Первичная сердечно-легочная реанимация у детей. Особенности проведения слр у детей

Врачам любых специальностей приходится учить других и самим выполнять манипуляции, связанные с неотложной помощью и спасением жизни пациента. Это самое первое, что студент-медик слышит в университете. Поэтому особое внимание уделяется изучению таких дисциплин, как анестезиология и реанимация. Обычным людям, не связанным с медициной, тоже не помешает знать протокол действий в угрожающей жизни ситуации. Кто знает, когда это может пригодиться.

Сердечно-легочная реанимация - это процедура по оказанию неотложной помощи, направленная на восстановление и поддержание жизнедеятельности организма после наступления клинической смерти. Она включает в себя несколько обязательных этапов. Алгоритм СРЛ был предложен Петером Сафаром, и в его честь назван один из приемов по спасению пациента.

Этический вопрос

Не секрет, что врачи постоянно сталкиваются с проблемой выбора: что лучше для их пациента. И нередко именно он становится камнем преткновения для дальнейших лечебных мероприятий. То же самое касается и проведение СЛР. Алгоритм видоизменяется в зависимости от условий оказания помощи, подготовки реанимационной бригады, возраста пациента и его текущего состояния.

Было много дискуссий относительно того, стоит ли объяснять детям и подросткам всю сложность их состояния, учитывая тот факт, что они не имеют права принимать решения относительно собственного лечения. Поднимался вопрос по поводу донорства органов от пострадавших, которым проводилась СЛР. Алгоритм действий в данных обстоятельствах должен быть несколько видоизменен.

Когда не проводят СЛР?

В медицинской практике есть случаи, когда реанимацию не проводят, так как она уже бессмысленна, а повреждения больного не совместимы с жизнью.

  1. Когда есть признаки биологической смерти: трупное окоченение, охлаждение, трупные пятна.
  2. Признаки смерти мозга.
  3. Конечные стадии неизлечимых болезней.
  4. Четвертая стадия онкологических заболеваний с метастазированием.
  5. Если врачам точно известно, что после остановки дыхания и кровообращения прошло более двадцати пяти минут.

Признаки клинической смерти

Есть основные и второстепенные признаки. К основным относятся:
- отсутствие пульса на крупных артериях (сонной, бедренной, плечевой, височной);
- отсутствие дыхания;
- стойкое расширение зрачков.

К второстепенным признакам можно отнести потерю сознания, бледность с синюшным оттенком, отсутствие рефлексов, произвольных движений и тонуса мышц, странное, неестественное положение тела в пространстве.

Стадии

Условно алгоритм СЛР делят на три больших стадии. И каждая из них, в свою очередь, разветвляется на этапы.

Первая стадия проводится немедленно и заключается в поддержании жизни на уровне постоянной оксигенации и проходимости дыхательных путей для воздуха. Она исключает использование специализированной техники, и жизнь поддерживается исключительно усилиями реаниматологической бригады.

Вторая стадия - специализированная, ее цель - сохранить то, что сделали непрофессиональные спасатели и обеспечить постоянное кровообращение и доступ кислорода. Она включает в себя диагностику работы сердца, использование дефибриллятора, применение лекарственных средств.

Третья стадия - проводится уже в ОРИТ (отделение реанимации и интенсивной терапии). Она направлена на сохранение функций мозга, их восстановление и возвращение человека к нормальной жизни.

Порядок действий

В 2010 году был разработан универсальный алгоритм СЛР для первой стадии, который состоит из нескольких этапов.

  • А - Airway - или воздушная проходимость. Спасатель осматривает наружные дыхательные пути, удаляет все, что мешает нормальному прохождению воздуха: песок, рвоту, водоросли, воду. Для этого нужно выполнить запрокинуть голову, отодвинуть нижнюю челюсть и открыть рот.
  • В - Breathing - дыхание. Раньше рекомендовалось проводить технику искусственного дыхания «изо рта в рот» или «изо рта в нос», но сейчас из-за повышенной угрозы инфицирования, воздух в пострадавшего попадает исключительно через
  • С - Circulation - циркуляция крови или непрямой массаж сердца. В идеале, ритм нажатий на грудную клетку должен быть 120 ударов в минуту, тогда мозг будет получать минимальную дозу кислорода. Прерываться не рекомендуется, так как во время вдувания воздуха происходит временная остановка кровообращения.
  • D - Drugs - лекарства , которые применяют на стадии специализированной помощи для улучшения кровообращения, поддержания сердечного ритма или реологических свойств крови.
  • Е - электрокардиограмма. Она проводится для контроля работы сердца и проверки эффективности мероприятий.

