Заниматься ли с первоклассником дома. Подвижные игры для первоклассников Для чего нужны игры на переменах

Игры для первоклассников в классе

Своеобразным организационным и обязательным моментом на уроке являются игры, проводимые учителем в классе. Они не только положительно влияют на умственное развитие ребенка, но и позволяют сделать паузу для отдыха еще не совсем адаптированных детей к школе.

Микки-Маус

Обычно в классе парты стоят в 3 ряда. Учитель сообщает детям, что каждый ряд; это команды. Первая группа (1 ряд) должна громко крикнуть «Мики», когда учитель поднимет правую руку вверх. Вторая команда (3 ряд) кричит «Маус», если поднимает левую руку. А третья группа (средний ряд) должна громко крикнуть «Мышонок», если учитель скрестит руки.

Примечание. Педагог в начале игры предупреждает детей, что им нужно быть очень внимательными, так как он может намеренно их путать, например, поднять вверх одновременно две руки.

«Моторчик».

Своеобразно ее проводить, когда ребята устали и начинают нарушать дисциплину в классе. Подобные игры с первоклассниками на уроке помогают им «нашуметься» и дальше работать в полной тишине

Итак, учитель спрашивает у детей, как работает мотор в машине, какой звук он издает. Педагог просит учеников представить, что они; это один мотор, а он водитель, который будет его регулировать. Когда рука «рычаг» будет подниматься вверх, мотор должен работать громко (произносить звук «р-р-р»), если опускается вниз, то он работает тише.

Игра на развитие воображения

Игра «Покажите звуки»

В руках у учителя карточки с картинками животных, птиц, предметов. Педагог показывает классу по одной карточке. Дети должны, не называя того, что изображено на картинке «сказать» слово звуком и изобразить с помощью мимики и жестов. Например, кошка. Первоклашки говорят «мяу-мяу» и показывают коготки.

Игра для снятия мышечной нагрузки

Игры для первоклашек в классе должны носить также комплексный характер, особенно на уроках письма и математики, когда задействована мелкая моторика и мышцы спины.

1. «Дождик».

Эта игра хорошо снимает напряжение и очень нравится детям. Учитель говорит ребятам, чтобы они представили, что идет дождь. Педагог комментирует, ученики вместе с ним повторяют только движения.

«Пошел дождь» (дети поднимают руку перед собой ладошкой вверх).

«Сначала одна капля» (ударяют по ладошке одним пальчиком другой руки).

«Затем две капли» (двумя пальчика и т.д.).

«И тут полил сильный дождь» (ученики хлопают в ладоши).

«Дождь понемногу стал утихать. Четыре капли, три, две, одна» (также показывают в обратном порядке).

«Дождь закончился. Выглянуло солнышко!» (дети поднимают руки вверх).

Игра на развитие скорости реакции

. «Такие разные животные».

Первоклашки встают из-за парт. Игра проводится на месте. Учитель произносит слова (4-5), а дети изображают то, что им сказал классный руководитель, причем темп игры постепенно увеличивается. Например, «цапля»; ученики стоят на одной ноге, «зайчик» ; ставят руки на макушки и подпрыгивают вверх, «слон» вытягивают одну руку вперед, словно хобот и т.д.

Примечание. В начале игры педагог должен сам показать движения.

Данные игры для первоклассников в классе позволяют за небольшой промежуток времени снять эмоциональное и физическое напряжение, сконцентрировать внимание на уроке при дальнейшей работе и даже помогают постепенно справиться детям с комплексами.

Игры для первоклассников на перемене

Игра на сплочение класса

1. «Миксер»

Ребята стоят в кругу. В центре водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого и называет 1 признак (например, длинные волосы, кто в кроссовках, кто любит пирожные и пр.)». В момент движения, водящий должен занять одно из освободившихся мест. Кто не успеет встать во время, становится в центр круга.

Эта игра позволяет узнать друг о друге не только ребятам, но и учителю, а также развивает внимание и быстроту реакции.

2. «Цифры»

Данная игра похожа с предыдущей. Первоклашки рассчитываются по порядку, стоя в кругу и запоминают каждый свое число. Затем один из желающих выходит в центр и называет любые 2 числа (учитывая расчет), которые должны поменяться местами, а водящий как можно быстрее занять одно из мест. Кто не успел, становится в центр и продолжает игру.

