Выхожу один я на дорогу полный анализ. М.Ю

Анализ стихотворения " выхожу один я на дорогу" Михаила Юрьевича Лермонтова.

Стихотворение "Выхожу один я на дорогу" Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в 1841 году (последний год жизни писателя). Оно относится к философской лирике. В этом стихотворении автор раскрывает тему "свободы и воли". Об этом говорят строки: "я ищу свободы и покоя!"

Стихотворение состоит из пяти строф. Открывается оно картиной природы:" "Выхожу один я на дорогу;
сквозь туман кремнистый путь блестит";

Следует отметить, что лирический герой находится наедине с природой. Герой задается вопросом:

"От чего же мне так больно и так трудно?" и тут же находит ответ: " Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!"

Поэтическая мысль развивается от строфы к строфе. Лирический герой устал от жизни, он стремится на время "заснуть". Окунуться в мир полный любви и гармонии с природой. Стихотворение наполнено яркими средствами выразительности: Олицетворениями ("звезда с звездою говорит" "спит земля" "дремали жизни силы") , эпитетом ("холодный сон") , метафорой ("сон могилы"). Большим количеством олицетворений автор хочет показать, что у природы живая душа, и человек может напрямую с ней общаться.

Произведение написано хореем. Рифма в стихотворении перекрестная (женская и мужская).

Лирика Лермонтова являет собой особый поэтический дневник, в котором автору удалось во всей полноте отразить свои чувства и переживания. Творчество поэта принято делить на два периода: ранний и поздний. В каждом из них преобладали те или иные мотивы, реализовываясь по-своему. Одно из ярчайших творений, которое создал Лермонтов, - "Выхожу один я на дорогу". показывает, насколько изменилось мироощущение поэта с возрастом (хотя ему было всего 25 лет!), а также как преломляется его поэтическая система.

Тема и идея стихотворения

Основная тема произведения - одиночество. Это можно понять по самой первой строке. Ведь лирический герой "один". Однако, как это ни странно, в данном стихотворении нет упрека обществу. Все упреки и негодование остались в прошлом, в ранней лирике поэта. Здесь же мы видим спокойную задумчивость, размышление о прожитом. Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу" содержит в себе следующую основную мысль: одинокий герой, подобный лирическому, находит успокоение только наедине с природой. Подобная мысль уже звучала у Лермонтова и раньше, например, в произведении "Когда волнуется желтеющая нива". Чтобы лучше понять смысл стихотворения, необходимо выполнить более подробный его анализ.

Лермонтов "Выхожу один я на дорогу": анализ образов

Произведение имеет сложное эмоциональное наполнение. Каждая из строф последовательно проводит главную мысль произведения.

В первой строфе автор выводит своего лирического героя на первый план, показывая, что он отличается от других людей. Картина, которая окружает героя, - ночь, пустыня, звезды. Это образы, которые создают основной фон и настраивают читателя на нужный медитативный лад. В природе все гармонично, тихо и спокойно, в ней "звезда с звездою говорит". А значит, то, что окружает поэта, сочувствует ему. Все явления природы могут воспринимать мысли и переживания человека.

Но что же происходит у героя в душе? Вторая строфа начинает плавно вводить нас во лирического героя. Ему "больно и трудно". В его душе разлад, он с трудом может разобраться в собственных чувствах.

В третьей строфе он сам дает ответы на свои же вопросы. Он ничего более не ждет от жизни, он не жалеет о прошлом. Его угнетает лишь то, что он не испытывает нужного ему покоя. Что же есть для Лермонтова покой? Это еще один значимый во всем творчестве поэта образ. Лермонтов воспринимает покой по-особому. Это не "холодный сон могилы", не постоянное бездействие. Герою нужен душевный покой, в котором, однако, были бы и чувства, и страсти. Можно предположить, что покой для Лермонтова - это синоним слова "счастье".

Средства выразительности

Метафоры, эпитеты, олицетворения и антитезы - это далеко не полный список средств выразительности, которыми пользуется Лермонтов. "Выхожу один я на дорогу" (анализ это подтверждает) - стихотворение, в котором преобладают синтаксические средства выразительности. Но и лексические мы также можем отыскать.

В первой строфе автор говорит о природе, наделяя ее качествами человека. Звезды говорят друг с другом, сама земля спит. Этот прием отражает мировоззрение поэта. Для него человек и природа неразделимы. Но природа более умна в сравнении с человеком, и, кроме того, он вечна.

