Жанна д'Арк. Биография национальной героини

Жанна д’Арк – дочь простого крестьянина, ставшая символом освобождения Франции от английского влияния во время Столетней войны и сожженная по обвинению в колдовстве.

Это время было непростым для Франции: вследствие интриг королевы Изабеллы Баварской было подписано унизительное мировое соглашение, по которому единственным законным правителем страны признавался Генрих V. Фактически Франция полностью потеряла самостоятельность, а дофин Карл VII не мог ничего предпринять в силу малого возраста, недостаточности средств в казне и отсутствия поддержки двора. По стране разнеслась легенда о том, что падшая женщина погубила страну, но святая дева ее освободит.

Миссия освободительницы

Биография Жанны д’Арк (Орлеанской девы) достаточно хорошо известна. Она родилась в деревне Дореми, что находится на границе между Шампанью и Лотарингией, 6 января 1412 года. Девочка была очень набожной, а в возрасте 12 лет ей привиделось первое послание от св. Михаила, открывшее Жанне д’Арк ее истинное предназначение – стать спасительницей Франции.

Жанна д’Арк слышала голоса святых, которые вдохновляли и убеждали ее, что она и есть дева-спасительница. 6 марта 1429 года будущая национальная героиня приехала в роскошный замок Шиннон, где находился дофин Карл вместе со своим двором, и уговорила его собрать войско для войны с англичанами.

Убедить Карла VII воевать оказалось весьма непростой задачей, тогда девушке пришлось признаться дофину, что она избрана свыше и слышит голоса святых. Под влиянием Жанны д’Арк дофин решился предпринять военный поход для освобождения Орлеана – города, перекрывавшего англичанам путь на юг страны.

Окружение дофина быстро разнесло слухи о Жанне, а назначение ее главнокомандующей укрепило боевой дух войска. Краткая биография Жанны, изложенная в церковной литературе, утверждает, что она была воплощением святости и праведности, чем вдохновляла соотечественников на борьбу.

Ранее предпринималось несколько попыток оттеснить англичан от Орлеана, ведь город занимал стратегически важное положение и находился недалеко от Парижа и Реймса, где традиционно проходила церемония коронования наследников французского трона.

Стоит отметить некоторые интересные факты из жизни великой Жанны, особенно ее дар предсказывать события. Так было со знаменитой «селедочной битвой», которую французы проиграли из-за медлительности союзников-шотландцев и нерешительности самих французов начать самостоятельную атаку на обозы англичан с провиантом. Согласно историческим хроникам, Жанна на приеме у дофина смогла в деталях предсказать данное событие, чем подкрепила свою репутацию святой провидицы.

29 апреля 1429 года Жанна с войском прибыла к осажденному городу, первые оборонительные бастионы которого либо лежали в руинах, либо были заняты англичанами. Жанна не сразу бросила войска в бой – сначала она предприняла несколько тщетных попыток решить дело мирными переговорами, но англичане осмеяли ее.

Битва за Орлеан была невероятно ожесточенной, Жанна сама не раз участвовала в сражениях. Последний штурм закончился решительной победой французов, а посрамленные англичане отступили, бросив в казармах большую часть награбленного добра.

Предательство и смерть

История великой Жанны, получившей прозвище «Орлеанская дева», не давала покоя не только англичанам, но и французам. Соотечественники опасались ее, ведь кто такая Жанна и каковы ее планы, никто не знал, а народная популярность придавала ей значительный вес в армии.

Жанна прославилась своей смелостью и решительностью, а ее белые доспехи стали символом победы Франции. Английская знать исходила ядом, ведь огромные финансовые потери от неудачной военной операции грозили разорением короне, а заодно и им:

  • Были потеряны огромные по площади плодородные земли юга Франции, уже давно находившиеся во владении Англии.
  • Военная контрибуция, на которую рассчитывала казна, была полностью потеряна для англичан.
  • Долги по займам поставили в весьма затруднительное положение представителей династии на долгое время.

Такое положение дел не могло продолжаться долго, Жанну начали потихоньку отстранять от участия в военных советах. Дофин жаждал, чтобы Жанна исполнила свое предназначение – присутствовала на его коронации в главной церкви Реймса и тем самым подтвердила законность его власти.

17 июля эта церемония состоялась: Жанна д’Арк лично держала знамя над дофином, после чего заявила, что Господь не оставит монарха своей милостью. Совокупность побед, одержанных французским войском над англичанами, вселила уверенность в военных советников дофина, что позволило им не прислушиваться к мнению Жанны.

В конце лета 1429 года началось наступление на осажденный Париж, однако плохо спланированная операция была обречена на провал, что, собственно, и случилось. Войска короля потерпели неудачу и поспешно отступили, несмотря на настояния Жанны не сдавать позиций. При этом советники короля стали втайне винить в поражении саму Орлеанскую деву и плести интриги, что позволило им полностью отстранить народную любимицу от командования.

Осенью и зимой того же года Жанна активно участвовала в мелких столкновениях с врагом в составе небольшого отряда. Весной следующего года Жанна попадает в плен к англичанам, жаждавшим отомстить ей за позорное поражение при Орлеане.

В жизни Жанны начинается последний, самый трагический этап, ведь судить ее по справедливости никто не собирался – англичане заочно приговорили ее к смерти за то, что сделала она для своей родины. Следует кратко упомянуть о том, что Жанну отдали под суд английской церкви, обвинив не только в ереси и ношении мужской одежды, но и в колдовстве.