3. «Построение»

По команде учителя класс должен построиться:

; по росту,

; по длине волос; по цвету глаз и т.д.

4. «Веревочка»

Ученики, держась за веревку или скакалку, должны построить с помощью нее какую-либо фигуру, букву и т.д. Например, круг, буква «П», «Г» и др.

Игра на выявление лидера в группе

1. «Крокодил»

Ребята сидят на корточках, образуя круг. Здесь же находится учитель, который произносит слово «Крокодил» и одновременно на пальцах показывает 1, 2, 5;, т.е. это число, будет обозначать, количество ребят, которые должно подняться. Каждый встает по своему желанию

Педагог внимательно наблюдает и делает для себя выводы: те мальчики и девочки, которые поднимались чаще всего, являются потенциальными лидерами в классе. Кроме того, эта игра помогает детям еще и повторить счет

Игры для первоклассников на улице

Школьный двор, как известно, позволяет не только проводить подвижные игры, но и такие, где не запрещается громко кричать и шуметь .

Игра для разминки

Класс делится на 2 команды. Становятся лицом в 2 шеренги. Затем повторяют слова и движения, показывая друг на друга:

; «Ты; дрозд, я; дрозд»,

; «У тебя нос, у меня нос»

; «У тебя щечки красные, у меня щечки красные»,

; «У тебя губки алые, у меня губки алые»,

«Мы два друга любим друг друга!» (обнимаются).

Игры для первоклассников на улице хороши еще и тем, что благодаря большому пространству можно проводить общие игры, требующие от детей определенных действий .

Командно-сюжетная игра

1. «Мамонты»

Участвует весь класс. Учитель распределяет роли между первоклашками: мамонты (большинство класса), спасатель; 1 ребенок, охотники (2-3 пары); должны передвигаться вдвоем только, держась за руки. Их задача; поймать мамонта. Чтобы это сделать, нужно поймать «животное», образовав кольцо, взявшись свободными руками. После этого охотники отводят в таком положении добычу в обговоренное заранее место. Если спасатель не успеет освободить мамонта, т.е. коснуться его рукой, то этот ребенок выбывает из игры

Спасатель может «освободить» жертву только 3 раза. Если ребенок попался «в лапы» охотников более, чем положено, то он также выходит из игры

2. «Выручай!»

Среди учащихся выбирают 1-2 водящих, которые должны «замораживать» касанием руки всех передвигающихся ребят. Если кого-то все-таки заморозили, то он должен стоять на месте руки в стороны, ноги на ширине плеч и громко кричать такие слова

«Поскорее прибегай

И меня ты выручай!»

Остальные участники (кто-то один) могут его «выручить», если пролезут под ногами «заморо- женного». Только тогда «спасенный» может продолжать игру.

Игры со спортивным инвентарем

1. «Овощи-фрукты»

Водящий бросает мяч по очереди игрокам, стоящим в одну шеренгу, называя при этом овощи и фрукты в любом порядке. Если это овощ, например, картошка, нужно поймать мяч и присесть, если фрукт; яблоко, то следует также поймать мячик, а потом подпрыгнуть

2. «Рыбачёк»

Ребята стоят в кругу, в центре первоклашка со скакалкой. Он крутит ее по часовой стрелке, а все остальные должны подпрыгивать, чтобы не коснуться ногами скакалки. Кто не успел или замешкался, становится «пойманной рыбкой». Затем водящий и рыбка меняются местами.

Благодаря игровым ситуациям ребята учатся правильно вести себя, логически мыслить и приучаются к спорту.

Третьим кризисом в жизни ребенка после его рождения и детского сада является, безусловно, школа. И чтобы ребенку было комфортно на уроках, перемене, во время отдыха на улице в школьном дворе, учителю необходимо создать благоприятные условия, которые позволят не только развивать ребенка физически, но и умственно. Этому способствуют игры, в процессе которых первоклашка учится общаться со сверстниками, ориентироваться в пространстве, узнает окружающий мир, развивает ловкость и т.д.

