Загадочные нацистские субмарины. Немецкие подводные лодки Второй мировой войны: «волчьи стаи» Вермахта

Точкой отсчета в истории подводного флота Германии стал 1850 год, когда созданная по проекту инженера Вильгельма Бауэра двухместная субмарина «Брандтаухер» была спущена на воду в гавани Киля, которая при попытке погружения тут же утонула.

Следующим знаковым событием стал спуск на воду подводной лодки U-1 (U-boat) в декабре 1906 года, которая стала родоначальницей целого семейства субмарин, на чью долю выпало лихолетье Первой мировой войны. Всего до конца войны германский флот получил более 340 лодок. В связи с поражением Германии 138 субмарин так и остались недостроенными.

По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось строить субмарины. Все изменилось в 1935 году после установления нацистского режима и с подписанием Англо-германского морского соглашения, в котором подводные лодки… признавались устаревшим оружием, что снимало все запреты на их производство. В июне Гитлер назначил Карла Деница командующим всеми подводными лодками будущего Третьего Рейха.

Гросс-адмирал и его «волчьи стаи»

Гросс-адмирал Карл Дениц – фигура выдающаяся. Свою карьеру он начал в 1910 году, поступив в военно-морское училище в Киле. Позже, в годы Первой мировой войны он показал себя отважным офицером. С января 1917 года и до разгрома Третьего Рейха его жизнь была связана с подводным флотом Германии. Ему принадлежит главная заслуга в разработке концепции подводной войны, которая сводилась к действию устойчивыми группами субмарин, получившими название «волчьи стаи».

Основные объекты «охоты» «волчьих стай» — транспортные суда противника, обеспечивающие снабжение войск. Основной принцип – топить судов больше, чем противник может построить. Очень скоро такая тактика стала приносить свои плоды. Уже к концу сентября 1939 года союзники потеряли десятки транспортов общим водоизмещением около 180 тыс. тонн, а в середине октября лодка U-47, незаметно проскользнув в базу Скапа Флоу, отправила на дно линкор «Ройал Оук». Особенно доставалось англо-американским конвоям. «Волчьи стаи» свирепствовали на огромном театре от Северной Атлантики и Арктики до Южной Африки и Мексиканского залива.

На чем воевали Kriegsmarine

Основу Kriegsmarine — подводного флота Третьего Рейха — составляли субмарины нескольких серий – 1, 2, 7, 9, 14, 17, 21 и 23-й. При этом особо стоит выделить лодки 7-й серии, отличавшиеся надежностью конструкции, хорошим техническим оснащением, вооружением, что позволяло им особо успешно действовать в Центральной и Северной Атлантике. На них был впервые установлен шноркель – воздухозаборное устройство, позволяющее лодке подзаряжать аккумуляторы, находясь в подводном положении.

Асы Kriegsmarine

Немецким подводникам были свойственны храбрость и высокий профессионализм, поэтому каждая победа над ними доставалась дорогой ценой. Среди асов-подводников Третьего Рейха самыми известными были капитаны Отто Кречмер, Вольфганг Лют (каждый по 47 потопленных кораблей) и Эрих Топп – 36.

Смертельный поединок

Огромные потери союзников на море резко активизировали поиск эффективных средств борьбы с «волчьими стаями». Вскоре в небе появились патрульные противолодочные самолеты, оснащенные радарами, были созданы средства радиоперехвата, обнаружения и уничтожения подводных лодок – радары, гидроакустические буи, самонаводящиеся авиационные торпеды и многое другое. Совершенствовалась тактика, улучшилось взаимодействие.

Разгром

Kriegsmarine ждала та же судьба, что и Третий Рейх – полный, сокрушительный разгром. Из 1153 субмарин, построенных за годы войны, было потоплено около 770. Вместе с ними пошли ко дну около 30000 подводников или почти 80 % всего личного состава подводного флота.

Большие подводные лодки I серии «U-25» и «U-26» были построены на верфи «Deschimag» и приняты в строй в 1936 г. Обе лодки погибли в 1940 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 862 т, подводное – 983 т.; длина – 72,4 м, ширина – 6,2 м; высота – 9,2 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,1/1 тыс. л.с.; скорость – 18,6 узл.; запас топлива – 96 т. соляра; дальность плавания – 7,9 тыс. миль; экипаж – 43 человека. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие; 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 4-6– 533-мм торпедных аппарата; 14 торпед или 42 мины.

Серия больших океанских подводных лодок типа «IX-A» состояла из 8 единиц («U-37» – «U-44»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1938-1939 гг. Все лодки погибли в годы войны. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 76,5 м, ширина – 6,5 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 154 т. соляра; дальность плавания – 10,5 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.

Серия больших океанских подводных лодок типа «IX-В» состояла из 14 единиц («U-64» – «U-65», «U-103» — «U-124»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1939-1940 гг. Все лодки погибли в годы войны. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 76,5 м, ширина – 6,8 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 165 т. соляра; дальность плавания – 12 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.


Серия средних подводных лодок типа «IX-С» состояла из 54 единиц («U-66» – «U-68», «U-125» — «U-131», «U-153» – «U-166», «U-171» – «U-176», «U-501» – «U-524»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1941-1942 гг. 48 лодок погибло в годы войны, 3 – затоплено экипажами, остальные капитулировали. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 76,8 м, ширина – 6,8 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 208 т. соляра; дальность плавания – 13,5 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: до 1944 г. 1х1 — 105-мм, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; после 1944 г. — 1х1 – 37-мм и 1х4 или 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.

Серия средних подводных лодок типа «IX-С/40» состояла из 87 единиц («U-167» – «U-170», «U-183» — «U-194», «U-525» – «U-550», «U-801» – «U-806», «U-841» – «U-846», «U-853» – «U-858», «U-865» – «U-870», «U-881» – «U-887», «U-889», «U-1221» – «U-1235»), построенных на верфях «Deschimag», «Deutsche Werft» и принятых в строй в 1942-1944 гг. В годы войны погибло 64 лодки, 3 – затоплено экипажами, 17 — капитулировали, остальные были повреждены и не ремонтировались. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,3 тыс. т.; длина – 76,8 м, ширина – 6,9 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс. л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 214 т. соляра; дальность плавания – 13,9 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 2х1 и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.

Средние подводные лодки «U-180» и «U-195» относились к типу «IX-D» — высокоскоростных субмарин. Они были построены на верфи «Deschimag» и приняты в строй в 1942 г. С 1944 г. лодки были преобразованы в подводные транспорты. Они перевозили 252 т. соляра. Лодка «U-180» погибла в 1944 г, а «U-195» в 1945 г. захвачена японскими войсками и служила под обозначением «І-506». ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 87,6 м, высота – 10,2 м; ширина – 7,5 м; осадка – 5,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 6 дизельных двигателей и 2 электродвигателя; мощность – 9/1,1 тыс. л.с.; скорость – 21 узл.; запас топлива – 390 т. соляра; дальность плавания – 9,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение до 1944 г.: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 24 торпеды или 72 мин.; после 1944 г. — 1х1 – 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата.

Серия средних подводных лодок типа «IXD-2» состояла из 28 единиц («U-177» – «U-179», «U-181» — «U-182», «U-196» – «U-200», «U-847» – «U-852», «U-859» – «U-864», «U-871» – «U-876»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1942-1943 гг. Лодки предназначались для действия в Южной Атлантике и Индийском океане. 21 лодка погибла в годы войны, 1 – затоплена экипажами, 7 — капитулировали. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 87,6 м, ширина – 7,5 м; осадка – 5,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 основных дизельных двигателя, 2 вспомогательных дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4+1.2/1 тыс. л.с.; скорость – 19 узл.; запас топлива – 390 т. соляра; дальность плавания – 31,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм и 2х1 и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 72 мины. В 1943-1944 г. некоторые лодки оснащались буксируемым автожиром «FA-330».

Из серии больших подводных лодок типа «IX-D/42» была построена только одна субмарина «U-883» на верфи «Deschimag» и принята в строй в 1945 г. В этом же году лодка капитулировала. В процессе строительства она была перепрофилирована в транспорт. Лодка перевозила 252 т. соляра. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 87,6 м, ширина – 7,5 м; осадка – 5,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 основных дизельных двигателя, 2 вспомогательных дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4+1.2/1 тыс. л.с.; скорость – 19 узл.; запас топлива – 390 т. соляра; дальность плавания – 31,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед.