Только подозрение о том, что на церемонии коронации присутствовала женщина, обвиненная в таком страшном преступлении, нанесло бы репутации Карла огромный ущерб. Обращались с Жанной весьма бесцеремонно, и доподлинно известно, что инквизиторы подвергали ее пыткам.

Жанна д’Арк защищалась с невероятной находчивостью, глупые обвинения в ереси ей удалось опровергнуть. Также Жанна отказалась от ношения мужской одежды и доспехов, дав соответствующий обет, а потому была приговорена к тюремному заключению до конца жизни. Но такое решение взбесило англичан, и позже деве снова предъявили обвинение в колдовстве, а 28 мая 1431 года приговорили к сожжению заживо на центральной площади Руана. 30 мая страшная казнь состоялась, собрав толпы зевак.

Канонизация и роль в истории

Страшная смерть Жанны д’Арк надолго осталась в народной памяти, о народной героине слагали сказания и предания, большинство из которых дошло до наших времен. В 1455 году прошел процесс по реабилитации Жанны, а в 1920 году церковь причислила ее к лику святых великомучеников. Двум ее братьям был дарован высочайшей милостью дворянский титул и земли, а также некоторые льготы по уплате налогов.

Жители Орлеана запомнили подвиг Жанны д’Арк, а 8 мая стали отмечать как день освобождения города от английских захватчиков. Большое празднество до сих пор открывается торжественным шествием по городу: возглавляет его девушка, доспехи которой сверкают серебром, и сидит она верхом на белом коне со знаменем. В 1435 году была поставлена пьеса «Мистерия Орлеанской осады», которая подробно рассказывала о роли девушки в победе над врагами, о ее душевной боли за погибших и раненых во время боев.

Бесспорно, эта девушка была храброй и отчаянной, она проявила чудеса самопожертвования, но, возможно, могла бы избежать смерти, если бы не одно «но». Д’Арк была женщиной, носившей мужскую одежду и сражавшейся наравне с сильным полом, что по тем временам было верхом ереси.

Положение женщины в Средние века было ужасающим, а прокатившаяся по Европе волна «охоты на ведьм» привела к сожжению сотен тысяч безвинных девушек и женщин. Мужской мир редко прощает женщине свободомыслие и стремление к свободе, и д’Арк пришлось заплатить высокую цену за свой подвиг. Автор: Наталья Иванова

Жанна д’Арк , Орлеанская Дева, национальная героиня Франции, сегодня известна всему миру. Этой юной девушке всего за несколько месяцев удалось развернуть историю собственной страны, стоявшей на краю гибели.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. Ш. Ленепвё. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1428 году английские войска стояли у стен Орлеана, падение которого позволило бы им соединить оккупированную северную Францию с давно контролируемыми ими Гиенью и Аквитанией на юге. Исход сражения казался предрешенным, когда в резиденцию французского дофина Карла явилась 17-летняя девушка, объявившая ему, что «послана Небом для освобождения страны от английского господства» и попросила войска для снятия осады Орлеана. Девушка, которую звали Жанна д`Арк, уверяла, что действует по велению голосов свыше.

На стороне «Жанны Девственницы», как она сама себя называла, были лишь безупречная репутация и безоговорочная уверенность в своей миссии. А также бродившая по Франции легенда, что страну может спасти появление непорочной девушки, посланной Богом.

Она получила от дофина Карла право возглавить войско. 8 мая 1429 года ведомые Жанной войска сняли осаду Орлеана. После серии побед она провела Карла в Реймс, где традиционно короновались французские монархи, и Франция обрела законного короля.

Осознанное предательство

Максимализм Жанны, требовавшей дальнейшего освобождения французских земель, вступил в противоречие с намерениями окружения Карла, предпочитавшего действовать путем переговоров и уступок. Орлеанская Дева, сделав свое дело, стала мешать. В свою очередь, англичане и их союзники во Франции стремились поквитаться с той, которая сломала все их планы.

Жанна д`Арк попала в плен и была сожжена на костре. Многие считают, что казнили ее как вражеского полководца, за военные успехи, но на самом деле это не совсем так.

Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854. Фото: Commons.wikimedia.org

Противникам Орлеанской Девы была нужна не столько ее жизнь, сколько уничтожение ее как «посланницы Бога». Поэтому она была обвинена в ереси.

Жанна попала в плен 23 мая 1430 года, когда с отрядом направилась к Компьеню, осажденному союзными англичанам бургундцами. Здесь Орлеанскую Деву банально предали, подняв мост в город, что отрезало ей путь к отступлению.

Король Карл помогать Жанне не стал, после чего бургундцы продали девушку англичанам за 10 000 франков.

23 декабря 1430 года Жанну привезли в Руан. Грамота английского короля Генриха VI от 3 января 1431 года передавала её под юрисдикцию епископа Бове, который должен был провести процесс над ней.

Инквизиционный процесс епископа Кошона

Для англичан было принципиально важно, чтобы Орлеанскую Деву признали виновной в ереси именно французские священнослужители, что должно было разрушить образ «посланницы Бога» в глазах французского народа.

Инквизиционный процесс в Руане возглавил Пьер Кошон, епископ Бове , доверенное лицо герцога Бургундии.

На заседаниях в королевской часовне Руанского замка присутствовали 15 докторов священной теологии, 4 доктора канонического права, 1 доктор обоих прав, 7 бакалавров теологии, 11 лиценциатов канонического права, 4 лиценциата гражданского права.