Своеобразным организационным и обязательным моментом на уроке являются игры, проводимые учителем в классе. Они не только положительно влияют на умственное развитие ребенка, но и позволяют сделать паузу для отдыха еще не совсем адаптированных детей к школе.
В методической копилке учителя должны быть дифференцированные и интересные игры для первоклассников.

Игры на внимание

1. «Мики Маус».
Обычно в классе парты стоят в 3 ряда. Учитель сообщает детям, что каждый ряд — это команды. Первая группа (1 ряд) должна громко крикнуть «Мики», когда учитель поднимет правую руку вверх. Вторая команда (3 ряд) кричит «Маус», если поднимает левую руку. А третья группа (средний ряд) должна громко крикнуть «Мышонок», если учитель скрестит руки.
Примечание. Педагог в начале игры предупреждает детей, что им нужно быть очень внимательными, так как он может намеренно их путать, например, поднять вверх одновременно две руки.

2. «Моторчик».
Своеобразно ее проводить, когда ребята устали и начинают нарушать дисциплину в классе. Подобные игры с первоклассниками на уроке помогают им «нашуметься» и дальше работать в полной тишине.
Итак, учитель спрашивает у детей, как работает мотор в машине, какой звук он издает. Педагог просит учеников представить, что они — это один мотор, а он — водитель, который будет его регулировать. Когда рука — «рычаг» будет подниматься вверх, мотор должен работать громко (произносить звук «р-р-р»), если опускается вниз, то он работает тише.

Игра на развитие воображения

Игра «Покажите звуки»

В руках у учителя карточки с картинками животных, птиц, предметов. Педагог показывает классу по одной карточке. Дети должны, не называя того, что изображено на картинке «сказать» слово звуком и изобразить с помощью мимики и жестов. Например, кошка. Первоклашки говорят «мяу-мяу» и показывают коготки.

Игра для снятия мышечной нагрузки

Игры для первоклашек в классе должны носить также комплексный характер, особенно на уроках письма и математики, когда задействована мелкая моторика и мышцы спины.
1. «Дождик».
Эта игра хорошо снимает напряжение и очень нравится детям. Учитель говорит ребятам, чтобы они представили, что идет дождь. Педагог комментирует, ученики вместе с ним повторяют только движения.
— «Пошел дождь» (дети поднимают руку перед собой ладошкой вверх).
— «Сначала одна капля» (ударяют по ладошке одним пальчиком другой руки).
— «Затем две капли» (двумя пальчика и т.д.).
— «И тут полил сильный дождь» (ученики хлопают в ладоши).
— «Дождь понемногу стал утихать. Четыре капли, три, две, одна» (также показывают в обратном порядке).
— «Дождь закончился. Выглянуло солнышко!» (дети поднимают руки вверх).

Игра на развитие скорости реакции

1. «Такие разные животные».
Первоклашки встают из-за парт. Игра проводится на месте. Учитель произносит слова (4-5), а дети изображают то, что им сказал классный руководитель, причем темп игры постепенно увеличивается. Например, «цапля» — ученики стоят на одной ноге, «зайчик» — ставят руки на макушки и подпрыгивают вверх, «слон» — вытягивают одну руку вперед, словно хобот и т.д.
Примечание. В начале игры педагог должен сам показать движения.

Плюсы проведения игр в классе.
Данные игры для первоклассников в классе позволяют за небольшой промежуток времени снять эмоциональное и физическое напряжение, сконцентрировать внимание на уроке при дальнейшей работе и даже помогают постепенно справиться детям с комплексами.

Игры для первоклассников на перемене

Пока у первоклашек не развито чувство коллективизма и организованности, учитель должен постоянно находиться рядом с учениками, в том числе во время игр на перемене.
Следует помнить, что не стоит проводить слишком активные и подвижные игры для первоклашек на переменках, так как ребята могут не только устать из-за своего неумения правильно распределять силовую нагрузку, но и настолько стать возбужденными, что на уроке они попросту станут неусидчивыми. Поэтому игры для первоклассников на перемене правильней проводить в кругу, без догонялок, пряток и т.п.

Игра на сплочение класса

1. «Миксер»
Ребята стоят в кругу. В центре водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого… и называет 1 признак (например, длинные волосы, кто в кроссовках, кто любит пирожные и пр.)». В момент движения, водящий должен занять одно из освободившихся мест. Кто не успеет встать во время, становится в центр круга.
Эта игра позволяет узнать друг о друге не только ребятам, но и учителю, а также развивает внимание и быстроту реакции.

