Исповедь современного врача. врачи платной медицины не мошенники, они – убийцы

Уволили врача. С треском. За «нарушение, несоответствие и прочая, и прочая». Тихая спокойная женщина, всегда вроде была терпима и непоколебима, но тут сорвалась.

Обвал вызовов, сплошная поликлиника и острые приступы консультации. Вызов - двенадцатиэтажка, лифт дежурно не пашет, идем пешком аж на 11-й этаж. Поднимаемся, отдыхиваясь - вызывающая стоит у дверей, снимая нас на телефон, и задорно так комментирует «Вот так у нас «скорая» на вызов торопится».

Молча входим, не реагируя. Мадам живет одна, имеет стопицот жалоб на здоровье, без единой внятной, основная и любимая «плохо, чо непонятного?!». Держит нас больше часа, требуя консультации по всем имеющимся, включая экзотические, заболеваниям, обязательного расписывания лечения и рекомендаций аж до старости - взамен периодически всплывают фамилии чиновников и прочих шапочно знакомых фсбшников, которым при отказе тут же будет отзвон. Уходим совершенно выжатые.

Следующий вызов - «потеряла сознание, не дышит». В другой конец района. Летим, толкаемся через пробки. Дворик «сталинки», толпа народа, труп старушки. Лицо синее, глаза багровые - черт его знает, может, инсульт, может - ТЭЛА, уже не сказать. Мы успеваем выйти из машины - к врачу подлетает дочь, плюет ей в лицо и вцепляется в волосы. Еле оттаскиваем, терпим ушат помоев на головы, прячемся в машине от разгневанной толпы. Долго ехали, хрен знает где нас носит, больше часа ждали, твари бессердечные, чтоб вас самих так…

Только отпустили с этого - повтор на тот же адрес, к предыдущей тетке, диспетчер по телефону «жалуется на качество помощи». Едем, я матерюсь, врач странно молчит. Снова подъем на 11-й этаж, снова мадам с телефоном и уже с подругой - в голос обсуждают нашу торопливость, нерадивость и безалаберность. Вопрос «Повод к вызову?». Мадам, улыбаясь: «Да вашу бумажку я куда-то задевала, где вы назначения писали - напишите еще одну». Моя врач, тихая, милейшая женщина, делает шаг вперед и с размаху ей по роже. На весь подъезд раздается ее истошный крик: «ДА ПОШШШШШЛА ТЫ, ССССУКА!».

Еле оттащил.

Знакомые чиновники у нее, оказывается, действительно были знакомыми. Уволили по статье, без права работы на СП вообще.

Уходя, криво улыбнулась: «Да и черт с ними. Работа, где с убийцами надо сюсюкать, а не морду бить - не для меня».

Задумался. А ведь реально, та мадам - убийца. Не будь ее с ее вызовом - мы бы успели к той бабушке. И к многим другим бабушкам, чьи жизни сожрали вот такие вот мадамы.

Они и сейчас живут. И вызывают. И отнимают ради своего быдляческого «Я» жизни у тех, кому мы действительно нужны.
Они так любят толковать про «врачей-убийц», надо же, как забавно….

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)


«Верь мне, доктор (кроме шутки!), -
Говорил раз пономарь, -
От яиц крутых в желудке
Образуется янтарь!»

Врач, скептического складу,
Не любил духовных лиц
И причетнику в досаду
Проглотил пятьсот яиц.

Стон и вопли! Все рыдают,
Пономарь звонит сплеча -
Это значит: погребают
Вольнодумного врача.

Холм насыпан. На рассвете
Пир окончен в дождь и грязь,
И причетники мыслете
Пишут, за руки схватясь.

«Вот не минули и сутки, -
Повторяет пономарь, -
А уж в докторском желудке
Так и сделался янтарь!»

А.К. Толстой

Наверно, среди всех профессиональных сообществ самая резкая критика РПЦ (как иерархов, так и простых попов) звучит именно от врачей, при том, что православие среди российских врачей распространено не меньше, чем в других профессиях. Большинство дам регулярно заглядывает в церковь поставить свечку, да и воцерковленных среди врачей (в том числе блестящих) совсем немало. Но вот среди врачей-атеистов много атеистов активных. И это (безотносительно вопросов веры, а также моего личного отношения к врачам, среди которых, вне зависимости от их отношения к данному вопросу, есть очень многие, которых я искренне уважаю) – повод для размышлений, особенно в настоящее время.