Жанна д"Арк. Миниатюра второй половины XV в. Фото: Commons.wikimedia.org

Епископ расставлял перед Жанной множество ловушек, которые должны были уличить ее в ереси.

Кошон попросил её прилюдно прочесть «Отче Наш» — при том, что по инквизиционным правилам любая ошибка или даже случайная запинка во время чтения молитвы могла быть истолкована как признание в «ереси». Жанна с честью сумела выйти из положения, предложив Кошону сделать это во время исповеди — как духовное лицо, епископ не мог ей отказать, и в то же время по церковным же законам был бы вынужден хранить в тайне все услышанное им.

На каждом из заседаний суда, как открытых, так и закрытых, ей задавались десятки вопросов, и любой неосторожный ответ мог послужить «разоблачением». Несмотря на то, что ей противостояли образованные и профессионально подготовленные люди, смутить Жанну им не удалось, и она держалась на удивление уверенно.

12 пунктов «заблуждений»

На заседании 28 марта ей были зачитаны 70 статей обвинения, основанных на показаниях самой Жанны. «Она является смутьянкой, мятежницей, возмущающей и нарушающей мир, подстрекательницей к войнам, злобно алчущей крови людской и понуждающей к её пролитию, полностью и бесстыдно отринувшей приличия и сдержанность своего пола, принявшей без стеснения позорное одеяние и обличье воинское. Посему, и по многим иным причинам, мерзким Богу и людям, она является нарушительницей божественных и естественных законов и церковного благочиния, искусительницей государей и простонародья; она позволяла и допускала, в оскорбление и отвержение Бога, чтобы её почитали и преклонялись ей, давая целовать свои руки и одежды, пользуясь чужой преданностью и людским благочестием; она является еретичкой или, по меньшей мере, сильно подозреваемой в ереси», — говорилось в преамбуле обвинения.

Допрос Жанны кардиналом Винчестера (Поль Деларош, 1824 год). Фото: Commons.wikimedia.org

Суду требовалось признание в ереси, исходящее от самой Жанны, и поначалу казалось, что опытные богословы заставят ее признаться в том, что «голоса», которые ею руководили, имели не божественное, а дьявольское происхождение. Но Орлеанская Дева стойко отвергала подобные обвинения.

В итоге судьи решили сосредоточиться на статьях, где признание не требовалось. В первую очередь, речь шла о пренебрежении к авторитету церкви и о ношении мужской одежды.

Вот 12 основных пунктов «заблуждений» Жанны, утверждённых Факультетом теологии Парижского университета:

1) Слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых — либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов.

2) Явление ангела, принесшего корону королю Карлу — вымысел и посягательство на ангельский чин.

3) Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых.

4) Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела.

5) Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду.

6) Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей.

7) Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей.

8) Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству.

10) Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему.

11) Она — идолопоклонница, вызывающая демонов.

12) Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях.

Памятник у места казни Жанны (1928). Фото: Commons.wikimedia.org

«Повторная ересь»

24 мая 1431 года Жанна д`Арк подписала бумагу об отречении от ересей. Это было сделано прямым обманом — Пьер Кошон продемонстрировал ей уже подготовленный костер, после чего пообещал не только не казнить ее, но перевести в тюрьму с лучшими условиями. За это Жанна должна была подписать бумагу, в которой она обещала подчиниться церкви и не носить более мужское платье. Девушка не умела читать, поэтому текст зачитывал священник. В результате Орлеанская Дева услышала одно, а подписала (вернее, поставила крестик) на бумаге, в которой говорилось о «полном отречении от ереси».

Нюанс заключается в том, что отречение Жанны позволяло ей избежать смертного приговора. Официально было объявлено, что она приговаривается к покаянию в вечном заточении «на хлебе страдания и воде скорби». Жанна переоделась в женское платье, и ее вернули в тюрьму.

Оставлять ее в живых никто не собирался. Чтобы отправить ее на смерть, проделали простой трюк — охрана отобрала у нее женскую одежду, оставив мужскую. 28 мая 1430 года священники, пришедшие к ней в камеру, зафиксировали «повторную ересь». Такая вина уже неизбежно каралась смертью.

«Исполнить приговор без пролития крови»

Судопроизводство того времени было построено своеобразно. Церковный суд, установив, что Жанна «впала в прежние заблуждения» , передал преступницу светским властям, сопровождая эту процедуру просьбой «исполнить приговор без пролития крови». Звучит гуманно, но на деле это означало аутодафе — сожжение живьем.

Сожжение Жанны д’Арк. Открытка XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

30 мая 1431 года приговор об отлучении Жанны д`Арк от церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на плошади Старого Рынка в Руане.

В тот же день Жанну казнили. Процедуру казни описывают так: на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!», — крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. Когда огонь добрался до нее, она несколько раз крикнула «Иисус!».

На жителей Руана казнь произвела гнетущее впечатление. Большинство простолюдинов сочувствовало девушке.

Реабилитированная посмертно

В начале 1450-х, когда король Карл VII , возведенный Жанной на престол, восстановил контроль над большей частью страны, проблема Орлеанской Девы снова вышла на первый план. Получалось, что монарх получил свою корону от закоренелой еретички. Прочности власти это не способствовало, и Карл отдал приказ собирать документы для повторного процесса.

Привлечены в качестве свидетелей были и участники первого процесса. Один из них, Гильом Коль, письмоводитель и нотариус инквизиции , заявил, что люди, судившие Жанну «умерли злой смертью». Действительно, ряд участников процесса либо исчезли, либо погибли при странных обстоятельствах. Например, Жан Эстиве, близкий соратник Кошона , не скрывавший ненависти к Жанне, вскоре утонул в болоте.