2. «Цифры»
Данная игра похожа с предыдущей. Первоклашки рассчитываются по порядку, стоя в кругу и запоминают каждый свое число. Затем один из желающих выходит в центр и называет любые 2 числа (учитывая расчет), которые должны поменяться местами, а водящий как можно быстрее занять одно из мест. Кто не успел, становится в центр и продолжает игру.

3. «Построение»
По команде учителя класс должен построиться:
— по росту,
— по длине волос,
— по цвету глаз и т.д.

4. «Веревочка»
Ученики, держась за веревку или скакалку, должны построить с помощью нее какую-либо фигуру, букву и т.д. Например, круг, буква «П», «Г» и др.

Игра на выявление лидера в группе

1. «Крокодил»
Ребята сидят на корточках, образуя круг. Здесь же находится учитель, который произносит слово «Крокодил» и одновременно на пальцах показывает число — 1, 2, 5…, т.е. это число, будет обозначать, количество ребят, которые должно подняться. Каждый встает по своему желанию.
Педагог внимательно наблюдает и делает для себя выводы: те мальчики и девочки, которые поднимались чаще всего, являются потенциальными лидерами в классе. Кроме того, эта игра помогает детям еще и повторить счет.

Игры для первоклассников на улице

Школьный двор, как известно, позволяет не только проводить подвижные игры, но и такие, где не запрещается громко кричать и шуметь.

Игры для разминки

1. «Дрозд»
Класс делится на 2 команды. Становятся лицом в 2 шеренги. Затем повторяют слова и движения, показывая друг на друга:
— «Ты — дрозд, я — дрозд»,
— «У тебя нос, у меня нос»,
— «У тебя щечки красные, у меня щечки красные»,
— «У тебя губки алые, у меня губки алые»,
— «Мы два друга любим друг друга!» (обнимаются).

2. «Угадай, чей голосок?»
Выбирают среди детей водящего, который стоит в центре круга с закрытыми глазами. Остальные ученики, взявшись за руки, водят хоровод и произносят слова:
— «Собрался в кружок народ,
Водим, водим хоровод,
А как скажем: «скок-скок-скок» (эти слова должен сказать кто-то один из первоклассников. Лучше, когда сам учитель, молча, покажет на ученика). Угадай, чей голосок?!»

Затем ребенок открывает глаза и должен догадаться, кто сказал «скок-скок». У него есть 3 попытки. Если справился, то меняются местами, если не угадал, то остается по-прежнему водящим.

Игры для первоклассников на улице хороши еще и тем, что благодаря большому пространству можно проводить общие игры, требующие от детей определенных действий.

Командно-сюжетная игра

1. «Мамонты»
Участвует весь класс. Учитель распределяет роли между первоклашками: мамонты (большинство класса), спасатель — 1 ребенок, охотники (2-3 пары) — должны передвигаться вдвоем только, держась за руки. Их задача — поймать мамонта. Чтобы это сделать, нужно поймать «животное», образовав кольцо, взявшись свободными руками. После этого охотники отводят в таком положении добычу в обговоренное заранее место. Если спасатель не успеет освободить мамонта, т.е. коснуться его рукой, то этот ребенок выбывает из игры.
Спасатель может «освободить» жертву только 3 раза. Если ребенок попался «в лапы» охотников более, чем положено, то он также выходит из игры.

2. «Выручай!»
Среди учащихся выбирают 1-2 водящих, которые должны «замораживать» касанием руки всех передвигающихся ребят. Если кого-то все-таки заморозили, то он должен стоять на месте — руки в стороны, ноги на ширине плеч и громко кричать такие слова:
«Поскорее прибегай
И меня ты выручай!».
Остальные участники (кто-то один) могут его «выручить», если пролезут под ногами «замороженного». Только тогда «спасенный» может продолжать игру.

Игры со спортивным инвентарем

1. «Овощи-фрукты»
Водящий бросает мяч по очереди игрокам, стоящим в одну шеренгу, называя при этом овощи и фрукты в любом порядке. Если это овощ, например, картошка, нужно поймать мяч и присесть, если фрукт — яблоко, то следует также поймать мячик, а потом подпрыгнуть.