Итак, почему среди врачей-атеистов много воинствующих безбожников? Во-первых, это – продолжение традиций вольнодумства – и во времена царской России врачи слыли вольтерьянцами. Думаю, это – следствие цинизма, которым врачи пытаются отгородиться от мрачной стороны жизни, с которой им приходится так тесно сталкиваться, и избежать «профессионального выгорания».

Во-вторых, крайне отрицательно к РПЦ относится ультралиберальная часть врачей – небольшая, но очень шумная и активная. К ней относятся также и врачи нетрадиционной ориентации, а современные либералы в России даже если имеют традиционную ориентацию, то во всем стараются их поддерживать. Повод для крайне отрицательного отношения гей-сообщества к РПЦ понятен – она их тоже очень не жалует. Вспомним, что мировое название православных христиан – это «ортодоксы», а христианская религия заимствовала у иудаизма крайне отрицательное отношение к гомосексуализму. Во многих ветвях христианства это отношение несколько смягчилось, но в РПЦ – нет. Например, если выясняется, что у служителя РПЦ имеются гомосексуальные склонности, то (вне зависимости от того, обуздывает он их или нет) церковь должна его отринуть. В результате гей-христианин должен испытывать сильные душевные муки, а так как во многом мораль современного европейского общества христианская, то для геев, лесбиянок и пр. это – дополнительный дискомфорт.

Так что реакция многих уважаемых врачей на все, связанное с попами, сродна аллергической, когда малейший повод вызывает бурную реакцию, причем виноваты во всем – именно люди из РПЦ. Разберем несколько примеров.

1. Визит Патриарха Кирилла в детскую больницу, в ходе которой были грубо нарушены все санитарные правила. Однако, извиняюсь, Кирилл в рясе и с кучей фото и телеоператоров не сам туда вломился – его за руку водил академик Бокерия. И если его завели и в стерильные боксы, где лежат дети после пересадки, и даже в операционную во время операции – то это, извините, вопрос не к нему.
2. Организация молельных комнат в больницах. Надо это делать? Безусловно! Многим пациентам это надо. Должна была РПЦ выдвигать подобные предложения, думая о правах христиан (да и мусульман – там все молятся)? Да, конечно. Как это должно было быть сделано? В связи с тем, что одно из помещений в больнице отводится под комнату для молитв, должны быть пересмотрены нормы, построены дополнительные больницы. Как это было сделано? Приказом, одну из комнат вывели из оборота. Но, опять же – претензии должны были быть обращены к министерству.
3. Пьяный поп задавил двух человек, ему дали 2 года условно. Кто дал – суд или РПЦ? Если кто-то (и я поддерживаю) считает, что наказание неадекватно мало, то претензии к светскому суду. РПЦ, насколько я помню, отрешило его от служения. Что касается перенесения недостойного поступка попа на всех священнослужителей – то в РПЦ людей много, всякие попадаются. Те же врачи всегда резко возражают против перенесения единичного случая с проштрафившимся врачом на все врачебное сообщество.
4. РПЦ передаются помещения, отобранные у больниц, детских домов и пр. Было? Было, единичные случаи, но было. Не в таких масштабах, как в свое время у РПЦ отбирали помещения под больницы и детдома. Однако сейчас многие церкви переполнены, и помещений не хватает. Если светские власти при решении вопроса о возврате помещений делают это за счет больниц, а не своих многочисленных контор, то это – вопрос к светским властям.

Ну и, отдельно – про вмешательство церкви в дела врачебные. Для начала ехидно замечу, что врачи крайне против того, чтобы церковники вмешивались в лечебный процесс (что правильно)), тогда как считают для себя совершенно нормальным вмешиваться в дела церковные.

Конечно, всякие сайты истинно православной медицины, советы их адептов и прочее любого врача способны довести до бешенства. Однако вспомним, кто наиболее агрессивно и массово дает подобные рецепты. Это:
- сторонники диких «оздоровительных» направлений, типа экстремального сыроедения,
- любители гомеопатии, «экологически чистых домашних родов», биорезонансов и пр., то есть сект врачей-шарлатанов,
- адепты религиозных сект и практик.

А вот сама РПЦ относится ко всему этому отрицательно. Их стандартная рекомендация – идти к врачу и дополнять лечение молитвою. Дополнять, а не подменять. И неофитов и экстремалов из своей среды, которых заносит, одергивает, а с «тоталитарными сектами» старается бороться.