Надгробный камень Пьера Кошона. Капелла Св. Марии, Лизьё. Фото: Commons.wikimedia.org

Разбирательство, проведенное по приказу Карла, пришло к выводу, что процесс прошел с грубейшими нарушениями закона. В 1455 году новое рассмотрение дела назначил папа Каликст III , отправив наблюдать за процессом трех своих представителей.

Разбирательство было масштабным: суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, были допрошены более 100 свидетелей.

7 июля 1456 года был оглашен вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Орлеанская Дева была полностью оправдана, в знак чего публично разорвали один экземпляр обвинительного заключения.

Святая и «свинья»

Спустя почти 500 лет церковь посчитала, что национальная героиня Франции достойна большего. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её. Сегодня статуя святой Жанны есть в большинстве католических церквей Франции.

Что же касается ее судьи, епископа Пьера Кошона, то каждый француз, который начинает рассказ об истории суда над Жанной, не преминет уточнить, что этот человек полностью соответствовал своей фамилии. Кошон в переводе с французского означает «свинья».

Детство Жанны


Жанна д’Арк родилась в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье обедневших дворян (или зажиточных крестьян) Жака д’Арк и Изабеллы де Вутон по прозвищу Роме (римлянка) из-за её паломничества в Рим.

Год рождения Жанны с точностью неизвестен. Дата 6 января 1412 года чисто предположительна, и утвердилась с тех пор, как ее упомянул в своей булле папа. Ничего удивительного в этом не было - точные сведения о дне и месяце рождения в те времена не всегда сохранялись даже для детей королевской крови. Что касается Жанны, то, как выяснилось, в Домреми не существовало даже церковной книги, где делались бы записи о крещении.

Жанну назвали одним из самых распространенных женских имен для того времени - его носили от трети до половины девочек ее поколения. Через три дня после рождения, как то и требовалось по обычаю, Жанну крестил деревенский священник. Купель Жанны сохраняется до сих пор - ее можно и сейчас увидеть в приходской церкви деревни.

Ходить в школу девочке не полагалось, с юных лет ее готовили к будущей роли жены и матери. Жанетта училась прясть лен и шерсть, шить одежду - «даже не столько из необходимости, но для того, чтобы изгнать лень - мать всех пороков». Кроме того, она пасла деревенское стадо, когда к тому была ее очередь, работала в огороде и в поле, полола, рыхлила землю, ходила за плугом, ворошила сено. Единственное, что, пожалуй, отличало ее в это время от друзей и подруг была страсть к рисованию. По свидетельствам более позднего времени весь фасад дома, где она жила «покрыт был рисунками, выполенными ее рукой, но время их не пощадило».

Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне - музей. Источник фото: parisgid.ru

В семье было пятеро детей, из которых Жанна была, видимо, предпоследней или даже младшей. По всей, видимости, семья была сплоченной и дружной. Братья Пьер и Жан, с начала и до конца сопровождали Жанну в ее походах, причем Пьер даже попал в плен вместе с ней, и с большим трудом освободился, после уплаты выкупа оставшись почти нищим.

Семья была достаточно набожной, в том смысле как «религию» понимали в то время. Д’Арки обязательно держали пост, исправно посещали церковь, отмечали основные праздники, платили десятину. Первые уроки религии Жанна получила от матери. По свидетельству приходского священника Грё, Жанна была очень религиозной (друзья порой даже поддразнивали ее за это). Ее постоянно видели во время совершения воскресных и праздничных месс, также когда колокола били к заутрени, она тут же прерывала пахоту или работу в саду, чтобы опуститься на колени, и прочесть положенные молитвы. Зачастую ее видели на коленях перед священником, кающуюся в своих прегрешениях.

С Францией связан образ одной девушки: трогательной и героической Жаннеты из Домреми, земли Лотарингской. Истории она более известна, как Жанна д’Арк или Орлеанская Дева. Эта юная особа сделала для Франции столько, сколько не смогли бы свершить и сто мужей. «Она небесное дитя Святой Природы», - писал Шиллер в своей романтической трагедии, посвященной Жанне д’Арк и тем историческим событиям, благодаря которым никому неизвестная француженка стала национальной героиней.

«Реальная история еще не написана»

  • В Орлеане на площади Мартруа;
  • В Вокулере;
  • В Реймсе;
  • В Домреми.

В Париже сразу несколько статуй: в Соборе Парижской Богоматери, у Собора Сакре-Кер , на улице Риволи, на площади Пирамид, на площади святого Августина. Ее имя незабываемо и французы бережно хранят о нем память. Жанну д’Арк увековечили в своих картинах такие потрясающие художники, как Зое-Лаур де Шатийон, Жюль Бастьен-Лепаж, Герман Антон Штильке, Говард Пайл, Гастон Бюсьер, Эжен Тирион. О ее подвигах писали романы и ставили фильмы.

Однако много раньше ее имя пытались втоптать в грязь. Ангерран Монстреле (1390-1453 гг.) – фламандский хроникер, служивший Люксембургскому дому, был современником Жанны. Он был лично с ней знаком и описывал ее деяния, как будто всегда находился рядом. Тем не менее, он же первый и разуверил общественность в том, что Жанна была девственницей. Он намеренно создавал образ «солдатской проститутки», тем самым обвиняя ее в изначальной лжи.

