1 что вы знаете о сократе. Философия Сократа: кратко и понятно

Учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика , диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл . Был женат на женщине по имени Ксантиппа .

«Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам» (Ксенофонт , «Воспоминания о Сократе»).

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне - сражался под Потидеей , при Делии , при Амфиполе .

Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада , воспитанника его друга Перикла , спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность любовь Алкивиада, по мнению обвинителей, при этом публично развратив юношей, объявляя «благословенную богами» мужскую любовь «свинством».

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты , однако, судя по симптомам, это мог быть болиголов).

Источники

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе , Защита Сократа на суде , Пир , Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля . Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака », Лягушки , Птицы , где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида , и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно - бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты - лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.

Философские взгляды Сократа

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы - раньше его - делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», - писал Аристотель («Метафизика» , XIII, 4).

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора , софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм) .

Сократовы парадоксы

Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы :

  • Никто не желает зла.
  • Никто не делает зла по своей воле.
  • Добродетель - это знание.

Сократический метод

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии ». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Суд над Сократом

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους ). «Апология » (др.-греч. ἀπολογία ) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде » содержится защитная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

Картина же отравления цикутой куда как более неприглядна, возможны припадки, напоминающие эпилептические, пена изо рта, тошнота, рвота, паралич. Сам Платон никогда не упоминает в своём труде, чем именно отравили Сократа, лишь называя это общим словом «яд». В недавнее время была предпринята попытка установить яд, от которого погиб Сократ, в результате автор пришёл к выводу, что был использован болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum ), картина отравления которым более подходит к тому, что описал Платон. Современная правовая оценка решения судей противоречива .

Теории о личности Сократа

Личность Сократа является предметом многочисленных спекуляций. Помимо философов и моралистов, характер Сократа пытались объяснить многие психологи . Особенно интересовались этим вопросом психология и философия девятнадцатого века, которые, порой, считали его случай патологическим . В частности, вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. С помощью разных занятий Сократ закалял свое тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева». В начале Пелопоннесской войны , Афины опустошила эпидемия ; как считал Фаворин , философ был обязан своим спасением постоянству своего режима и удалению от сладострастия, будучи сохранён от болезни благодаря чистому и здоровому образу жизни.

См. также

Примечания

Литература

Книги

  • Ксенофонт . Сократические сочинения: [перевод с древнегреческого] / Ксенофонт; [вступ. ст. и примеч. С. Соболевского]. - М.: Мир книги: Литература, 2007. - 367 с. - (Великие мыслители). ISBN 978-5-486-00994-5
  • Жебелев С. А. Сократ. - Берлин, 1923.
    • Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. - Изд. 2-е. - Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009. - 192 с. - (Из наследия мировой философской мысли: великие философы). ISBN 978-5-397-00767-2
  • Кессиди Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. - 4. изд., испр. и доп. - СПб.: Алетейя, 2001. - 345 с. - (Серия Античная библиотека. Исследования). ISBN 5-89329-445-9
  • Нерсесянц В. С. Сократ / В. С. Нерсесянц. - М.: Изд. группа «ИНФРА-М»: Норма, 1996. - 305, с. ISBN 5-86225-197-9 (первое издание - М.: Наука, 1984 )
  • Фанкин Ю. Осуждение Сократа. - М., 1986. - 205 с.
  • Эберт Теодор. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон» / Теодор Эберт; [пер. с нем. А. А. Россиуса]. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 158, с. ISBN 5-288-03667-5
  • Фомичев Н. Во имя истины и добродетели: Сократ. Повесть-легенда. [Для детей] / Николай Фомичев; [Худож. Н. Белякова]. - М.: Мол. гвардия, 1984. - 191 с.
  • Томан, Й., Томанова М. Сократ / Йозеф Томан, Мирослава Томанова; - М.: Радуга, 1983.

Статьи

  • Зарубежное философское антиковедение: Критич. анализ / [Кулиев Г. Г., Курбанов Р. О., Драч Г. В. и др.]; Отв. ред. Д. В. Джохадзе; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1990. - 236, с. ISBN 5-02-008066-7
    • Антипенко З. Г. Проблема Сократа у Ницше // Зарубежное философское антиковедение … - М., 1990. - С.156 - 163.
    • Вдовина И. С. Сократовское учение о человеке в интерпретации французского персонализма // Зарубежное философское антиковедение … - М., 1990. - С.163-179.
  • Васильева Т. В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида // Культура и искусство античного мира. - М., 1980.
  • Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. - М., 2004. - № 1. - С. 276-290.
  • Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. - М., 2005. - № 5. - С.109-117; № 6. - С.128-134.
  • Габдуллин Б. Несколько слов о критике Абаем этических идей Сократа // Философские науки. - 1960. - № 2.
  • Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы IX Платоновской конференции 23-24 июня 2001 г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвященного 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. - СПб., 2001.
    • Дёмин Р. Н. Сократ о диалектике и учение о разделении по родам в древнем Китае //Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001. - С. 265-270.
    • Косых М. П. Тот человек - Сократ // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001.
    • Лебедев С. П. Место учения о логическом определении в философии Сократа // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001.
  • Рожанский И. Д. Загадка Сократа // Прометей. - 1972. - Т.9.
  • Оселедчик М. Б. Диалоги Сократа глазами логика // Логико-философские исследования. - М., 1991. - Вып.2. - С.146 - 156.
  • Топоров В. Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как человек «осевого времени»] // Славянское и балканское языкознание: Человек в пространстве Балкан. Поведен. сценарии и культур. роли: [Сб. ст.] / Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения; [Отв. ред. И. А. Седакова, Т. В. Цивьян]. - М.: Индрик, 2003. - 468 с. - C. 7-18.

