Как и для чего проводится санация полости рта? Вторичная профилактика. Санация полости рта

Санация полости рта - что это такое? Как делается данная процедура? На эти и другие волнующие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Человек, заботящийся о состоянии собственного здоровья, знает, что проводить стоматологический осмотр нужно регулярно и даже тогда, когда ощутимых болей и других жалоб нет. Некоторые стоматологические заболевания никак не проявляют себя на самом раннем этапе развития, и только опытный врач сможет определить наличие угрозы. В стоматологическом кабинете можно услышать, что полость рта должна быть полностью санирована.

Специалист может рекомендовать процедуру как взрослому, так и ребенку. Проведение санации будет зависеть от того, в каком состоянии находятся зубы и полость рта. Сейчас расскажем поподробнее о ней. Санация полости рта - что это такое и как проводится данная процедура?

Описание

Термин санация произошел от латинского слова sanatio, что означает «оздоровление». Исходя из этого, можно определить, что это комплекс лечебных и оздоровительных процедур, необходимых для обеспечения здоровья зубов и десен. Иногда проводится санация полости рта перед операцией.

Этапы манипуляции

Санация включает в себя комплекс следующих манипуляций:

  • лечение заболеваний полости рта, в том числе и устранение кариеса;
  • восстановление целостности зубов и зубного ряда путем пломбирования, протезирования;
  • удаление зубного камня и налета с помощью ультразвуковой чистки;
  • коррекция прикуса и неправильного расположения резцов;
  • удаление зубов;
  • устранение воспалений в полости рта;
  • профилактика развития воспалительных процессов в будущем.

Что входит в санацию полости рта? Количество манипуляций будет зависеть в первую очередь от состояния здоровья десен и зубов пациента. Для кого-то она будет включать половину списка перечисленных процедур, а кому-то потребуется лишь удаление зубного камня и чистка эмали.

Многие, услышав от стоматолога рекомендацию о проведении мероприятия, бояться, что это будет больно. Как правило, все зависит от необходимых в конкретном случае процедур. А в случае риска возникновения болезненных ощущений врач всегда предложит сделать анестезию.

Показания к проведению

Чтобы сохранить здоровье зубов, каждый человек должен регулярно бывать в кабинете стоматолога. Посещать его рекомендуется не менее одного раза в полгода. Однако иногда посетить стоматолога стоит раньше. Санацию рекомендуется проводить в следующих случаях:

  • планирование беременности;
  • оформление документов при постановке на учет по беременности;
  • в конце беременности;
  • перед длительной госпитализацией;
  • перед установкой брекетных систем;
  • перед протезированием;
  • оформление документов для трудоустройства;
  • при планировании поездки за границу;
  • при определении ребенка в детский сад или школу.

В список необходимых процедур при прохождении ежегодных медицинских осмотров работников может быть включена и санация полости рта. Стоматолог в этом случае может порекомендовать провести те или иные манипуляции. Однако окончательное решение о их проведении принимает пациент.

Противопоказания

Есть ли противопоказания к проведению санации? Как правило, их не бывает, но при наличии каких-либо патологий хронического характера процедура может требоваться еще чаще. Так, ее проводят пациентам, страдающим сахарным диабетом, тонзиллитом, гингивитом, астмой и болезнями сердца. А в ряде других случаев показано проведение санации не менее 4 раз в год. При наличии какого-либо заболевания в организме полость рта подвергается повышенному риску развития инфекций и разрушительных процессов по причине сниженного иммунитета.

Этапы полной санации

Для получения стоматологического заключения нужно посетить клинику и пройти ряд необходимых процедур. Полная включает в себя следующие этапы:

  • осмотр стоматолога;
  • высказывание диагностических предположений по поводу необходимости проведения стоматологических процедур;
  • выполнение рентгеновского снимка проблемной зоны;
  • ультразвуковую чистку, удаление налета и зубного камня;
  • составление плана дальнейшего лечения при его необходимости;
  • подключение других специалистов - хирургов, ортодонтов, пародонтологов при наличии специфических заболеваний полости рта;
  • проведение оздоровительных процедур;
  • покрытие гель-лаком, содержащим кальций и фтор;

  • постановку на диспансерный учет при наличии хронических заболеваний или патологий, требующих длительного наблюдения пациента после их устранения;
  • выдачу заключения специалиста (справки о санации полости рта, образец которой установлен на общих основаниях как для частных, так и для государственных стоматологических клиник);
  • составление индивидуального дополнительного графика посещений при необходимости долгосрочного наблюдения.

Любой вариант санации полости рта включает в себя удаление зубного камня и налета. А вот остальной перечень процедур - пломбирование, протезирование, имплантация, удаление зуба, коррекция прикуса и т. д. проводится лишь при необходимости и с согласия самого пациента.

Санация полости рта у детей

Профилактика должна начинаться еще в детском возрасте. Многие родители ошибочно считают, что следить за молочными зубами нет необходимости. А начинать стоматологические осмотры нужно только после их смены. Стоматологи пытаются убедить родителей в том, что состояние молочных зубов полностью влияет на здоровье постоянных единиц, которые придут им на смену.

К счастью, строгий контроль состояния здоровья ребенка, который включает в себя и стоматологическую профилактику, проводится при оформлении детей в детский сад, школу или оздоровительный лагерь. В эти учреждения не принимают без специальной справки от стоматолога.

