Зубной зачаток. Адентия зубов у детей

Зубным зачатком, или фолликулом, называют структуру, служащую основой зуба. Он закладывается на 6-7 неделе внутриутробного развития. На этом этапе происходит формирование пластинки зуба из клеток первичной ротовой полости - эпителия. При этом эпителий является вросшим в мезенхимные челюстные клетки. Таким образом, можно утверждать, что зачаток образуется в момент взаимодействия эпителия и челюстной мезенхимы.

После этого на вестибулярной части зубной пластинки формируются эпителиальные разрастания. Они отличаются колбовидной формой и представляю собой выпячивания. В дальнейшем они превратятся в органы эмалевого типа - основу молочных зубов. Каждая челюсть имеет по десятку подобных органов.

11 неделя ознаменована тем, что эмалевые органы становятся схожими с колпачками - начинают отдаленно напоминать коронку зуба. Это становится возможным благодаря мезенхимам, что врастают в эмалевый орган в нижней его части. Получившееся в ходе этого образование становится базой зубных сосочков.

Затем эмалевый орган становится больше, начинается его обособление от пластинки зуба. На 3 месяце развития эмбриона фиксация эмалевого органа к зубной пластинке осуществляется лишь посредством тонкого перешейка, что образован клеткам эпителия.

Вместе с тем происходит формирование зубного мешочка, который развивается благодаря конденсации мезенхимы вокруг эмалевого органа.

Формирование зачатков происходит в ходе сложных клеточных трансормаций, включает в себя эмалевый орган, зубные мешочек и сосочки. В дальнейшем наружные клетки органа станут эмалью, а внутренние трансформируются в дентин. Зубной зачаток окружен множеством кровеносных сосудов.

Завершение образования зачатков молочных зубов завершается на 14 неделе внутриутробного развития, постоянных - на 22. При этом последние продолжают образовываться также после рождения, завершается этот процесс к 5-6 месячному периоду жизни ребенка.

Патологии зачатков зубов

Адентия

Она представляет собой отсутствие зачатков. Встречается адентия молочных и постоянных зубов, полная или частичная. При частичной адентии отсутствует несколько зубов, а между существующими образуются тремы.

Причиной адентии являются врожденные аномалии, вызванные инфекционными заболеваниями матери в период беременности, приемом сильнодействующих препаратов, стрессы, вредные привычки, генетические заболевания.

Обычно адентия сочетается с несформированной челюстью, задержкой развития речи, нарушением прикуса, асимметрией лица.

В раннем возрасте лечение направлена на медикаментозную стимуляцию роста челюсти, формирование зубных зачатков. В более позднем возрасте прибегают к протезированию.

Для диагностики врожденной адентии необходим провести несколько серьезных исследований. Данная патология дифференцируется с ретенцией - задержкой прорезывания зубов. При ретенции зубные зачатки сформированы, однако зубы не прорезываются.

Сверхкомплектные зубы

В некоторых случаях в челюсти развиваются сверхкомплектные зубы. Достаточно редко они формируются в молочном прикусе, чаще - в постоянном. В норме молочные зубы должны выпадать, уступая место постоянным. Но при сверхкомплектных зубах этого не происходит - корень молочного зуба не рассасывается, потому и зуб сохраняется.

Наличие сверхкомплектных зубов приводит к сдвигам остальных, задержке их роста, способствует скученности.

Причиной данной патологии могут стать внутриутробные инфекции, вредные привычки женщины в период вынашивания плода, генетические и гормональные сбои, травмы, углубленное положение зачатков постоянных зубов или их недоразвитость. Наконец, неопровержимым является факт этиологической связи между развитием сверхкомплектных зубов и невылеченным кариесом зубов молочных. Развивающиеся в ходе этого пульпиты и периодонтиты охватывают зачатки коренных зубов, приводя к их патологическим изменениям.