Серия больших подводных лодок типа «XXI» состояла из 125 единиц («U-2501» — «U-2531», «U-2533» — «U-2548», «U-2551», «U-2552», «U-3001» — «U-3044», «U-3047», «U-3501» — «U-3530») построенных на верфях «Blohm & Voss», «Deschimag» и принятая в строй в 1944-1945 гг. В период войны погибла 21 лодка, 88 – затоплено экипажами, остальные — капитулировали союзникам. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 76,7 м, ширина – 8 м; осадка – 6,3 м; глубина погружения – 135 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 основных электродвигателя и 2 электродвигателя бесшумного хода; мощность – 4/4,4 тыс. л.с. + 226 л.с; запас топлива – 253 т. соляра; скорость – 15,6 узл.; дальность плавания – 15,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение: 2х2 – 20-мм или 30-мм зенитных автомата; 6 — 533-мм торпедных аппаратов; 23 торпеды или 29 мин.

Серия средних подводных лодок типа «VII-А» состояла из 10 единиц («U-27» – «U-36»), построенных на верфях «Deschimag», «Germaniawerf» и принятых в строй в 1936 г. В период войны 7 лодок погибло, 2 – затоплено экипажами, 1 – капитулировала. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 626 т, подводное – 915 т.; длина – 64,5 м, ширина – 5,9 м; осадка – 4,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,1-2,3/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 узл.; запас топлива – 67 т. соляра; дальность плавания – 6,2 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: до 1942 г. 1х1 — 88-мм орудие и 1х1 — 20-мм зенитный автомат; после 1942 г. – 1х2 и 2х1-20-мм или 37-мм зенитные автоматы; 5 – 533-мм торпедных аппарата; 11 торпед или 24-36 мины.

Серия средних подводных лодок типа «VII-В» состояла из 24 единиц («U45» — «U55», «U73 — U76», «U-83» — «U-87», «U-99» — «U-102»), построенных на верфях «Vulcan», «Flenderwerft», «Germaniawerf» и принятых в строй в 1938-1941 гг. В период войны 22 лодки погибло, 2 – затоплено экипажами. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,8 тыс. т, подводное – 1 тыс. т.; длина – 66,5 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17-18 узл.; запас топлива – 100 т. соляра; дальность плавания – 8,7 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: до 1942 г. — 1х1 — 88-мм орудие и 1х1 — 20-мм зенитный автомат; после 1942 г. – 1х2 и 2х1-20-мм и 1х1 — 37-мм зенитные автоматы; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 6 торпед или 24-36 мины.

Серия средних подводных лодок типа «VII-С» состояла из 663 единиц (обозначение находилось в рамках «U-69» — «U-1310») и строилась в 1940-1945 гг. на верфях «Neptun Werft», «Deschimag», «Germaniawerft», «Flender Werke», «Danziger Werft», «Blohm + Voss», «Kriegsmarinewerft», «Nordseewerke», «F. Schichau», «Howaldtswerke AG». Известны две модификации лодки: «VIIC/41» и «U-Flak». Тип «VIIC/41» имел увеличенную толщину корпуса с 18 до 21,5 мм. Это позволило увеличить рабочую глубину погружения с 100 до 120 метров, а расчётную глубину разрушения корпуса - с 250 до почти 300 метров. Всего было построено 91 лодку («U-292» — «U-300», «U-317» — «U-328», «U-410», «U-455», «U-827», «U-828», «U-929», «U-930», «U-995», «U-997» — «U-1010», «U-1013» — «U-1025», «U-1063» — «U-1065», «U-1103» — «U-1110», «U-1163» — «U-1172», «U-1271» — «U-1279», «U-1301» — «U-1308»). Одной из модификаций типа «VII-C» были лодки ПВО, которые обозначались как «U-Flak». Было переоборудовано 4 лодки: «U-441», «U-256», «U-621» и «U-951». Модернизация заключалась в установке новой ходовой рубки с двумя счетверёнными 20-мм и одной 37-мм зенитными установками. Все лодки к 1944 году были возвращены в первозданное состояние. В 1944-1945 гг. многие лодки оснащались шноркелем. Лодки «U-72», «U-78», «U-80», «U-554» и «U-555» только два носовых торпедных аппарата, а «U-203», «U-331», «U-35», «U-401», «U-431» и «U-651» не имели кормовых аппаратов. В период войны 478 лодок погибло, 12 – повреждено и не ремонтировались; 114 – затоплено экипажами; 11 лодок в 1943 г. было передано Италии, остальные лодки капитулировали в 1945 г. и почти все в конце года были затоплены. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,8 тыс. т, подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 67,1 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4,7 — 4,8 м; глубина погружения – 100 — 120 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 — 18 узл.; запас топлива – 114 т. соляра; дальность плавания – 8,5 тыс. миль; экипаж – 44 — 56 человек. Вооружение: до 1942 г. — 1х1 — 88-мм орудие и 1х1 — 20-мм зенитный автомат; после 1942 г. – 1х2 и 2х1-20-мм и 1х1 — 37-мм зенитные автоматы; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 6 торпед или 14-36 мины.

Серия подводных минных заградителей типа «Х-В» состояла из 8 единиц («U-116» – «U-119», «U-219», «U-220», U-233», U-234»), построенных на верфи «Germaniawerf» и принятых в строй в 1941-1944 гг. Для размещения мин было предусмотрено 30 вертикальных труб. Лодки в большинстве случаев использовались в качестве транспортов. Лодки «U-219» и «U-234» капитулировали в 1945 г., остальные погибли в 1942–1944 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,7 тыс. т, подводное –2,2 тыс. т.; длина – 89,8 м, ширина – 9,2 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,2-4,8/1,1 тыс.л.с.; скорость – 16 — 17 узл.; запас топлива – 338 т. соляра; дальность плавания – 18,5 тыс. миль; экипаж – 52 человека. Вооружение: 1х1 — 37-мм и 1х1 или 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 15 торпед; 66 мин.

Серия подводных минных заградителей типа «VII-D» состояла из 6 единиц («U-213» – «U-218»), построенных на верфи «Germaniawerf» и принятых в строй в 1941-1942 гг. Лодка «U-218» капитулировала в 1945 г., остальные погибли в 1942–1944 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т, подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 77 м, ширина – 6,4 м; осадка – 5 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 узл.; запас топлива – 155 т. соляра; дальность плавания – 11,2 тыс. миль; экипаж – 46 человек. Вооружение: 1х1 – 88-мм орудие; 1х1 — 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 5 – 533-мм торпедных аппарата; 26 — 39 мин.

Серия транспортных подводных лодок типа «VII-F» состояла из 4 единиц («U-1059» – «U-1062»), построенных на верфи «Germaniawerf» и принятых в строй в 1943 г. Лодки предназначались для перевозки 26 торпед и передачи их в море другим подлодкам. Однако по прямому назначению субмарины не использовались, а служили для перевозки грузов. Лодка «U-1061» капитулировала в 1945 г., остальные погибли в 1944 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 77,6 м, ширина – 7,3 м; осадка – 4,9 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 узл.; запас топлива – 198 т. соляра; дальность плавания – 14,7 тыс. миль; экипаж – 46 человек. Вооружение: 1х1 — 37-мм и 1х2 — 20-мм зенитных автомата; 5 – 533-мм торпедных аппарата; 14 торпед или 36 мин.

Серия транспортных подводных лодок типа «ХIV» состояла из 10 единиц («U-459» – «U-464», «U-487» – «U-490»), построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятых в строй в 1941-1943 гг. Лодки перевозили по 423 т. соляра и 4 торпеды. Все лодки погибли в 1942–1944 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,7 тыс. т., подводное –1,9 тыс. т.; длина – 67,1 м, ширина – 9,4 м; осадка – 6,5 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 15 узл.; запас топлива – 203 т. соляра; дальность плавания – 12,4 тыс. миль; экипаж – 53 человека. Вооружение: 2х1 — 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитный автомат или 1х1 — 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата.

