф Константин Туманов в книге «О доисторическом языке Закавказья» выдвинул предположение, что знаменитые «ванские надписи» - урартские клинописные тексты - сделаны предками вайнахов. В доказательство древности чеченского народа Туманов приводил огромное количество топонимов. В частности, этнограф обратил внимание, что в языке Урарту охраняемая укрепленная местность или крепость называлась «хой». В том же значении это слово встречается в чечено-ингушской топонимии: хой - село в Чеберлое, которое действительно имело стратегическое значение, преграждая со стороны Дагестана путь в чеберлоевскую котловину.

Народ Ноя

Вернемся к самоназванию чеченцев «нохчи». Некоторые исследователи в нем видят прямое указание на имя ветхозаветного патриарха Ноя (в Коране - Нух, в Библии – Ноах). Слово «нохчи» они делят на две части: если первая - «нох» - означает Ной, то вторую - «чи» - следует переводить как «люди» или «народ». На это, в частности, указывал немецкий языковед Адольф Дирр, который говорил, что элемент «чи» в любом слове означает «человек». За примерами далеко ходить не нужно. Чтобы в русском языке обозначить жителей какого-либо города, во многих случаях нам достаточно прибавить окончание «чи» – москвичи, омичи.

Чеченцы – потомки хазар?

Версия о том, что чеченцы являются потомками библейского Ноя, имеет продолжение. Ряд исследователей утверждает, что евреи Хазарского каганата, которых многие называют 13-м коленом Израиля, не исчезли бесследно. Разгромленные киевским князем Святославом Игоревичем в 964 году они ушли в горы Кавказа и там заложили основы чеченского этноса. В частности, часть беженцев после победного похода Святослава встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.

В советских архивах сохранилась копия любопытной инструкции НКВД от 1936 года. В документе разъяснялось, что до 30% чеченцев тайно исповедуют религию предков иудаизм и считают остальных чеченцев низкородными чужаками.

Примечательно, что Хазария имеет перевод в чеченском языке – «Красивая страна». Начальник Архивного управления при президенте и правительстве Чеченской Республики Магомед Музаев по этому поводу замечает: «Вполне возможно, что столица Хазарии находилась на нашей территории. Мы должны знать, что Хазария, которая просуществовала на карте 600 лет, являлась самым могущественным государством на востоке Европы».

«Многие древние источники указывают на то, что долина Терека была населена хазарами. В V-VI вв. эта страна называлась Барсилия, и, по мнению византийских хронистов Феофана и Никифора, здесь находилась родина хазар», – писал знаменитый востоковед Лев Гумилев.

Некоторые чеченцы до настоящего времени уверены, что являются потомками хазарских евреев. Так, очевидцы рассказывают, что во время Чеченской войны один из лидеров боевиков Шамиль Басаев говорил: «Эта война – реванш за разгром хазар».

Современный российский писатель - чеченец по национальности - Герман Садулаев тоже считает, что некоторые чеченские тейпы - потомки хазар.

Еще один любопытный факт: на самом древнем изображении воина-чеченца, сохранившемся до наших дней, отчетливо видны две шестиконечные звезды израильского царя Давида.