Дистопия

Дистопией называется неправильное расположение зачатка, при котором он меняет направление или выходит за пределы альвеолярного отростка, зубной дуги.

Причины дистопии - те же генетические аномалии, вирусные заболевание в период беременности, гормональные нарушения.

Дистопия может сопровождаться скученностью зубов, ретенцией и лечится ортодонтическими методами.

Слияние зубных зачатков

В редких случаях диагностируется слияние зубных зачатков, а областью слияния является слои дентина. Для данной патологии характерно уменьшение количества зубов. Причины данной патологии точно не установлены, однако известно, что она носит семейный характер.

Течение и развитие болезней зубов у детей, а также реакция организма ребенка на болезненные процессы во рту имеют свои особенности по сравнению с таковыми у взрослых. Изучение этих особенностей, а также лечение заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта применительно к этим особенностям являются предметом изучения детской стоматологии .

У детей анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы заключаются в ее непрерывном развитии и перестройке. Рост челюстных костей, прорезывание, формирование и рассасывание корней молочных зубов, имеющих тесную связь с развивающимися зачатками постоянных зубов, высокая реактивность детского организма - все это создает свои особенности, свойственные детскому организму, и требует специального изучения клиники и лечения применительно к растущему организму.

Развитие жевательного аппарата ребенка делят на 3 периода, каждый из которых имеет свои особенности: первый - период молочных зубов, второй - смены зубов, третий - постоянных зубов.

Первый период . Закладка и формирование коронки молочных зубов происходят еще во внутриутробном периоде. У новорожденного ребенка в полости рта отсутствуют зубы. Границей между преддверием и собственно полостью рта являются десневые валики, плотно смыкающиеся друг с другом.

В шестимесячном возрасте начинают прорезываться молочные

Ретенция - задержка прорезывания. Чаще она наблюдается у зубов постоянного прикуса. Она может быть частичной (когда прорезалась часть коронки, а другая часть осталась прикрытой слизистой оболочкой) и полной - зуб сформирован, лежит в челюсти, но не прорезывается.

Причины ретенции: а) неправильное или очень глубокое расположение зачатка; б) задержка выпадения и раннее удаление молочного зуба. Ретенция чаще всего наблюдается на зубах мудрости, клыках и боковых резцах верхней челюсти. Задержка прорезывания других зубов наблюдается довольно редко. Ретенированные зубы, оказывая давление на соседний зуб, могут явиться причиной невралгических болей.

Адентия - отсутствие зуба в зубном ряду и в челюсти. Адентия может быть частичной и полной. Причиной частичной адентии (отсутствие одного или нескольких зубов) может быть гибель зачатка постоянного зуба вследствие распространения бывшего воспалительного процесса в периодонте молочного зуба на зачаток постоянного, недостаточность минерализации зачатков зубов в период их формирования и другие причины. Полная адентия встречается крайне редко и является следствием повреждения зубных зачатков во внутриутробном периоде жизни.

Кроме уменьшения количества зубов в зубном ряду, может наблюдаться и увеличение, когда появляются так называемые сверхкомплектные зубы. Часто они имеют шиловидную форму и прорезываются вне зубного ряда, например в сторону щеки, неба, в полость носа и т. д.

В клинике молочные зубы обозначают римскими цифрами. Когда у ребенка идет смена зубов и прикус становится смешанным, мы, обозначая молочные зубы римскими цифрами, а постоянные - арабскими, легко можем следить за происходящей сменой зубов и, глядя в историю болезни, знать, какой зуб (молочный или постоянный) подвергается лечению.

Прорезавшиеся молочные зубы имеют еще не сформированные корни. Формирование корней заканчивается значительно позже их прорезывания и происходит в той же последовательности, что и прорезывание зубов.

Сроки формирования корней . Группа резцов заканчивает формирование корней к 2 годам, группа моляров - к 4 годам и группа клыков - к 5 годам.

Молочные зубы играют большую роль в развитии организма ребенка.