(Пост в стиле кота Леопольда вызван ожесточившейся полемикой вокруг РПЦ, в том числа среди врачей. Дошло до того, что врачи посылают друг друга в пешее эротическое путешествие. Поэтому я прошу более терпимо относиться к тем, кто не разделяет мнение оппонента. Чтобы, значит, не доводить дело до описанного в приведенном выше стихотворении).

Была на косультации у дерматовенеролога Безрученко Алексея Анатольевича. Шла с полным доверием к нему на прием. Упаси Бог, чтобы наши пути еще пересеклись! На консультацию пришла по поводу сыпи неясной этиологии на кистях. Врач подошел к решению моей проблемы глобально (был проведен осмотр с головы до пят в буквальном смысле). Я даже сначала была приятно удивлена, что так ответственно начался прием. По ходу беседы с врачом решила пожаловаться еще на прыщи на подчелюстной области,которые давно беспокоят. Анамнез доктор практически не собирал. Нигде не фиксировал, кроме аллергических реакций на препараты. На первом приеме был назначен крем для рук, лосьён и мазь для лица. Также были назначены дополнительные методы лабораторных обследований. Вот тут и началось все самое интересное. Часть анализов врач предложил сдать в лаборатории "Доктор Алекс". А вторую часть сказал сдать в НИИ дерматологии и венерологии, под предлогом чтобы выяснить проблему с кожей на лице, якобы на скрытые инфекции. Вот в этом НИИ у доктора все "схвачено". К.м.н. работает и там. В этом Нии были сданы анализы на приличную сумму (там все анализы оформляются без квитанций об оплате).Результаты там выставили не дай Бог. Кмн Безрученко сразу начал настаивать на лечении в стационаре. После того как я объяснила, что у меня нет возможности туда ложится я попросила его составить мне амбулаторную схему лечения. На что врач в категоричной форме мне отказал и сказал что не собирается меня лечить вне стационара. Сначала был полный шок. Разборки в семье. Стресс и 3 недели на успокоительных. Пришлось пересдавать еще дополнительно в других лабораториях города разными методиками. К Вашему сведению кмн Безрученко, до вашего Нии я была у своего гинеколога на плановом приеме и там мне тоже брали анализы, просто Вам я об этом не говорила- там отрицательно; и в других лабораториях которые пришлось посетить благодаря вам- все отрицательно!!!Но... доктор так хотел закрыть меня на стационаре у себя, чтобы раскрутить еще больше на деньги. Ведь грядет реформа в медицине. Нужно же соблюдать койко-места на стационаре, что для Безрученко не осталось ничего "святого" в жизни кроме денег. Поэтому нужно было выставить мне страшный диагноз, закрыть на стационар, накачать слонячими дозами препаратов, убить иммунную систему и поиметь с меня за вход в стационар, за каждый флакон назначенного препарата на откатах от медрэпов. И конечно дать возможность подзаработать своим сотрудникам из Нии. И тд. На этом тоже не все:

На очередной консультации был назначен серъезный препарат для лечения акне, угрей, фурункулов на лице. Почему пишу с неуверенностью для лечения чего?-потому как не знаю что "доктор" лечил. Так как в алексе после косультации выдается бумажка, в ней пишет лекарь только лечение. Но диагноза доктор так ни разу и не выставил ни по поводу сыпи на руках, ни по поводу проблемы с кожей на лице. Так вот в побочном действии этого серъезного препарата я прочитала свою проблему по гинекологии. Позвонила Безрученко сказать, что опасаюсь принимать препарат так как не хочу им простимулировать еще больше свои проблеммы по гинекологии. Что может стоит проконсультироваться с гинекологом, на что врач Безрученко ответил-не нужно никому звонить. (Как по итогу оказалось мой гинеколог запретил мне принимать назначенный андрогенный препарат, убедившись в том что Безрученко даже не назначал тесты на гормоны). На этом мое лечение у Безрученко закончилось.

Итог: 1. Потрачены огромные деньги

2. Выставлен ложный диагноз в Нии

3. Не выставлен диагноз ни по поводу сыпи на руках, ни по поводу проблем с кожей на лице.

4. Отказ в лечении.

P.s.: ну хоть за последний прием денег не взял, наверное уже понял что последние остались.