А ведь хроникой Монстреле в качестве источника впоследствии пользовались многие авторы. Куда же тогда девать результаты унизительного для девушки осмотра на предмет ее девственности, которому ее подвергли в Пуатье? Свидетельства же таковы, что девственность оказалась «подлинной и ненарушенной». Причем девушку осматривали в присутствии королевы Иоланды Анжуйской, тещи Карла VII, что является гарантией правдивости произведенного осмотра и его результатов.

Значит, Монстреле специально «опорочил» образ святой Девы (впрочем, как и многие другие псевдоисторики), тем более что на судебном процессе Жанны наряду с обвинениями ее в ереси и колдовстве было уличение в проституции. Как уместно здесь выражение нашего современника, журналиста Игоря Буккера «…что реальная история Жанны д’Арк еще не написана».

Принцесса по крови

Шло восьмое десятилетие Столетней войны, когда на свет в райском местечке Домреми (?) появилась хорошенькая девочка, которую окрестили Жаннет. Ее отец Жак д’Арк, мать Изабелла де Вутон, прозванная Роме, то есть римлянка. До сих пор ходят споры, какого рода был папа девочки. В те времена фамилия д’Арк была распространенной среди чуть ли не всех слоев населения: от крестьян до священников. По одной версии, Жак происходил из старинной дворянской семьи, но разорившейся настолько, что уже не могла выполнять феодальную службу. Тем не менее, папаша Жак имел в пользовании несколько наделов земли, что позволяло ему безбедно жить. К тому же он служил комендантом крепости и являлся старостой округа Вокулер. Фамильный герб у семьи имелся, но в силу прозрачных причин он утратил привилегии дворянского звания и не мог фигурировать, например, в состязаниях знатных вельмож. Это очень важная деталь, поскольку в 1429 году в Нанси Жанна участвовала в официальном турнире с копьем наперевес, а в таких состязаниях могли участвовать только люди, происходившие из благородных и знатных сословий. Кстати, герцог Лотарингский, восхищенный умением девушки держаться в седле, после турнира подарил ей великолепного скакуна.

Вторая версия, что отец Жаннет был зажиточным крестьянином, имевшим приличное угодье в 20 Га земли и хозяйство: пашни, луга, леса, скот. Большинство литераторов так и придерживалось этого предположения, хотя некоторые исследователи небезосновательно сходятся во мнении, что Жанна была – ВНИМАНИЕ! - внебрачной дочерью королевы Изабеллы Баварской. Увы, будучи супругой короля Карла VI Безумного, она часто была…избита своим муженьком, который впадал в состояние агрессии. К счастью для королевы, у короля вскоре появилась «аллергия» на супругу и постоянная любовница, а у Изабеллы Баварской – любовник. Им оказался герцог Людовик Орлеанский, брат Карла VI. От этой счастливой связи у королевы родилась девочка, которую в силу незаконности рождения в архивных летописях упоминают, как мальчика, который как будто бы прожил меньше суток. Другие же историки склоняются к тому, что малютку отправили жить к приемным родителям, коими оказались очень дальние родственники д’Арки.

Дитя перевозили в Домреми со свитой офицеров и армейских сержантов в течение 10 дней, чтобы с ребенком ничего в дороге не случилось. А кормила его грудью свояченица Жака д’Арка – Жанна, то есть полная тезка нашей героини. Вот почему девочку называли Жаннет, а не Жанной – именем, которым ее нарекли при рождении.

Кстати, много лет спустя, когда осужденную Жанну спросили ее фамилию, она не смогла ее назвать, потому что не была кровной дочерью «своих» родителей. Зато постоянно твердила свое имя «Жанна Девственница». Все дело в измененной трактовке слова «девственница» или «дева», которое звучит, как «puella» или «pucellе». А это по-латыни означает «дочь», а вовсе не «девственница». А если еще присовокупить к этому тот факт, что архиепископ Амбренский писал Карлу VII о ней, как об Орлеанской Деве, хотя тогда еще было далеко до военных событий в Орлеане, то все становится на свои места. «Орлеанская» - значит, из известного рода Орлеанских, а говоря «дева», то есть «дочь», Жанна намекала на свое происхождение, что она дочь родителей королевских кровей.

Видения или галлюцинации

Большинство историков и литераторов описывают ее, как дочку пастуха. Что девочкой она-де пасла стада отцовских коров и овец, вышивала и помогала матери прясть. В свободное время она с подружками бегала к «дереву Фей», возле которого протекал родник - место почитания местных жителей еще с незапамятных времен, приходивших к ключу излечиться от недуга. Старый огромный бук с красивыми раскидистыми ветвями привлекал внимание Жаннет, которая часто приходила под его тенистую крону отдохнуть и поразмышлять. Среди местных ходили слухи, что лесные феи прячутся в ветвях дерева, откуда частенько слышны их голоса.

Жаннет была не единственной «дочерью» у родителей: у нее были два брата и младшая сестра. С самого детства она была окутана шлейфом загадочности и какой-то святости. Во всяком случае, ей приписывали эти «качества» многие летописцы. А вот соседи за ней ничего особенного не замечали, и говорили впоследствии, что она была такая же, как все. Тем не менее, Мария Йозефа Крук фон Потурцин отмечал в книге о ней, что «…когда она пасла коров на лугу…на стадо ни разу не напал волк…», а «…хищные птицы слетались и…садясь к ней на колени, клевали крошки, которые она отщипывала от хлеба…»

В 12/13 лет у юной Жаннет начались видения. Она рассказывала, как к ней явились святые (действительно ли это были святые?) и говорили, что должна она стать спасительницей Франции. Они «настаивали» на ее ином пути, чем готовили для нее родители. Архангел Михаил и святая Екатерина Александрийская «убеждали» девочку, что ей нечего бояться, ибо она избрана Богом. Она благоговейно слушала их речи и чувствовала внутреннее ликование от их голосов. Поверив в свои силы и уготованную ей Царем Небесным судьбу, она честно призналась своим родителям, что должна идти исполнить свой «долг», чтобы помочь дофину взойти на престол.