Хорошее разжевывание пищи в полости рта обеспечивает хорошее ее переваривание в желудке и полноценное усвоение в кишечнике. Нормальная работа желудочно-кишечного тракта требует минимума питательных веществ, необходимых для поддержания растущего организма, не создавая перегрузки желудочно-кишечного тракта.

Молочные зубы оказывают влияние на развитие жевательных мышц и структуру челюстных костей.

С помощью молочных зубов ребенок впервые овладевает речью, следовательно, они нужны для произношения звуков.

К особенностям строения молочных зубов следует отнести меньшую толщину эмалевого покрова и дентина по сравнению с постоянными зубами. Дентин менее кальцифицирован, а поэтому и более податлив при работе бором, что создает угрозу случайного вскрытия полости зуба при лечении среднего и особенно глубокого кариеса. Дентинные канальцы более широкие, поэтому кариозный процесс течет быстрее.

К патологии прорезывания молочных зубов относят раннее и позднее прорезывание, адентию и образование гематомы.

Раннее прорезывание чаще наблюдается у нижних центральных резцов. Иногда дети рождаются с уже прорезавшимися зубами. Корни таких зубов слабо развиты, часто бывают укреплены только в слизистой оболочке. При сосании может происходить травма соска груди матери, приводящая к маститу, а также к травме уздечки и самого языка, где образуется пролежневая язва. Такие зубы рекомендуют удалять (если они слабо укреплены) или стачивать их режущий край. При хорошем укреплении рано прорезавшихся зубов удаление их может привести к профузному кровотечению.

Позднее прорезывание зубов может быть связано с недостаточным питанием, перенесенными заболеваниями (рахит и др.).

Недостаток в пище ребенка необходимых белков, витаминов и минеральных солей может повлечь за собой патологию прорезывания (нарушение сроков, парности и последовательности, аномалии развития зубов).

Перенесенные заболевания в раннем детском возрасте (рахит, длительные желудочно-кишечные расстройства, инфекционные и другие заболевания, особенно перенесенные в тяжелой форме) могут явиться причиной запоздалого прорезывания зубов, гипоплазии эмали.

Адентия, или отсутствие зачатков молочных зубов, встречается крайне редко и связана с пороком развития или повреждением зачатков одного или нескольких молочных зубов.

Образование гематомы на краю десневого валика также встречается довольно редко. Клинически при этом наблюдается появление на краю десневого валика довольно напряженного пузырька, имеющего багрово-красный или синюшный оттенок. При пункции из него изливается кровянистое содержимое, пузырек спадает, а через некоторое время (2-3 недели) на этом месте показывается режущий край прорезывающегося зуба. Такие гематомы чаще образуются во фронтальном отделе челюсти. Причиной этого, по-видимому, являются сосудистые расстройства, связанные с прорезыванием зуба.

Второй период . С 4-летнего возраста между молочными зубами появляются промежутки - физиологические диастемы, что указывает на правильное развитие зубочелюстной системы ребенка.

Срок службы молочных зубов в сформированном состоянии небольшой; для каждой группы зубов он в среднем равен 3 годам. Моменту появления постоянных зубов предшествует процесс физиологического рассасывания корней молочных зубов, так как зачатки постоянных зубов заложены с язычной или небной поверхности по отношению к корням молочных зубов, то и рассасывание начинается с той поверхности корня молочного зуба, где ближе всего прилежит зачаток постоянного зуба.

Рассасывание однокорневых зубов начинается с небной поверхности у верхних зубов и с язычной поверхности у нижних зубов.

Зачатки постоянных многокорневых зубов лежат между корнями молочных зубов, поэтому рассасывание корней молочных много корневых зубов начинается с поверхности, обращенной к межкорневому промежутку. У верхних моляров в первую очередь рассасываются щечные корни, особенно задний щечный корень, а у нижних более быстро рассасывается задний корень. Следовательно, рассасывание небного корня на верхней челюсти и переднего на нижней несколько запаздывает. Это необходимо знать при удалении молочных зубов во избежание перелома еще не рассосавшегося корня.