Нельзя быть таким безбожником, неуважаемый Безрученко А.А.

И денег с меня содрали и проблему не решили. Никому Вас не рекомендую!!!

Церкви не место в абортарии

Непрекращающаяся дискуссия вокруг письма 10 академиков показала, что проблема взаимопонимания между верующими и неверующими есть. Поэтому мы решили узнать, что думают атеисты о возможном участии Церкви в жизни общества. С этим вопросом мы обратились к одному из десяти академиков, директору Гематологического центра РАМН Андрею Ивановичу ВОРОБЬЕВУ

Андрей Иванович, любое ли вмешательство Церкви в общественную жизнь вы считаете недопустимым?
-- Не в общественную, а в государственную. У нас до революции Церковь была государственной, и, где-то начиная с 1991-1992 годов, вновь стала внедряться в государство. Это унизительно для Церкви, отталкивает от нее людей. Зачем? У государства свои интересы.
Все попытки религии влезать во власть, в государственные учреждения заканчивались огромной кровью: Варфоломеевская ночь, крестовые походы, сожжения… А потом уничтожали самих религиозных служителей.
Зачем Церковь освящает банк? Банк никогда не был другом человека. Это банки устроили дефолт и не вернули людям деньги. Бедным людям. Нечего там делать Церкви. У меня нет противостояния с Церковью. Я вырос в религиозной семье, воспитан в русской культуре, часть которой – Православная Церковь. Но я убежденный атеист. Как врач я не могу не быть атеистом.

При епархиальной комиссии города Москвы по церковной социальной деятельности есть служба помощи бездомным, зимой работает ночной автобус «Милосердие» (единственный в Москве). Сотрудники службы спасают тысячи замерзающих на улице, при необходимости устраивают их в больницы и приюты, помогают с документами, билетами на родину, стараются помочь с работой (хотя признают, что большинство бездомных не настроено на социализацию). Что плохого в таком участии Церкви в жизни общества?
-- Ради Бога, участвуйте. Но помните, что когда речь идет о сотнях тысяч людей, никакая благотворительность не поможет. Полмиллиона беспризорных, поток беженцев из искусственно отделенных республик на совести нашего государства. Нельзя перекладывать вину государства на население. Не может в XXI веке быть ни беспризорных, ни бездомных. Если немец приехал в Россию что-то строить по просьбе Ивана IV, его потомок сегодня (через пять веков!) может вернуться в Германию, и ему как немцу будут предоставлены жилье и работа. А мы своих людей, вынужденных бежать из республик, не устраиваем, бросаем на произвол судьбы. Почему они должны платить деньги, которых у них, конечно, нет, на строительство нового жилья? У нас пустует, умирает провинция. Так поднимайте ее! Деньги есть, только надо на них не небоскребы в Москве строить, а жилье в провинции для граждан из бывших республик. Государство обязано вмешаться. Что может здесь сделать Церковь? Обращать внимание на бессовестное отношение государства к собственным гражданам. Что же вы помалкиваете? Мы пишем, а вы где?
Мы живем в христианскую эру, и это не случайное название. Оно принято человечеством как понятие о новых моральных ценностях, провозглашенных в Нагорной проповеди. Мне глубоко безразлично, когда и где она написана, но это гениальный документ, который определяет порядок жизни на планете для верующих и неверующих, православных, католиков, лютеран, мусульман. Христианские ценности -- основа для написания законов, правил поведения, взаимоотношения людей. И вот на них должна обращать внимание Церковь (я не люблю нажим на слово «православная» - есть христианство, а настаивание на исключительности, традиционности православия всегда приводит к разладу). На то, как эти ценности попираются. Но как раз на это Церковь внимания не обращает. Церковь согласна с властью там, где должна быть против.
А служба помощи бездомным? По-моему, это вид участия там, где ничего не делается. Я как врач обязан потребовать от государства бесплатной помощи для больных, потому что они не могут заплатить. И если с них требуют деньги, это организованное убийство.

-- Если мне память не изменяет, лет 10 назад вы в программе у Познера выступали против эвтаназии?
-- Нет, память вам не изменяет.

-- Этой весной тема опять всплыла. В Интернете появилось сообщение, что в Совете Федерации готовится закон о легализации эвтаназии, началось массовое обсуждение. Естественно, многие священники и православные миряне высказались на эту тему. Должно ли, на ваш взгляд, общество прислушиваться к мнению Церкви об эвтаназии?