В третьей строфе "Выхожу один я на дорогу" М. Лермонтов использует чтобы связать между собой разные отрезки стихотворения. Присутствует также синтаксический параллелизм.

В предпоследних четырех строках мы находим анафору и параллелизм ("Чтоб в груди дремали жизни силы, чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь").

Из лексических средств (помимо олицетворения) можно назвать эпитеты: "сладкий голос", "темный дуб".

Ритмика и рифмовка

Стихотворный размер - пятистопный хорей. Он придает произведению особый ритм, оно звучит мелодично, чем-то напоминая элегию. который выбирает Лермонтов, - перекрестная. Женская рифма чередуется с мужской.

Такое спокойное, медитативное произведение кажется нехарактерным для творчества Лермонтова. Однако вся поздняя его лирика говорит о том, что поэт повзрослел. В его стихах нет больше неприятия полумер, энергичного отрицания и вызова обществу.

Михаил Лермонтов: "Выхожу один я на дорогу" в контексте творчества писателя

Данный текст можно назвать итоговым, он подводит некую черту под всем тем, что создал Лермонтов. "Выхожу один я на дорогу" (анализ содержания и формы это доказывает) напоминает более раннее "Когда волнуется желтеющая нива". Уже в нем автор говорит о чудодейственной силе природы, о том, насколько она прекрасна. Природа гармонизирует разлад в душе героя, позволяет ему по-другому посмотреть на мир, увидеть Бога в небесах. "Выхожу один я на дорогу" М. Ю. Лермонтова в целом не является необычным. В нем есть и характерный для всего творчества поэта мотив одиночества, упоминание о разладе с обществом, о том, что он - избранник, а не обычный человек.

Как правильно сделать анализ стихотворения?

Чтобы правильно проанализировать лирический текст, нужно следовать четкому плану. Начинать свое сочинение лучшей всего с формулировки темы и идеи произведения. Затем необходимо сказать об эмоциональном наполнении текста. Если мы говорим о стихотворении "Выхожу один я на дорогу" М. Ю. Лермонтова, то это настроение медитативное, печальное.

Также необходимым пунктом является анализ лексических и синтаксических с приведением примеров из текста. Следует помнить, что каждое использование фигуры речи имеет свое значение, а следовательно, его нужно указать.

Последнее, о чем нужно сказать, это настроение, которое вызывает текст, и дать ему собственную оценку.

«Выхожу один я на дорогу…»
Если б знал он, как во все века
Будет волновать людей и трогать,
Обжигать сердца его строка.
Рыцарь чести, юный светоч разума,
Если б знал, что до грядущих дней
Родина как сына мудроглазого
Сбережет его в груди своей.
В. Туркин.
За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтов-ское «Выхожу один я на дорогу…»
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мер-цают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа.
Мир и покой, но:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт:
Уж не жду от жизни ничего я…
И не жаль мне прошлого ничуть.
«Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной ти-шиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, чи-тателям. Мы видим и «кремнистый путь», и «сиянье голубое», и яркие звез-ды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии сво-бодной и могучей природы, не знающей противоречий.
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обраща-ется к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тре-воги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
Предвидя все, все понимая, вписывал Лермонтов свое стихотворение в «Записную книгу Одоевского». В ней уже было рассказано о судьбе дубового листка, оторвавшегося от ветки родимой и унесенного бурей к далекому бе-регу Черного моря, где растет молодая чинара, с которой шепчется морской ветер, в ее ветвях качаются и поют свои песни вольные птицы; была расска-зана грустная повесть о том, как отказалась дать приют страннику полная жизни и счастья чинара – повесть о жизни и о смерти.
В эту книгу вписан также и «Сон», вписано в нее и стихотворение о том, как тучка ночевала на груди утеса-великана и в золотых утренних лучах рано умчалась вдаль, весело играя по лазури, оставив и забыв утес, по кото-рому тихо струились слезы.
Здесь и знаменитый «Пророк».
«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание. Последнее, что поэт передает потомкам: он не отказался ни от всевиденья, ни от ответствен-ности. Лермонтов знал, какой ценой входит в историю его поэзия.
В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лер-монтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внеш-нем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический мо-нолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.
Композиция стихотворения делится на две части. В первой – велико-лепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»). Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тре-вожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклица-тельные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Час-тое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию ус-ловно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобо-да», «сон», «силы».
Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих зву-ков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.
В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
И растет такой огромный дуб в Тарханах, на малой родине поэта. Каж-дый год в день памяти приходят сюда тысячи людей, чтобы поклониться праху великого русского гения. И дуб шумит листвой над тарханскими тро-пинками, над озером, словно вечный сторож печальных мест. Вновь слагают здесь стихи поэты:
Если б знал он в миг смертельной раны,
Если б знал он, падая в крови,
Что родник судьбы его – Тарханы
Станут пульсом скорби и любви,
Местом, где, склонясь в молчанье строгом,
Будут люди из столиц и сел
Вслушиваться в звездную дорогу,
По которой Лермонтов прошел.
В. Туркин.