Тесная взаимосвязь рассасывающихся корней молочных зубов с развивающимися зачатками постоянных заставляет подходить к лечению молочных зубов с особой осторожностью. Погрешности при лечении могут привести к повреждению и гибели зачатка постоянного зуба и осложнениям со стороны общего состояния ребенка.

Рассасывание корней молочных зубов происходит медленно, в среднем 2-3 года, и заканчивается к началу смены зубов, т. е. к началу прорезывания постоянных зубов.

Знание сроков формирования и рассасывания корней крайне необходимо в практике зубоврачевания.

Третий период характеризуется появлением первых постоянных зубов и началом замены молочных зубов на постоянные.

Механизм смены молочных зубов на постоянные представляется следующим образом. Зачаток постоянного зуба отделен от корня молочного тонкой костной пластинкой. С развитием зачатка постоянного зуба последний начинает давить на костную перегородку. В окружающей соединительной ткани появляются остеокласты, которые и разрушают эту перегородку. Далее процесс начинает идти с двух сторон - с поверхности корня с помощью остеокластов и со стороны пульпы. Пульпа молочного зуба постепенно превращается в грануляционную ткань, богатую кровеносными сосудами и остеокластами, которая разрушает дентин.

Процесс заканчивается полным рассасыванием корней молочных зубов, оставляя одну коронку, которую легко удаляют иногда сами дети или выталкивает растущий постоянный зуб.

Прорезывание постоянных зубов не сопровождается какими-либо болезненными изменениями со стороны организма ребенка, как это наблюдается в период прорезывания молочных зубов. Исключение составляют зубы мудрости, которые прорезываются в возрасте от 17 до 25 лет и старше.

Первым постоянным зубом, появляющимся в челюсти и не имеющим себе предшественника, является шестой по счету от средней линии зуб, или первый моляр. Он прорезывается позади молочных моляров. Далее начинается смена молочных зубов на постоянные. Она идет в той же последовательности, как шло прорезывание молочных зубов, т. е. первыми сменяются нижние, затем верхние центральные резцы, далее боковые резцы, затем на месте первых молочных моляров прорезываются первые постоянные премоляры, вначале на верхней челюсти, а затем на нижней, далее следуют клыки, вторые премоляры на месте бывших вторых молочных моляров и вторые постоянные моляры. Сроки прорезывания восьмых зубов (третий моляр) непостоянны, да и само присутствие восьмого зуба в челюсти также непостоянно. У некоторых людей восьмые зубы отсутствуют и это не считается аномалией.

Формирование корней у постоянных зубов длится несколько дольше, чем у молочных.

Формирование центральных и боковых резцов и первого постоянного моляра заканчивается к 10 годам, премоляров - к 12 годам, клыков - к 13 годам, вторых моляров - к 15 годам.

После окончания формирования корней постоянных зубов их лечат так же, как и у взрослых.

Зубы являются производным слизистой оболочки полости рта эмбриона. Из эпителия слизистой оболочки развиваются эмалевые органы , а из находящейся под эпителием мезенхимы — дентин , пульпа , цемент , окружающие зуб твердые и мягкие ткани (пародонт ).

В развитии зубов выделяют 3 стадии: I стадия — закладка зубов и их зачатков; II стадия — дифференцировка зубных зачатков ; III стадия — образование зубов .