Лодка «Batiray» была построена на верфи «Germaniawerft» по заказу Турции, однако была реквизирована германскими войсками и в 1939 г. принята в состав ВМС под обозначением «UA». Субмарина погибла в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1.4 тыс. т.; длина – 86,7 м, ширина – 6,8 м; осадка – 4,1 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки –2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,6/1,3 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 250 т. соляра; дальность плавания – 13,1 тыс. миль; экипаж – 45 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудия; 2х1- 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед или 36 мин.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-A» состояла из 6 единиц («U-1» — «U-6»), построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятая строй в 1935 г. В 1938-1939 гг. лодки прошли перевооружение. Лодки «U-1» и «U-2» погибли в 1940 и 1944 г., «U-3», «U-4» и «U6» — в 1944 г. затоплены экипажами, а «U-5» — капитулировала в 1943 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 254 т, подводное – 303 т.; длина – 40,9 м, ширина – 4,1 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 700/360 л.с.; запас топлива – 12 т. соляра; скорость – 13 узл.; дальность плавания – 1,6 тыс. миль; экипаж – 22 человека. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 3 — 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед или 18 мин.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-B» состояла из 20 единиц («U-7» — «U-24», «U-120», «U-121») построенных на верфях «Germaniawerft», «Deutsche Werke», «Flenderwerft» и принятая строй в 1935-1940 гг. В период войны 7 лодок погибло, остальные были затоплены экипажами. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 279 т, подводное – 328 т.; длина – 42,7 м, ширина – 4,1 м; осадка – 3,9 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 700/360 л.с.; запас топлива – 21 т. соляра; скорость – 13 узл.; дальность плавания – 3,1 тыс. миль; экипаж – 22 человека. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 3 — 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед или 18 мин.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-С» состояла из 8 единиц («U-56» — «U-63») построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятая строй в 1938-1940 гг. В период войны 2 лодки погибло, остальные были затоплены экипажами.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-D» состояла из 16 единиц («U-137» — «U-152») построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятая строй в 1940-1941 гг. В период войны 3 лодки погибло, 4 – капитулировали в 1945 г., остальные были затоплены экипажами. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 314 т, подводное – 364 т.; длина – 44 м, ширина – 4,9 м; осадка – 3,9 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 700/410 л.с.; запас топлива – 38 т. соляра; скорость – 12,7 узл.; дальность плавания – 5,6 тыс. миль; экипаж – 22 человека. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 3 — 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед или 18 мин.

Серия малых подводных лодок типа «XXIII» состояла из 60 единиц («U-2321» – «U-2371», U-4701- U-4712), построенных на верфях «Deutsche Werft», «Germaniawerft» и принятая строй в 1944-1945 гг. В период войны погибло 7 лодок, 32 – затоплено экипажами, остальные — капитулировали союзникам. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 234 т, подводное – 258 т.; длина – 34,7 м, ширина – 3 м; осадка – 3,7 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 580-630/35 л.с.; запас топлива – 20 т. соляра; скорость – 10 узл.; дальность плавания – 4,5 тыс. миль; экипаж – 14 человек. Вооружение: 2 — 533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

В 1944 г. на верфи «Deschimag A.G. Weser» было построено 324 сверхмалые подводные лодки типа «Biber». В качестве базы для проектирования была взята британская лодка «Welman». ТТХ лодки: водоизмещение полное подводное – 6,5 т.; длина – 9 м, ширина – 1,6 м; осадка – 1,4 м; глубина погружения – 20 м; энергетические установки – бензиновый двигатель и электродвигатель; мощность – 32/13 л.с.; скорость – 6,5 узл.; запас топлива – 110 кг; дальность плавания – 100 миль; экипаж – 1 человек. Вооружение: 2 — 533-мм торпеды или мины.

Серия сверхмалых подводных лодок типа «Hecht» состояла из 53 единиц: «U-2111» – «U-2113», «U-2251» – «U-2300». Лодки были построены на верфях «Germaniawerft» и «CRDA» в 1944 г. на основе захваченной британской сверхмалой подводной лодки «Welman». ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 11,8 т, подводное – 17,2 т.; длина – 10.5 м, ширина – 1,3 м; осадка – 1,4 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки — электродвигатель; мощность – 12 л.с.; скорость – 6 узл.; дальность плавания – 78 миль; экипаж – 2 человека. Вооружение: 533-мм торпеда или мина.

В 1944-1945 гг. на верфях «Deschimag» и «AG Weser» было построено 390 одноместных лодок, представляющих собой увеличенную в размерах электроторпеду. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное подводное – 11 т.; длина – 10,8 м, ширина – 1,8 м; осадка – 1,8 м; глубина погружения – 30 м; энергетические установки — электродвигатель; мощность – 14 л.с.; скорость – 5 узл.; дальность плавания – 60 миль; экипаж – 1 человек. Вооружение: 2 – 533-мм торпеды.

В 1944-1945 гг. на верфях «Howaldtswerke», «Germaniawerft», «Schichau», «Klöckner» и «CRDA» было собрано 285 сверхмалых подводных лодок типа «Seehund» (XXVII-B) из которых 137 единиц («U-5001» — «U-5003», «U-5004» — «U-5118», «U-5221» – «U-5269») было принято на вооружение. Лодки оснащались автомобильным дизельным двигателем для надводного хода. Собирались на верфях из трех готовых секций. В период войны 35 лодок погибло. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 14,9 т, подводное – 17 т.; длина – 12 м, ширина – 1,7 м; осадка – 1,5 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки — дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 60/25 л.с.; скорость – 7,7 узл.; запас топлива – 0,5 т. соляра; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 2 человека. Вооружение: 2 – 533-мм торпеды.

Во время Первой мировой войны начали производиться подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности и электрическим - для движения под водой. Уже тогда они были чрезвычайно грозным оружием. Немецкая подводная лодка SM UB-110, стоившая 3 714 000 марок, правда, не успела показать свою мощь, прожив всего пару месяцев.

SM UB-110 класса прибрежных торпедных лодок Type UB III была построена в гамбургских доках Blohm & Voss для нужд Кайзерлихмарине и спущена на воду 23 марта 1918 года. Через четыре месяца, 19 июля 1918 года, её потопили британские корабли HMS Garry, HMS ML 49 и HMS ML 263. 23 члена экипажа были убиты. Чуть позже подлодку извлекли на сушу, чтобы починить в доках Swan Hunter & Wigham Richardson в Уолсенде, однако проект не был завершен и её продали как металлолом.

Едва ли не самым уникальным приобретением XX столетия в части морских вооружений стали подводные лодки (ПЛ). Не успев появиться, они породили массу сбывшихся и несбывшихся надежд. Полагали, что новые боевые средства произведут переворот в войне на море, нивелируя «прежние ценности» в виде армад линейных кораблей и броненосных (линейных) крейсеров; сведут на нет генеральные сражения как основное средство решения военного противостояния на море. Теперь, более чем через 100 лет, интересно оценить, насколько подтвердились столь смелые прогнозы.

На самом деле, ПЛ наиболее эффективно проявили себя в борьбе с торговлей, где добились действительно впечатляющих результатов. С позиций высокой стратегии это не входит в противоречие с представлениями о достижении главных целей в войне. «Разрушение торговли» особенно больно бьет по островным, высокоразвитым государствам, традиционно и сильно зависящим от экспорта и импорта; кроме того, дискредитируется само понятие «господство на море», считавшееся прерогативой великих морских держав и великих флотов. В первую очередь речь идет о противоборстве Германии с Англией и ее союзниками в мировых войнах и о США против Японии. Эти самые масштабные и поучительные примеры легли в основу обширного и глубокого анализа, поиска закономерностей, вплоть до выработки мотивированных взглядов на применение ПЛ в будущем.

Что касается возможностей ПЛ против военных флотов, их главных сил, этот раздел раскрыт менее подробно и оставляет много вопросов.

Примечательно, что и сегодня это не какой-нибудь рутинно-схоластический вопрос военно-морской истории или прикладных разделов развития боевого использования торпедного оружия (БИТО). Он актуален в определении перспектив строительства и развития флота. Повышенный интерес к нему возбуждает объективно существующий национальный аспект проблемы. Не секрет, что ВМФ, особенно в послевоенный период, имел хорошо заметную подводную направленность. И это при том, что обе мировые войны завершились официальным поражением идеи подводной войны. После Первой мировой – введением системы конвоев и «Асдиком», во Второй – внедрением радара и самолетов. Вообще, следуя подобной логике, делать ставку на ПЛ в будущем казалось бессмысленным. Тем не менее мы ее сделали, как до нас это сделали немцы во Второй мировой войне. До сих пор не затихают споры о правомерности такого шага и действительном облике ВМФ в годы холодной войны: насколько оправданным оказался подобный шаг в сложившихся условиях? Вопрос непростой, ждущий еще своего компетентного исследователя.