Утопление

Существуют некоторые особенности СЛР при утоплении. Алгоритм несколько изменяется, подстраиваясь под условия среды. В первую очередь, спасатель должен позаботиться о том, чтобы устранить угрозу собственной жизни, и если есть такая возможность, не заходить в водоем, а пытаться доставить пострадавшего на берег.

Если все-таки помощь оказывается в воде, то спасатель обязан помнить о том, что утопающий не контролирует свои движения, поэтому подплывать нужно со спины. Главное - удержать голову человека над водой: за волосы, подхватив под мышки или запрокинув себе на спину.

Самое лучшее, что спасатель может сделать для утопающего, - это начать вдувание воздуха прямо в воде, не дожидаясь транспортировки на берег. Но технически это доступно только физически сильному и подготовленному человеку.

Как только вы извлекли пострадавшего из воды, необходимо проверить у него наличие пульса и самостоятельного дыхания. Если признаки жизни отсутствуют, нужно немедленно начать Проводить их нужно по общим правилам, так как попытки удалить воду из легких обычно приводят к обратному эффекту и усугубляют неврологические повреждения из-за кислородного голодания мозга.

Еще одной особенность является временной промежуток. Не стоит ориентироваться на обычные 25 минут, так как в холодной воде процессы замедляются, и повреждения головного мозга происходят значительно медленнее. Особенно, если пострадавший - ребенок.

Прекратить реанимацию можно только после восстановления спонтанного дыхания и кровообращения, либо после приезда бригады скорой помощи, которая сможет оказать профессиональную поддержку жизнедеятельности.

Расширенная СЛР, алгоритм которой проводится с использованием медикаментов, включает в себя ингаляции 100% кислорода, интубацию легких и проведение ИВЛ. Кроме того, используются антиоксиданты, инфузии жидкостей для предотвращения падения системного давления и повторной мочегонные, чтобы исключить отек легких, и активное согревание пострадавшего, чтобы кровь равномерно распределялась по организму.

Остановка дыхания

Алгоритм СЛР при остановке дыхания у взрослых включает все этапы крове непрямого массажа сердца. Это облегчает работу спасателям, так как организм будет сам распределять поступающий кислород.

Существует два способа без подручных средств:

Рот в рот;
- рот в нос.

Для лучшего доступа воздуха рекомендуется запрокинуть голову пострадавшего, выдвинуть нижнюю челюсть и освободить дыхательные пути от слизи, рвотных масс и песка. Спасателю тоже стоит побеспокоиться о своем здоровье и безопасности, поэтому эту манипуляцию желательно проводить через чистый платок или марлю, во избежание контакта с кровью или слюной больного.

Спасатель зажимает нос, плотно обхватывает губами губы пострадавшего и выдыхает воздух. При этом нужно смотреть, не надувается ли эпигастральная область. Если ответ утвердительный, это означает, что воздух попадает в желудок, а не в легкие, и толку от такой реанимации никакого. Между выдохами нужно делать перерывы в несколько секунд.

Во время качественно проведенной ИВЛ наблюдается экскурсия грудной клетки.

Остановка кровообращения

Логично, что алгоритм СЛР при асистолии будет включать все, кроме Если пострадавший дышит сам, не стоит переводить его в искусственный режим. Это усложняет работу врачей в дальнейшем.

Краеугольным камнем правильного массажа сердца является техника наложения рук и слаженная работа тела спасателя. Компрессия производится основанием ладони, не запястьем, не пальцами. Руки реаниматолога должны быть выпрямлены, а компрессия осуществляется за счет наклонов корпуса. Руки располагаются перпендикулярно грудине, они могут быть взяты в замок или ладони лежат крестом (в виде бабочки). Пальцы не касаются поверхности грудной клетки. Алгоритм выполнения СЛР таков: на тридцать нажатий - два вдоха, при условии, что реанимацию осуществляют два человека. Если спасатель один, то производится пятнадцать компрессий и один вдох, так как большой перерыв без кровообращения может повредить мозг.