Древнегреческий философ, один из родоначальник диалектики как метода

отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого

сократического метода Был обвинен в "поклонении новым божествам" и "развращении

молодежи" и приговорен к смерти. Излагал свое учение устно Цель философии -

самопознание как путь к постижению истинного блага, добродетель есть знание, или

мудрость Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца

Сократ был самого простого происхождения Родился он около 469 года до н э Отец

его - каменотес Софрониск из дема Алопеки, а мать Фенарета - повивальная бабка

Сведения о Сократе чрезвычайно противоречивы Сам он никогда ничего не писал, а

лишь беседовал, был очень популярным человеком и имел огромное влияние на людей

Во всяком случае, Сократ - завсегдатай улиц, рынков и дружеских собраний,

небольшого роста, скуластый, со вздернутым носом, толстыми губами и шишковатым

лбом, лысый, напоминал собою комическую театральную маску Был он всегда босой,

ходил в старом хитоне Этот наряд был столь обычен для Сократа, что его

восторженный слушатель Аристодем, увидев его однажды в сандалиях, был весьма

удивлен Выяснилось, что Сократ "вырядился" на пир к поэту Агафону по случаю его

победы в афинском театре

Его загадочная манера разговаривать доверительно, интимно, дружески и вместе с

тем иронически приводила в смущение собеседника, который вдруг осознавал себя

ничтожным, глупым, растерянным Вопросы Сократа о том, что такое красота,

справедливость, дружба, мудрость, храбрость, заставляли задумываться людей не

только о философских понятиях, но и о жизненных ценностях Сократ разъяснял

предназначение человека в обществе, его обязанности, его взаимоотношения с

законами, необходимость почитания богов, образования, воздержания от грубых

страстей - то есть практическую ориентацию в жизни для человека,

руководствующегося совестью, справедливостью и гражданским долгом.

Мудрец, если судить по сведениям, дошедших от его учеников, предстает в

чрезвычайно противоречивом виде В воззрениях Сократа уживаются критика власти

большинства (демократии) и почитание законов, беспрекословное выполнение

гражданского долга. Ирония и сомнение у него - рядом с глубокой верой в добрую

основу человека. Стремление к идеальному бытию ничуть не мешает ему в земной

дружбе и веселых пиршественных беседах Вера во внутренний голос, "даймон",

совесть, отвращающую от недостойных поступков, уживается с верой в загробную

жизнь. Сознание своего ничтожества неразрывно с твердым убеждением в собственном

предназначении к высокой цели, ведь Дельфийский оракул назвал Сократа мудрейшим

из греков

Главнейшие источники о Сократе - воспоминания Ксенофонта и диалоги Платона.

Книги его верных друзей открывают нам того Сократа, который стал живой легендой.

Ксенофонт создал свой идеал Сократа - моралиста, настойчивого, упорного, но

несколько надоедливого говоруна, приводившего всех в смущение своей безупречной

логикой. Платоновский Сократ - живой, задорный, любитель застольных бесед,

фигура одновременно трагическая и забавная, редкостное сочетание аскетического

мудреца и насмешника

В молодости Сократ работал вместе со своим отцом, и его даже считали неплохим

ваятелем. Годам к двадцати пяти он отправился набираться софистической

премудрости к Продику Косскому, своему ровеснику, софисту, который придавал

большое значение моральным принципам, занимался философией языка, изучая

многообразие смысловых значений слова Возможно, что увлечение красноречием

привело молодого Сократа к знакомству с Аспа-сией, супругой Перикла,

прославленной красотой и любовью к философии Через многие годы Сократ вспоминал,

как учился риторике у Аспасии и за свою забывчивость едва ли не получал от нее

оплеухи. Он даже припомнил и пересказал речь, которую сочинила Аспасия для

Перикла на погребении погибших воинов-афинян. Увлечение риторикой сочеталось с

занятиями музыкой, которой Сократа обучали Дамон, наставник Перикла, и Коннон А

музыка в свою очередь вела к математике и астрономии. Сократ брал уроки у

Феодора из Кирены, ученого геометра, астронома и музыканта Метод беседы,

основанный на вопросах и ответах, так называемая диалектика, столкнул Сократа с

удивительной женщиной, Диотимой, жрицей и пророчицей, которая, по преданию, даже

отсрочила на десять лет нашествие чумы в Афины Эта образованнейшая женщина

поразила Сократа гибкостью ума и тончайшей логикой.

Существует предание о том, что в ранней молодости, чуть ли не двадцатилетним

юношей, Сократ встретился с философом Парменидом, знаменитым основателем

Говорят, что Сократ слушал Архелая, ученика знаменитого Анаксагора.

Увлечение философией и проблемами смысла жизни отнюдь не мешало Сократу

неукоснительно выполнять свой долг перед родиной. В Пелопоннесскую войну он

участвовал в осаде Потидеи (432-429 годы до н. э), в сражениях при Делии (424

год до н. э.) и Амфиполе (422 год до н э), где вел себя достойно и мужественно.

Сократ настолько погрузился в размышления и созерцания идей, что, как пишет

Платон, в лагере под Потидеей однажды простоял неподвижно на одном месте весь

день и всю ночь до рассвета на удивление людям. В сражении при Потидее он будто

бы спас жизнь Алкивиаду. Когда войско отступало, он с большим самообладанием

пробивался вместе с известным своей храбростью военачальником Лахетом, так что

даже издали было видно, что этот человек постоит за себя.

Но вот однажды произошел случай, изменивший дотоле размеренное течение жизни

философа.

Херефонт, один из ближайших и пылких друзей Сократа , отправился в священный

город Дельфы к оракулу Аполлона и вопросил бога, есть ли на свете кто-нибудь

мудрее Сократа. Ответ пифии предания толкуют по-разному. Или пифия изрекла, что

никого нет мудрее Сократа, или же она сказала "Софокл мудр, Еврипид мудрее,

Сократ же - мудрейший из всех людей".

Такое признание исключительной мудрости человека, который говорил о себе: "Я

знаю то, что я ничего не знаю", глубоко на него подействовало. Сократ стал будто

одержим идеей учить своих сограждан истинному знанию, так как считал, что есть

"одно только благо - знание, и одно только зло - невежество".

Так, уже в возрасте сорока лет Сократ почувствовал в себе призвание учителя

истины. Но за пределы Афин он не выезжал, если не считать поездки с Архелаем на

остров Самос или в священные Дельфы и на Истмийский перешеек.

Слава Сократа превзошла популярность софистов. Те учили искусству спора ради

самого спора, невзирая на истину

Сократ тоже вечно был среди любопытных почитателей, друзей и учеников. Но он

учил бескорыстно, сам подавая пример скромности в житейском обиходе. В беседе он

поглубже запрятывал свое знание предмета и внешне казался ровней какому-нибудь

неопытному собеседнику, заодно с которым пускался на поиски истины. Сократ не

был спорщиком, как софисты, - он был диалектиком, мастером выяснять суть

предмета посредством вопросов и ответов в непринужденной беседе. Столкновение

мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию

Сократ шутя называл повивальным искусством, духовным рождением идеи, вспоминая,

наверное, ремесло своей матери.