Самым «тонким» местом в объективном анализе, а следовательно, в формировании конкретного ответа является неподкрепленность его боевым опытом. К счастью для человечества и неудобству для специалистов, возможность опереться на таковой вот уже 67 лет отсутствует. Речь идет об аксиоме: только практика – критерий истины, в военном деле во всяком случае. Поэтому столь ценным и уникальным считается опыт Фолклендского кризиса 1982 года между Великобританией и Аргентиной. Но он только укрепляет в уверенности, что, как бы далеко ни ушли подводные лодки в своем развитии – вплоть до оснащения их ЯЭУ, космической связью и навигацией, совершенной электроникой и ядерным оружием, – они не смогли полностью освободиться от присущего этому роду сил груза особенностей и ограничений. Фолклендский «подводный опыт» оказался интересен вдвойне. Это опыт боевых действий против надводных кораблей (НК) противника. Однако будем придерживаться хронологии и начнем с участия ПЛ в мировых войнах.

Подводным лодкам как роду сил флота чуть более 100 лет. Начало широкого боевого применения и их интенсивного развития как раз и относится к периоду Первой мировой войны. Этот дебют в целом можно признать удачным. Около 600 ПЛ (372 из них были немецкими ПЛ, но и потеряли немцы больше всех – 178 ПЛ), состоявших тогда на вооружении воюющих сторон, отправили на дно более 55 крупных боевых кораблей и сотни эсминцев общим водоизмещением более 1 млн. т и 19 млн. б.р.т. (брутто-регистровая тонна – единица объема, равная 2,83 куб. метра, в настоящее время не применяется) торгового тоннажа. Наиболее массовыми и результативными оказались немцы, записавшие на свой счет более 5860 потопленных судов общим водоизмещением 13,2 млн. б.р.т. торгового тоннажа. Удар в основном пришелся по торговле Англии и был чрезвычайно действенен.

Рекорд потопленного тоннажа будет повторен, но не превзойден в ходе Второй мировой войны и, что характерно, гораздо большим количеством ПЛ. А вот принадлежащий германскому командиру Aрно де ла Перьер личный рекорд – более 440 тыс. б.р.т. – никем не достигнут. Лучший из подводников Второй мировой войны, тоже немец, Отто Кречмер сойдет с арены со счетом 244 тыс. б.р.т. и 44 потопленными судами еще весною 1941 года.

Если обратиться к результативности ПЛ против военного флота противника, успехи гораздо скромнее даже там, где такие действия специально планировались. Это трудно сообразуется с надеждами и ожиданиями от первых громких успехов Отто Веддигена, который уже в первые дни войны на примитивной U-9 за час с небольшим утопил три броненосных крейсера. Известны и другие громкие достижения немецких подводников в части поражения крупных НК противника, но это будет позже. А пока «мобилизация» почти всех имевшихся (около 20 единиц) ПЛ на прочесывание Северного моря, якобы кишащего дредноутами, не принесли никакого результата. Заранее узнав об операции, англичане убрали из Северного моря все ценные НК.

Участие ПЛ в Ютландском сражении, на которое возлагались большие надежды – ведь к 1916 году ПЛ уже исподволь успели себя проявить, – вообще обескураживают. Они там даже никого не обнаружили. Главные силы флотов развернулись и сошлись в величайшем в истории морском сражении, не будучи даже замечены. Косвенным успехом ПЛ, правда, считают гибель военного министра Великобритании фельдмаршала лорда Китченера на крейсере «Хемпшир», подорвавшегося на минах, но это не более чем утешительный «бонус».

Строго говоря, недостигнутыми оказались цели и в борьбе с торговлей. Блокада Англии, поспешно декларированная германским руководством в начале войны, оказалась не достигнута, ибо не была подкреплена реальными силами. Затем последовала череда запретов из-за международного скандала по поводу «Лузитании», сопутствующие им спады в подводной войне, возвращение к принципу призового права. Не помогло и запоздалое объявление неограниченной подводной войны в 1917 году: противник успел подготовиться.

Однако вернемся к несбывшимся надеждам в части борьбы ПЛ с НК. Следует заметить, что в межвоенный (1918–1939 годы) период не было недостатка в анализе, исследователях и теориях на этот счет, более глубоких и заинтересованных, чем в Германии. Если во всем многообразии причин и объяснений выделить главные и отбросить частные, предвзятые и второстепенные, имеющие, кстати, широкое хождение на «школярско-кадетском» уровне, в сухом остатке – отсутствие в основе действий германского флота в Первой мировой войне соответствующей его задачам и материальному уровню стратегии.

В кои-то веки Германии огромным напряжением всех своих сил удалось построить второй в мире флот. В сочетании с признанно лучшей армией это порождало надежды занять доминирующее положение в Европе, и не только в ней. К тому же столь серьезные военные приготовления, согласно законам стратегии, имеют необратимый характер. Но вот соответствующих стратегических установок, касающихся войны на море, у военно-политического руководства и морского командования Германии не оказалось. Это признают в первую очередь их же исследователи-специалисты. Следуя от общего к частному, уместно распространить эту проблему и на счет подводного флота, тогда совсем молодого рода сил. В этом, видимо, и приходится искать главную причину недостижения целей в войне подводным флотом Германии.

В этом можно усмотреть и достаточно глубокие общие оперативно-стратегические последствия. Не будем забывать, что британский Гранд Флит был почти на треть сильнее германского Флота Открытого моря, и вступать при таком соотношении сил в генеральное сражение было по меньшей мере безрассудно. Исходя из этого, замысел германского морского командования состоял в том, чтобы предварительно ослабить Гранд Флит, выманив англичан в море частью сил и подловив их там превосходящими силами, сравняв силы для будущего генерального сражения. После того как адмирал Гуго фон Поль 14 декабря 1914 года упустил подобную уникальную возможность, надежды уравнять силы сосредоточились преимущественно вокруг успехов подводных лодок. 200 из более чем 5000 транспортов погибли на минах (1,5 млн. т), выставленных ПЛ.

Что касается иных причин, принято говорить: во Вторую мировую войну немцы вошли со стратегией и прекрасно отработанной системой подготовки и применения подводных сил. По сравнению со Второй Первая мировая война без преувеличения была битвой талантливых, дерзких и предприимчивых подводников-одиночек. Это и понятно, молодой род сил имел мало опытных специалистов, ПЛ имели ограниченные до самой войны тактико-технические характеристики. У самого командования флотом отсутствовали четкие и ясные взгляды на применение ПЛ. Молодые командиры ПЛ со своими скромными капитан-лейтенантскими нашивками и подчас ценными предложениями на фоне блестящих и маститых флагманов и командиров кораблей Флота Открытого моря просто терялись. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основные решения о ведении подводной войны принимались без учета и глубокого знания особенностей использования субмарин. В течение всей войны ПЛ для флотских операторов и высшего командования так и оставались вещью в себе.

Недалеко от немецкого города Киль, в небольшом населённом пункте Лабё, находится уникальный музей. Музей этот уникален тем, что представляет собой немецкую подводную лодку времен Второй Мировой войны типа VII, которая осталась в мире в единственном экземпляре.

Фото 1. U 995 - немецкая субмарина-музей

Этот населенный пункт для установки музея был выбран не просто так - дело в том, что в Лабё располагается военно-морской мемориал, который по началу был посвящен погибшим немецким морякам на полях сражений Первой Мировой войны, затем стал считаться мемориалом посвященным всем немецким морякам, погибшим в ходе Первой и Второй Мировых войн, а в итоге Немецкий морской союз переквалифицировал его в памятник всем погибшим морякам всех наций и является призывом к миру в море.

Фото 2. Военно-морской мемориал

История U 995

Вернёмся к подводной лодке.