-- Есть вещи, которые неприлично даже обсуждать. Нельзя ставить под сомнение основы нашей культуры. Сказано: не убий. Давайте будем два тысячелетия спорить, правильно это или неправильно, в каких случаях все-таки можно убивать? Не нужен этот разговор. Можно ли в исключительных случаях применять смертную казнь? Нельзя! Хотя бы потому, что это самый надежный способ сокрыть преступление: подставили кого-то, сфабриковали дело и закрыли.
Вот в Голландии разрешена эвтаназия. Ну и что? Голландия торгует женщинами. Вы были в Амстердаме? Видели витрины, на которых выставляют полуголых женщин? Там и наркотики легально продаются. Эвтаназия недопустима, и это не подлежит обсуждению. Любые аргументы «за» ошибочны. Мы регулярно оживляем людей, у которых все остановилось -- не работает сердце, не работают легкие, мозг «прямой». Если я вам покажу объемы саркомной опухоли, которые дают 90-процентную излечимость при условиях грамотного и надежного подхода, то у вас язык не повернется спросить про кого-то: а если он хочет умереть? Хочет, потому что не знает пути излечения.
Церковь должна на это отреагировать резко и коротко. А подробно обсуждать эту тему неприлично. Как и многие другие. Есть общечеловеческие ценности, которые вообще не могут быть предметом научного анализа. Не лжесвидетельствуй. Почему? Ну давайте будем болтать на эту тему! По-моему, и так все ясно. Чти отца и мать. Тоже кто-то скажет: а в Америке дети с 18 лет становятся независимыми и родителям не помогают. Что мне Америка? Она только недавно от суда Линча отказалась. У нас такая культура великая, а мне Америку в пример приводят. Есть моральный кодекс, и не нужно его подвергать бесконечному обсуждению. Может быть, насчет прелюбодеяния затеем дискуссию?

А как вы относитесь к обращению католических епископов Литвы к литовскому министру здравоохранения? Они озабочены, что по распоряжению Минздрава Литвы будущие студенты-медики, желающие получить специальность акушера-гинеколога, должны уметь делать аборты?
-- Аборт -- не социальный, а медицинский вопрос. Это медицинская проблема, Церковь здесь ничего не может сказать, кроме как провозглашать пустопорожние фразы, что если жизнь зачата, то это будет убийством.
Допустим, человек болен, у него СПИД, и он может заразить невинное дитя, сделать его уродом! Если беременна женщина после 30 (а особенно после 40), то есть вероятность, что одна хромосома у нее не разойдется. И она будет беременна не человеком, а дауном, у которого 47 хромосом вместо 46. Он родится уродом. Зачем урода рожать?
Сегодня мы можем по анализу клеток крови плода, циркулирующих в крови матери, определить, что у нее в утробе урод. В крайнем случае, я могу взять из околоплодного мешка воду. Там есть клетки плода, и по ним определю. Я могу предупредить рождение многих уродов и таким образом избавить от них людей, а их самих -- от того, чтобы быть уродами.
Я могу дать определение человека. Человек -- это 46 хромосом. Пойдите в тюрьму, посмотрите. Знаете, какой там процент уродов? 10 процентов.
Вы пойдите к юристам, которые заключенных держат в собачьих условиях, вот где место Церкви!

-- Церковь в тюрьму ходит.
-- Ходит, но плохо. Если в тюрьме есть пытки, значит, Церкви там нет. Если до сих пор в мире сохранилось понятие «русская тюрьма» как понятие ужаса, значит, Церкви там нет.

-- Люди с синдромом Дауна преступниками не становятся, у них вообще нет агрессии.
-- С синдромом Дауна не становятся. А с дополнительной икс-хромосомой становятся. Среди повторных убийц очень высок процент лишних хромосом. Это не совсем люди, они не могут отвечать за свои поступки. Я предлагал на совместных с Минюстом заседаниях: давайте, мы будем определять хромосомный набор у особо тяжких преступников. И покажем, что вы относитесь к ним, как к людям, а они не совсем люди. Их нельзя выпускать за стены изоляции. Им место не в тюрьме, а в человеческом, но - изоляторе. Но их и бесполезно судить по нашим законам, они другие. У них другой набор хромосом.
Когда Церковь лезет в аборты, это ошибка. Это тяжелый медицинский вопрос, сюда без образования носа нельзя совать. А лезут с этическими проблемами. Женщина пришла к врачу -- оставьте их наедине. Представьте, я приду на службу… А я, хоть и атеист, люблю в церкви бывать, правда, последнее время чаще бываю там по грустным поводам. Так вот, приду, а там дьячок так за упокой читает, что хочется пинка ему дать. Но если я вылезу учить его, как читать заупокойную молитву, мне скажут: у тебя больница, там и работай. Чего лезть в чужие дела?