Какие процедуры проводят детям?

  • лечении кариеса и других заболеваний;
  • проведении пломбирования;
  • необходимости фторирования или серебрения отдельных единиц;
  • установлении брекет-систем для коррекции прикуса.

Родители должны внимательно относиться состоянию своих малышей. Оно влияет не только на формирование красивой улыбки в будущем, но и на развитие правильного произношения всех звуков. Если ребенок боится стоматолога, необходимо принимать меры по устранению этого страха. Можно прибегнуть к некоторым уловкам самостоятельно, а можно обратиться к детскому психологу, который поможет справиться с проблемой.

Санация полости рта при беременности

Прохождение стоматологического осмотра рекомендуется осуществить еще на этапе планирования беременности. Однако при постановке на учет врач все равно обязательно даст женщине направление на прохождение санации. Справка о том, что девушка прошла данную процедуру, входит в перечень необходимых документов для дальнейшего наблюдения пациентки. Запись к стоматологу необходимо осуществить как можно раньше, чтобы врач смог оценить состояние здоровья полости рта и провести лечение при необходимости.

Почему именно при беременности рекомендуется строго следить за состоянием зубов? Дело в том, что этот важный период в жизни каждой женщины, к сожалению, не лучшим образом сказывается на ее здоровье. Гормональная перестройка, рост плода и наличие сопутствующих заболеваний нередко приводит к нехватке фосфора, кальция и ряда витаминов. Из-за этого женщина может столкнуться с возникновением таких стоматологических проблем, как:

  • повышенная чувствительность зубов;
  • кровоточивость десен;
  • опухание десен, отек полости рта;
  • образование белых пятен на поверхности зубов;
  • появление кариеса и других стоматологических заболеваний.

Для предотвращения развития подобных процессов беременной рекомендуется санация полости рта. Что это такое и для чего проводится процедура, должен объяснить врач в женской консультации.

К сожалению, не все будущие мамы понимают важность устранения стоматологических заболеваний при беременности. А ведь даже банальный кариес способен нанести непоправимый вред здоровому развитию ребенка, поскольку он является инфекционным заболеванием.

Врачи рекомендуют проводить стоматологическое лечение во втором триместре беременности, когда есть возможность применения местной анестезии. Однако в каждом конкретном случае эти сроки могут быть изменены. Кроме того, современная стоматология позволяет проводить лечение зубов при беременности, не нанося вреда развивающемуся плоду. Даже рентгеновские снимки сегодня будущим матерям не противопоказаны. При этом важно, чтобы они проводились при помощи специального оборудования - радиовизиографа. Этот аппарат воздействует лишь на небольшой участок тела, не принося вреда всему организму.

Когда беременность подходит к концу, будущая мама должна снова осуществить запись к стоматологу. В этот раз врач должен оценить состояние полости рта женщины, чтобы определить, насколько беременность оказала свое влияние. Теперь важно определить, нет ли в организме девушки инфекционных заболеваний, которые могут повлиять на рождение здорового ребенка.

Санация полости рта в домашних условиях. Возможна ли?

Многие не любят посещать стоматолога, и причин тому может быть несколько. Кто-то боится боли, укола и самой атмосферы клиники, а кто-то просто не считает нужным тратить на это большие деньги. В таких случаях возникает вопрос: можно ли провести санацию полости рта самостоятельно?

Данную процедуру в домашних условиях провести невозможно. Для этого требуется наличие специального оборудования, материалов и навыков проведения стоматологических процедур. Не только лечение, но и диагностику состояния зубов провести самостоятельно не получится.

Профилактические меры дома

Однако некоторые меры можно предпринять и дома. Во-первых, необходимо соблюдать гигиену полости рта - регулярно чистить зубы, пользоваться ополаскивателем, зубной нитью. Во-вторых, рекомендуется сократить употребление сладких и рафинированных продуктов. В-третьих, важно следить за состоянием не только зубов, но и всего организма.

Заключение

Теперь вы знаете ответ на волнующий вопрос: «Санация полости рта - что это такое?». Мы рассмотрели особенности данной процедуры и ее этапы. Также были названы показания и противопоказания к ее проведению. Надеемся, что данная информация была вам полезна.

Стоматологическая диспансеризация принята на 5 съезде стоматологов (1968).

Задачи диспансеризации

Контингент диспансеризации

Взаимосвязь профилактики и лечения кариеса зубов

Виды санации полости рта

Первичная – включаются все виды стоматологической помощи у всех детей

Повторная (систематическая) - получают дети и взрослые, у которых возникли новые кариозные полости, с вторичным и рецидивным кариесом

Подразделение детей на диспансерные группы

Схема ориентировочной основы действия

Методов и форм плановой санации у детей.

Методы и организационные формы санации полости рта

Преимущества

Недостатки

Индивидуальная санация полости рта по обращаемости.

При обращении пациента в медицинское учреждение проводится комплексное лечение всех выявленных патологий зубо-челюстной системы, а не только патологии, с которой обратился пациент. Врач-стоматолог в своей работе должен руководствоваться принципом максимальной санации (максимальный объем помощи в одно посещение).

1.Санацией охватывается только тот контингент больных, которые регулярно посещают стоматолога. 2. Зачастую врач сталкивается с уже осложненными формами заболевания.