Фото 3. Вход в субмарину

Историческая справка:
В конце 42-го года на верфи Гамбурга началось изготовление новой субмарины типа VII, которая была спущена на воду в середине 43-го года.
Базировалась новая подлодка в Киле, что неподалеку от Лабё, где экипаж проходил обучение, а после отправилась на военно-морскую базу в норвежском Тронхейме, где с лета-осени 1944-го года начала нести службу. За оставшееся время войны U 995 совершила 9 боевых выходов, основной целью которых были конвои союзников. На момент окончания войны подводная лодка оказалась в неисправном состоянии, что и послужило причиной того, что силы союзников не стали её уничтожать в ходе операции "Дэдлайт". После окончания войны она попала под юрисдикцию Норвегии, была отремонтирована и прослужила еще около 10 лет, а затем отдана считай за бесплатно властям ФРГ, которые отбуксировали её в Киль и провели ремонтные работы, чтобы превратить её в музей. В начале 70-х состоялось торжественное открытие музея, где первым из посетителей был небезызвестный адмирал Дёниц. На сегодняшний день подлодку ежегодно посещают десятки тысяч человек.

Вот такая информация была представлена в информационном буклете на английском языке, который можно взять при покупке билета.

Внутри субмарины

Входим внутрь и видим кормовой торпедный отсек и комнату управления электрическими двигателями.

Фото 4. Кормовой торпедный отсек

Электрические двигатели использовались во время подъема. Благодаря им подводная лодка продолжала движение без погружения в воду, но это заметно сказывалось на скорости.

Фото 5. Комната управления электрическими двигателями

В комнате с электрическими двигателями можно увидеть приборы и узел управления с пунктом связи, куда отправлялись приказы старшего офицерского состава с мостика.

Комната управления электрическими двигателями

Комната с дизельным двигателем - сердце субмарины. Здесь расположен дизельный двигатель, за которым следит инженер-механик (обычно 1-2 человека). Эти моряки пользовались большими привилегиями и им отводилось больше времени для отдыха.

Сердце субмарины

Вы все еще жалуетесь на размеры собственной кухни? Тогда посочувствуйте местному "шеф-повару", который должен был на маломощной электроплитке из двух конфорок приготовить обед на команду из 40-50 человек. Развернуться в этом пространстве весьма затруднительно. Вдобавок еще слабое освещение. Кастрюля примотана цепью с замком - видимо были прецеденты её вынести.


Фото 6. Обед от шеф-повара

Фото 7. Комната отдыха рядового состава

Количество кроватей всегда было меньше, чем количество экипажа и зачастую одну кровать делили два человека. Это не вызывало никаких неудобств по причине того, что существовал вахтовый метод, по которому получалось так, что один из моряков на посту, а второй отдыхает, спит, обедает и занимается прочими личными делами.

Фото 8. Полка рядового солдата

Самое большое помещение на подлодке - центр управления и рубка.

Фото 9. Люк в центр управления подводной лодкой

Отсюда отдавались приказы, прокладывался маршрут и кипела активная жизнь. Помимо выполнения приказов сверху, каждый офицер отдавал себе отчет о том, что он должен сохранить жизнь своей команде. Здесь расположены навигационные карты, перископ, радиорубка и другие приборы для осуществления контроля за движением субмарины.


Сразу после центра управления располагаются радиорубка и приемный пункт, они расположены параллельно спальным местам офицерского состава подводной лодки - тем самым выходит, что даже во время отдыха они должны первыми получать сведения об обстановке в данном районе, либо приказы сверху, плюс перехваты радиосигналов союзников. Перехват - ответственная задача, которую, как правило, выполняли люди с отличным слухом и хорошей реакцией, чтобы как можно раньше поймать сигнал врага. Во многом благодаря расшифровке кода "Энигма" силами союзников, было утрачено немецкое превосходство в Атлантике.

Радиорубка - помимо связи с берегом и другими субмаринами большое внимание уделялось перехвату сигналов противника

Офицеры - единственные у кого была собственная полка, плюс немного личного пространства. Личное пространство выражалось в шкафчике и отсеках под ключ, где они могли хранить парадную форму, личные вещи, письма из дома.

Личное пространство офицерского состава

Обо всем вроде рассказал, но остается главным еще один вопрос - как насчет гальюна? Гальюн, конечно же, есть. У офицерского состава он личный - с умывальником, у остальной части экипажа - общий. Предоставляю фотографию офицерских удобств, жаль, что через стекло.

Фото 10. Офицерская уборная

Последней комнатой, и пожалуй самой боевой частью субмарины, является торпедный отсек.

Фото 11. Торпедная комната

Одна из наиболее ответственных задач стояла у обслуживающего персонала торпедного отсека. В основном в субмарине имелось 5 торпед - 4 были заряжены в торпедные отсеки, а одна была для перезарядки.

Торпедный отсек

Торпеды для U 995 весили около 300 кг, обладали электрическим двигателем и при выстреле развивали скорость около 30 км в час. Перезарядка торпедного отсека была, пожалуй, самой ответственной работой рядового состава.

Торпедная комната была последней в музее U 995. На выходе можно встретить автомат, как во многих местах Европы, который может за 1 евро превратить вашу 5-центовую монетку в медальончик с изображением достопримечательности. Не являясь особым поклонником данного антуража я всё-таки сделал себе на память медальончик.

На выходе из музея

Послесловие

Поход в музей завершился. Посещение подобных мест для меня всегда было в приоритете, потому что всегда интересовало - каким образом осуществлялся быт во время одного из самых крупных и кровопролитных конфликтов XX века. Музей подводной лодки U 995 не самый большой, но он уникальный. Уникальный тем, что здесь в полной мере можно погрузиться в атмосферу, царящую на глубине сотен метров под водой - когда не можешь точно знать, всплывешь ты завтра или так и останешься на дне морских глубин: без точных координат места твоей гибели и без могилы, которую смогли бы посещать родственники.

Как добраться:

Из города Киль на автобусе номер 100 до Лабё - выходим на остановке гавань и идём вдоль берега до монумента.
Стоимость посещения музея - 4,5 Евро.

Если вам доведётся путешествовать по северу Германии - обязательно посетите здешние места и проникнитесь духом истории.


До свидания, Лабё!

Этот текст, пожалуй, надо начать с небольшого предисловия. Ну, для начала - я не собирался его писать.

Однако моя статья об англо-германской войне на море в 1939-1945 породила совершенно неожиданную дискуссию. В ней есть одна фраза - о советском подводном флоте, в который перед войной были, по-видимому, вложены большие средства, и "... вклад которого в победу оказался ничтожным...".

Эмоциональная дискуссия, которую эта фраза породила, к делу не относится.

Я получил несколько e-mails, обвиняющих меня в "... незнании предмета...", в "... русофобии...", в "... замалчивании успехов русского оружия...", и в "... ведении информационнoй войны против России...".

Короче говоря - в итоге я заинтересовался предметом, и произвел некоторые раскопки. Результаты поразили меня самого - все было много хуже того, что я себе представлял.

Предлагаемый читателям текст анализом не назовешь - слишком он короток и неглубок - но как своего рода справка может оказаться полезным.

Вот с какими подводными силами великие державы вступали в войну:

1. Англия - 58 подлодок.
2. Германия - 57 подлодок.
3. США - 21 подлодкa (оперативные, Тихоокеанский Флот).
4. Италия - 68 подлодок (подсчитано по флотилиям, стоящим в Таранто, Специи, Триполи, и т.д.).
5. Япония - 63 подлодки.
6. СССР - 267 подлодок.

Статистика - вещь довольно коварная.

Во-первых, число указанных боевых единиц в известной степени условно. В него входят как боевые лодки, так и учебные, устаревшие, ремонтируемые, и так далее. Eдинственный критерий включения лодки в список - то, что она существует.

Во-вторых, не определено само понятие - подлодка. Для примера - германскaя подлодка водоизмещением в 250 тонн, предназначавшаяся для действий в прибрежных районах, и японская океанская подлодка, водоизмещением в 5,000 тонн - это все-таки не одно и то же.

В-третьих - боевой корабль оценивается отнюдь не по водоизмещению, а по комбинации многих параметров - например, по скорости, по вооружению, по автономности, и так далее. В случае подводной лодки в число этих параметров входит скорость погружения, глубина погружения, скорость подводного хода, время, в течение которого лодка может оставаться под водой - и прочиe вещи, которые долго перечислять. В них входит, например, такой важный показатель, как выучка экипажа.
Тем не менее, кое-какие выводы из приведенной выше таблицы сделать можно.