2. «Рыбачок»
Ребята стоят в кругу, в центре первоклашка со скакалкой. Он крутит ее по часовой стрелке, а все остальные должны подпрыгивать, чтобы не коснуться ногами скакалки. Кто не успел или замешкался, становится «пойманной рыбкой». Затем водящий и рыбка меняются местами.

Все вышеперечисленные развлечения, казалось бы, на первый взгляд простые забавы для детей, но такие служат своеобразной подготовкой к большой школьной жизни. Благодаря игровым ситуациям ребята учатся правильно вести себя, логически мыслить и приучаются к спорту.

Игра - одна из форм познавательной деятельности, и задача взрослого - правильно направить эту познавательную деятельность и осуществлять контроль над тем, как она проходит. Детям, пошедшим в первый класс, зачастую бывает сложно сразу включиться в работу: они пока неусидчивы, да и энергии у них хоть отбавляй. Поэтому на переменах первоклашки носятся, прыгают, кричат и галдят. А можно использовать время, отведенное на отдых между уроками, с пользой: например, поиграть с первоклашками в полезные и интересные развивающие игры.

Игры для первоклассников на перемене - важный способ отдыха, физической и эмоциональной разрядки: маленьким детям очень сложно сидеть 45 минут тихо, при этом сохраняя внимание и сосредоточенность.

Для чего нужны игры на переменах?

Игры для первоклассников преследуют несколько целей:

  • коммуникативную ( - общаются, знакомятся, учатся быть вежливыми друг с другом, изучают простейшие правила поведения в социуме);
  • физической разрядки (малышам довольно тяжело сидеть целый урок на одном месте, подвижные игры выступают для них в роли своеобразной физкульт-минутки);
  • снятия зрительного напряжения;
  • переключения внимания, психической и умственной разрядки (игра - хороший способ дать отдых мозгу ребенка и потренировать реакцию);
  • психологичесую - такая смена деятельности укрепляет здоровье, поднимает настроение детям и формирует у них положительное отношение к школе и учебе.

Подвижные и развивающие игры для первоклассников на перемене

Свободный номер

Дети встают в плотный круг лицом к центру и рассчитываются по порядку. Водящий стает в центр и называет громко любые номера. Эти номера должны быстро поменяться друг с другом местами, а водящий в это время - занять одно из освободившихся мест. Тот, кому места не досталось, становится водящим.

Колокольчик

Дети встают в круг и берутся за руки, двое игроков становятся внутрь круга. Одному из них дают колокольчик, а второму завязывают глаза - он должен ловить первого, ориентируясь на звон колокольчика, а первый - убегать.

Игра на внимание

Педагог (ведущий) сначала объясняет детям правила: он будет вставать и садиться, при этом одновременно говорить детям сесть или встать, а они должны выполнять команду, даже если сам педагог делает в это время другое (говорит: «Встаньте!», а сам садится). Те, кто ошибается, выбывают из игры, а игра с каждым выбывшим становится все быстрее и быстрее.

Ручеек

Играет нечетное количество детей. Все встают попарно друг за другом, держа друг друга за руки высоко над головами, образуя живой коридор. Водящий быстро проходит через коридор, хватает одного человека и встает в конец, а его ребенок без пары становится водящим.

Съедобное-несъедобное

Игроки садятся или встают рядом друг с другом, а ведущий кидает мяч, громко называя слова: если слово «съедобное», то игрок ловит мяч, а если несъедобное, то отбивает. Постепенно игра должна ускоряться.

Глухой телефон

Две команды игроков соревнуются в том, какая из них правильнее донесет по телефону загаданное слово: ведущий загадывает его и тихо говорит на ушко 1-му игроку, а он также на ушко сообщает его следующему и так до последнего, который вслух называет то, что услышал.

Узнавалки

Дети встают в круг, водящий - в центре с завязанными глазами. Водящий крутится на месте, дети тоже идут по кругу, потом кто-нибудь кричит «стоп», и водящий должен с закрытыми глазами найти того, кто сказал «стоп», и узнать его на ощупь.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ на перемене.