Реанимация беременных

Свои особенности имеет и СЛР беременных. Алгоритм включает в себя спасение не только матери, но и ребенка в ее утробе. Врач или случайный свидетель, оказывающий первую помощь будущей матери, должен помнить, что существует множество факторов, которые ухудшают прогноз выживаемости:

Увеличенное потребление кислорода и быстрая его утилизация;
- сниженный объем легких из-за сдавления их беременной маткой;
- высокая вероятность аспирации желудочного содержимого;
- снижение площади для ИВЛ, так как увеличены молочные железы и диафрагма поднята за счет увеличения живота.

Если вы не врач, то единственное, что вы можете сделать для беременной женщины, чтобы спасти ей жизни - это положить ее на левый бок так, чтобы ее спина находилась под углом примерно в тридцать градусов. И переместить ее живот влево. Это уменьшит давление на легкие и увеличит приток воздуха. Обязательно начинайте и не останавливайтесь, пока не приедет бригада скорой или не подоспеет еще какая-нибудь помощь.

Спасение детей

Свои особенности имеет СЛР у детей. Алгоритм напоминает взрослый, но из-за физиологических особенностей проводить его сложно, особенно новорожденным. Можно разделить реанимацию детей по возрасту: до года и до восьми лет. Все, кто старше, получают такой же объем помощи, как и взрослые.

  1. Вызывать скорую помощь нужно после пяти безуспешных циклов реанимации. Если у спасателя есть помощники, то стоит поручить им это сразу. Данное правило работает только при условии одного реанимирующего человека.
  2. Голову запрокидывать даже при подозрении на травму шеи, так как дыхание является приоритетным.
  3. Начинать ИВЛ с двух вдуваний по 1 секунде.
  4. В минуту должно производиться до двадцати вдуваний.
  5. При закупорке дыхательных путей инородным телом ребенка хлопают по спине или ударяют по грудной клетке.
  6. Наличие пульса можно проверить не только на сонной, но и на плечевых и бедренных артериях, потому что кожа ребенка тоньше.
  7. При проведении непрямого массажа сердца надавливания должны быть сразу под сосковой линией, так как сердце находится несколько выше, чем у взрослых.
  8. Надавливают на грудину основанием одной ладони (если пострадавший подросток) или двумя пальцами (если это младенец).
  9. Сила надавливания - треть толщины грудной клетки (но не более половины).

Общие правила

Абсолютно все взрослые должны знать, как проводится базовая СЛР. Алгоритмы ее достаточно просты для запоминания и понимания. Это может спасти чью-то жизнь.

Существует несколько правил, которые могут облегчить проведение спасательных действий неподготовленным человеком.

  1. После проведения пяти циклов СЛР можно оставить пострадавшего для звонка в службу спасения, но только при условии, что человек, оказывающий помощь - один.
  2. Определение признаков клинической смерти не должно занимать больше 10 секунд.
  3. Первый искусственный вдох должен быть неглубоким.
  4. Если после первого вдоха не было движения грудной клетки, стоит еще раз запрокинуть голову пострадавшего.

Остальные рекомендации, по которым проводится алгоритм СЛР, уже были представлены выше. Успех реанимации и дальнейшее качество жизни пострадавшего зависят от того, насколько быстро сориентируются очевидцы, и насколько грамотно они смогут оказать помощь. Поэтому не стоит уклоняться от уроков, описывающих проведение СЛР. Алгоритм достаточно простой, особенно если запомнить по буквенной шпаргалке (АВС), как делают многие врачи.

Во многих учебниках написано, что прекращать СЛР нужно после сорока минут безуспешной реанимации, но на самом деле только признаки биологической смерти могут быть достоверным критерием отсутствия жизни. Помните: пока вы качаете сердце, кровь продолжает питать головной мозг, а значит, человек еще жив. Главное - дождаться приезда скорой или спасателей. Поверьте, они будут вам благодарны за этот тяжелый труд.


Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей включает пять этапов. На первом выполняют подготовительные мероприятия, На втором – проверяют проходимость дыхательных путей. На третьем этапе выполняется искусственная вентиляция легких. Четвертый этап заключается в непрямом массаже сердца. Пятый – в правильной медикаментозной терапии.

Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей: подготовка и ИВЛ

При подготовке к сердечно-легочной реанимации у детей проверяют наличие сознания, самостоятельного дыхания, пульса на сонной артерии. Также подготовительный этап включает выявление наличия травм шеи и черепа.

Следующий этап алгоритма сердечно-легочной реанимации у детей – проверка проходимости дыхательных путей.

Для этого ребенку открывают рот, очищают верхние дыхательные пути от инородных тел, слизи, рвотных масс, запрокидывают голову, приподнимают подбородок.

При подозрении на травму шейного отдела позвоночника перед началом помощи фиксируют шейный отдел позвоночника.

При проведении сердечно-легочной реанимации детям выполняют искусственную вентиляцию легких (ИВЛ).

У детей до года. Ртом обхватывают рот и нос ребенка и плотно прижимают губы к коже его лица. Медленно, в течение 1-1,5 секунд равномерно вдыхают воздух до видимого расширения грудной клетки. Особенность сердечно-легочной реанимации у детей в этом возрасте заключается в том, что дыхательный объем не должен быть больше объема щек.

У детей старше года. Ребенку зажимают нос, обхватывают губами его губы, одновременно запрокидывая ему голову и приподнимая подбородок. Медленно выдыхают воздух в рот больного.

При повреждении ротовой полости ИВЛ проводят методом «рот в нос».

Частота дыхания: до года: 40-36 в минуту, от 1 до 7 лет 36-24 в минуту, старше 8 лет 24-20 в минуту (нормальные частота дыхания и показатели АД в зависимости от возраста представлены в таблице).

Возрастные нормы частоты пульса, АД, частоты дыхательных движений у детей

Возраст

Показатель

Частота пульса, в минуту

АД (систолическое), мм рт. ст.

Частота дыхательных движений, в минуту

Новорожденный

3-5 месяцев

6-11 месяцев

Сердечно-легочная реанимация у детей: массаж сердца и введение медикаментов

Ребенка укладывают на спину. Детям до 1 года надавливают на грудину 1-2 пальцами. Большие пальцы рук располагают на передней поверхности грудной клетки малыша так, чтобы их концы сходились на точке, расположенной на 1 см ниже линии, мысленно проведенной через левый сосок. Остальные пальцы должны находиться под спиной ребенка.

Детям старше 1 года массаж сердца проводят основанием одной кисти или обеими кистями (в более старшем возрасте), стоя сбоку.

Подкожные, внутрикожные и внутримышечные инъекции малышам делают так же, как и взрослым. Но этот путь введения медикаментов не очень эффективен - действовать они начинают минут через 10-20, а такого времени иногда просто нет. Дело в том, что любое заболевание у детей развивается молниеносно. Самое простое и безопасное - поставить больному крохе микроклизму; лекарственное средство разводят теплым (37-40 °С) 0,9%-ным раствором натрия хлорида (3,0-5,0 мл) с добавлением 70% этилового спирта (0,5-1,0 мл). Через прямую кишку вводят 1,0-10,0 мл препарата.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей заключаются в дозировке используемых .

Адреналин (эпинефрин): 0,1 мл/кг или 0,01 мг/кг. 1,0 мл препарата разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида; в 1 мл этого раствора содержится 0,1 мг препарата. При невозможности сделать быстрый расчет по весу больного адреналин применяют по 1 мл на год жизни в разведении (0,1% - 0,1 мл/год чистого адреналина).

Атропин: 0,01 мг/кг (0,1 мл/кг). 1,0мл 0,1%-ного атропина разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида, при этом разведении можно вводить препарат по 1 мл на год жизни. Введение можно повторять каждые 3-5 минуты до достижения общей дозы 0,04 мг/кг.

Лидокаин: 10%-ный раствор- 1 мг/кг.

Натрия гидрокарбонат: 4% -ный раствор - 2 мл/кг.

Раствор натрия хлорида: 0,9%-ный раствор - 20 мл/кг.