Скажем, очевидно, что великие морские державы - Англия и США - к ведению подводной войны особенно активно не готовились. И лодок у них было немного, и даже это число было "размазано" по океанам. Американский Тихоокеанский Флот - два десятка субмарин. Английский флот - при возможных боевых действиях на трех океанах - Атлантическом, Тихом и Индийском - всего полсотни.

Ясно так же, что и Германия к морской войне готова не была - всего в стpою к сентябрю 1939 года имелось 57 подлодок.

Вот таблица германских подводных лодок - по типам (данные взяты из книги “War At Sea”, by S Roskill, vol.1, page 527):

1. “IA” - океанские, 850 тонн - 2 единицы.
2. “IIA” – прибрежные, 250 тонн - 6 единиц.
3. “IIB” - прибрежные, 250 тонн - 20 единиц.
4. “IIC” - прибрежные, 250 тонн - 9 единиц.
5. “IID” - прибрежные, 250 тонн - 15 единиц.
6. “VII” - океанские, 750 тонн – 5 единиц.

Таким образом, для действий в Атлантике в самом начале военных действий у Германии имелось не больше 8-9 подлодок.

Из таблицы также слeдует, чтo абсолютным чемпионом по количеству подводных лодок в предвоенный период был Советский Союз.

Теперь посмотрим на число подлодок, участвовавших в боевых действиях, по странам:

1. Англия - 209 подлодок.
2. Германия - 965 подлодок.
3. США - 182 подлодoк.
4. Италия - 106 подлодоки
5. Япония - 160 подлодки.
6. CCCP – 170 подлодок.

Видно, что почти все страны в ходе войны пришли к выводу, что подлодки - очень важный вид оружия, начали резкое наращивать свои подводные силы, и использовали их в военных действиях очень широко.

Единственное исключение - Советский Союз. В СССР новых лодок в войну не строили - было не до того, а из построенных в дело ввели не более 60% - но это обьясняется многими вполне уважительными причинами. Hапример, тем, что Тихоокеанский Флот практически в войне не участвовал - в отличие от Балтийского, Черноморского и Северного.

Абсолютным чемпионом по наращиванию сил подводного флота и по его боевому использованию является Германия. Это особенно очевидно, если посмотреть на списочный состав германского подводнoго флота: к концу войны – 1155 единиц. Большая разница между числом построенных подлодок и числом тех, что участвовали в боевых действиях, обьясняется тем, что во второй половине 1944 и в 1945 довести лодку до боеготового состояния было все труднее - базы лодок нещадно бомбились, судостроительные верфи были приоритетной целью аваиационных налетов, учебные флотилии на Балтийском Море не успевали готовить экипажи, и так далее.

Вклад германского подводного флота в военные действия был огромен. Цифры потерь, нанесенных ими противнику, и потерь, понесенных ими, варьируются. Согласно германским источникам, за годы войны подводные лодки Деница потопили 2882 торговых судна противника, общим тоннажем в 14.4 миллиона тонн водоизмещением, плюс 175 военных кораблей, включая сюда линкоры и авианосцы. Потеряно же было 779 лодок.

Советский справочник дает другую цифру – 644 потопленных немецких подлодок, 2840 потопленных ими торговых кораблей.

Англичане (“Total War”, by Peter Calviocoressi and Guy Wint) указывают такие цифры: 1162 построенных германских подводных лодки, и 941 потопленных или сдавшихся в плен.

Обьяснeния разницы в приведеной статистике я не нашел. Авторитетный труд капитана Роскилла, “War At Sea”, сводных таблиц, к сожалению, не дает. Возможно, дело в разных способах учета потопленных и захваченных лодок - скажем, по какой графе учитывалась поврежденная лодка, сидящая на мели и брошенная экипажем?

Во всяком случае, можно утверждать, что немецкие подводники не только нанесли огромные потери английским и американским торговым флотам, но и оказали глубокое стратегическое воздействие на весь ход войны.

На борьбы с ними были брошены сотни эскортных кораблей и буквально тысячи самолетов - и даже этого оказалось бы недостаточно, если бы не успехи американской судостроительной промышленности, которые позволили с лихвой компенсировать весь потопленный немцами тоннаж.

Как обстояли дела у других участников войны?

Итальянский подводный флот показал очень плохие результаты, совершенно несоразмерные с его номинально высокой численностью. Итальянские лодки были плохо построены, плохо оснащены, и плохо управлялись. На их счету - 138 потопленных целей, при этом было потеряно 84 лодки.

По сведениям самих итальянцев, их лодки потопили 132 торговых судна противника, общим водоизмещением в 665,000 тонн, и 18 военных кораблей, в сумме - 29,000 тонн. Что в среднем дает 5,000 тонн на транспорт (соответствует среднему английскому транспортному судну того периода), и 1,200 тонн в среднем на военный корабль - что соответствует эсминцу, или английскому эскортному шлюпу.

Самое главное - они не оказали никакого серьезного воздействия на ход военных действий. Кампания в Атлантике провалилась полностью. Если говорить о подводном флоте, то наибольший вклад в военные усилия Италии внесли итальянские диверсанты, которые успешно атаковали британские линейные корабли на рейде Александрии.

Англичане потопили 493 торговых кораблей общим водоизмещением в 1.5 миллиона тонн, 134 военных корабля, плюс неприятельских 34 подлодки - потеряв при этом 73 лодки.

Их успехи могли бы быть и больше, но они не имели большoго количества целей. Главный их вклад в победу состоял в перехвате итальянских торговых судов, идущих в Северную Африку, и немецких каботажных судов - в Северном Море и у побережья Норвегии.

Действия американских и японских подводных лодок заслуживают отдельного разговора.

Японский подводный флот выглядел в своей предвоенной фазе развития очень внушительно. Подводные лодки, входившие в его состав, варьировались от карликовых лодок-малюток, предназначенных для диверсионных операций, до огромных подводных крейсеров.

Во время Второй Мировой Войны в действие было введено 56 субмарин размером больше 3000 тонн водоизмещения - и 52 из них были японскими.

В составе японского флота была 41 подлодка, способная нести гидросамолеты (до 3-х сразу) - чего не могла делать ни одна другая лодка ни в одном другом флоте мирa. Hи в немецком, ни в английском, ни в американском.

Японские подлодки не имели себе равных по скорости подводного хода. Их лодки-малютки могли делать до 18 узлов под водой, а экпериментальные лодки среднего размера показали даже 19, что превосходило замечательные результаты немецких лодок XXI серии, и было чуть ли не втрое быстрее, чем скорость стандартной немецкой "рабочей лошадки" - лодки VII серии.

Японское торпедное оружие было лучшим в мире, превосходя америкaнское втрое - по дальности действия, вдвое - по убойной силе боеголовки, и, вплоть до второй полoвины 1943, имело огромный перевес в надежности.

И тем не менее - сделали они очень мало. Всего японские подлодки потопили 184 судов, общим водоизмещением в 907,000 тонн.

Дело было в военной доктрине - согласно концепции японского флота, лодки предназначались для охоты за военными кораблями, a не за торговыми. А так как военные суда ходили в три раза быстрее “торговцев”, и как правило имели сильное противолодочное охранение, то успехи были скромны. Японские подводники потопили два амеpиканских авианосца, крейcер, повредили два линкора - и не оказали практически никакого эффекта на общий ход военных действий.

Начиная с определенного времени их и вовсе использовали как суда снабжения для осажденных островных гарнизонов.

Интересно, что американцы начинали войну с точно такой же военной доктриной - лодка должна была выслеживать военные корабли, а не “торговцев”. Более того - американские торпеды, в теории самые что ни на есть технологически продвинутые (они должны были взрываться под судном под действием его магнитного поля, ломая вражеский корабль пополам) оказались страшно ненадежными.

Дефект был устранен только во второй половине 1943. К этому же времени прагматичные американские флотоводцы переключили свои подлодки на удары по японскому торговому флоту, а потом добавили к этому еще одно улучшение - теперь приоритетной целью стали японские танкеры.

Эффект был опустошительным.

Из 10 миллионов тонн водоизмещения, в сумме потерянных японским военным и торговым флотом, 54% оказались записаны на счет подводников.

Американский флот потерял за годы войны 39 подлодок.

Согласно русскому справочнику, американские подлодки потопили 180 целей.