I стадия : на 6-7-й неделе эмбрионального развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникает утолщение эпителия — зубная пластинка (lamina dentalis) , врастающая в подлежащую мезенхиму. На обращенной к губе или щеке поверхности зубной пластинки в результате дальнейшего развития эпителия формируются колбовидные выпячивания, превращающиеся затем в эмалевые органы (organum enamelum) молочных зубов. В каждой зубной пластинке образуется по 10 выпячиваний соответственно числу молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы, выпячиваясь внутрь их стенки, врастает мезенхима, которая является зачатком зубного сосочка (papilla dentalis) . К концу 3-го месяца развития эмалевые органы частично обособляются от зубной пластинки, оставаясь в соединении с ней посредством эпителиальных тяжей — шейки эмалевого органа (рис. 1). В окружности эмалевого органа в результате уплотнения окружающей его мезенхимы формируется зубной мешочек (sacculus dentalis) , который у основания зубного зачатка сливается с зубным сосочком (рис. 2).

Рис. 1. Развитие эмалевого органа. (Пластическая реконструкция): 1 — эпителий полости рта; 2 — зубная пластинка; 3 — эмалевый орган; 4 — зачаток зубного сосочка; 5 — шейка эмалевого органа

Рис. 2.

1 — зубная пластинка; 2 — зачатки зубов; 3 — эмалевые органы; 4 — нижняя челюсть; 5 — зубная пластинка в нижней челюсти; 6 — слой наружных эмалевых клеток; 7 — пульпа эмалевого органа; 8 — слой внутренних эмалевых клеток; 9 — зубной мешочек; 10 — зубной сосочек

II стадия: изменяются как зачатки зубов, так и окружающие их ткани. Происходит разделение однородных клеток эмалевого органа на отдельные слои. В центре эмалевого органа образуется пульпа , а по периферии — слой наружных эмалевых клеток и слой внутренних эмалевых клеток , дающих начало клеткам-амелобластам, участвующим в образовании эмали. По краю эмалевого органа внутренние эмалевые клетки переходят в наружные эмалевые клетки . Часть клеток пульпы, прилежащая к слою амелобластов, становится промежуточным слоем эмалевого органа.

Одновременно с преобразованием эмалевого органа происходит процесс дифференцировки зубного сосочка: он увеличивается и глубже врастает в эмалевый орган. К сосочку подходят сосуды и нервы. Кроме того, на поверхности сосочка из клеток мезенхимы формируется несколько рядов одонтобластов — дентинообразующих клеток (рис. 3). К концу 3-го месяца шейки эмалевых органов прорастают мезенхимой и рассасываются. Зубные зачатки вследствие этого окончательно обособляются от зубной пластинки, которая, в свою очередь, также прорастает мезенхимой и теряет связь с эпителием полости рта. Сохраняются и растут задние отделы и свободные края зубных пластинок, которые в дальнейшем преобразуются в эмалевые органы постоянных зубов. Вокруг зубных зачатков в мезенхиме челюстей появляются костные перекладины , формирующие стенки зубных альвеол.

Рис. 3. Зачаток зуба на стадии формирования твердых тканей: 1 — отростки одонтобластов; 2 — предентин; 3 — одонтобласты; 4 — около-пульпарный дентин; 5 — преобразование мезенхимных клеток в одонтобласты; 6 — преодонтобласт; 7 — мезенхимная клетка

III стадия начинается с конца 4-го месяца эмбрионального периода. Возникают зубные ткани: дентин , эмаль и пульпа зуба . Образование дентина происходит за счет одонтобластов, которые синтезируют тонкие преколлагеновые волокна (рис. 4). Эти волокна в дальнейшем формируют наружный, плащевой , и внутренний, околопулъпарный , слои предентина. Одонтобласты в состав предентина и дентина не входят, а остаются в наружных слоях зубного сосочка (пульпы). В конце 5-го месяца внутриутробного периода начинаются процесс обызвествления предентина и формирование окончательного дентина. Однако полного обызвествления не происходит, и внутри зуба остается слой необызвествленного околопульпарного дентина (рис. 5).

Рис. 4. Коллагеновые волокна предентина: 1 — дентинный каналец

Рис. 5.