Составила: Ульянова Ольга Николаевна

Учитель начальных классов

Высшей категории.

ОБЫКНОВЕННЫЕ ЖМУРКИ

С помощью считалки выбирают водящего - жмурку. Ему завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки, заставляют несколько раз повернуться вокруг себя и спрашивают:

Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Квас.

Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Если жмурка подойдет к предмету, о который можно удариться, его нужно предупредить криком "Огонь!", но это слово нельзя кричать с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать.

Нельзя прятаться за какие-либо предметы и убегать очень далеко.

Пойманного игрока жмурка должен назвать, не снимая повязки.

САМЫЕ РАЗНЫЕ ПЯТНАШКИ

Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Тот, кого пятнашка коснется рукой, сам становится пятнашкой.

"Ноги от земли": играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

"Зайки": пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - и он в безопасности.

"Пятнашки с домом": по краям площадки рисуют два круга - это дома. Преследуемый может спастись от пятнашки, забежав в круг-дом.

БОЛЬШОЙ МЯЧ

Для этой игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине и старается выкатить мяч из круга ногами.

Тот, кто пропустит мяч между ног, становится водящим, но уже за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру, а водящий должен вкатить мяч в круг. Так игра повторяется несколько раз.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Мяч нельзя брать в руки в течение всей игры.

Он не должен подниматься выше колен играющих.

ГОНКИ НА РУКАХ

Дети делятся на несколько команд, по два человека в каждой. Один из членов команды берет другого за ноги, и они так передвигаются, направляясь к финишу, причем один из игроков идет на руках. Пройдя половину пути игроки меняются ролями и движутся дальше. Побеждает тот, кто первым добрался до финиша.

ЭСТАФЕТА С ЯЙЦОМ

Играющие разбиваются на две команды и должны по очереди бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде.

Можно немного усложнить игру и держать ложку не в руках, а во рту.

ЧЕМПИОН

Эта игра немного посложней. Для игры необходимо иметь баскетбольный мяч и обруч. Первый игрок пытается забросить мяч в кольцо с любого места, при этом он может находиться в какой угодно позиции - присесть, подпрыгнуть и т.д.

Остальные игроки должны попасть в кольцо мячом, повторив движения первого играющего. Кто попал в кольцо, получает букву "ч", кто попал во второй раз, получает "е", в третий - "м" и так до тех пор, пока не останется один человек, который так и не стал "чемпионом", - он проигрывает.

Если, однако, игрок, бросающий мяч первым, промахнулся, мяч переходит к следующему игроку, и тот пытается попасть в мишень.

ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Игру лучше проводить под музыку. Участники игры становятся в круг и выбирают ведущего. Лучше, если в начале это будет взрослый. Он объясняет правила игры: все его движения играющие должны повторять за ним, однако одно движение повторять нельзя (например, руки за голову), тот, кто повторит, выбывает из игры.

Когда заиграет музыка, ведущий делает различные движения, а все подражают ему. Но если кто-то ошибется, когда он покажет запрещенное движение, тот или выбывает из игры, или платит штраф в виде фанта. Потом из фантов может получиться импровизированный концерт.

Один из играющих становится лицом к стене, а остальные - в 10 - 15 шагах за ним. Водящий произносит: "Тише едешь - дальше будешь!", затем быстро поворачивается и осматривает играющих. В то время как водящий произносит свою фразу, играющие могут продвинуться вперед, кто на сколько сможет; но к тому моменту, как он повернется, все должны стоять не шелохнувшись. Если кто-нибудь пошевелится хоть чуть-чуть или улыбнется, ведущий объявит его проигравшим. Победителем становится игрок, которому удастся подобраться вплотную к водящему и коснуться его рукой, когда он отвернется.

ЗАЙЦЫ В ОГОРОДЕ

Чертятся два круга, один в другом (диаметры 1-2 м и З-4м)- это "огород". "Сторож" стоит во внутреннем кругу огорода. "Зайцы" находятся в большом кругу и прыгают на двух ногах - то в огород, то обратно. По сигналу сторож ловит зайцев, находящихся в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Осаленные игроки отходят в сторону. Когда все зайцы будут осалены, выбирается новый сторож, и игра начинается снова.

РУКИ!