К Сократу шли те, кто искренне пытался докопаться до истины, но шли и

любопытные, привлеченные его славой. Среди них были и старые и молодые Сократ

дружил с философами-пифагорейцами, своими ровесниками Симми-

ем и Кебетом Надежнейшим другом был Критон, не философ, а просто добрый и

благородный человек. У него были друзья в разных концах Греции, в Фессалии,

Фивах, Мегаре, Элиде Евклид из Мегары во время войны пробирался в Афины по ночам

под страхом смерти, чтобы послушать Сократа Фе-дон из Элиды, попавший в плен и

обращенный в рабство, был выкуплен при содействии Сократа и стал его учеником.

Иные, как Херефонт, Аполлодор, Антисфен, Аристодем или Гермоген, были

восторженными поклонниками Сократа, готовыми ради него бросить все блага жизни

Ксенофонт, писатель, философ, историк, познакомился с Сократом оригинальным

путем Сократ однажды якобы встретил Ксенофонта и загородил ему дорогу палкой,

спросив его, где продается еда На ответ Ксенофонта он вновь задал вопрос: а где

люди делаются добродетельными9 На молчание Ксенофонта Сократ властно приказал"

"Иди со мною и учись" Вот почему, когда Ксенофонту надо было ехать в Малую Азию

военачальником к персидскому царевичу Киру Младшему, он советовался не с кем

иным, как с Сократом, который и направил его в Дельфы к оракулу Аполлона

С Сократом искали дружбы заносчивые аристократы вроде Алкивиада, Крития или

Калликла, а македонский царь Архелай пригласил Сократа к своему двору, на что

получил отказ. Сократ отклонил и приглашение Скопаса и Еврилоха, владетелей

Фессалии и Лариссы

Сократ был общительным человеком. Он проводил дни то в гимнасии, то в палестре,

то на агоре или за пиршественным столом И всюду он беседовал, поучал, давал

советы, выслушивал. Иной раз в городе появлялась какая-нибудь приезжая

знаменитость, и Сократ спешил, чтобы встретиться и поспорить Так, в 432 году до

н. э. в Афины вторично приехал Протагор, самый непреклонный из софистов, книги

которого потом сожгут в Афинах, а он сам, обвиненный в вольнодумстве, будет

вынужден бежать в Сицилию и погибнет во время бури. Платон расскажет в одном из

своих диалогов ("Протагор"), как в доме богача Каллия, где остановился Протагор,

собрались известнейшие афиняне и знаменитые софисты. Здесь Сократ храбро и

иронически спорил с Протагором, окруженный враждебными софистами и

любознательной молодежью: там были Алкивиад, Критий, сыновья Перикла, Агафон Еще

год оставался до Пелопоннесской войны, в самом начале которой умрут от чумы Пе-

рикл и оба его сына

Сократ , по преданию, жил так аскетично и скромно, что в эпидемию чумы 429 года

до н э, когда вымерли или ушли из города тысячи людей, он не подвергся заразе.

С женщинами Сократу не везло, хотя он и был женат дважды Имя Ксантиппы стало

нарицательным для обозначения сварливой, вечно чем-то недовольной жены. У

Сократа и Ксантиппы было три сына - старший Лампрок и двое младших - Софроникс и

Менексен Однажды Ксантиппа сперва отругала Сократа, а потом окатила водой "Так я

и говорил, - промолвил он, - у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь" Алкивиад

твердил ему, что ругань Ксантиппы невыносима Сократ ответил" "А я к ней привык,

как к вечному скрипу колеса Переносишь ведь ты гусиный гогот9" - "Но от гусей я

получаю яйца и птенцов к столу", - сказал Алкивиад. "А Ксантиппа рожает мне

детей", - ответил Сократ

О Мирте, второй героине семейного романа Сократа, сохранилось мало сведений Свои

познания на семейном поприще Сократ обобщил в крылатой мудрости. "Женишься ты

или не женишься - все равно раскаешься"

Ослабленная неудачами Пелопоннесской войны (411 год до н э), демократия утеряла

свои позиции Злоупотребление властью вождями отдельных партий, демагогами,

вызвало большое недовольство в народе

Мирные занятия философией не могли продолжаться вдали от политической жизни

Сократ оказался замешанным в трагической истории, произошедшей с афинскими

стратегами в 406 году до н. э, после сражения при Аргинуз-ских островах

Афинский флот во главе с десятью стратегами одержал блестящую победу над

пелопоннесцами. Однако афиняне не успели из-за поднявшейся бури похоронить своих

погибших воинов. Боясь кары, на родину вернулись только шесть стратегов,

остальные бежали. Вернувшиеся были сначала награждены за победу, а затем их

обвинили в нарушении отечественных религиозных обычаев. Власти так спешили

расправиться со стратегами, желая устрашить граждан, что потребовали решить их

каждого в отдельности Сократ же как раз в 406 году до н э. был избран членом

афинского Совета Пятисот, членом которого мог быть каждый гражданин, достигший

тридцати лет Сократ вошел в Совет от своего родного дема Алопеки В самый день

суда он явился эпистатом, то есть главою всего Совета на данный день

Сократ резко воспротивился незаконному поспешному суду без всякого

разбирательства. Ксенофонт, современник событий, в своей "Греческой истории" и

поздний историк Диодор подробно рассказывают об этом тягостном деле Чтобы обойти

упорство Сократа, решили отложить постановление суда на следующий день, когда

Совет возглавил уже другой эпистат Стратеги были признаны виновными и казнены

Сам же Сократ едва избежал преследований правящей партии.

Поступок Сократа не остался без внимания Платон в одном из своих первых

произведений - "Апологии Сократа" - рассказал об этой истории, вложив ее в уста

самого Сократа

В 404 году до н. э. Критий, некогда слушатель Сократа, переметнувшийся к

софистам, сам блестящий софист и остроумный поэт, возглавил государственный

переворот. Афинская олигархия, совершившая переворот, получила название власти

Тридцати тиранов Эти Тридцать - верхушка заговорщиков - правили Афинами немногим

более года, расправляясь с непокорными - изгнаниями и казнями.