1— околопулъпарный дентин; 2— матрикс; 3— глобулы солей; 4— граница обызвествления; 5 — предентин; 6 — плащевой дентин

В начале 5-го месяца амелобласты на вершине зубного сосочка образуют эмаль. Этот процесс начинается в области жевательных бугорков, откуда эмалеобразование распространяется на боковые поверхности коронки. В дальнейшем происходит обызвествление эмали, которое заканчивается лишь после прорезывания зубов. Развитие корня зуба совершается в постэмбриональном периоде, при этом в связи с образованием коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний, наоборот, пролиферирует и превращается в корневое эпителиальное влагалище (vagina radicularis epithelialis) , состоящее из двух рядов эмалевых клеток — внутреннего и наружного . Корневое эпителиальное влагалище глубоко врастает в подлежащую мезенхиму и охватывает ее участок, из которого будет образовываться корень зуба (рис. 6). Мезенхимные клетки, заключенные в корневые эпителиальные влагалища, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня зуба. Как только дентин корня сформируется, корневые эпителиальные влагалища прорастают мезенхимой, их большая часть рассасывается, вследствие чего мезенхимные клетки зубного мешочка начинают непосредственно соприкасаться с дентином корня и преобразовываться в цементобласты , которые откладывают цемент по поверхности дентина корня зуба. Часть клеток зубного мешочка, окружающая корень зуба, дает начало плотной соединительной ткани — периодонту . Пучки коллагеновых волокон, образующих периодонт, внутренними концами «впаиваются» в цемент, а их наружные концы переходят в костные зубные альвеолы, обеспечивая тем самым плотную фиксацию корня к окружающим тканям. В многокорневых зубах образуется несколько корневых эпителиальных влагалищ и соответственно им несколько корней. Из мезенхимы зубных сосочков развивается пульпа зуба .

Рис. 6.

1 — корневое эпителиальное влагалище; 2 — внутренний слой клеток; 3 — наружный слой клеток; 4 — цементобласты; 5 — цемент; 6 — периодонт; 7 — пульпа зуба

Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с таковыми молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат в одной зубной альвеоле вместе с молочным зубом (рис. 7).

Рис. 7.

1 — зачаток молочного зуба; 2 — зачаток постоянного зуба; 3 — стяжка зубной альвеолы

Нарушение развития зубов может привести к неправильному отложению твердых веществ (гипоплазия эмали , эрозионные ямки на поверхности зуба, дефекты обызвествления дентина), отклонениям в числе зубов (полное или частичное отсутствие зубов — адентия ), образованию дополнительных зубов, неправильной форме отдельных зубов, неправильному расположению зубов в челюсти (дистопия ).

Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин

К сожалению случаи, когда у пациента от рождения не хватает зубов, наблюдаются достаточно часто. В медицине этому явлению соответствует термин первичная частичная адентия.

Слово "адентия" означает в дословном переводе с греческого "нет зуба". Слово "первичная" означает, что такое отсутствие зуба врожденное. Частичная адентия - означает, что не хватает нескольких зубов.

Пациентам нет смысла задаваться вопросом в чем причина адентии. Причины такой проблемы находятся в особенностях внутриутробного развития, то есть проблема зависит от того как проходила закладка органов и систем в период беременности. Профилактикой должны быть заинтересованы женщины планирующие беременность. Профилактические мероприятия адентии ребенка совпадают с мероприятиями направленными на благоприятное течение беременности. В период обращение с ребенком к врачу-ортодонту уже нельзя повлиять на количество зачатков постоянных зубов.

Как обнаружить адентию зубов?

В большинстве случаев родители начинают беспокоиться по поводу адентии в тот момент, когда задерживается смена постоянных зубов. Иногда адентия обнаруживается на приеме у стоматолога или профилактических осмотрах. В случае подозрения на "адентию зубов" стоит обратиться к врачу-ортодонту. Если доктор ортодонт подтверждает беспокойство и диагностирует задержку прорезывания постоянных зубов, то проводится рентгенологическое исследование. Лучше выполнить панорамный рентгеновский снимок.