Если американские отчеты не врут, то 5,400,000 тонн, деленные на 180 пораженных "целей", дают несообразно высокую цифру для каждого потопленного судна - в среднем 30,000 тонн. Английский торговый корабль времен Второй Мировой Войны имел водоизмещение порядка 5-6 тысяч тонн, уже потом американские трaнспорты "Либерти" стали вдвое крупнее.

Возможно, справочник учитывал только военные суда, потому что общий тоннаж потопленных американцам целей он не приводит.

Согласно американцам в войну их лодками было потоплено около 1300 японских торговых судов - от больших танкеров, и чуть ли не до сампанов. Это дает оценочно 3000 тонн на каждое потопленное "мару" - что примерно соответствует ожиданиям.

Интернетная справка, взятая с обычно надежного сайта: http://www.2worldwar2.com/ - тоже приводит цифру в 1300 японских торговых судов, потопленных подлодками, но потери американских лодок оценивает выше: 52 погибших лодки, из общего состава в 288 единиц (включая учебные и не участвовавшие в боевых действиях).

Возможно, что учтены лодки, погибшие в результате аварий - не знаю. Стандартной американской подводной лодкой времен войны на Тихом Океане был корабль класса "Gato", в 2400 тонн, оснащенный превосходной оптикой, превосходной акустикой, и даже радаром.

Aмериканские подлодки внесли огромный вклад в победу. Pазбор их действий после войны выявил их как важнeйший фактор, удушивший военную и гражданскую промышлeнность Японии.

Действия советских подводных лодок должны быть рассмотрены отдельно, ибо условия их использования были уникальны.

Советский довоенный подводный флот был не просто самым многочисленным в мире. По числу подлодок - 267 единиц - он был в два с половиной раза больше, чем английский и немецкий флоты вместе взятые. Здесь надо сделать оговорку - английские и немецкие подлодки подсчитаны на сентябрь 1939 года, а советские - на июнь 1941. Тем не менее, видно, что стратегический план развертывания советского подводного флота - если брать приоритеты его развития – был лучше немецкого. Прогноз на время начала военных действий был куда более реалистичным, чем тот, что был определен по германскому "Плану-Z" - 1944-1946.

Советский план делался в предположении, что война может начаться просто сегодня, или завтра. Соответственно, средства в линейные корабли, требовавшие долгой постройки, не вкладывались. Предпочтение отдавалось малым военным судам - в предвоенный период было построено только 4- крейсера, зато подводных лодок - больше 200.

Географические условия дислоцирования советского флота были весьма специфическими - он по необходимости делился на 4-е части - Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский - которые, в общем, не могли помогать друг другу. Какие-то корабли, по-видимому, сумели пройти с Тихого Океана в Мурманск, мелкие суда вроде подлодок-малюток могли быть перевезены в разобранном виде по железной дороге - но в общем взаиомодействие флотов было очень затруднено.

Здесь мы натыкаемся на первую проблему - сводная таблица указывает общее число советских подлодок, но не говoрит о том, сколько из них действовало на Балтике - или на Черном Море, например.

Тихоокеанский Флот в войне не участвовал вплоть до августа 1945 года.

Черноморский Флот включился в войну почти сразу. Противника на море у него, в общем, не было - разве что румынский флот. Сведений об успехах, соответственно, нет - ввиду отсутствия противника. Сведений о потерях тоже нет - по крайней мере, детальных.

Согласно А.Б.Широкораду, имел место такой эпизод: 26 июня 1941 года в набег на Констанцу были направлены лидеры "Москва" и "Харьков". При отходе лидеры попали под атаку собственной подводной лодки, Щ-206. Ее отправили в патруль, но не предупредили о рейде. В результате лидер "Москва" оказался потоплен, а подлодку потопили эскорты - в частности, эсминeц "Сообразительный".

Эта версия оспаривается, и утверждается, что оба судна - и лидер, и подлодка - погибли на румынском минном заграждении. Точных сведений нет.

Но вот что абсолютно бесспорно: в период апреля-мая 1944 года из Крыма проходила эвакуация немецких и румынских войск морем в Румынию. За апрель и двадцать дней мая противник провел 251 конвой - многие сотни целей и при весьма слабом противолодочном охранении.

Всего за этот период 11 подводных лодок в 20 боевых походах повредили один (!) транспорт. По докладам командиров, якобы, были потоплены несколько целей, но подтверждения этому не оказалось.

Результат поразительный по неэффективности.

Сводные сведения по Черноморскому Флоту - число лодок, число боевых выходов, число пораженных целей, их тип и тоннаж - отсутствуют. По крайней мере, я их нигде не нашел.
Война на Балтике может быть сведена к трем фазам: разгром в 1941, блокада флота в Ленинграде и Кронштадте в 1942, 1943, 1944 - и контрнаступление в 1945.
Согласно информации, найденной на форумах, Кразнознаменный Балтийский Флот в 1941 году провел 58 выходов на немецкие морские коммуникации на Балтике.

Результаты:
1. Потоплена одна немецкая подводная лодка, U-144. Подтверждается немецким справочником.
2. Потоплены два транспорта (5769 брт).
3. Предположительно, торпедой ПЛ С-6 22.08.1941 был также потоплен шведский мобилизованный сторожевой катер HJVB-285 (56 брт).

Этот последний пункт даже трудно комментировать - шведы были нейтральны, катер был - скорее всего - ботом, вооруженным пулеметом, и вряд ли стоил той торпеды, которую в него пустили. В процессе достижения этих успехов были потеряны 27 подлодок. А по другим сведениям - даже 36.

Сведения за 1942 год туманны. Утверждается, что были поражено 24 цели.
Сводные сведения - число задействованных лодок, число боевых выходов, тип и тоннаж пораженных целей - отсутствуют.

По поводу периода с конца 1942 и по июль 1944 (время выхода Финляндии из войны) имеется полный консенсус: ни одного боевого выхода подлодок на коммуникации противника. Причина весьма уважительная - Финский Залив был перегорожен не только минными полями, но и противолодочным сетевым барьером.

В результате весь этот период Балтика была тихим немецким озером - там тренировались учебные флотилии Деница, без помех ходили шведские суда с важными военными грузами для Германии - шарикоподшипниками, железной рудой, и прочим - перебрасывались немецкие войска - из Прибалтики в Финляндию и обратно, и так далее.

Но даже и в конце войны, когда сети были сняты и советские подлодки вышли в Балтику на перехват немецких судов - картина выглядит довольно странной. Во время массовой эвакуации с Курляндского полуострова и из района Данцигской бухты, при наличии сотен целей, в том числе крупнотоннажных, зачастую с совершенно условным противолодочным охранением в апреле-мае 1945 года 11 подводных лодок в 11 боевых походах потопили всего один транспорт, плавбазу и плавбатарею.

Именно в это время случились громкие победы - потопление "Густлова", например - но тем не менее, германский флот умудрился эвакуировать морем около 2 с половиной миллионов человек, крупнейшая в истории спасательная операция - и она не была ни сорвана, ни даже замедлена действиями советских подлодок.

Сводные сведения о действиях Балтийского подводного флота отсутствуют. Опять - возможно, они существуют, но я их не нашел.

Такая же ситуация и со статистикой по действиям Северного Флота. Сводных данных нигде нет, или, по крайней мере, их нет в общедоступном обращении.

Кое-что есть на форумах. Пример приведен ниже:

“… 4 августа 1941 года в Полярное прибыла британская подводная лодка "Тайгрис", а затем "Трайдент". В начале ноября их сменили две другие подлодки "Сивульф" и "Силайен". В общей сложности до 21 декабря они совершили 10 боевых походов, уничтожив 8 целей. Много это или мало? В данном случае это не важно, главное, что за этот же период 19 советских подводных лодок в 82 боевых походах потопили всего 3 цели …“.

Самая большая загадка получается со сведениями из сводной таблицы:
http://www.deol.ru/manclub/war/podlodka.htm - советские лодки.

Согласно ей, в боевых действиях принимали учаcтие 170 советских подлодок. Из них погибла 81. Поражено 126 целей.

Каков их общий тоннаж? Где они были потоплены? Сколько из них военных кораблей и сколько торговых?

Таблица на этот счет не дает просто никаких ответов.

Если "Густлов" был большим судном, и назван в отчетах - почему не названы другие суда? Или хотя бы не перечислены? В конце концов, за пораженную цель можно засчитать и буксир, и четырехвесельную шлюпку.