Сократ опять оказался пританом афинского Совета и, по требованию Тридцати, в

числе пятерых сограждан, исполнявших такие же обязанности, должен был привезти с

острова Саламина известного Леонта, чтобы казнить его Леонт был очень богат, и

олигархи стремились завладеть его имуществом. Однако Сократ воспротивился этому

приказу, и снова один, в то время как остальные четверо привезли Леонта на

гибель Снова Сократ едва избежал казни

К счастью, власть Тридцати была недолговечной и потерпела крах в 403 году до н э

Правдоискательство Сократа уже раздражало сильных людей, и они подумывали, как

бы избавиться от надоедливого философа

Уже после падения олигархов, видимо, в 402 году до н э, как рассказывает Платон

("Менон"), Сократу пришлось встретиться с еще одной "сильной личностью" -

фессалийцем Меноном из рода владетельных Алевадов, который впоследствии ввяжется

в политическую борьбу персидского царевича Кира Младшего и погибнет в Персии

мучительной смертью

В 399 году до н э на Сократа был подан донос, составленный безвестным поэтом

Мелетом, богачом-кожевником Анитом и оратором Ликоном Формально первым

обвинителем был Мелет, но, по существу, главная роль принадлежала влиятельному

Аниту, видевшему в Сократе софиста, опасного кри тика старинных идеалов

государственной, религиозной и семейной жизни В обвинении значилось следующее

"Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец,

против Сократа, сына Софронис-ка из дема Алопеки Сократ обвиняется в том, что он

не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов

Обвиняется он и в развращении молодежи Требуемое наказание - смерть"

Как рассказывает Платон ("Теэтет"), Сократ мирно беседовал с геометром Феодором

Киренским и юным Теэтетом, будущим известным ученым и философом, человеком

благородным и мужественным В конце беседы идет речь о "повивальном искусстве"

Сократа, которое он и его мать получили от Бога Она - для женщин, рождающих

детей, Сократ - для юношей, рождающих прекрасные мысли Сократ будто неожиданно

вспоминает, что ему надо идти в суд, куда его вызывают по обвинению,

подписанному Мелетом

Однако даже и вызов в суд не помешал Сократу, судя по диалогу Платона "Софист",

на следующий день встретиться со своими собеседниками и с помощью своего

"повивального искусства" выяснить, что же собою представляет настоящий софист

Общий вывод был таков софистический спор - это пустая болтовня, способствующая

трате времени и денег Искусство софиста есть не что иное, как спор ради наживы

Дело Сократа получило плохой оборот Судебное разбирательство происходило в одном

из 10 отделений суда присяжных, или гелиеи, включавшей 5 тысяч граждан и тысячу

запасных, которые ежегодно избирались по жребию от каждой из 10 фил Аттики В

отделении, разбиравшем дело Сократа, было 500 человек К этому количеству

стало нечетным

Сократ должен был явиться в суд и выступить в собственную защиту Ему предлагал

помощь и даже приготовил для него речь знаменитый судебный оратор Лисий Однако

мудрец отказался от подготовленной Лисием речи Сократ, привыкший беседовать с

людьми разного положения, достатка и образования, решил сам убедить в своей

невиновности суд, где мог заседать любой афинский гражданин, достигший двадцати

лет, и где обязанности присяжных исполняли горшечники, оружейники, портные,

повара, корабельщики, медники, лекари, плотники, кожевники, мелкие торговцы и

купцы, учителя, музыканты, писцы, наставники в гимнасиях и палестрах и многие-

многие другие, с которыми на площадях и базарах вступал в разговоры Сократ

После того как обвинители произнесли свои речи, слово предоставили Сократу

Однако время защитительной речи было строго ограничено, на видном месте

установили клепсидру (водяные часы) Платон с болью писал впос ледствии, что

Сократу надо было так много сказать и оправдаться перед обвинениями

двадцатилетней давности, пущенными в ход с легкой руки Аристофана, и перед

нынешними обвинителями Ни одного конкретного, обоснованного обвинения не

существовало Сократу приходилось, как он сам говорил, сражаться с тенями и

слухами Ему удается во время речи задать свои обычные иронические вопросы

Мелету, и тот отвечает невпопад или молчит Сократ, который так привык убеждать

людей в том, что смысл жизни не в накоплении денег, а в добродетели, держится

достойно и не ищет снисхождения, не надеется разжалобить присяжных своей

бедностью, старостью, тремя детьми, которые останутся сиротами Он уверен в своей

правоте, заявляя, что не перестанет и впредь воспитывать граждан В свидетели он

берет своих друзей, с трепетом слушающих его Здесь старик Критон и его сын

Критобул, Эсхин из Сфетта и его отец, Антифон и Никострат Здесь же Алоллодор со

своим братом и сыновья Аристона, Адимант и Платон Сократ не просит суд

поступиться истиной и нарушить присягу Он ищет только одной справедливости

Присяжные после обсуждения дела выносят обвинительный приговор По свидетельству

Платона, за оправдание Сократа был подан 221 голос, а против - 280 голосов Ему

для Сократа смерти Но по афинским законам обвиняемый имел право в свою очередь

предложить себе наказание И Сократ со свойственной ему иронией предлагает для

себя, как для старика, много сил отдавшего воспитанию афинских граждан,

пожизненный обед на общественный счет в пританее, который предназначался

атлетам, заслужившим награду на Олимпийских играх Он готов заплатить штраф в 1

мину, а ведь все имущество его оценивается в 5 мин Но друзья Критон, Критобул,

Аполлодор и Платон, присутствующие здесь же, велят ему назна чить штраф в 30

мин, чтобы ублажить присяжных, и берут на себя поручительство Они люди

состоятельные и надежные, так что деньги будут вовремя внесены

Суд не удовольствовался штрафом, и присяжные, оскорбленные ирони ей Сократа,

вынесения смертного приговора "Мне особенно тя жело, Сократ, что ты приговорен к

смертной казни несправедливо" На что Сократ ответил "А тебе приятнее было бы

видеть, что я приговорен справедливо9"

Сократ был спокоен Он сказал, что природа с самого рождения обрекла его, как и

всех людей, на смерть А смерть есть благо, ибо она дает ему возможность или

стать ничем и ничего не чувствовать, или если верить в загробную жизнь,

встретиться со славными мудрецами и героями прошлого Самое же главное, он готов

и в Аиде испытывать его обитателей, кто из них мудр, а кто только прикидывается

мудрым Сократ, уважая решение афинян, поручил

им своих сыновей, чтобы их направляли по пути добродетели, так как он сам

направлял своих соотечественников. "Уже пора идти отсюда, - закончил он, - мне _

ЧТобы умереть, вам - чтобы жить, а что из этого лучше, никому не ведомо, кроме

Тем, кто его осудил, Сократ предсказал приход новых обличителей, которые будут

обличать тем тягостнее, чем они моложе. И их обличение несправедливости

превзойдет все то, что до сих пор делал Сократ.

По преданию, обвинители Сократа испытали на себе его предсказание. Рассказывают,

что афиняне, одумавшись, изгнали их из города, лишили их "огня и воды", так что

им ничего не оставалось, как повеситься Потомкам очень хотелось, чтобы возмездие

когда-нибудь настигло убийц Сократа Так появилась легенда о том, как Анит,

главный подстрекатель и преследователь, был побит камнями и умер в страшных

мучениях.