Стоит ли всем пациентам бежать и делать снимок? Если нарушены сроки прорезывания постоянных зубов, то беспокоиться стоит.

Таблица. Сроки прорезывания постоянных зубов.

Центральный резец

Боковой резец

Первый премоляр

Второй премоляр

Первый моляр

Второй моляр

Клинический пример частичной адентии

В период сменного прикуса легко запутаться: какие зубы у пациента постоянные, какие молочные, а каких зачатков зубов нет... Чтобы легче разобраться в ситуации рассмотрим сразу три фото: 1. Вид спереди; 2. панорамный снимок; 3. вид зубного ряда.

На фото постоянные зубы обозначены черными числами, молочные - красными.

У пациента нет бокового резца верхней челюсти справа - это зуб 12. На месте зуба 12 прорезался постоянный клык - зуб 13. Так как зуб 13 прорезался не на своем месте, а на месте резца, то молочный клык правой стороны сохраняет корень и будет устойчивым еще много лет - зуб 53.

Боковой резец верхней челюсти слева имеет рудиментарную форму, у него уменьшенная коронковая часть. Есть и аномалии положения зубов. Так постоянный клык 23 занимает небное положение, а его место занимает молочный зуб 63.

Что делать, если нет коренных зубов?

На левой стороне все однозначно - это стандарт для ортодонтии. Зуб 63 удаляется, и зуб 23 устанавливается на свое законное место.
На правой стороне все не так однозначно. В большинстве случаев врожденной адентии зубов есть два варианта лечения: правильный и компромиссный. Рассмотрим на примере нашего пациента, что означает правильный вариант и что такое компромиссный.

Верный вариант лечения адентии:

Зуб 53 удаляется и 13 зуб устанавливают вместо него, ведь это его законное место. После этого пространство бокового резца, несуществующего зуба, должно быть протезировано.

Положительно в этом плане то, что клык, занимая свою позицию, и отлично выполняет свои функции окклюзии и артикуляции (то, что называется функцией).

Отрицательно то, что пациенты озадачены вопросом как же протезировать боковой резец? Имплантация может применяться только после 18 лет. На консультациях у врача-имплантолога не дают предварительных прогнозов: говорят сначала лечите, а в 18 лет решим.
Такая неопределенность пугает родителей ребенка...

Компромиссный вариант лечения адентии:

В таком случае 13 зуб сохраняют в неверной позиции и он будет выполнять функции бокового резца. Это не идеально, если зуб выполняет не свою функцию и это первый недостаток.
Также есть и эстетическая проблема. Клык не похож на резец и для хорошей эстетики сложно его трансформировать по форме даже при помощи коронки. Это второй недостаток.

Функцию клыка будет выполнять молочный клык. Это третий недостаток, ведь молочный зуб может стоять долго, но не всю жизнь.
Почему же этот вариант выбирают родители?
Во-первых , они выбирают консервативный путь. А это максимально простой вариант ортодонтии и нет необходимости проводить хирургическое лечение.
Во-вторых , как мне кажется, они желают законсервировать решение проблемы на длительный период. А молочный зуб действительно может "простоять" очень долго. Мне приходилось сталкиваться со случаями когда молочный клык сохранял устойчивость до 40 лет.

Фото до и после лечения адентии зубов

В нашем случае родители подростка выбрали компромиссный вариант. Зуб 13 (клык) будет располагаться на месте бокового резца (зуб 12). А на месте клыка будет оставаться молочный клык.

В случаях лечения адентии зубов ортодонтическое лечение является лишь первым, подготовительным к протезированию этапом. Поэтому после лечения брекетами зубы не имеют идеальной анатомической формы. Задачей ортодонта является придание зубам правильной позиции и выстраивание функциональных взаимоотношений антагонистов.
Далее надо с помощью реставрационной стоматологии придать клыку на правой стороне форму бокового резца.