Верующие с этим никогда не согласятся. Но что бы ни думали врачи об абортах, биоэтика сегодня в медицинских вузах – обязательный предмет. И в некоторых вузах ее преподают православные люди, иногда даже священнослужители. Как вы к этому относитесь?
-- Преподавать медицинскую этику может только очень крупный врач. В том, что ее не может преподавать священник, у меня сомнений нет. Нужны профессиональные знания.
Я со священниками не обсуждаю ни вопросы жизни и смерти, ни оказание мной помощи больному, ни характер помощи. Им нет места в моей работе. Мы говорим на разных языках.
Поднимитесь ко мне в отделение, почти на всех столиках найдете иконки. Моего авторитета хватит, чтобы перекрыть эти иконки. Но всегда найдется человек, который верит в Промысел Божий. А, извините, верить надо в противоопухолевые препараты.

-- Среди ваших пациентов наверняка есть верующие. Если кто-то захочет, чтобы к нему пришел священник…
-- В рясе, в шапке, в верхней одежде вход в стационар запрещен. Не пущу. Об этом все предупреждены, и ко мне не ходят. Иди домой и приглашай кого хочешь.

-- Но у вас же тяжелые больные. Если человек допускает, что может не вернуться домой и хочет исповедоваться?..
-- Зачем здесь нужен священник, если тут больные лежат? Вы не знаете, что встреча с попом в народе считается несчастьем? Не буду я, ублажая одного больного, приносить неприятности целому отделению. Если священник умен, он может прийти к больному в приемные часы как посетитель. Не в рясе, без креста. И исповедуй, сколько тебе вздумается.

Андрей Иванович, наверное, для вас как материалиста суеверие не менее странная вещь, чем вера в Бога. Почему же вы не считаетесь с одной странностью пациентов, но считаетесь с другой?
-- Ну зачем насиловать людей? Сам я не считаю встречу со священником плохой приметой. У меня к ним очень хорошее отношение. Я в основном встречал хороших священнослужителей. Но здесь больница, здесь им делать нечего.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ



Смерь атеиста. Роспись шкатулки, Палех, 1974 г. Полагают, что в виде атеиста известный мастер палехской миниатюры Николай Михайлович Зиновьев (1888-1979) изобразил самого себя

Врач = атеист?