По решению суда Сократа препроводили в тюрьму. Приговор не могли привести в

исполнение еще целый месяц Так и жил Сократ в тюрьме еще много дней в ожидании

неминуемой смерти К нему приходили друзья Старик Критон убеждал его спастись

бегством и найти убежище вдали от Афин, хотя бы в Фессалии, где его уже ожидали.

Известные философы-пифагорейцы из Фив, Симмий и Кебет готовы были оказать своему

другу помощь и заплатить кому надо. Ежедневно Сократа навещали преданные

ученики. Но вот дошли слухи, что казнь состоится на следующий день, и Критон

торопил Сократа с решением, так как все уже было подготовлено для бегства.

Сократ, однако, остался непреклонным. Он хотел встретить смерть достойно и не

противиться злу, которое наносит ему родной город. Нельзя воздавать злом за зло,

преступив законодательство и обычаи старины

Смерть Сократа . На следующее утро друзья собрались на последнюю встречу с Сократом Одиннадцать

архонтов, надзиравших за тюрьмами, предписали совершить казнь в этот же день.

просил Крития увести несчастную домой Асам мирно беседовал с друзьями о

бессмертии души, о ее судьбе в загробном мире, о том, каким прекрасным и сияющим

видится ему истинная земля и истинное небо. Сократ был убежден, что, выпив

цикуту, яд, который принесет ему смерть, он отойдет в счастливые края блаженных.

Он совершил в соседней комнате омовение, простился с детьми и родственниками и

велел возвращаться им домой.

Пришел раб вместе с человеком, который держал в руках чашу со смертным ядом.

Сократ не спеша взял в руки чашу и выпил ее до дна Вокруг него рыдали друзья,

надлежит в благоговейном молчании Он недолго походил, потом лег И вдруг

промолвил свои последние слова "Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте

же, не забудьте" - "Непременно, - отозвался Критон - Не хочешь ли еще что-нибудь

сказать?" Но ответа уже не было. Критон закрыл ему рот и глаза. Умирая, он как

бы выздоровел, и душа его вернулась к вечной жизни, освободившись от земных

невзгод Вот почему в последних своих словах Сократ вспомнил о жертве, которую

приносили богу врачевания Асклепию, дарователю здоровья

Сократ из Афин (470 – 399 до н.э.) – одна из ключевых фигур в древнегреческой философии. Он родился в Афинах, был сыном каменотёса и повивальной бабки. Сам он ничего не писал, и все сведения о его жизни и о его философских воззрениях почерпнуты из работ его учеников и современников, прежде всего Ксенофонта и Платона. Существует предание, что Сократ в молодости посетил Дельфы, где находился знаменитый храм Аполлона, и на него произвела огромное впечатление надпись в этом храме: «Познай самого себя». Сократ истолковал это как призыв к уяснению путей познания, ведущих к пониманию своей сущности и своего места в мире. Человек, ценности его бытия, главные ориентиры его жизни становятся ведущей темой размышлений Сократа.

Софисты считали, что абсолютных ценностей нет, всё условно. За это их и критиковали. Главная цель философии Сократа – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Софисты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что он ничего не знает. Сократ был уверен, что существуют абсолютные понятия. Важнее всего для человека – научиться пользоваться своим умом, выстраивать правильные рассуждения, вырабатывать обоснованные понятия. Внимание Сократа направлено не на сами по себе наблюдаемые явления, а на понятия, выражающие их сущность. Полезным он признаёт такое знание, которое выражено в убедительных, неоспоримых понятиях. Сократ начал диалектический поиск. В его исследованиях можно проследить два этапа: критический и доказательный. Критический этап был для того, чтобы разрушить самодовольство, в котором пребывали его собеседники. Сократ был внешне неказистым человеком, ходил в небрежном виде, нередко босиком, даже зимой. Он обращался к знатным людям, задавая им вопросы: что такое добро и зло, любовь, счастье, политика, государство и т.д. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика» . Слово «майевтика» с древнегреческого языка переводится как «родовспоможение». Применительно к методологии познания смысл этого термина заключается в том, что рождению каждый раз уточненной и обновленной истины необходимо оказывать помощь (подобно рождению ребёнка).

Этот метод складывался из следующих правил ведения Сократом творческого поиска обновлённой и обогащённой истины. Сократ изначально предполагал рассмотрение любой исходной концепции как гипотезы. Даже обоснованное научное знание, кажущееся абсолютно достоверным, впоследствии неизбежно обнаружит определённую неполноту, неточность, абстрактность, субъективную концептуальность − такова принципиальная гносеологическая позиция мудреца из Афин.


Первоначально Сократ просил своих собеседников и оппонентов сформулировать тезис на счёт решаемой проблемы. Он предварительно условно соглашался с исходным тезисом. Затем уличал оппонента в неточностях, внутренней противоречивости отдельных положений, демонстрируя неполноту и несовершенство точки зрения.

Критический анализ углублялся посредством подбора противоречащих сформулированной точке зрения фактов, правдоподобных примеров, которые сводили к абсурду отдельные положения или концепцию в целом. Часто он критическими рассуждениями сводил исходную формулировку к противоположному смыслу. Сократ любил сопровождать диалог или спор едкой иронией, высмеивающим скепсисом. Этим самым он целенаправленно ставил оппонента в положение недоразумения, вынуждая его творчески мыслить в процессе поиска более правильного (корректного) ответа. Сократ так ставил вопросы, что становилось очевидным − истина не дается раз и навсегда в готовом виде, она вырабатывается каждый раз с элементами новизны в процессе индивидуального или коллективного творческого поиска.

В структуру метода Сократа входило совершенствование определений основополагающих понятий, тезисов, принципов в контексте их обновления. В процессе определения понятий устанавливались сходство и различия по их объему и содержанию применительно к различным случаям. Приём уточнения понятий, исходных тезисов содействовал творческой работе в ходе дискуссии.

Завершающим в сократовской технологии ведения дискуссии был приём наведения оппонентов на обобщённый, более обогащённый новым содержанием ответ. Однако, в нём Сократ снова находил аспекты неполноты, спорной гипотетичности и противоречивости в отношении к новым фактам. Становилось очевидным, что исследователю нельзя было останавливаться на достигнутых результатах и считать концепцию, раскрытой в последней инстанции на все времена и применительно ко всем условиям. Так он провоцировал продолжение творческого поиска. Метод предполагал рассмотрение творческого продукта как условно, и относительно достоверно истинного. Только дальнейшее исследование проблемы, согласно его учению, спасёт истину от старения и смерти.