Плановая санация:

Централизованная форма организации (организованный детский коллектив санируется на базе детской поликлиники)

1. Возможность проведения комплексного обследования с участием различных специалистов. 2. Возможность использования дополнительных методов исследования и лечения (рентген, физиолечение и др.) 3. Стационарное лучшее оборудование.

    Необходимость организации транспортировки детей.

    Необходимость организации места ожидания всех детей

    Отрыв детей от обучения или привычного распорядка дня.

Децентрализованная форма организации плановой санации (стоматологический кабинет организуется при организованном детском коллективе).

1. Лечение проводится без отрыва от учебы и распорядка дня, 2. Дети не ожидают приема. 3. Не надо организовывать транспортировку детей.

1. При необходимости привлечении других специалистов необходимо участие родителей для самостоятельного посещения специализированной детской поликлиники. 2. Невозможность использования дополнительных методов исследования и лечения. 3. Зачастую оснащены менее современным оборудование.

Учетная документация медицинская карта стоматологического больного (Ф/043 –У)

Вносятся все данные, полученные при обследовании больного и все проводимые лечебные и профилактические мероприятия, включая данные больному рекомендации.

Является основным учетно-отчетным, юридическим документом.

Журнал ежедневного учета посещений (форма 037)

Вносятся Ф.И.О. всех пациентов, принятых за день, их возраст, адрес, диагноз и проведенное лечение, отметка о первичном или повторном посещении, санации и количество УЕТ.

Заполняется ежедневно.

Листок ежедневного учета (форма № 39)

Вносится ежедневный цифровой отчет проделанной работы. Составляется на основе формы 037.

Заполняется ежедневно.

Диспансерная карта

(форма №30)

Заполняются все паспортные данные, диагноз и показатели динамического наблюдения за течением заблевания.

Заполняется на первичном и последующих приемах.

Схема ориентировочной основы действия при сравнительной характеристике количественных показателей

Показатели

Число посещений

Из них первичных

Наложено пломб всего

Осложненный кариес

Вылечено осложненного кариеса в 1 посещение

Наложено пломб из композитных материалов

Количество пломб по ОМС

Всего санировано

Выполнено УЕТ

Количество УЕТ на одно посещение

Рабочих дней

Схема ориентировочной основы действия при сравнительной характеристике качественных показателей

Показатели

Посещений в день

Пломб в день

Санаций в день

УЕТ день

% первичных больных

% вылеченного осложненного кариеса в одно посещение

% санации от первично обратившихся

Соотношение неосложненного кариеса к осложненному

Количество посещений на 1 пломбу

Количественные показатели работы врача-стоматолога:

    Количество принятых больных.

    Количество принятых первичных больных.

    Количество посещений по поводу кариеса, пульпита, периодонтита и др.

    Количество поставленных пломб по поводу кариеса, пульпита, периодонтита и всего.

    Количество санированных больных.

    Количество выработанных условных трудовых единиц (УЕТ).

Качественные показатели работы врача-стоматолога:

    Количество принятых больных в день.

    Количество принятых первичных больных в день.

    Количество поставленных пломб в день.

    Кратность посещений по поводу кариеса, пульпита, периодонтита и др.

    Количество санированных больных в день.

    Процент санированных больных от первично обратившихся.

    Количество УЕТ в день.

    Соотношение неосложненных форм кариеса к осложненным.

    Процент вылеченных в одно посещение по поводу пульпита. Периодонтита.

    Процент пломб из композитных материалов.

Выходной контроль:

1. Плановая санация полости рта осуществляется методами:

А. Централизованный и децентрализованный.

Б. Бригадный и стационарный.

В. По обращаемости.

2. При централизованном методе организации плановой санации возможны:

А. Консультации различных специалистов.

Б. Использование при обследовании и лечении вспомогательные структуры.

В. Использование современного оборудования для лечения.

Г. Все ответы верны.

Д. Правильного ответа нет.

3. При децентрализованном методе организации плановой санации возможно:

А. Осуществлять лечение без отрыва от учебы и привычного распорядка дня.

Б. Использовать консультации различных специалистов.

В. Использовать вспомогательные методы обследования и лечения (рентген, физиолечение).

4. Для учета работы врача-стоматолога на поликлиническом приеме используют:

А. Форму № 39

Б. Форму№ 38

В. Форму № 36.

5. Показателем качества работы врача-стоматолога является:

А. Количество принятых больных

Б. Количество санированных больных

В. Количество выработанных УЕТ в день.

010. В каких из перечисленных групп детей в возрасте 12 лет

имеются показания к первичной профилактике кариеса постоянных зубов?