Историческая справка: Карл в 15 лет получил титул дофина и не мог претендовать на трон короля после смерти своего родителя. Его лишили этого права, ведь по сути он был внебрачным сыном Изабеллы Баварской. А теперь – ВНИМАНИЕ! Жанна тоже была дочерью королевы Изабеллы.

Бедный Жак д’Арк был в гневе: его дочь собирается стать воительницей – абсурд да и только. Уж не помешана ли его Жаннет? Он срочно решил выдать дочку замуж «подальше от греха», и даже нашел жениха. Но его доселе послушная девочка проявила характер и решительно отказалась от замужества.

Кстати, отцу Жанны не однажды снился сон, когда она еще была малюткой, будто взрослой едет она в окружении солдат в неизвестном направлении. Он не раз рассказывал этот сон своей жене, а Жанна все слышала. Тогда он не придавал ему значения, но после заявления дочери, что она должна ехать в Вокулер (чтобы убедить начальника местных войск Робера де Бодрикура обеспечить ей дорогу в Шинон, то есть к Карлу VII), был в бешенстве и говорил, «что лучше бы ее собственными руками утопил еще маленькой».

После переговоров

Девушку достаточно быстро допустили в королевский дворец! Скорее всего, по причине ее принадлежности к знатному семейству. (Вряд ли простую простолюдинку допустили бы на прием к дофину). По легенде, Жанна, не зная, как выглядит Карл VII, безошибочно его узнала среди многих, кто находился в тот момент в парадной зале замка. Якобы, все те же «голоса» помогали ей узнать его.

Но, известно, что Жанну встречал Луи II Бурбонский (церемонимейстер королевского двора), который легко мог «по дороге» рассказать о том, как выглядит дофин, и другие важные нюансы. К тому же Орлеанскую Деву явно ждали в замке, раз к ее приходу собрался весь «цвет» двора. Таинственная фраза, сказанная ею дофину наедине, явилась достаточным доказательством, чтобы Карл перестал в ней сомневаться.

Согласно хронике, Жанна проходит ряд испытаний, о ней собирают подробную информацию, в ходе чего богословская коллегия в Пуатье должна вынести относительно ее «подлинности» вердикт. В течение трех недель ее допрашивали, задавали множество вопросов, которые могли бы иную поставить в тупик, но ее ответы повергали в шок своей осведомленностью. К тому же, даже Карл VII и герцог Алансонский отметили, что она мастерски сидит в седле и знает распространенные среди знати игры, требующие совершенного владения оружием. (Разве могла этими навыками обладать обычная крестьянка?)


А по другим данным, сразу после переговоров с дофином ей специально сшили дорогие белые доспехи, оплаченные из королевской казны. А еще предоставили личные апартаменты, штат, секретариат, конюшню из 12 боевых скакунов, богатый гардероб. Жанне выдали специальный штандарт с золотыми лилиями , меч самого Карла Великого, «золотые шпоры» лично от Карла VII и высочайшее разрешение командовать отрядами.

Орлеан

Еще в Пуатье Дева обрела настоящего друга и наставника в лице Жана д’Олона – оруженосца, которому дофин поручил охрану Жанны. Он был бок о бок с ней и не раз был свидетелем, как мужественно она вела себя в боях, как воодушевляла воинов на новые сражения.

Королевские войска собрали в Блуа и двинулись они в Орлеан. Первая одержанная Жанной победа произошла на подступах к бастиону Сен-Лу, а затем они следовали одна за другой. В результате чего англичанам пришлось ретироваться. Всего 9 дней понадобилось гордой француженке для того, чтобы освободить город от неприятеля. А ведь он был в осаде более полугода, когда французские солдаты уже устали от кровопролития. Она будто «вдохнула» в них жизнь. Кстати, многие ее соратники, главнокомандующие (как Жан Алансон, например) отмечали, как она умела выстроить войско, сказать нужные слова воинам, как мастерки владела оружием и была осмотрительной в действиях, как если бы командовала армией 20 или даже 30 лет.

Наполеон Бонапарт, который уж точно понимал в военной тактике и стратегии, говорил о Жанне, как о «французском гении», который «может творить чудеса, если свобода в опасности». День снятия с Орлеана осады, навсегда вошел в историю Франции. С тех пор каждый год 8 мая жители Орлеана отмечают свой главный праздник.

От славы до костра

А после Орлеана Жанна отправилась в Лош, где 11 мая 1429 года ее встретил растроганный Карл VII. Он обнял склонившуюся перед ним воительницу, что означало великую честь и уважение к ее заслугам. Затем состоялась коронация Карла VII. Кстати, именно Жанна настояла на том, чтобы церемония произошла в Реймсе – городе, где столетиями короновались французские монархи. После этого популярность Орлеанской Девы возросла невероятно, и ровно год она пребывала в лучах славы.