Прокомментировать это интервью мы попросили Ирину Васильевну СИЛУЯНОВУ, профессора, доктора философии, завкафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета:
-- Андрей Иванович Воробьев -- глубоко уважаемый в медицинском сообществе ученый. Познакомиться с его личной точкой зрения на место религии в жизни человека и общества было весьма интересно. Однако его утверждение: «Как врач я не могу не быть атеистом», -- вызывает недоумение. Совсем недавно, в 2006 году кафедрой биомедицинской этики был проведен опрос врачей г. Москвы с целью выявить особенности отношения врачей к морально-нравственным аспектам медицинской практики. Результаты опроса противоречат утверждению академика Воробьева.
В опросе участвовали врачи, аспиранты РГМУ и их коллеги, работающие в практическом здравоохранении: всего 534 врача, из них 211 мужчин и 312 женщин; в возрасте от 25-35 лет -- 66%, в возрасте 36-45 лет -- 20%, свыше 45 лет -- 9%. Мы обращаем внимание на участие в опросе именно молодых врачей. Молодое поколение сегодня практически свободно от того жесткого государственного атеистического пресса, под влиянием которого формировалось сознание академика Воробьева.
Данный опрос вовсе не ставил перед собой задачу выяснения уровня религиозности молодого поколения врачей. В центре внимания были вопросы оценки нравственного содержания сложной системы отношений «врач-пациент», поскольку любой, даже высочайший уровень технического обеспечения лечебного процесса может быть обесценен равнодушием, агрессивностью, нарушением правовых и моральных норм профессионального общения. Например, был задан вопрос: «Какое значение лично для Вас имеет принятие Вами Клятвы врача России?» Оказалось, для 25% -- это пустая формальность; для 4% -- дополнительное и лишнее бремя; но для 70% -- осознанное признание моральных обязательств врача-профессионала.
При ответе на вопрос: какой из двух терминов, на Ваш взгляд, более корректно использовать для определения медицинского вмешательства, 12% ответили, что это -- медицинская услуга, а 87% -- медицинская помощь, что указывает на верность традиционному пониманию медицины.
Об этом свидетельствуют и ответы на вопрос о причинах возникновения профессии врача. Для 79% -- это стремление помочь страдающему человеку, для 3% -- финансовые и экономические мотивы, для 16% -- познавательный интерес.
Основным мотивом выбора профессии врача было: для 1% -- финансовая заинтересованность, для 23% -- научный интерес, для 51% -- возможность и желание оказывать помощь людям, для 12% -- случайное стечение обстоятельств, для 20% -- семейная традиция, для 3% -- другое.
Опрос показал, что врачи помнят о своих пациентах, лечение которых протекало драматично. На вопрос: помните ли Вы тех пациентов, которым Вы нанесли тот или иной вред, ответили: «не помню» -- 11%; «молюсь за них» (за здравие или упокоение) -- 5%; «прошу прощения» (у них, у Бога) -- 17%; «постоянно помню» -- 29%; «вспоминаю в каждой новой сложной ситуации» -- 52%; «стараюсь забыть о них» -- 4%.
Нравственные установки люди часто связывают с религиозными основами своего мировоззрения. Как же связывается у врачей понимание нравственного предназначения их профессии с верой? Были получены следующие ответы: профессия врача -- это форма богоборчества -- 13%; профессия врача -- это форма богоизбранности для служения людям -- 82%; у 5% опрошенных этот вопрос оставался без ответа.
Ответ на вопрос «Ваши религиозные убеждения» четко разделил участников опроса на верующих и атеистов. Согласно опросу, исповедуют православие -- 67%, католицизм -- 1%, ислам -- 5%, буддизм -- 4%, иудаизм -- 1%, атеизм -- 14%, не знают -- 5%. Соотношение верующих и неверующих врачей -- практически 6:1.

Те люди, которые в сознании Церкви закрепились с титулом «целители», имеют приставку к титулу - «безмездные врачи». То есть, являясь проводниками исцеляющей силы Бога, они не ставили на пути благодати преграду из корыстолюбия и умножали милость, не умножая сребролюбия. Таким образом, они действовали в духе апостолов, которым было сказано: «Даром приняли (дары) - даром давайте».

С торжеством новых форм устроения жизни, с прогрессом болеть люди меньше не стали, не перестали и умирать. Следовательно, не перестали обращаться к лекарям за облегчением страданий и за оттягиванием приближающихся сроков отшествия.

О, если бы человек, имеющий Христа в сердце, шел лечиться к имеющему Христа в сердце доктору! Тогда доктор видел бы Христа в пришедшем пациенте - Христа страдающего. А больной видел бы Христа в докторе - Христа милующего.

Вместо этого сплошь и рядом ворчащий и бурчащий пациент, всем недовольный и болезнью напуганный, идет к доктору, который видит в больном всего лишь средство заработка, как если бы он ремонтировал утюги и ему принесли очередной - поломанный.

Прошу вас, давайте вдумаемся в проблематику врачебной профессии с точки зрения зарабатывания денег. Сантехник чинит унитазы и умывальники, за что получает законное вознаграждение. Механик на СТО чинит карбюраторы и тормозные системы, за что также получает вознаграждение законное и необходимое. Дворник очищает двор осенью - от листьев, а зимой - от снега, за что тоже получает свои смиренные гроши. Доктор «ремонтирует» печень, суставы, щитовидку, глаза; очищает кровь от токсинов и зубы от налета. Он тоже должен получать вознаграждение законное и необходимое. Но…

Согласны ли мы поставить знак равенства между человеческим желудком, сердцем, легкими, с одной стороны, и сливным бачком, рулевой системой, перегоревшим телевизором - с другой? Скорее нет, чем да. Человек не дудка для игры, и не винтик большого механизма, и не одушевленная машина. Человек - самое дорогое, что в мире есть. Так говорит нам подсознание, не до конца распрощавшееся со Словом Божиим. Машина требует ремонта, человек же требует лечения, то есть сострадания и любви вкупе с медикаментами. Недаром еще Авиценна говорил, что у врача есть слово, трава и железо. Слово - первое.