а) степень активности кариеса

б) II степень активности кариеса

в) III степень активности кариеса

г) дети, имеющие КПУ=0

д) здоровые дети

011. Показателем, характеризующим эффективность плановой санации,

является

а) увеличение % ранее санированных

б) уменьшение % нуждающихся в санации

в) уменьшение количества осложненного кариеса на 1000 осмотренных

г) уменьшение количества удаленных постоянных зубов

на 1000 осмотренных

012. Из анамнеза ребенка с гипоплазией постоянных зубов

необходимо обратить внимание

а) на состояние здоровья матери в период беременности

б) на здоровье ребенка на первом году жизни

в) на наличие у матери проф.вредностей

г) на характер течения родов

д) на все перечисленные выше моменты

013. Тестами, которые целесообразно включить в комплексное обследование

ребенка для определения индивидуальной программы

профилактики кариеса, являются

а) тест кислотной резистентности эмали

б) гигиенический индекс

в) РН-налета

г) определение тягучести и вязкости слюны

д) все перечисленные выше

022. Показанием к покрытию зубов фторсодержащими лаками

в лечебных целях является

а) флюороз

б) очаговая деминерализация

в) очаговая гипоплазия

г) поверхностный кариес

д) несовершенный эмелогенез

023. Покрыть зубы фторсодержащими лаками в лечебных целях нужно

а) ежедневно в течение 12-15 дней

б) один раз в месяц

в) один раз в год

г) определяется индивидуально

д) три-четыре сеанса с недельным интервалом

024. Покрытие зубов фторсодержащими лаками

в целях первичной профилактики показано

а) временные зубы в 5-6 лет

б) временные и постоянные зубы на 1-3 году после прорезывания

в) постоянные зубы в 12-15 лет

г) все зубы, имеющиеся во рту при сменном прикусе

д) определяется индивидуально

025. Показанием к заливке фиссур является

а) возраст ребенка

б) глубина фиссур

в) форма фиссур

г) "возраст" зуба

д) все перечисленное

026. Факторы риска кариеса зубов определяются

а) с помощью анамнеза

б) РН-метрия, гигиенический индекс, вязкость слюны и др.

в) клиническое обследование

г) аппаратурные методы исследования

д) определяются индивидуально

027. Гигиеническое обучение и воспитание (ГОиВ)

необходимо начинать

а) с начала прорезывания первых постоянных зубов (5-6 лет)

б) со времени прорезывания всех постоянных зубов (12-13 лет)

в) в возрасте 3-4 года

г) с двух лет

д) в возрасте прорезывания первых временных зубов

028. Наиболее эффективной методикой для профилактики кариеса фиссур

является

а) герметизация композиционными материалами

б) герметизация амальгамами

в) герметизация фторсодержащим цементом

г) покрытие фторлаком

д) определяется индивидуально

029. Какие средства гигиены вы назначите младшему школьнику

с интактными зубами, живущему в местности с оптимальным содержанием

фтора в питьевой воде?

а) лечебно-профилактическую зубную пасту, содержащую фтор

б) гигиенический зубной порошок

в) гигиеническую зубную пасту

г) лечебно-профилактическую зубную пасту,

д) лечебно-профилактическую зубную пасту,

030. Какие средства гигиены вы назначите ребенку

с третьей степенью активности кариеса?

а) солевые зубные пасты

б) лечебно-профилактические зубные пасты,

в) лечебно-профилактические зубные пасты,

г) гигиенические зубные пасты-эликсиры

д) не имеет значения

031. При каком заболевании в комплексе проводимых лечебных мероприятий

обязательным является осуществление профессиональной гигиены

полости рта?

а) очаговая деминерализация

б) III степень активности кариеса

в) генерализованный пародонтит

г) зубочелюстные аномалии (ребенок находится на лечении у ортодонта)

д) при всех вышеперечисленных

032. Противопоказаниями к работе турбинной бормашиной являются

а) вскрытие пульповой камеры при периодонтите

б) вскрытие пульповой камеры при пульпите

в) препарирование дна и стенок кариозной полости

с живой пульпой без водяного охлаждения

г) удаление нависающих краев кариозной полости с живой пульпой

д) удаление плобмы

Домашнее задание: тема – целесообразность выбора пломбировочного материала в детской практике при лечении временных и несформированных постоянных зубов. Особенности техники пломбирования.

Основная литература:

1. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста: уч. Пособие / Н.В. Курякина – М.: мед. Книга, Н. Новгород НГМА – 2007

Плановая санация полости рта у детей

На важность ежегодных двукратных профилактических осмотров полости рта и своевременного лечения пораженных кариесом зубов впервые в нашей стране указывал А. К. Лимберг в конце прошлого столетия. Однако подобное мероприятие, проводимое по личной инициативе нескольких передовых врачей, а не на государственной основе, не могло существенно повлиять на состояние зубов у всего населения.

Организационные основы плановой стоматологической санации были заложены П. Г. Дауге в первые годы возникновения Советского государства путем создания широкой сети детских стоматологических учреждений так называемых зубных амбулаторий.



Принципы и формы проведения санации полости рта нашли свое развитие в трудах крупнейших стоматологов страны - А. И. Евдокимова, Н. И. Агапова, Т. И. Альбанской, И. О. Новика, В. Ф. Рудько, А. И. Рыбакова и др. Их рекомендации были обобщены в резолюции 1-го Всесоюзного съезда одонтологов, а затем в ряде официальных документов, периодически издаваемых Министерством здравоохранения до последнего времени. Эффективность профилактической санации обеспечивается ее плановостью, последовательностью и систематичностью. Как известно, на первом этапе развития отечественной стоматологии получили распространение две системы санации полости рта. Одной из них была система зарубежного автора А. Канторовича), которая предусматривала лечение лишь постоянных зубов. Система отечественного ученого Н. И. Агапова обязывала врача осуществлять также лечение временных (молочных) зубов, что имеет большое профилактическое значение.