Это уже потом она попадет в «лапы» англичан, которые за 10 тысяч золотом «купили» ее у бургундцев, державших девушку в плену, и предали ее суду. Юная Жанна осталась один на один со 132 членами трибунала, которые обвиняли ее в ереси, колдовстве, ношении мужского платья. Сколько вопросов ей было задано, сколько «ловушек» расставлено, но Жанна-христианка держалась стойко и отвечала логично, в полном сознании и с чувством собственного достоинства, не выказывая суду и доли неуважения. Судей же восхищала ее выдержка! «Великий ученый – и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые ей задавали».

Юную деву никак не могли, говоря современным языком, схватить на слове, тогда трибуналу «пришлось» действовать хитростью и обманом. Девушке пригрозили костром, если она останется верной себе, и она отреклась. На несколько часов!!! А потом заявила, что поступила предательски по отношению к себе, своей Вере и своему Королю, потому что испугалась смерти. Но отныне она Ее не боится!

Жанне вынесли смертный приговор через сожжение. 30 мая 1431 года в городе Руане на городской площади развели огромный костер…

«Страсти Жанны д’Арк»

Мифы о Жанне д’Арк существовали еще при ее жизни, а со временем они приобрели различные оттенки, направления, героический фон и реальное оплевывание ее образа. Немаловажную лепту в современном видении героизма юной француженки является кинематограф. И здесь в первую очередь надо упомянуть немую кинокартину Карла Теодора Дрейера, снятую в 1928 году – «Страсти Жанны д’Арк». У режиссера на руках был готовый сценарий к фильму, когда в его руки попали настоящие судебные документы допросов и протоколов. Суть их произвела на Дрейера такое сильное впечатление, что он решил переделать сценарий полностью, основываясь на действительных архивных источниках.

Карл Теодор тщательно подыскивал актрису на главную роль. И, наконец, в одном из театров он обнаружил Рене Фальконетти, которая до этого никогда не снималась в кино, а играла исключительно на сцене. К слову сказать, роль Жанны для нее была единственной в кинематографе. Работать с Дрейером было очень интересно и ужасно сложно, а его повышенные требования и методы работы привели Фальконетти к нервному срыву. После завершения съемок она долго лечилась и приходила в себя. (Кстати, актриса была похоронена на кладбище Монмартр , что само по себе является данью уважения ее великому таланту).

Фильм Дрейера признан специалистами жемчужиной мирового кинематографа, а игра Фальконетти «лучшей актерской игрой, когда-либо заснятой на пленку». Как заметил один сегодняшний зритель: «Когда я смотрел фильм, я не знал, что мне делать - то ли смеяться, то ли рыдать. Но то, что он выворачивает душу наизнанку – это точно». И ведь фильм черно-белый, немой, с полным отсутствием каких-либо спецэффектов!

Вокруг этого фильма разгорались действительно страсти: киновед Джонатан Розенбаум назвал его «вершиной немного кино», а кинокритик Жак Лурселль «узким и ограниченным видением» образа Жанны. Такую полярность можно объяснить гениальностью режиссера и талантливой игре героев, в первую очередь Рене Фальконетти, которая своими эмоциями «взрывает» мозг зрителя. Дрейер прибегнул к новым приемам, таким как актерская игра без грима, крупный план и применение особой пленки, когда все огрехи кожи актеров с ее трещинками, порами и морщинами отчетливо видны, и вызывают отвращение своей «обнаженностью». Кстати, англичане запретили этот фильм к показу, якобы в нем английские солдаты выглядят бездушными садистами.

Фильм «погибал» несколько раз, по роковой случайности – в огне, как и его главная героиня. В 1981 году в Норвегии, в ословской психбольнице были обнаружены коробки с пленкой. После их исследования, комиссия Норвежского института кино установила, что перед ними копия сгоревшего оригинала. Может, это намек человечеству, что Правда не может сгореть?!

P. S.

Есть мнение, что Жанна счастливо избежала казни, а вместо нее сожгли другую женщину: то ли колдунью, то ли еретичку, то ли преступницу. Так это или нет, пусть разбираются историки. Но та Жанна, память о которой жила и живет в сердцах французов, была причислена к лику Святых. Это произошло чуть меньше ста лет назад – 9 мая 1920 года. Решение о ее канонизации огласил Папа Бенедикт XV.

Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

Известная историческая личность Жанна дАрк, биография (краткая история) которой начинается в далеком XV веке, считается символом свободы и мужественности. Девушка родилась в деревне Домреми приблизительно в 1412 году в семье Жака д"Арк и его жены Изабеллы. Помимо Жанны в крестьянской семье были и другие дети. Из всех своих братьев и сестер юная героиня больше всех сдружилась со своей старшей сестрой Екатериной, которая впоследствии вышла замуж и вскоре умерла в юном возрасте.

Дом д"Арков стоял в центре деревушки, совсем рядом с местной церковью. Некоторое время отец Жанны занимал выборную должность декана общины и, соответственно, население деревушки Домреми его ценило и уважало. Многие крестьяне прислушивались к Жаку д"Арку как к рассудительному и мудрому человеку.

Жанна дАрк: краткая биография для школьников

Каким ребенком была Жанна? Девочка с самого раннего детства привыкла ощущать себя членом семьи многоуважаемого человека и стремилась соответствовать статусу отца. Юная Жанна помогала матери по хозяйству, училась готовить и с упоением слушала рассказы родителей о прекрасной деве, которая спасет их деревню. На протяжении всей своей жизни в Домреми Жанна видела зарево многочисленных пожаров, крики односельчан и свято верила в то, что Орлеанская Дева, приход которой предсказывали за много веков до этого, освободит их родные земли. Согласно преданию, принадлежало популярному персонажу многих легенд и рыцарских рассказов. Во все предсказания и сказания прошлых веков свято верила Жанна дАрк. Краткая биография для детей включает в себя ключевые факты биографии девушки. И эти исторические события весьма напоминают легенды, связанные с Орлеанской Девой.