Мысль о фальсификации просто напрашивается.

Таблица, кстати, содержит еще одну фальсификaцию, на этот раз совершенно явную.

Победы подводных лодок всех флотов, перечисленных в ней - английского, немецкого, советского, итальянского, японского - содержат сумму потопленных ими судов противника - торговых и военных.

Единственное исключение – американцы. Им почему-то засчитали только военные суда, потопленные ими, искусственно снизив тем самым их показатели - с 1480 до 180.

И эта небольшая модификация правил даже не оговорена. Найти ее можно только занявшись детальной проверкой всех приведенных в таблице данных.

Конечный итог проверки - все данные более или менее достоверны. Kроме русских и американских. Американские ухудшены в 7 с чем-то раз путем явной подтасовки, a русские спрятаны в густой "туман" - путем использования цифр без обьяснений, детализации и подтверждения.

В общем, из вышеприведеного материала очевидно, что результаты действий советских подлодок в период войны были ничтожны, потери - велики, a достижения совершенно не соответствовали тому огромному уровню затрат, который был вложен в создание советского подводного флота в довоенный период.

Понятны в общих чертах и причины этого. В чисто техническом смысле лодкам не хватало средств обнаружения противника - их командиры могли полагаться только на не слишком надежную радиосвязь, и на собственные перископы. Это вообще была общая проблема, не только советских подводников.

Немецкие капитаны в первый период войны создaвали себе импровизированную мачту - лодка в надводном положении выдвигала перископ вверх до предела, а на него, как на столб на ярмарке, взбирался вахтенный с биноклем. Этот экзотический способ помогал им мало, поэтому они больше полагались на наводку - либо коллеги по "волчьей стае", либо разведовательной авиации, либо берегового штаба, располaгавшего данными радиоразведки и службы дешифровки. В широком ходу были радиопеленгаторы и акустические станции.

Чем именно располaгали в этом смысле советские подводники, неизвестно, но если использовать аналогию с танками - где приказы в 1941 передавали флажками - то можно догадаться, что и на подводном флоте положение со связью и электроникой в то время было не лучшим.

Этот же фактор снижал возможность взаимодействия с авиацией, наверное, и со штабом на суше тоже.

Важным фактором был уровень подготовки экипажей. Для примера - немецкие подводники - уже после окончания членами экипажей соответствующих технических школ - отправляли лодки в учебные флотилии на Балтике, где в течение 5-и месяцев они на практике отрабатывали тактические приемы, вели учебные стрельбы, и прочее.

Особое внимание обращалось на подготовку командиров.

Герберт Вернер, например - немецкий подводник, чьи мемуары дают немало полезной информации - стал капитаном только после нескольких походов, успев побыть и младшим офицером, и старпомом, и получить в этом качестве пару орденов.

Советский флот разворачивался так быстро, что взять квалифицированных капитанов было просто негде, и их назначали из людей, имевших опыт плавания в торговом флоте. К тому же руководящей идеей в то время было – “… не знает дела - не беда. Научится в бою …”.

При обращении с таким сложным оружием как подлодка это не самый лучший подход.

В заключение - несколько слов об извлечении опыта из сделанных ошибок.

Сводная таблица, сравнивающая действия лодок разных стран, взята из книги А.В.Платонова и В.М.Лурье "Командиры советских подводных лодок 1941-1945 гг.".

Она была издана в количестве 800 экземпляров - явно только для служебного пользования, и явно только для командиров достаточно высокого уровня - потому что тираж ее слишком ничтожен для использования в качестве учебного пособия для офицеров-слушателей военно-морских академий.

Уж казалось бы - в такой аудитории можно называть вещи своими именами?

Однако таблица показателей составлена весьма лукаво.

Возьмем, скажем, такой показатель (кстати, выбранный авторами книги), как соотношение количества потопленных целей к количеству потерянных подлодок.

Германский флот в этом смысле оценен в круглых цифрах так - 4 цели за 1 лодку. Если пересчитать этот коэффициент в другой - скажем, в потопленный тоннаж в расчетe на одну потерянную лодку - то получится примерно 20,000 тонн (14 мил. тонн тоннажа, поделенного на 700 потерянных лодок). Поскольку средний океанский английский торговый корабль того времени имел водоизмещение в 5,000 тонн, то все сходится.

С немцами - да, сходится.

А с русскими - нет, не сходится. Потому что коэффициент для них - 126 потопленных целей против 81 потерянной лодки - дает цифру в 1,56. Kонечно, похуже, чем 4, но все-таки ничего.

Однако этот коэффицент, в отличие от немецкого, непроверяем - общий тоннаж потопленных советскими подлодками целей нигде не указан. А гордое указание на потопленный шведский буксир величиной аж в полсотни тонн и вовсе наводит на размышления, что это далеко не случайно.

Однако и это не все.

Немецкий коэффициент в 4 цели за 1 лодку - это общий результат. В начале войны - собственно, вплоть до середины 1943 - он был куда выше. Получалось и 20, и 30, и даже иной рaз и 50 судов за каждую лодку.

Показатель был снижен после победы конвоев и их эскортов - в середине 1943 и вплоть до конца войны.

Потому-то oн и приведен в таблице - честно и правильно.

Американцы потопили примерно 1,500 целей, потеряв примерно 40 лодок. Им полагался бы коэффициент 35-40 - много выше немецкого.

Если подумать, такое соотношение вполне логично - немцы бились в Атлантике против англо-амеpикано-канадских эскортов, оснащенных сотнями кораблей и тысячами самолетов, а американцы вели войну против слабозащищенного японского судоходства.

Но признать этот простой факт никак нельзя, и поэтому вводится поправка.

Aмериканцам - эдак незаметно - меняют правила игры, и засчитывают только “военные” цели, сводя их коэффициент (180 / 39) к цифре 4,5 - очевидно более приемлемой для российского патриотизма?

Дaже сейчас - и даже в узкопрофессиональной военной среде, для которой была издана книга Платонова и Лурье - и то оказалось нежелательным посмотреть фактам в лицо.

Пожалуй, это и есть наиболее неприятный результат нашего небольшoго расследования.

P.S. Текст статьи (шрифт получше и есть фотографии) можно посмотреть здесь:

Источники, краткий список использованных интернетных сайтов:

1. http://www.2worldwar2.com/submarines.htm - американские лодки.
2. http://www.valoratsea.com/subwar.htm - подводная война.
3. http://www.paralumun.com/wartwosubmarinesbritain.htm - английские лодки.
4. http://www.mikekemble.com/ww2/britsubs.html - английские лодки.
5. http://www.combinedfleet.com/ss.htm - японские лодки.
6. http://www.geocities.com/SoHo/2270/ww2e.htm - итальянские лодки.
7. http://www.deol.ru/manclub/war/podlodka.htm - советские лодки.
8. http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/84/84929.htm - советские лодки.
9. http://vif2ne.ru/nvk/forum/archive/255/255106.htm - советские лодки.
10. http://www.2worldwar2.com/submarines.htm - подводная война.
11. http://histclo.com/essay/war/ww2/cou/sov/sea/gpw-sea.html - советские лодки.
12. http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/46/46644.htm - советские лодки.
13. - википедия, советские лодки.
14. http://en.wikipedia.org/wiki/Soviet_Navy - википедия, советские лодки.
15. http://histclo.com/essay/war/ww2/cou/sov/sea/gpw-sea.html - википедия, советские лодки.
16. http://www.deol.ru/manclub/war/ - форум, военная техника. Ведет Сергей Харламов, очень толковый человек.

Источники, краткий список использованных книг:

1. "Стальные Гробы: немецкие подводные лодки, 1941-1945", Герберт Вернер, перевод с немецкого, Москва, Центрполиграф, 2001
2. “War At Sea”, by S.Roskill, в русском переводе, Воениздат, Москва, 1967.
3. “Total War”, by Peter Calvocoressi and Guy Wint, Penguin Books, USA, 1985.
4. “The Longest Battle, The War at Sea, 1939-1945”, by Richard Hough, William Morrow and Company, Inc., New York, 1986.
5. "Тайные рейдеры", Дэвид Вудворд, перевод с английского, Москва, Центрполиграф, 2004
6. "Флот, который уничтожил Хрущев", А.Б.Широкоград, Москва, ВЗОИ, 2004.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.