Система Канторовича была оправдана для внедрения в практику стоматологии в тот период, когда в стране ощущался недостаток в кадрах стоматологов. Распространенность кариеса у детей требовала более полного охвата этим видом медицинской помощи возможно большего количества детей. Однако без лечения временных (молочных) зубов невозможно достичь полного оздоровления детей, так как помимо болевых ощущений, связанных с их кариозным разрушением, эти зубы в некоторых случаях оказывались опасными источниками одонтогенной инфекции и хронической аутоаллергизации организма. В дальнейшем санационными мероприятиями был охвачен контингент детей дошкольного возраста, ибо, как показали статистические исследования по распространенности кариеса, временные (молочные) зубы подвергаются кариозному разрушению у подавляющего числа детей вскоре после прорезывания, т. е. задолго до смены их зубами постоянного прикуса. Понятие «санация полости рта» было расширено за счет включения (помимо лечения кариозных зубов молочного и постоянного прикуса) также мероприятий по удалению отложений зубного камня, лечению болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта. Полный объем санационных мероприятий в настоящее время предусматривает, кроме того, устранение зубочелюстных деформаций ортодонтическими методами, а также лечение другой врожденной патологии челюстно-лицевой области комплексными методами (хирургический, ортодонтический, логопедический и др.).

После 5-го Всесоюзного съезда стоматологов в нашей стране мероприятия по санации полости рта постепенно стали уступать место стоматологической диспансеризации, обеспечивающей предупреждение, раннее выявление и лечение разнообразных видов стоматологической патологии, а также начал проводиться постоянный контроль за результатами систематического лечения с широким объемом профилактических мероприятий. Отечественная система стоматологической диспансеризации предусматривает проведение комплекса оздоровительных вмешательств не только среди дошкольников и школьников, но и подростков, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, беременных и рабочих, в первую очередь занятых на так называемых вредных производствах. В последующем в подобные группы подлежащих диспансерному наблюдению будут включены и остальные контингента рабочих сельского хозяйства и промышленных предприятий, не исключая из этого числа и лиц пенсионного и престарелого возраста.

Плановая санация полости рта у детей должна и впредь составлять основу общей диспансеризации населения, так как это не только обеспечивает уменьшение обращаемости по поводу кариозного разрушения зубов детей и взрослых, но и является профилактикой ряда заболеваний инфекционно-токсического происхождения-хронического тонзиллита, ревматизма, пневмонии, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и других заболеваний.

Согласно приказу Министерства здравоохранения «ответственность за проведение санации полости рта у детей возлагается не только на стоматологов и зубных врачей соответствующих стоматологических учреждений данного района города и сельской местности, но и на главных врачей больничных объединений, районных и городских педиатров, а также и школьных врачей».

Врачи стоматологического профиля в сельских участковых больницах и заведующие стоматологических отделений и поликлиник в городах ежегодно составляют до начала учебного года план санации полости рта организованных контингентов детей (дошкольников и школьников), который согласовывают с главными врачами больнично-поликлинических отделений или заведующими врачебных участков. Представленный и согласованный план подлежит утверждению в городских или районных отделах здравоохранения и просвещения до начала учебного года.

Общее руководство по организации и проведению санации полости рта дошкольников и школьников осуществляют краевые (областные), городские и районные детские стоматологические поликлиники или крупные детские отделения при самостоятельных стоматологических поликлиниках.

Если указанные выше детские стоматологические поликлиники (отделения) отсутствуют, то во всех стоматологических кабинетах городов и районных центров выделяется 1-2 дня (в зависимости от нагрузки) в неделю для проведения санация полости рта школьников с участием не только стоматологов (зубных врачей) детской сети, но и врачей стоматологического профиля, обслуживающих взрослое население.

Плановая санация полости рта организованных групп населения (детей и взрослых) может проводиться с использованием следующих организационных методов:

1. Централизованный метод предполагает проведение комплекса лечебных и профилактических мероприятий в одном из стоматологических учреждений (поликлиника, отделение, кабинет).

2. Децентрализованный метод предусматривает организацию постоянно действующих или передвижных стоматологических кабинетов на местах учебы или работы (школы, предприятия и т. д.).

Разновидностью децентрализованного метода является бригадный метод, при котором создается бригада (в составе 2-4 врачей и 1-2 медицинских сестер) из персонала стоматологической поликлиники (отделения), которая осуществляет лечебно-профилактическую работу в школах, на заводах и других предприятиях, а также организация передвижных стоматологических кабинетов - автобусов для обслуживания главным образом сельского населения, проживающего в радиусе более 30-50 км от районного или областного центра.

3. Смешанный метод объединяет централизованный и децентрализованный методы санации полости рта путем создания санационных стоматологических пунктов по обслуживанию учащихся нескольких школ (интернатов).

Децентрализованный метод, осуществляемый бригадой врачей непосредственно в школе (интернате), а также смешанный метод обеспечивают широкий охват школьников санацией полости рта. При хорошей организации работы эти методы в состоянии обеспечить высокую производительность труда отдельных врачей или целой бригады.

Недостатком централизованной формы, как показал опыт работы многих поликлиник страны, является частая неявка на лечение (в том числе и повторная) ряда больных.