Жанна дАрк: биография, краткое содержание

Принято считать, что годом рождения юной героини является именно 1412 год, однако в документе о причислении к лику святых указана дата 6 января 1409 года. Она предпочитала называть себя "Жанной Девственницей" нежели Жанной д"Арк. В ранние годы юную героиню в семьи зачастую называли Жанеттой.

В возрасте 13 лет Жанна услышала в своей голове голос архангела Михаила, который велел ей выслушать его рассказ и принять свою судьбу. Согласно откровению Михаила, именно Жанна являлась Орлеанской Девой, и только ей было под силу освободить осажденный Орлеан, изгнав, таким образом, всех противников.

Когда девушке исполнилось 17 лет, она без раздумий отправилась к капитану города. На тот момент им был признан Вокулер Бодрикуру, который высмеял рассказ девушки о том, что якобы она должна стать на защиту своих родных земель. Однако Жанна не сдавалась и уже со второго раза ее приняли в свои ряды. Капитан приказал выделить ей несколько воинов, после того как девушка предсказала поражение французов под Орлеаном. Жанна предпочитала носить именно мужскую воинскую одежду, аргументируя это тем, что в ней она ощущает себя свободнее и сильнее. Вместе с Жанной на войну отправились два ее лучших рыцаря - Жан де Мец и Бертран де Пуланжи.

Военные действия

Поистине великая героиня и мученица Жанна дАрк, биография, краткая история военных дел которой, начинается с осады Орлеана, была никому не известной крестьянкой. Согласно историческим данным, в марте 1429 года юная героиня прибыла к дофину, объявив, что ее судьбу определили высшие силы и предсказали ее победу. Поэтому она просила войско для того, чтобы снять осаду с Орлеана. Всех присутствующих девушка поразила необычайным знанием военного дела и тонкостей верховой езды. Дофин Карл долго колебался, но после нескольких дней раздумий согласился выделить Жанне войско в обмен на обещание, что она должна была подтвердить высшими силами его законнорожденность и соответствующие права на престол. Довольно большая часть населения сомневалась в том, что Карл был законным наследником, что не боялась высказывать в открытую.

Далее, после приказа короля, стали изготавливаться специальные доспехи и снаряжение для такого воина, как Жанна дАрк. Биография, краткая история девушки заключается в том, что на протяжении всей своей жизни она защищала свой народ, свои земли и делала для этого все, что было в ее силах. Многих историков она покорила своей отвагой, мужественностью и необычайной верой в свою победу.

Наступление на Орлеан

Следующим пунктом в ходе военных действий был Блуа, где Жанну уже ожидала ее армия. Благая весть о том, что их восстание возглавляет девушка, посланная высшими силами, вселяла в воинов уверенность и отвагу. Вследствие продолжительных атак в течение 4 дней юная героиня снимает осаду Орлеана. Многие военачальники того времени считали миссию по освобождению Орлеана от англичан практически невыполнимой.

Военные действия прекратились вплоть до весны 1430 года. Однако королевские придворные невзлюбили юную героиню и всячески пытались настроить общественность против нее. Через продолжительное время им все-таки это удалось. Благодаря действиям коварных придворных Жанна д"Арк была обвинена в предательстве, вследствие чего попала в плен к англичанам, где была заточена в башне Руана.

Судебный процесс

Судебный процесс над героиней был начат в последние дни февраля 1431 года. Согласно документам, Жанну д"Арк судила местная церковь, выдвинув обвинение в ереси и ложном свидетельствовании о высших силах. Однако под стражей все время заточения девушки ее содержали под охраной англичан, как военнопленную. Не скрывал свою заинтересованность в деле героини и епископ Англии Кошон, так же, как и само правительство страны. Правительство Англии полностью оплачивало все издержки и расходы, связанные с Орлеанской Девой. Жанна дАрк, биография, краткая жизнь которой зависела от решения англичан, боролась до последнего и верила в высшие силы.

Допрос и нахождение в плену

Краткая биография Жанны дАрк для 6 класса включает в себя материалы, касающиеся ее заточения в башне Руана и некоторых допросов. За все время, проведенное в плену, над девушкой всячески издевались, били и унижали, показывая таким образом свое отношение к ее "ложному" пророчеству. Большая часть населения Англии считала ее лжесвидетельницей и предательницей своей родины.

Казнь Жанны д"Арк

Однако, несмотря на многочисленные пытки и угрозы, Жанна д"Арк не сломилась и не признавала свою вину. Приговор - смертная казнь - без признания вины со стороны обвиняемой сделал девушку в глазах ее народа мученицей. Поскольку юная героиня была неграмотной, судьи решили прибегнуть к обману, подсунув ей на подпись документы якобы про ее освобождение и возвращение на родину. На самом деле там было свидетельство о полном отречении от своих предсказаний и признание вины. Таким образом, девушка сама себе подписала приговор.

30 мая 1431 года девушка была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. Согласно историческим данным, ее пепел был развеян над Сеной. Жанна дАрк, биография, краткая история которой была так рано закончена, является символом отваги для многих из нас.