Статья прочитана 15 180 раз(a).

Можно выделить три группы пациентов, которые различаются подходом к про­ведению сердечно-легочной реанимации.

  1. Сердечно-легочная реанимация у детей при внезапной оста­новке кровообращения - в этом слу­чае процесс умирания длится столько, сколько продолжаются реанимацион­ные мероприятия. Основные исходы реанимационных мероприятий: успешная реанимация и последую­щая постреанимационная болезнь (с различным исходом), развитие стойкого вегетативного состояния, безуспешная реанимация, после пре­кращения которой констатируется смерть.
  2. Проведение СЛР на фоне тяжелой потенциально излечимой патологии - чаще всего это группа детей с тяжелой сочетанной травмой, шоком, тяжелы­ми гнойно-септическими осложне­ниями - в этом случае прогноз СЛР чаще бывает неблагоприятным.
  3. Проведение СЛР на фоне неизлечи­мой патологии: врожденные пороки развития, несовместимая с жизнью травма, онкологические па­циенты - требуется тщательный, по возможности заранее спланированный подход к СЛР.

Основной задачей сердечно-легочной реанимации у детей есть под­держание кровообра­щения и ИВЛ, не допускающего необратимых изменений в мозге, миокарде до момента восстанов­ления кровообращения и дыхания.

В первую очередь следует определить наличие сознания с помощью окрика и встряхивания (не нужно подвергать резким движениям голову до ис­ключения травмы). Проконтролировать наличие выдоха и пульса; если они не определяются, следует немедленно начать СЛР. Ожив­ление складывается из ряда мероприятий:

Первичная реанимация - меры по поддержанию жиз­недеятельности, которые сформулированы в виде правила «АВС». Начав сердечно-легочную реанимацию у детей, следует позвать на помощь коллег или других лиц, находящихся рядом.

Восстановление витальных функций - восстановление самостоятельного кровообращения, деятельности ­легочной системы; введе­ние фармакологических препаратов, инфузия растворов, электрография и при необходимости электрическая дефибрилляция.

Первичная реанимация

1 стадия сердечно-легочной реанимации у детей включает 3 этапа:

  • А (air) - проходимость дыха­тельных путей.
  • В (breath) - вен­тиляция легких.
  • С (circulation) - искусственное поддержание кровообращения ( сердца).

Проходимость дыхательных путей

1 этап - самый важный. Нужно придать пациенту соответствующее положение: положить на спину; голова, шея и грудь должны находить­ся на одной плоскости. При гиповолемии следует слегка приподнять ноги. Запро­кинуть голову - если нет травмы шеи, если есть - вывести нижнюю челюсть. Избыточное переразгибание головы у грудных детей может усугубить обструкцию дыхательных путей. Неправильное поло­жение головы - частая причина неэффективной вентиляции легких.

При необходимости - очистить рот от инородных тел. Ввести воздуховод или, если имеется возможность, осуществить интубацию трахеи, если нет - произвести два вдоха «рот в рот» или «рот в рот и нос».

Запрокидывание головы - важная и первоочередная задача реанимации.

Остановка кровообращения у де­тей часто вторична из-за обструкции дыхательных путей, последнюю могут обусловить:

  • инфекционные или заболевания;
  • наличие инородного тела;
  • западение языка, слизь, рвотные массы, кровь.

Искусственная вентиляция легких

Осуществляют, ИВЛ активно вдувая воз­дух в легкие методами «рот в рот» или «рот в рот и нос»; но лучше че­рез воздуховод, лицевую маску мешком «Амбу».

Для предупреждения перерастяжения желудка надо проводить ИВЛ так, чтобы наблюдалась лишь экскурсия грудной клетки, но не брюшной стенки. Метод опорожнения желудка от газа на­давливанием на эпигастрий на фоне пово­рота на бок приемлем лишь на догоспитальном этапе (из-за опасности регургитации и аспирации содержимого желудка). В таких ситуациях нужно ставить зонд в желудок.

Последовательность действий :

Ложат больного на твердую поверхность, слегка запрокидываем голову.