Каждая из перечисленных форм стоматологической санации имеет свои достоинства и недостатки, поэтому перед тем как выбрать одну из них для практического применения надо весьма тщательно изучить условия работы в каждом конкретном случае.

Трудность проведения санационной работы в школах возникает в тех случаях, когда руководство школ не выделяет кабинета достаточной площади или он не отвечает минимальным санитарно-гигиеническим нормам. Некоторые учителя неохотно отпускают учеников со своих уроков, а сами школьники любыми средствами пытаются избежать осмотра и лечения зубов. Вот почему хорошо поставленная санитарно-просветительная работа в школах, как с детьми, так и с коллективом учителей, будет способствовать устранению многих трудностей. Установлено, что децентрализованный метод санации полости рта дошкольников и школьников требует несколько больше времени, чем централизованный в условиях стоматологической поликлиники или стоматологического отделения. По вполне понятным причинам централизованный метод санации полости рта, включающий осмотр, лечение, а при показаниях и профилактическую работу (флюоризацию зубов, изоляцию фиссур с помощью лака и т. д.), может гарантировать более полный объем лечебно-профилактических мероприятий. Стационарно оборудованное рабочее место стоматолога, наличие кабинетов (физиотерапии, рентгеновского), а подчас и клинических лабораторий - все это позволяет с большей продуктивностью и в более короткие сроки осуществлять препарирование и пломбирование кариозных полостей различных классов, а также лечение осложнений кариеса (пульпита, периодонтита)с применением разнообразных методов обезболивания, в том числе и наркоза.

При первичной санации все виды стоматологической помощи (не исключая и ортодонтического лечения аномалий зубочелюстного аппарата) получают все дети. Впоследствии проводится систематическая повторная санация, при которой подлежат лечению дети, у которых вновь возникли кариозные полости, и с рецидивом кариеса. Объем работы при повторной санации будет меньшим, если первый этап был проведен тщательно с хорошими качественными показателями.

Для полного охвата детей первичной санацией могут быть рекомендованы два метода - ускоренной и постепенной санации. Как показал опыт, предпочтение следует отдать ускоренной первичной санации, так как при этом исключаются срывы плановой санации. Однако и этот метод не может быть реализован без временной перестановки кадров, т. е. без мобилизации врачей, работающих повседневно на приеме взрослого населения.

При методе постепенной санации начинают лечение заболеваний полости рта у школьников первых классов всех школ района или города. Затем в контингент санируемых школьников подключаются последовательно 2-е и 3-й классы и т. д. На втором этапе (через год) вновь берутся на санацию новые первые классы и продолжается санация полости рта ранее санированных классов.

Санация полости рта школьников 9-10-х классов часто осуществляется на приеме взрослого населения (для этого выделяются специальные дни и часы) или детские стоматологические учреждения получают дополнительные кадры врачей для санации полостей рта подростков.

Санацию полости рта дошкольников предпочтительнее проводить в период зимних и весенних каникул. В летний период проводят работу в детских садах, выезжающих на дачу; акцент делают на санацию полости рта детей, поступающих в текущем году в школу. Такому положению способствует правило об обязательном представлении в школу справки о санации полости рта у дошкольников.

Одной из главных задач стоматологической службы на местах является полный охват детей плановой стоматологической санацией. Это может быть реализовано путем увеличения сети стоматологических учреждений с необходимым числом врачей-специалистов, в первую очередь детских стоматологов. Возможно также изыскание внутренних резервов за счет научной организации труда в лечебных учреждениях и, в частности, повышения его производительности.

Для стоматологического обслуживания детей согласно приказу Министерства здравоохранения №340 выделяется 4,5 врачебные должности на 10 000 детского населения.

Из 4,5 должности 0,8 врачебных единицы оставляется на приеме по обращаемости (на 10 000 детей), а 2,7 должности на 10 000 детей используются для организации профилактической работы. Обслуживание 90 000 детей возлагается на 12 врачей двух профилактических отделений (с освобождением заведующей и старшей медицинской сестры).

При работе врачей по участковому принципу на каждого врача возлагается санационная работа по обслуживанию 3000 детей в возрасте от 2 до 15 лет. Если санация полости рта проводится регулярно, то количество нуждающихся в ней сокращается наполовину, т. е. составляет 1500 детей, а число зубов с заболеваниями пульпы и периодонта оказывается минимальным. Если принять три пломбы на одного ребенка, нуждающегося в санации полости рта, то следовательно один врач за календарный год может наложить около 4500 тысяч пломб.

При работе на шестидневной неделе количество пломб в день должно составить 18 шт. и 22 пломбы при пятидневной неделе.

В штат детской стоматологической поликлиники дополнительно к указанному количеству врачей вводят должности физиотерапевта, рентгенолога, анестезиолога и т. д.

В нескольких районах Москвы в 70-е годы проводилась клиническая апробация нового организационного принципа санации полости рта у детей, предложенного проф. Т. Ф. Виноградовой. С 1977 г, этот организационный принцип рекомендован Главным управлением здравоохранения Москвы для всех детских стоматологических учреждений столицы.

Т. Ф. Виноградова предлагает выделять компенсированную, субкомпенсированную и декомпенсированную формы кариозного процесса у детей и подразделять детей на три диспансерные группы.