Сократ критиковал догматизм в убеждениях. Он учил познающих субъектов непрерывному, поступательному продвижению к сущностям более глубокого порядка. Назначение своего метода он понимал так, что с течением времени всё должно обновляться: научные знания, философские концепции, юридические законы, вероучения, этические нормы.

Этика Сократа ригористична, т.е. признаёт существование предписанных этических норм. Условно этические взгляды Сократа можно свести к следующим положениям:

1. этический рационализм – нравственность основывается на знании. Если истина есть благо, то человек, познавший её, не будет действовать во вред себе и окружающим;

2. главными добродетелями являются: мудрость, справедливость, умеренность и мужество. Мужество – есть порождение человеческой воли;

3. единство морали и права – есть основа добродетели полиса. «Что законно, то и справедливо».

Вторая сторона этики Сократа связана с эвдемонизмом, т.е. учением о счастье. По Сократу, счастьем является разумная жизнь человека. Задача этики сделать человека разумным. Основой моральности является знание. Сократ считал себя счастливым человеком.

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее - это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

У Сократа было много друзей и врагов. Враги решили свести с ним счёты и подали на него жалобу в афинский суд. Его обвинили в развращении молодёжи и насаждении новых богов. В результате различного рода интриг он был, в конечном счёте, приговорён к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд (цикуту).

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

· способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

· искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т. д.;

· открыл метод майевтики, широко применяемый в современ­ном образовании;

· ввёл диалогический метод нахождения истины - путем её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

· воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял у истоков целого ряда так называе­мых «сократических школ».

Сокрамт -- древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии -- от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность -- поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

Представители греческой ветви патристики проводили параллели между Сократом и Христом.

Сократ был сыном скульптора Софрониска и повитухи Фенареты, у него был старший брат по матери Патрокл, наследовавший имущество отца. Родившись 6-го фаргелиона в нечистый день афинского календаря, Сократ стал «фармаком», то есть пожизненным жрецом здравия афинского государства без содержания, и в архаическое время мог быть принесен в жертву по приговору народного собрания чтобы решить возникшие общественные проблемы. В молодости учился искусствам у Дамона и Конона, слушал Анаксагора и Архелая, умел читать и писать, однако, никаких сочинений после себя не оставил. Был женат вторым браком на женщине по имени и имел от неё нескольких сыновей, младшему из которых на момент смерти философа исполнилось семь лет. Отличился в ряде сражений и был примером личной храбрости как афинский ополченец-гоплит. Вёл образ жизни афинского и нищего мудреца и никогда не покидал Аттику. Славился как непобедимый спорщик и бессребреник, отказывавшийся от дорогих подарков и всегда ходивший в старой одежде и босиком. Был высмеян как софист и платный учитель красноречия в комедии Аристофана «Облака» (около 423 г. до н. э.), на представлении которой встал, предлагая собравшимся сравнить себя с актёром.

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне -- сражался под Потидеей, при Делии, при Амфиполе. Защищал от несправедливого суда демоса осуждённых на смерть стратегов, в том числе сына своих друзей Перикла и Аспазии. Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, спас его жизнь в бою.

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд.

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде.

Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака», «Лягушки», «Птицы», где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида, и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно -- бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты -- лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.

Вскоре после своей смерти - в сочинениях Платона - Сократ фигурирует как великий мыслитель. Слава реформатора философии (как теоретической, так и практической), составившего эпоху в её развитии, навсегда осталась за Сократом, так что весь предыдущей период её истории называют «досократовским». Аристотель ставит Сократу в заслугу то, что он положил начало научной методологии в форме индуктивных рассуждений и общих определений, а Цицерон в «Тускуланских беседах» прославляет Сократа за то, что он первый свел философию с неба на землю, ввел ее в дома и человеческое общество, - был создателем нравственной и общественной философии. По-видимому, правы те исследователи, которые ближайшую цель философствования Сократа видят в его стремлениях положить конец моральной анархии и политическому разложению родных Афин и вообще Греции, а реформу теоретической философии считают необходимым средством для достижения нравственно-общественных задач.

Главную задачу своей философии Сократ видел в познании самого себя и других; начертанное в дельфийском храме изречение «познай самого себя» было его девизом. Против софистов Сократ выставлял общеобязательность разума и образуемых им понятий. Понятия (особенно нравственные и общественные) Сократ отвлекал от ряда частных, конкретных житейских случаев, проводя их один за другим и вырабатывая на их основании твердые определения. Сократ вел свои исследования в форме разговоров, выработав свой особый метод «сократической» диалектики. Сократ не излагал своей философии систематически, а выспрашивал собеседника и заставлял и его самого производить некоторую работу. При этом Сократ часто вначале прикидывался незнающим («ирония» Сократа: «я знаю только то, что я ничего не знаю»), а затем, доведя умелыми вопросами собеседника до нелепых выводов, убеждал его в том, что тот ничего не понимает, и показывал, как надо философски решить вопрос. Такой метод в необыкновенной степени возбуждал в собеседнике и слушателях интерес и активную работу мысли. Свой метод Сократ сравнивал с ремеслом своей матери и говорил, что он помогает людям рождать мысли (майевтика). Развитие Сократом мыслей в форме диалогов - с положениями и возражениями - было зародышем платоновской «диалектики», а логический метод определения (установления содержания) понятий Платон положил в основу своей гносеолого-метафизической теории идей.

Истинные понятия, согласно философии Сократа, общезначимы и общеобязательны в силу общности ума во всех людях; поэтому они выше случайных и противоречивых показаний чувств; на них основана наука, тогда как чувственные данные могут дать начало лишь «мнению».

Становление философских взглядов Сократа. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Сократ действительно явился тем мыслителем, который в путанице софистики отделил истинное от неистинного, свет от темноты. Почва, на которой он стоит, у него с софистами общая. Его принципом является отрицательная власть субъективного, не обусловленная никаким внешним объектом, свободная от ограниченного и определенного, которые считаются прочной реальностью непосредственного сознания; человек также у него относится только к самому себе; он также, по его мнению, имеет критерий реальности в себе самом. Сократ значительно отличается от софистов тем, что для него таким критерием является не отдельное, а всеобщее сознание, сознание истинного и доброго, что он определяет разумную, абсолютную цель, содержание, хотя и продиктованное мышлением, но тем не менее сущее в себе и для себя, устойчивое, субстанциальное добро, как сущность субъективности.

Сомнение - «я знаю то, что ничего не знаю», - должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию - «познай самого себя». Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.