Играющие встают в круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись около кого-нибудь, говорит: "Руки!" Играющий, к которому обращены слова, не должен реагировать, но стоящий справа должен поднять правую руку, а стоящий слева - левую руку. Если кто-нибудь ошибется, то выбывает из игры. Выигрывают три последних оставшихся игрока.

Игра “Звонок на урок”.

Цель: формировать дисциплинированность собранность на уроке.

Содержание: С обеих сторон площадки линиями очерчены два класса. В них нарисованы квадраты “парты” (на 3-4 меньше, чем игроков в каждой команде). В центре площадки ребята образуют круг. По команде учителя начинают движение по кругу и произносят слова: Перемена, перемена, можно прыгать и играть, но нельзя и забывать, что когда звенит звонок, он зовет всех на урок. Нам опаздывать нельзя, побыстрее в класс, друзья! Учащиеся бегут и стараются занять “парты” в своем классе. Выигрывает тот, кто ни разу не опоздает на урок.

Игра “Кто как ходит”.

Цель: знакомство с окружающим миром.

Учащиеся идут по залу в колонну по одному. Учитель называет животных, птиц, учащиеся изображают, кто как ходит. Например: “идем, как гуси”, “прыгаем, как кенгуру”, “идем, как медведи”, “полетели, как журавли”, и т.д.

Разминка.

Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы.
(Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
(Прыжки на месте на двух ногах).
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг.
(Ходьба на месте).
Руки ставим перед грудью,
Рывки руками делать будем.
(Руки перед грудью, рывки руками).

Основная часть урока.

Игра “К своим флажкам”.

Цель: ориентироваться в пространстве, взаимодействовать в коллективе.

Играющие делятся на 3-4 группы. Группы становятся в кружки. В центре каждого круга находится игрок с цветным флажком в вытянутой в вверх руке. По первому сигналу учителя все ученики, кроме игроков с флажками разбегаются по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся игроки останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками по указанию учителя переходят на другое место. После слов учителя: “ К своим флажкам!”- играющие открывают глаза и бегут к флажку своего цвета, чтобы первыми построиться в круг. Группа, построившиеся первой, выигрывает.

Игра “ Белка”.

Цель: произношение стихотворных речитативов.

Содержание:

Ученики говорят хором:
Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвет орешки.

Все запасы с кладовой
Пригодятся ей зимой.

По окончанию стихотворения все учащиеся бегут врассыпную по залу, где рассыпаны грибы и орехи. Одна команда собирает грибы, другая - орехи. В конце игры каждая команда подсчитывает собранные запасы. Выигрывает команда, которая собирет быстрее “запасы”.

Эстафета “Строитель”.

Команды строятся в две колонны. По команде “ Марш!” первые участники каждой команды бегут до набивного мяча, берут один кубик из корзины и ставят его в обруч, который располагается рядом с мячом и возвращаются обратно и т. д. Каждому участнику разрешается брать из корзины только один кубик и ставить его так, чтобы у команды в конце эстафеты образовался “ дом”. Выигрывает команда, которая быстрее построит “дом” и он не упадет.

Эстафета “Туннель”.

По команде “ Марш!” первые участники каждой команды бегут до фишки, которая стоит в 5-6 метрах от команд ложатся на пол лицом вниз. Как только первый участник лег на пол, бежит следующий перепрыгивает первого участника своей команды и ложится рядом на расстоянии одного метра от первого и т.д. Как только последний участник команды перепрыгнет всю команду, лежащую на полу, все участники принимают упор стоя на руках и начиная с последнего участника проползают друг за другом на финиш. Выигрывает команда, которая быстрее вернется на финиш.

Заключительная часть урока.

Игра на внимание “Небо, земля, вода”.

Цель: быстрое мышление, снижение двигательной активности.

Содержание: “Небо-руки вверх, земля-присесть, руки на пол, вода-руки вперед”. Учитель называет команды в разной последовательности, учащиеся выполняют задание. Кто ошибается и неправильно выполняет задание делают шаг вперед. Победителями становятся, те учащиеся, которые ни разу не ошиблись и остались стоять на месте. Подведение итогов урока. Упражнение на релаксацию и восстановление.