Задачи и тесты по теме "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (Восприятие, истолкование, оценка.)"

  • Основа слова. Разбор слова по составу. Анализ модели состава слова и подбор слов по этим моделям - Состав слова 3 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» Анализ

План

1. История написания

2. Вид лирики

3. Тема стихотворенья

4. Идея

5. Композиция

6. Тропы

7. Основная мысль

1. История. Стихотворенье «Выхожу один я на дорогу...» считается одним из самых известных и трогательных творений а. Написанное в конце мая 1841 года, за несколько месяцев до смерти поэта, пятистопным хореем стихотворение является словно его завещанием миру, подобно "Памятнику" Пушкина.

2. Вид лирики - философская, присутствуют элементы пейзажной.

3.Тема стихотворения - размышления лирического героя, чей путь кремнист в тумане жизни, о своем прошлом и будущем, внутренний монолог на фоне засыпающей, умиротворенной природы.

4.Идеей стихотворения является третья строфа, в которой герой заявляет, что не ждет от жизни ничего, не жалеет о прошлом, он ищет свободы и покоя.

5.Рассматриваю композицию, стихотворение можно условно поделить на две части: в первой описывается красота и гармония природы в тихую ночную пору, вторая же представляет собой рассуждения лирического героя, который задается вопросом: "Ждет ли он что-то от жизни? Жалеет ли о чем-либо?" Сразу же следует опровержение: " Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть". Гармония, нарастающее волнение, переживания и снова тихая, спокойная развязка, такая же спокойная, как спящая в сияньи голубом земля. Это уже вовсе не Лермонтов-революционер, прощающийся с "немытой Россией". Душевные переживания лирического героя, вопросы самому себе о прошлом и будущем - поэзия пронизана трогательной ноткой тревог и переживаний.

6.Стихотворенье наполнено большим количеством средств художественной выразительности (эпетитеты - кремнистый путь; метонимия - холодный сон могилы; олицетворение - звезда с звездою говорит. Помимо тропов, в стихотворении присутствуют также стилистические фигуры, в особенности, риторические восклицания и риторические вопросы- Жду ль чего? жалею ли о чём?)

7. Последняя строфа, являющаяся основной мыслью стихотворения, очень напоминает "Нерукотворный памятник" Пушкина, к которому "не зарастет народная тропа". И если душа Пушкина в заветной лире переживет его прах, то Лермонтов, юный Лермонтов, так бурно отреагировавший на смерть своего кумира, светила русской поэзии, желает, чтобы над ним склонялся и шумел вечно зеленый дуб. Это стихотворенье по праву может считаться одним из лучших, более того, одним из самых душевных " ночного светила русской поэзии". Поразительное сочетания спокойствия природы и душевных волнений, философской и пейзажной лирики, вопросов, касающихся прошлого и будущего, поэта-революционера и поэта-философа. Мне кажется, стихотворенье "Выхожу один я на дорогу" по праву занимает почетное место не только в поэзии Лермонтова, но и в мире русской литературы.

Поэт Михаил Лермонтов вошел в истории русской литературы как автор многочисленных лирических стихотворений, романтических поэм и даже прозаических текстов. Предлагаем познакомиться с анализом «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, одним из наиболее популярных стихотворений поэта.

План анализа

Чтобы проанализировать поэтический текст со всех сторон, следует придерживаться следующего плана:

  • Название произведения и автор.
  • История создания, интересные факты о стихотворении.
  • Ключевые темы поэтического текста.
  • Идея и основная мысль. Раскрывая этот пункт плана, следует указать, что именно автор хотел донести до своих читателей, иначе, с какой целью создан текст.
  • Основные художественные приемы, используемые поэтом: тропы, особенности построения предложений, риторические вопросы.
  • Композиция. Следует ответить на вопросы, какие структурные части имеются в поэтическом тексте, как автору удается добиться целостности и единства. Подчинено ли композиционное построение стихотворения выражению авторской мысли.
  • Образ лирического героя.
  • В качестве итога следует указать, принадлежит ли текст определенному направлению в литературе и почему, какой его жанр, какие черты указывают на принадлежность определенному жанру.