В центре учения Сократа - человек, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. Сократ рассматривал подходящим для учения любое место, поскольку весь мир является школой благодетельности. Поэтому глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не знаешь. Вот поэтому его философию называют началом первого антропологического поворота в истории философской мысли.

Философия в понимании Сократа. Сократ концентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считая эти проблемы важнейшими для философии. Для Сократа знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» - ценность знания. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, нельзя назвать философом того, кто обладает знаниями и мудростью, но, судя по его образу жизни, лишен добродетели. Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа является, по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим философия, в понимании Сократа, не сводится к чисто теоретической деятельности, но включает в себя также практическую деятельность - правильный образ действия, благие поступки. Словом, мудрость есть добродетель, т. е. знание о добре, которое включает в себя внутреннее переживание добра и потому побуждает к благим поступкам и удерживает от дурных. Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал познание «естества» человека, первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву «Познай самого себя». В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание. Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического метода, или диалектики. Диалектика - великое достижение философии Сократа.Философия, как ее понимает Сократ,- не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но так как жизнь - искусство и так как для совершенства в искусстве необходимо знание искусства, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие о предмете и достигается посредством определения понятия.

Философский метод Сократа имевший своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики», под которой в древности понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. Тогда некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины. Основные составные части сократовского метода: «ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию. Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская «ирония». Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Поэтому продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» - «повивальное искусство». Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию «всеобщего» как основы истинной морали. Основная задача философского метода Сократа - найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена стимулированием мощи души через иронию и индуктивное размышление.

Религиозные взгляды и «демон» Сократа. Основной задачей философии Сократ считал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Материю он определял как субстанцию, возникающую и уничтожающуюся; идеи как неразложимую субстанцию, мысли Бога. Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознание, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Высшим проявлением божественной заботы о людях является разумность человека.

Человек, по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нем, наряду со смертным телом, не было бы бессмертной души. Именно благодаря божественной душе человек приобщается к божественному знанию: подобное познается подобным.

Главным является забота о душе: пренебрежение телесными удовольствиями, которые, скорее, приносят вред, чем пользу, и украшение души подлинными добродетелями и плодами познания - истиной, справедливостью, свободой, мужеством, воздержанностью.

Сократ считал, будто его сопровождает некий демон (гений), который, дает ему советы, останавливает его, когда он хочет совершить неправильный поступок или активно побуждает его к действиям.Одни исследователи видят в демоне Сократа метафору, которой он иронически прикрывал свои собственные совесть, разум или здравый смысл; другие - просветленное чувство, просветленное внутреннее чутье или инстинкт; третьи - выражение внутреннего откровения или проявление религиозного энтузиазма; четвертые - «чудовищный» феномен, при котором инстинкт и сознание (их функция) заменяют друг друга; пятые - свидетельство того, что внутреннему миру каждого присуща трансцендентность.

Сократовская концепция знания и познания. Сократ считал, что знание божественно, и только оно возвышает человека и уподобляет его богам. Сократ отстаивал принцип всеобщего господства разума - в природе, в отдельном человеке и в человеческом обществе в целом.

Истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к нему. Таковы условия и границы возможной и допустимой автономии человеческого познания. Четко было обозначено Сократом и единственно верное, по его мнению, направление усилий человека - познание. Истинный путь человеческого познания состоит, по Сократу, в том, что бы уразуметь божественную мудрость, управляющую всеми делами.

Сократ сделал формулу мудрости - «Познай самого себя» основной частью своего учения. Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности. Сократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире. Человек, знающий себя, знает и то, что для него будет хорошо, и различает то, что может сделать и чего не может.

Сократ считал последовательное познание «себя самого» основой понимания этических принципов, отношения к полису и религии. В отличие от предшествовавших ему материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде всего в его отношении к природе и призывали «прислушиваться к природе», Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса». Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания.

Добродетель в понятии Сократа. В центре всего сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. По существу своему учение Сократа - это философия морали, этика. Добродетель, по Сократу,- это божественный разум, доступный, и то не полностью, лишь философскому уяснению в понятиях.

Истинное познание - познание посредством понятий - доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Мудрость есть знание, но человек не в силах знать все. Сократ различил четыре вида добродетели: благоразумие, праведность, стойкость, воздержание.

Вопрос бытия в философии Сократа. Придя к выводу о неправильности исследования причины бытия, как он её понимал, эмпирическим путем, Сократ перешел к философскому рассмотрению истины бытия в отвлеченных понятиях. С этой точки зрения критерием истины является соответствие того, что познается, своему понятию.

Своей трактовкой истины в понятиях Сократ перевел проблематику познания в новую плоскость, сделав предметом философского познания само знание. Все бытие, лишенное собственного разума и смысла, вытеснено из этого предмета, исключено из него. Сократовская философия имеет дело не с бытием, но со знанием о бытии. И это знание - результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия. Понятие в концепции Сократа - это не результат одних лишь мыслительных усилий познающего субъекта, не просто субъективный феномен человеческого мышления, но некая умопостигаемая объективность разума. сократ философ познание

Одним из основных разногласий Сократа и софистов стал вопрос о существовании объективной истины. Софисты были уверены в отсутствии истины вне человека и считали каждого человека вправе принимать за истину то, что подходит для конкретного индивида в конкретном случае в зависимости от личных склонностей, ситуации, выгоды и пр. В вопросе истинности того или иного положения решающим становится субъективное мнение и произвол человека, «меры всех вещей». Таким образом, в рассуждениях софистов «о делах человеческих» Сократ не находит ничего, кроме напущенной мнимой мудрости. По его мнению, без непреложных истинных начал, истинных норм человеческой деятельности - теоретической и практической невозможна разумная и созидательная деятельность человека и какое-либо положительное развитие личности. Задача каждого - найти всеобщие и объективные теоретические и практические, логические и этические нормы. Причем такой процесс возможен только при условии приложения конкретных усилий каждым конкретным человеком - нахождение всеобщей истины, применимой к каждому из нас, ставится в прямую зависимость от личного благочестия.

Начиная с Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. В философии Сократа человек становится единственным бытием, которого он рассматривает как нравственное существо. Сократ является родоначальником философской этики, которая, в отличие от религиозной, рассматривает мораль в качестве предмета, целиком находящегося в компетенции человека, в границах его познавательных и практических возможностей.

Алкивиад, Ксенофонт, Евклид. Учение Сократа ознаменовало новый этап в развитии античной философии, когда в центре внимания оказались не природа и мир, а человек и духовные ценности.