Наблюдают за дыханием 5 с, при его отсутствии делают 2 вдоха, после чего делают паузу для выдоха. Ребенку воздух вдувают очень осторожно, чтобы избежать разрыва легкого (но­ворожденному, грудному ребенку - с помощью щек); обязательно следя за грудью - при вдувании она поднимается; время вдоха составляет 1,5-2 с.

Если грудь поднимается, вдувание прекращают и дают воз­можность пройти пассивному выдоху.

После окончания выдоха делают вто­рое раздувание; после него определяют наличие пульса.

При сохраненной деятель­ности сердца независимо от возраста пациен­та искусственные дыхательные циклы легких повторяют 8-12 раз/минуту (через каждые 5-6 с); при отсутствии пульса начинают массаж сердца и другие мероприятия.

Если вдувание не получается, проверяют положение головы по­вторяют вдувание; если снова неэффективно, следует заподозрить инородное тело дыхательных путей. В этом случае открывают рот очищают глотку; жидкость выводят наружу поворотом головы набок (нельзя при травме позвоночника).

Извлечение инородных тел у грудных детей имеет свою специфику. У них прием, описанный Heimlich (рез­кий толчок в эпигастральной области в направлении диафрагмы), неприемлем из-за реальной угрозы травматизации органов брюшной полости, прежде всего, печени. Грудных детей укладыва­ют на предплечье чтобы голова была ниже туловища, но не свисала пассивно вниз, а поддерживалась указательным, большим пальцем за нижнюю челюсть. После этого осуществляют 5 несильных ударов между лопатками.

Если размеры ребенка не позволяют полноценно выполнить этот прием, удерживая его одной рукой, то как опору используют бедро и колено врача. Удары по спине являются, по сути, искусственным кашлем, который позволяет «вытолкнуть» инородное тело.

Закрытый массаж сердца

3 этап имеет целью восстановление кровообращения. Суть метода — сдавление сердца. Кровообращение обеспечивается не столько сжатием, сколько увеличением внутригрудного давления, способствующим выбро­су крови из легких. Максимальная компрессия приходится на нижнюю треть груди­ны: у детей - на ширину поперечного пальца ниже линии сосков в центре грудины; у подростков и взрослых - на 2 пальца выше мечевидно­го отростка. Глубина давления — около 30 % передне-заднего размера грудной клетки. Техника мас­сажа сердца различается в зависимости от возраста:

  • дети до года - компрессии проводят большими пальцами,
  • дети от года до 8 лет - компрессии выполняются одной рукой,
  • дети от 8 лет, взрослые - на­давливание на грудную клетку делают двумя руками, в локтях прямыми.

При работе одного врача соотношение вентиляция: массаж составляет 2:30 в любом возрасте (на каждые 30 ком­прессий грудины производят 2 вдоха). При работе двух врачей используют тех­нику 2:15 (2 вдоха, 15 компрессий) При проведении ИВЛ через эндотрахеальную трубку массаж делают без пауз, не синхронизируют его по отношению к искусственным дыхательным циклам, частота вентиляции составляет 8-12 в минуту.

Прекардиальный удар не рекомендуется даже у взрослых, особен­но во внегоспитальных условиях. В усло­виях ОРИТ (у взрослых) его проводят только при условии мониторинга ЭКГ. Удар на фоне желудочковой тахикардии может привести к асистолии или разви­тию фибрилляции желудочков.

Частота компрессий не зависит от возраста, составляет не менее 100, но не более 120 компрессий в минуту. У новорожденных реанимацию (включая массаж сердца) начи­нают при частоте 60 в минуту.

Контроль эффективности сердечно-легочной реанимации у детей осуществляет врач, проводящий вен­тиляцию легких; он про­веряет пульс через минуту после начала реанимации, потом каждые 2-3 минуты во время прекращения массажа (на 5 с). Периоди­чески этот же врач наблюдает за состоя­нием зрачков. Появление их реакции указывает на восстановление мозга, их стойкое расширение есть неблаго­приятным показателем. Реанимацию нельзя прекращать больше чем на 5 с, кроме периода, когда производится интубация трахеи или дефибрилляция. Пауза для интуба­ции не должна превышать 30 с.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Сердечно-легочная реанимация детям

СЛР у детей в возрасте до 1-го года

Последовательность действий:

1. Слегка потрясите или похлопайте малыша, если вы подозреваете, что он без сознания

2. Положите малыша на спину;

3. Позовите кого-нибудь на помощь;

4. Освободите дыхательные пути

Запомните! При разгибании головы малыша избегайте ее перегиба!