Игры для первоклассников

Андриевская Наталья Ильинична, учитель начальных классов, КГУ «Гимназия «БЭСТ», город Петропавловск, Республика Казахстан.
Описание работы: данный материал предназначен для учителей начальных классов. Он может быть использован на уроках, на переменах, на школьных праздниках и внеклассных мероприятиях. У ребёнка, при поступлении в первый класс, могут возникнуть трудности. Игра – хороший способ для установления отношений со сверстниками, повышения самооценки ребёнка и создания положительной мотивации.
Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассников
Задачи:
поддерживать ребёнка в его стремлении стать школьником;
развивать речь учащихся и активный словарный запас, развивать коммуникативную культуру;
воспитывать любовь и уважение к школе, к учителям, одноклассникам.

1. Игра «Для чего ходят в школу?»
А сейчас давайте поиграем.
Я сейчас хочу узнать, а знаете ли вы для, чего ребята ходят в школу?
Если то, что я скажу – правильно, вы хлопаете в ладоши. Если неправильно – топните ногой.
В школу ходят, чтобы играть.
В школу ходят, чтобы читать.
В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте.
В школу ходят, чтобы дружить.
В школу ходят, чтобы считать.
В школу ходят, чтобы писать.
В школу ходят, чтобы учиться.
В школу ходят, чтобы драться.
В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке.
В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.
В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами.
В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.

2. Игра «Один или хором»
Вы знаете, что на уроке, при желании ответить, нужно поднимать руку. Но это делается не всегда. Бывают такие ответы, где ученики отвечают все вместе, хором, не поднимая руки. А сейчас я вам буду задавать вопросы. На одни вопросы нужно будет отвечать хором, на другие нет. Будьте внимательны.
Скажите хором, сколько будет 1 + 4 ?
Скажите вместе: у какого животного длинный хобот?
Кто из вас знает, какие грибы растут в лесу?
Листья опадают, когда это бывает?
Какие марки легковых машин вы знаете?
Как зовут сказочного героя с длинным носом? Скажите дружно.
Ваша любимая игрушка?
Хором: какой день недели будет после понедельника?
Какие имена мальчиков вы знаете?
Какие имена девочек вы знаете?
Закончите предложение: Птицы умеют летать, а рыбы …
Дружно: как меня зовут?
Кем вы хотите стать? (последний вопрос -ловушка, на него нельзя отвечать хором)

3. Игра «Урок или перемена»
Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены.
На уроках и переменах школьники ведут по-разному.
Сейчас я буду называть разные действия, а вы показывайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене. Если на уроке - сели красиво, спина прямая, руки перед собой. Если на перемене, то показываем движение руками.
Читать.
Играть.
Разговаривать с друзьями.
Просить у друга ластик.
Писать в тетради.
Отвечать на вопросы учителя.
Решать задачки.
Готовиться к уроку.
Есть яблоко.

4. Игра «Да - Нет»
Внимательно послушайте вопросы и дайте правильный ответ: либо – «Да», либо - «Нет».
Будем вытирать руки о шторы?
Будем держать в порядке свои книжки и тетрадки?
Можно писать прямо на стенах?
Нужно носить сменную обувь?
Надо драться на переменах?
Будем опаздывать на урок?
Будем стараться хорошо учиться?

5. Игра в слова
На каждую букву имени ученика, надо придумать подходящее слово.
ТИМУР
Т - талантливый
И - интеллигентный
М - мудрый
У - умелый
Р – радостный

Можно вместо имени использовать значимые для школьников слова.
ШКОЛА
Ш - шаг к знаниям
К - культура
О - открытия
Л - любознательность
А - активность

6. Игра «Злой волшебник»
В одной сказочной стране злой волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все слова разлетелись по миру. А волшебник стёр названия добрых сказок. Остались только самые сильные слова. Угадайте сказку.
Дед
Баба
курочка
яичко
мышка
(Курочка Ряба)

Коза
козлята
волк
кузнец
съел
(Волк и семеро козлят)

Муха
денежка
базар
гости
паук
комар
(Муха-цокотуха)

7. Игра «Восстанови поговорки»
Век живи, … (век учись).
Ученье – свет, …(а неученье - тьма).
Земля освещается солнцем, … (а человек - знанием).
Терпение и труд … (всё перетрут).