Детство и юность

По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска и повитухи Фенареты. У будущего великого мыслителя был старший брат Патрокл, который унаследовал отцовское имущество, но и Сократ не остался в нищете.

Об этом можно судить по тому факту, что на войну со Спартой философ отправился в обмундировании тяжеловооруженного воина, а оплатить его было по силам только обеспеченным гражданам. Отсюда следует вывод, что отец Сократа был зажиточным горожанином и неплохо зарабатывал, орудуя резцом и прочими инструментами.

Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он спас от гибели своего военачальника, Алкивиада.


Мыслитель родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что предопределило его судьбу. Согласно древнегреческим законам, Сократ стал хранителем устоев афинского общества и государства, причем безвозмездно. В дальнейшем общественные обязанности философ исполнял с должным рвением, но без фанатизма, и поплатился жизнью за убеждения, честность и стойкость.

В молодости Сократ обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая,общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства мудрости и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников, современников и последователей. Одним из них был великий .

Философия

При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.


При этом знание, по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.

Противоречивы трактовки понятия зла, выведенные Сократом, а точнее, упоминания о них в трудах Платона и Ксенофонта, учеников великого философа. Согласно Платону, Сократ отрицательно относился к злу как к таковому, даже к тому злу, которое человек причиняет врагам. Ксенофонт имеет противоположное мнение по этому вопросу, передавая слова Сократа о необходимом зле во время конфликтов, чинимом ради защиты.


Противоположные трактовки высказываний объясняются характером обучения, свойственного сократовской школе. Философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина. Поэтому логично предположить, что воин Сократ беседовал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примере военных конфликтов с противником на поле боя.

Платон же был мирным гражданином Афин, и Сократ с Платоном говорили об этических нормах внутри общества, причем речь шла о своих же согражданах, близких людях и о том, допустимо ли совершать зло по отношению к ним.


Диалоги – не единственное отличие сократовской философии. К ярким чертам постижения этических, человеческих ценностей, исповедуемого философом, относятся:

  • диалектическая, разговорная форма поиска истины;
  • определение понятий методом индукции, от частного – к общему;
  • поиск ответов на вопросы при помощи майевтики.

Сократов метод поиска истины заключался в том, что философ задавал собеседнику наводящие вопросы с определенным подтекстом, так что отвечающий терялся и в итоге приходил к неожиданным для себя выводам. Славился мыслитель и заковыристыми вопросами «от противного», заставляя оппонента противоречить самому себе.


Сам учитель никак не претендовал на звание всезнающего педагога. С этой особенностью сократовского учения связана приписываемая ему фраза:

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Философ спрашивал, подталкивая собеседника к новым мыслям и формулировкам. От общих предметов он переходил к определению конкретных понятий: что есть мужество, любовь, доброта?


Определение сократовскому методу дал Аристотель, которому было суждено родиться спустя поколение после Сократа и стать учеником Платона. Согласно Аристотелю главный сократовский парадокс гласит: «Человеческая добродетель есть состояние ума».

К Сократу, который вел аскетический образ жизни, люди приходили за знаниями, в поисках истины. Он не обучал ораторскому искусству и другим ремеслам, но учил быть добродетельными по отношению к близким: семье, родным, друзьям, слугам и рабам.

Философ не брал денег с учеников, однако недоброжелатели все-таки причислили его к софистам. Последние тоже увлекались обсуждением этических норм и человеческой духовности, но не гнушались зарабатывать звонкие монеты своими лекциями.


Поводов к недовольству с точки зрения общества Древней Греции и граждан Афин Сократ давал немало. Для того времени считалось нормой, чтобы подросшие дети учились у родителей, а школ как таковых не было. Молодежь воодушевилась славой этого человека и гурьбой валила к прославленному философу. Старшее поколение было недовольно таким положением вещей, отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».

Людям казалось, что философ подрывает самые устои общества, настраивая молодых людей против собственных родителей, развращая неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.


Другой момент, ставший роковым для Сократа и приведший к смерти мыслителя, связан с обвинением в неблагочестии и поклонении другим богам вместо тех, которые признавали афиняне. Сократ считал, что о человеке сложно судить по поступкам, ведь зло творится по незнанию. В то же время в душе каждого человека есть место добру, а у каждой души есть демон-покровитель. Голос этого внутреннего демона, которого сегодня мы бы назвали ангелом-хранителем, периодически нашептывал Сократу, как поступить в сложной ситуации.

Демон приходил на помощь философу в самых отчаянных обстоятельствах и всегда выручал, поэтому ослушаться его Сократ считал недопустимым. Этого демона и приняли за новое божество, которому мыслитель якобы поклонялся.

Личная жизнь

До 37 лет жизнь философа не отличалась громкими событиями. После этого мирный и аполитичный Сократ три раза участвовал в военных действиях, причем показал себя как храбрый и мужественный воин. В одном бою ему довелось спасти жизнь ученика, полководца Алкивиада, разогнав одной дубинкой вооруженных до зубов спартанцев.

Этот подвиг впоследствии тоже поставили в вину Сократу, поскольку Алкивиад, придя к власти в Афинах, установил режим диктатуры вместо любимой греками демократии. Отстраниться от политики и жизни общества и предаться философии и аскетизму Сократу так и не удалось. Он защищал несправедливо осужденных, а затем по мере сил противился методам правления пришедших к власти диктаторов.


В пожилом возрасте философ женился на Ксантиппе, у которой от него было трое сыновей. По слухам, жена Сократа не ценила великий ум супруга и отличалась вздорным нравом. Неудивительно: отец троих детей совершенно не участвовал в жизни семьи, не зарабатывал денег, не помогал родным. Сам мыслитель довольствовался малым: жил на улице, ходил в рваных одеждах и слыл чудаковатым софистом, каким и представил его в своих комедиях Аристофан.

Суд и казнь

О смерти великого философа нам известно по трудам учеников. Подробно процесс суда и последние минуты мыслителя описали Платон в «Апологии Сократа» и Ксенофонт в «Защите Сократа на суде». Афиняне обвинили Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и сам произнес речь в собственную защиту, отрицая обвинения. Он не стал предлагать штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по законам демократичных Афин это было возможно.


Сократ не принял помощь друзей, предлагавших ему побег или похищение из тюрьмы, а предпочел встретиться лицом к лицу с собственной судьбой. Он полагал, что смерть найдет его везде, куда бы ни увезли его друзья, раз уж так суждено. Другие варианты наказания философ считал признанием собственной вины и не мог с этим смириться. Сократ предпочел казнь, приняв яд.

Цитаты и афоризмы

  • Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
  • Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
  • Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
  • Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.