5. Проверьте, есть ли дыхание, если нет, начинайте ИВЛ: глубоко вдохните, охватите ртом рот и нос малыша и сделайте два медленных неглубоких вдувания;

6. Проверьте наличие пульса в течение 5 - 10сек. (у детей до 1 года пульс определяют на плечевой артерии);

Запомните! Если вам в это время предлагают помощь, попросите вызвать «скорую».

7. При отсутствии пульса поставьте 2-й и 3-й пальцы на грудину, на один палец ниже линии сосков и начинайте непрямой массаж сердца

Частота не менее 100 в 1 мин.;

Глубина 2 - 3 см;

Соотношение толчков на грудину и вдуваний - 5:1 (10 циклов в минуту);

Запомните! Если пульс есть, а дыхание не определяется; ИВЛ проводят с частотой 20 вдуваний в мин. (1 вдувание каждые 3 сек)!

8. После проведения непрямого массажа сердца переходят к ИВЛ; сделайте полных 4 цикла

У детей до 1 года нарушение дыхания чаще всего вызвано инородным телом в дыхательных путях.

Как и у взрослого пострадавшего, закупорка дыхательных путей может быть частичной или полной. При частичной закупорке дыхательных путей малыш испуган, кашляет, вдыхает с трудом и шумно. При полной закупоркой дыхательных путей - кожные покровы бледнеют, губы становятся синюшными, кашля нет.

Последовательность действий при реанимации малыша с полной закупоркой дыхательных путей:

1. Положите малыша на свое левое предплечье лицом вниз, чтобы голова ребенка «свешивалась» с руки спасателя;

2. Сделайте 4 хлопка по спине пострадавшего основанием ладони;

3. Переложите малыша на другое предплечье лицом вверх;

4. Сделайте 4 нажатия на грудную клетку, как при непрямом массаже сердца;

5. Выполняйте 1 - 4 этапы до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или малыш не потеряет сознание;

Запомните! Попытка удалить инородное тело вслепую, как и у взрослых, не допустима!

6. Если малыш потерял сознание, сделайте цикл из 4-х хлопков по спине, 4-х толчков на грудину;

7. Осмотрите рот пострадавшего:

Если инородное тело видно, удалите его и сделайте ИВЛ (2 вдувания);

Если инородное тело не удалено, повторяйте хлопки по спине, толчки на грудину, осмотр рта и ИВЛ до тех пор, пока грудь малыша не поднимется:
- после 2 удачных вдуваний, проверьте пульс на плечевой артерии.

Особенности ИВЛ у детей

Для восстановления дыхания у детей до 1 года ИВЛ осуществляют «изо рта в рот и нос», у детей старше 1 года - способом «изо рта в рот». Оба способа проводятся в положении ребенка на спине. Детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (н-р, сложенное одеяло), или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка слегка запрокидывают. Оказывающий помощь делает неглубокий вдох, герметично охватывает ртом рот и нос ребенка до 1 года или только рот у детей старше года, и вдувает в дыхательные пути воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем меньше ребенок. У новорожденных объем вдыхаемого воздуха составляет 30-40 мл. При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие (а не в желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка.

Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям - к разрыву альвеол и легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость.

Запомните!

Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которые с возрастом уменьшается.

В среднем ЧДД в 1 минуту составляет:

У новорожденных и детей до 4 месяцев - 40

У детей 4-6 месяцев - 35-40

У детей 7 месяцев - 35-30

У детей 2-4 лет - 30-25

У детей 4-6 лет - около25

У детей 6-12 лет - 22-20

У детей 12-15 лет - 20-18 лет.

Особенности непрямого массажа сердца у детей

У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их - на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладываются под спину.

Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим детям - обеими кистями рук (как взрослым).

Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у новорожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, 3-4 см у детей старше года.

Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:

У новорожденных - 140

У детей 6 месяцев - 130-135

У детей 1 года - 120-125

У детей 2 лет - 110-115

У детей 3 лет - 105-110

У детей 4 лет - 100-105

У детей 5 лет - 100

У детей 6 лет - 90-95

У детей 7 лет - 85-90

У детей 8-9 лет - 80-85

У детей 10-12 лет - 80

У детей 13-15лет - 75

Учебная литература

УМП по Основам сестринского дела, редакция к.м.н. А.И.Шпирна, М., ГОУ ВУНМЦ, 2003г., стр. 683-684, 687-988.

С.А.Мухина, И.И.Тарновская, Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода, М., 1997г., стр.207-211.

У новорожденных детей массаж проводится в нижней трети грудины, одним указательным пальцем на уровне сосков. Частота - 120 в минуту. Вдохи проводят по общим правилам, но объемом защечного пространства (25-30мл воздуха).

У детей до 1 года – обхватить грудную клетку двумя руками, большими пальцами надавливают спереди на грудину на 1 см ниже сосков. Глубина компрессии должна быть равна 1\3 высоты грудной клетки (1,5-2см.). Частота - 120 в минуту. Вдохи проводят по общим правилам.

У детей до 8 лет массаж проводится на твердой поверхности одной рукой в нижней половине грудины на глубину до 1\3 высоты грудной клетки (2-3см) с частотой 120 в минуту. Вдохи проводят по общим правилам.

Цикл СЛР во всех случаях составляет чередование 30 компрессий с проведением 2-ух вдохов.

  1. Особенности слр при различных ситуациях

Особенности СЛР при утоплении.

Утопление - один из видов механической асфиксии в результате попадания воды в дыхательные пути.

Необходимо:

    соблюдая меры собственной безопасности, извлечь пострадавшего из-под воды;

    очистить ротовую полость от инородных тел (водоросли, слизь, рвотные массы);

    во время эвакуации до берега, удерживая голову пострадавшего над водой, проводить искусственное дыхание по общим правилам сердечно-легочной реанимации методом «рот в рот» или «рот в нос» (в зависимости от опыта спасателя);

    на берегу вызвать СМП для предотвращения осложнений, которые возникают после утопления в результате попадания в легкие воды, песка, ила, рвотных масс и т.д.;

    согреть пострадавшего и наблюдать за ним до приезда СМП;

    при клинической смерти - проведение сердечно-легочной реанимации.

Особенности СЛР при поражении электрическим током.

При подозрении на воздействие электрического тока на человека обязательно:

    соблюдение мер собственной безопасности;

    прекращение воздействия тока на человека;

    вызов СМП и наблюдение за пострадавшим;

    при отсутствии сознания уложить в устойчивое боковое положение;

    при клинической смерти - проводить сердечно-легочную реанимацию.

  1. Инородные тела дыхательных путей

Попадание инородных тел в верхние дыхательные пути вызывает нарушение их проходимости для поступления кислорода в легкие – острую дыхательную недостаточность. В зависимости от размера инородного тела нарушение проходимости может быть частичным или полным.

Частичное нарушение проходимости дыхательных путей – больной дышит с трудом, голос хриплый, кашель.

вызывать СМП;

выполнить первый прием Геймлиха (при неэффективности кашля): сложив ладонь правой кисти «лодочкой» нанести несколько интенсивных ударов между лопаток.

Полное нарушение проходимости дыхательных путей – пострадавший не может говорить, дышать, кашлять, кожные покровы быстро приобретают синюшный оттенок. Без помощи оказания помощи потеряет сознание и наступает остановка сердца.

Первая помощь:

    если пострадавший в сознании, выполнить второй прием Геймлиха – стоя сзади обхватить пострадавшего, сцепить руки в замок в подложечной области живота и выполнить 5 резких сдавливаний (толчков) торцами кулаков снизу-вверх и спереди-назад под диафрагму;

    если пострадавший без сознания или нет эффекта от предыдущих действий, выполнить третий прием Геймлиха - пострадавшего уложить на спину, нанести 2-3 резких толчка (не удара!) ладонной поверхностью кисти в подложечной области живота снизу-вверх и спереди-назад под диафрагму;

У беременных и тучных людей приемы второй и третий приемы Геймлиха выполняются в области нижней 1/3 грудины (в том же месте где проводятся непрямой массаж сердца).