Субкомпенсированной формой кариеса считают такое состояние, когда у школьников 1, 2-х и 3-х классов индекс интенсивности кариозного процесса от 6 до 8, у школьников 4, 5, 6-х и 7-х классов - от 5 до 8 и у школьников 8, 9-х и 10-х классов - от 7 до 9.

Под декомпенсированной формой кариеса подразумевают такое течение кариозного процесса у детей, когда показатели интенсивности кариеса еще выше (в младших и средних классах выше 8, в старших выше 9).

К этой же форме кариеса Т. Ф. Виноградова относит детей, у которых при меньшем значении КПУ обнаруживаются множественные меловые пятна или признаки, которые многие авторы относят к острому (интенсивному) течению кариозного процесса. По мнению этих авторов, острый кариес зубов у детей характеризуется, помимо множественного поражения зубов, также и локализацией кариозных пятен и полостей в области так называемых иммунных зон, с превалированием светлого, влажного дентина; хрупкими острыми краями эмали.

При подобном течении патологический процесс не имеет тенденции к ограничению.

Если дети имеют общие хронические заболевания, то их включают во вторую диспансерную группу даже при незначительном поражении зубов кариесом, а если интенсивность кариеса у них выше средней возрастной, то в третью диспансерную группу.

Обследование около 30 тыс. школьников двух районов Москвы показало процентное соотношение указанных трех форм, а именно: компенсированная, т. е. наименее активная форма кариеса была обнаружена у 59%, субкомпенсированная - у 26,3% и декомпенсированная, т. е. наиболее агрессивная форма,- у 14,7%

Прирост интенсивности кариеса в течение года у школьников этих трех групп оказался различным. У детей с декомпенсированной формой кариеса он оказался выше в 2 раза по сравнению с детьми первой группы (компенсированная форма). Помимо появления новых кариозных полостей, у детей с декомпенсированной формой имели место рецидивы кариеса в области ранее наложенных пломб. Так, если детям с компенсированным, т. е. менее активным течением кариозного процесса, удавалось ограничиться наложением за год в среднем одной пломбы, то детям с декомпенсированной формой приходилось накладывать более четырех пломб. Аналогичное положение возникало при подсчете количества зубов с осложнениями кариеса в виде пульпита и периодонтита. У детей с де-компенсированным течением кариеса этих осложнений было выявлено в 3 раза с лишним больше, чем у группы детей с компенсированной формой. Количество же удаленных разрушенных постоянных зубов у детей декомпенсированной группы в 4 раза превышало тот же показатель в группе детей с компенсированным течением кариозного процесса.

Установленные факты позволили Т. Ф. Виноградовой рекомендовать следующую периодичность осмотров и лечения детей указанных трех групп, отобранных для диспансеризации: для детей первой группы (компенсированная норма течения кариеса) 1 раз в год, для детей второй группы (субкомпенсированная форма) - 2 раза в год и для детей третьей группы (декомпенсированная форма) - 3 раза в год, т. е. через каждые 3-4 мес.

Как показал хронометраж, при данной системе организации санации полости рта детей происходит экономия рабочего времени врача на 26,3%.

Такой подход к проведению диспансеризации детей со стоматологическими заболеваниями снимает с повестки дня споры о частоте санации полости рта у школьников в течение одного года.

Для диспансеризации детей второй и третьей групп, отягощенных соматическими заболеваниями (болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, ревматизм, хронические пневмонии и др.), по-

мимо стоматолога необходимо привлекать педиатра, отоларинголога и эндокринолога, а при необходимости и других специалистов.

Для составления и дальнейшего ведения карты диспансерного наблюдения (форма № 30) стоматолог собирает сведения о показателе интенсивности кариеса зубов у каждого ребенка, о приросте интенсивности кариеса в течение контролируемого срока (1/2, 1 год), наличии аномалий в развитии зубочелюстной системы, болезней пародонта и заболеваний слизистой оболочки рта и др. видах стоматологической патологии. Поэтому в первичном стоматологическом осмотре детей для их последующего диспансерного наблюдения желательно участие представителей всех трех специальностей - терапевтической, хирургической и ортопедической.



Работа по санации полости рта в школах оценивается по количественным и качественным показателям.

1. Основным количественным показателем состояния стоматологической помощи детям является индекс здоровья, который отражает процент детей, не нуждающихся в лечебной помощи, и складывается из суммы лиц с санированными и интактными зубными рядами.

2. Число санированных из числа нуждавшихся в стоматологической помощи - один из показателей как масштаба проводимой работы, так и состояния стоматологической помощи.

3. Показатель удельного веса осложненных форм кариеса, который выражается в соотношении «неосложненного кариеса» к «осложненному», также характеризует состояние стоматологической помощи и качество лечебно-профилактической работы.

4. Соотношение числа зубов леченных к числу удаленных свидетельствует о большой эффективности систематически проводимой лечебно-профилактической работы.

5. Наиболее объективным и признанным показателем качества лечебной работы является частота осложнений, возникающих после лечения. По этому показателю судят об эффективности работы как отдельного врача, так и коллектива в целом.