Именно этот план поможет провести глубокий анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова и любого другого поэтического текста. При необходимости пункты можно менять местами.

Основные сведения

Анализ «Выхожу 1 я на дорогу» Лермонтова начнем с краткого описания истории создания. Поэтический текст был написан в 1841 году, незадолго до смерти автора и представляет собой итог его исканий и размышлений. Первая публикация в журнале «Отечественные записки» двумя годами позже. Известен факт - Одоевский преподнес в дар Лермонтову записную книжку, чтобы он полностью заполнил ее стихами. После смерти поэта данный блокнот был обнаружен, среди прочих в нем содержалось рассматриваемое стихотворение.

Тематика

Продолжить анализ текста М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» следует определением темы, то есть того, о чем говорится в нем. На первый взгляд, все просто - лирический герой наслаждается великолепием ночной природы, небом и звездами, и это наводит его на невеселые размышления. Он сам задает себе вопросы и не может найти ответа на них, ему хорошо наедине с миром природы и совсем не хочется возвращаться в общество людей. Герой разочарован и не ждет «от жизни ничего».

Идея и основная мысль

При анализе «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова обязательно необходимо рассмотреть, какие идеи затрагивал поэт. Прежде всего, это одиночество, в целом присущее лирике автора, вот почему в тексте появляется образ пустыни. Именно в данном произведении мотив грусти звучит особенно сильно. Лирический герой устал от вечной борьбы, жаждет «свободы и покоя», он чувствует свою близость к природе.

Звучит в стихотворении и тема судьбы. Так, лирический герой уверен, что его жизненный путь уже предопределен. Можно отметить и отголоски темы неизвестности, именно поэтому дорога, на которую вышел герой, покрыта туманом - персонаж не знает, что ожидает его впереди.

В столь небольшом произведении поэт сумел раскрыть важнейшие темы, которые волновали его всю жизнь. Это ли не образец подлинного мастерства.

Поэтика текста

Следующий шаг при анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» - определение тех приемов, которые помогают писателю выразить свои идеи:

  • Яркие образные эпитеты: «кремнистый путь», «темный дуб», «холодный сон могилы».
  • Олицетворения и метафоры: «пустыня внемлет богу», «звезда говорит», «спит земля».
  • Риторические вопросы. Герой на фоне потрясающего великолепия природы задается вопросами, ответы на которые дать он не в состоянии.
  • Анафора: одинаковое начало строк словами «я», «чтоб» - это усиливает содержание.
  • Обилие восклицательных предложений говорит о душевном надрыве лирического персонажа, который с болью говорит о своем состоянии.

Поэт обращается к символу дороги, которая в тексте - не только непосредственно тропа, но и жизненный путь лирического персонажа, по которой он бредет.

Музыкальность и плавность текста достигается использованием перекрестной рифмы: АВАВ. Размер стиха - пятистопный хорей, женские и мужские рифмы чередуются.

Особенности композиции

Композиция стихотворения достаточно стройная и подчинена единой логике:

Начало текста - возвышенная лексика, используя которую, автор описывает открывшееся взору лирического героя великолепие ночи. Интонации в этой части также торжественные.

Мотив обреченности и одиночества возрастает за счет риторических вопросов, которые звучат во второй части второй строфы. Состояние лирического героя - угнетенное, подавленное - противопоставляется окружающей его природе, в которой царит гармония. Именно поэтому для описания персонажа выбраны по большей части вопросительные предложения, а говоря о природе, поэт использует повествование.

Следующая часть «Выхожу один я на дорогу» М. Лермонтова - попытка лирического героя разобраться в собственном внутреннем мире, он сам дает ответ на свои вопросы и формулирует жизненную позицию. Он хочет избавиться от внутреннего конфликта и насладиться свободой и покоем. При этом мотива смерти в тексте нет, герой жаждет жизни, но совершенно иной.

Наконец, последние строфы произведения - формулировка идеальной, с точки зрения поэта, жизни - в единении с природой и подальше от мирской суеты.