Христианский взгляд на вещи предполагает хотя бы некоторую степень любви к больному, поскольку у него есть не только больные органы, но и живая душа. Постепенный же и массовый отказ от христианского мировоззрения приводит к тому, что на человека смотрят как на механизм, а на врача - как на монтера. И при этом наивно удивляются, отчего это все стали так корыстны и бездушны? А с какой радости доктору быть любвеобильным и жертвенным? Из каких метафизических глубин вы предлагаете ему пить корнями мудрость и милость, если вы сами и прочие пациенты и вообще большинство людей в мире уверены, что миром правят деньги, а вечная жизнь - сказка?

Есть профессии, требующие от человека большей степени нравственной напряженности, нежели большинство прочих. Такова по определению работа в милиции, в школе и в больнице. Эти люди должны быть специалистами в своем деле, как ювелир и дальнобойщик - в своем. Но от них дополнительно требуется: от педагога - чуткость, от милиционера - честность и храбрость, от врача - сострадательная любовь к пациенту. Если этого не будет, человек в погонах будет отличаться от преступника только самими погонами. Ну а доктор будет безучастно вырезать, что аппендицит, что почку на продажу. Лишь бы платили.

Это - дьявольское мировоззрение, и плоды его соответственны. Я повторю: мы живем в мире, где множество людей привычно служат дьяволу без всяких черных месс и рисования пентаграмм. Но виноваты в пожирании людскими массами горьких плодов этого бытового сатанизма не милиционеры только или доктора. Виноваты все люди, по умолчанию согласные с безбожным видением мира. Все, легшие на лопатки в борьбе с бытовым материализмом; все, называющие деньги главной ценностью; все, не согласные вводить веру Христову в жизнь на правах руководящего принципа. Все эти люди виновны в исчезновении правды из судов, доброты из садиков и милости из операционных.

Добавим к этому замечание Чехова о том, что врачи и юристы развращаются раньше всех и глубже всех, ибо постоянно ковыряются в гное и грязи: одни - тел, другие - душ. И как не развратиться, не превратиться в скептика и материалиста доктору, если не поможет ему Христос? Я не знаю, и вы тоже не знаете.

Гуманистическое сознание, пришедшее со своими пузырящимися соплями и воздушными шариками на смену христианству, благополучно издохло. Да, господа! Имя нашей эпохи - это смерть гуманизма и возврат в язычество. Гуманизм сменился холодным прагматизмом и человеконенавистничеством. Люди, которые никого не любят и ни во что не верят, чем дальше, тем больше будут продолжать нас лечить, учить, защищать… Если вам не заметно, что финиш этого процесса - в преисподней, то вы слепы, и ни один окулист вам не поможет.

А нам еще говорят, что христианство наше отжило! А над нашей верой дерзают смеяться, словно над сказкой для малышей и стариков! Да уберите христианство до конца из жизни сегодня - и завтра же вам подадут в ресторане шашлык из человечины! Улыбаясь, подадут. И отрекомендуют с точки зрения вкуса и калорийности. Это еще Гоголь сказал, что люди только потому не едят друг друга, что ежедневно совершается Божественная литургия.

И вот посреди всех этих необходимых и леденящих душу разговоров вспомним сегодня о том, что есть врачи, не ищущие денег по причине любви к Богу. Это такие, как . В земной жизни он не искал денег не потому, что не нуждался в пище и одежде, а потому, что Отец Небесный знал о его просьбах прежде прошения. Искусство врачебное он знал хорошо, но добавлял к ножу и травам имя Господне, которое острее меча обоюдоострого и благоуханнее мирры. Леча больных, он помнил Господа, сказавшего: «Я был болен - и вы пришли ко Мне». Поэтому и Господь помнил , всячески помогая ему и творя исцеления.

Если вы будете молитвенно славить сего врача и мученика, помолитесь, чтобы не болеть вам и близким вашим. Но еще помолитесь, чтобы «люди в белых халатах» узнали и полюбили Господа, а свою работу воспринимали как прекрасный способ послужить Христу. Помолитесь об этом, прошу вас. Это очень важно.