1. Санация полости рта - это профилактика

а) комплексная

б) первичная

в) вторичная

г) третичная

д) смешанная

2. Плановая санация полости рта у детей стоматологической поликлиники - это метод санации

а) централизованный

б) бригадный

в) децентрализованный

г) по обращаемости

д) смешанный

3. Первичным медицинским документом при плановой санации является

а) бланк заказа

б) амбулаторная карта

в) диспансерная карта

г) санационная карта

д) паспорт класса

4. Преимущество централизованного метода плановой санации -

а) возможность 100% охвата плановой санацией школьников

б) консультация специалистов-стоматологов

в) лечение в условиях хорошо оснащенного медицинского учреждения

г) хороший контакт с администрацией школы

д) одновременно максимальная санация класса

5. При диспансеризации детей у стоматолога необходимо учитывать

а) возраст ребенка

б) уровень гигиены полости рта

в) характер течения стоматологических заболеваний

д) общее состояние здоровья

6. Формирование диспансерных групп проводится с учетом:

а) общего состояния здоровья

б) гигиены полости рта ребенка

в) степени активности кариеса

г) тяжести заболеваний краевого пародонта

7. Санация полости рта проводится в этап диспансеризации:

а) первый

б) второй

в) третий

г) четвертый

д) пятый

8. Дошкольники, имеющие кариес зубов относятся к диспансерной группе

а) первой

б) второй

в) третьей

г) четвертой

9. Дети с очаговой деминерализацией после консервативного лечения относятся к диспансерной группе

а) первой

б) второй

в) третьей

г) четвертой

10. Прирост интенсивности кариеса - показатель эффективности диспансеризации

а) организационной

б) медицинской

в) экономической

г) социальной

ТЕМА 8

Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний у детей.

1. Ситуационный анализ включает:

а) Эпидемиологическое обследование населения ключевых возрастных групп

б) Санитарное просвещение

в) Характеристику сети стоматологической службы

г) Обучение персонала

д) Демографические данные

2. В задачах ВОЗ к 2020 г. КПУ не превысит 1,5 у детей в возрасте (лет):

3. К 2020 г. среднее количество секстантов со здоровым пародонтом 5,0 будут иметь дети в возрасте (лет):



4. Выбор методов профилактики зависит от:

а) Финансирования

б) Обеспечения персоналом

в) Ситуационного анализа

г) Диспансеризации детей у стоматолога

д) Поставленных целей и задач

5. Основной метод профилактики стоматологических заболеваний в коммунальных программах:

а) Санация полости рта

б) Чистка зубов

в) Применение препаратов фтора

г) Санитарное просвещение

д) Предупреждение и устранение аномалий прикуса

6. За внедрение программы профилактики отвечают:

а) Главные стоматологи различных уровней

б) Властные структуры

в) Управление образованием

г) Кафедра стоматологии детского возраста

д) Роспотребнадзор

7. При группировке детей в профилактические группы учитывается:

а) Гигиеническое состояние полости рта

б) Распространенность кариеса

в) Интенсивность кариеса

г) Состояние тканей пародонта

д) Состояние прикуса

8. В профилактическую группу А входят дети с:

а) хорошей гигиеной полости рта

б) плохой гигиеной полости рта

в) КПУ от 0 до 3

г) КПУ свыше 3

д) гингивитами

9. Кратность посещения кабинета профилактики детьми группы «Б» (раз):

10. Эффективность первичной профилактики кариеса это:

а) Стабилизация кариозного процесса

б) Снижение числа осложненных форм кариеса

в) Снижение количества пораженных секстантов пародонта

г) Улучшение гигиены полости рта

д) Увеличение числа детей с интактными зубами

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тема 1 1 - а; 2 - в; 3 - г, д; 4 - ,а, б, в, г; 5 - б,в; 6 - б; 7 - в; 8 - а; 9 - г; 10 - б. Тема 2 1 - б, в; 2 - а; 3 - а; 4 - е; 5 - в; 6 - б; 7 - г; 8 - г; 9 - а; 10 - г.
Тема 3 1 - г, д; 2 - а, в, д; 3 - б, в; 4 - а, б; 5 - а, б, д; 6 - в; 7 - б; 8 - д; 9 - а; 10-в. Тема 4 1 - а, 2 - а, б, в, г, д, 3 - а, б, в, г, д, 4 - в, 5 - б, 6 - б, г, 7 - а, б, в, г, 8 - а, в, г, 9 - а, б, в, г, 10 - в.
Тема 5 1 - а, б, в, г, д, 2 - а, б, в, д, 3 - а, б, в, г, д, 4 - а, в, г, д, 5 - а, г, 6 - а, б, в, г, 7 - а, б, в, г, 8 - в, 9 - б, г, д,10 - б, в, г. Тема 6 1 - б, 2 - а, б, 3 - б, в, г, д, 4 - а, в, д, 5 - б, в, д, 6 - а, в, г, 7 - б, в, 8 - г, 9 - а, б, в, г, 10 - г.
Тема 7 1 - в; 2 - а; 3 - г, 4 - б, в, д; 5 - а, в, д; 6 - а, в, г; 7 - б, в, г; 8 - в; 9 - в; 10 - б. Тема 8 1 - а, в, д; 2 - в; 3 - г; 4 - а, б, в, д; 5 - г; 6 - а; 7 - в; 8 - в; 9 - д; 10 - д.
Тема 9 1 - D; 2 - E, F; 3 - D; 4 - C; 5 - E; 6 - C, D