Ткани, органы и системы органов. Растительная ткань

Цель урока: ознакомить учащихся со строением эпителиальной и соединительной тканей.

Тип урока: раскрывающий содержание темы

Вид урока: урок лабораторной работы

Задачи:

Образовательная:

Сформировать понятия: ткань, эпителиальная ткань, соединительная ткань;

Продолжить формировать понятия: клетка, межклеточное вещество, виды соединительной ткани: хрящевая, костная, жировая, кровь.

Развивающая:

Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, микроскопом и микропрепаратами;

Продолжить развитие трудолюбия через заполнение дидактической карточки.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Методы:

    Словесные (беседа, рассказ, объяснение);

    Наглядные (демонстрация рисунков в учебнике);

    Практические (работа с учебником, микроскопом, дидактической карточкой).

Оборудование: микроскопы с разрешением 160 и выше, микропрепараты «Однослойный эпителий почечных канальцев кошки», «Гиалиновый хрящ», «Костная ткань», учебник, дидактический материал.

Литература: Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287 с.

Этапы урока:

    Организационный момент

    Изложение нового материала

    Закрепление изученного материала

    Задание на дом

Ход урока:

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего нашего занятия «Ткани. Эпителиальные и соединительные ткани под микроскопом». По этой теме мы выполним лабораторную работу. Прежде чем начать делать лабораторную работу, я отмечу отсутствующих (отметка отсутствующих). Откройте рабочие тетради и запишите сегодняшнюю дату, тему урока.

Изложение нового материала

Учитель: В многоклеточном организме группы клеток приспособлены к выполнению определенных функций. Такие группы клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом, называют тканью.

У человека, как и у животных, выделяют четыре типа тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную.

Эпителиальные ткани . Эпителиальные ткани образуют поверхностные слои кожи, слизистые оболочки внутренних органов (пищеварительного тракта, дыхательных и мочевыводящих путей), образуют многочисленные железы, выстилают изнутри сосуды.

Эпителий кожи, роговицы глаз защищает от неблагоприятных внешних воздействий, а эпителий желудка, кишечника предохраняет их стенки от действия пищеварительных соков. Через кишечный эпителий питательные вещества всасываются в кровь, а в легких через клетки эпителия осуществляется газообмен.

Железистые эпителиальные клетки выделяют различные вещества (секреты). Железистый эпителий образует железы. Различают железы внешней и внутренней секреции.

У первых секрет выделяется через специальные протоки на поверхность тела или в полость тела (таковы, например, потовые, слюнные, молочные железы). Железы внутренней секреции не имеют протоков, и их секрет (гормон) выделяется непосредственно в кровь.

Несмотря на многообразие функций, эпителиальные ткани имеют ряд характерных особенностей. Их клетки плотно прилегают друг к другу, располагаясь в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо. Клетки эпителиальных тканей при повреждении быстро замещаются новыми.

Соединительные ткани . В организме человека различают несколько видов соединительной ткани, на первый взгляд очень разных: хрящевая, костная, жировая, кровь. Их строение и функции различны, но все они имеют хорошо развитое межклеточное вещество. Межклеточное вещество в зависимости от выполняемой тканью функции может быть различным. Так, у крови оно жидкое, у костей - твердое, у хрящей - упругое, эластичное.

Соединительные ткани выполняют различные функции. Волокнистая соединительная ткань заполняет промежутки между органами, окружает сосуды, нервы, мышечные пучки, образует внутренние слои кожи - дерму и жировую клетчатку. Опорную, механическую функцию выполняют костная и хрящевая ткани. Кровь выполняет питательную, транспортную и защитную функции.

Задание 1. Рассмотрите микропрепарат «Однослойный эпителий почечных канальцев кошки» сначала при малом, а затем при большом увеличении. Отметьте особенности строения данной ткани (форму клеток, их расположение, особенности их соединения). Зарисуйте основные структуры однослойного эпителия, обозначив все перечисленные детали его строения.

Порядок описания препарата

Результаты наблюдения

Название препарата

Однослойный эпителий почечных канальцев кошки

Тип ткани

Эпителиальная

Местонахождение ткани

Стенки канальцев, в которых образуется моча, на поперечном сечении имеют вид прозрачных кружков и эллипсов

Тип клеток

Однотипные

Расположение клеток

Выстилают стенку канальца, образуя сомкнутый ряд

Вид клеток и ядра

Клетки цилиндрической формы, ядро одно, крупное

Еле заметная полоска позади клеточного ряда, бесструктурная

Рисунок ткани

Задание 2. Рассмотрите микропрепарат «Гиалиновый хрящ», «Костная ткань» под микроскопом. Отметьте особенности строения этих тканей (форму клеток, их расположение, особенности их соединения). Зарисуйте рассмотренные препараты тканей. Сделайте вывод об особенностях строения тканей.

Порядок описания препарата

Результаты наблюдения

Название препарата

Гиалиновый хрящ или Костная ткань

Тип ткани

Соединительная

Местонахождение ткани

Тип клеток

Расположение клеток

Вид клеток и ядра

Наличие межклеточного вещества

Рисунок ткани

Закрепление изученного материала

Учитель: Для закрепления изученного материала давайте решим задачу.

После сильных травм раны не всегда заживают полностью, и на месте повреждения остается рубец, вывести который бесследно практически невозможно. Рубец - это участок соединительной ткани, функции кожи он не выполняет. Он менее эластичен, в нем нет волосяных фолликулов, потовых и сальных желез. Через три месяца после образования не леченый рубец прорастает сосудами, через девять месяцев на всю глубину поражения рубец прорастает нервной тканью.

Вопрос: Какая функция эпителия проявляется, если накладывать на лицо питательный крем? Какие особенности строения эпителиальной ткани вам известны?

Конспект урока биологии с презентацией и дидактическими заданиями по теме "Ткани человека"

Удилова Татьяна Александровна, 12.11.2017

890 100

Содержимое разработки

Конспект урока биологии _ Udilova_ TA_1_8

Урок открытия нового знания по теме «Ткани человека»

Предмет – биология,

Класс – 8

Планируемые результаты:

Предметные :

Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных тканей человека, разнообразием их разновидностей и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении различных тканей, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль различных тканей в органах.

Метапредметные :

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение различных видов тканей, определяя принадлежность разных типов клеток к тем или иным тканям; учатся работать по плану с разными источниками информации: текст, рисуночная схема, таблица, видеоролик.

Личностные :

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения различных видов тканей, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к самим себе, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью, развивают умения слушать и слышать

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД : ( организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, постановка вопросов, оценка и коррекция своей работы.

    Целеполагание

День добрый, друзья! Внимание! Прозвенел долгожданный звонок. Поэтому садитесь поудобнее. Начнем скорей урок! Я люблю музыку и начну его с небольшого музыкального фрагмента. Гармония природы созвучна с гармонией музыки. Пусть музыка звучит, притягивая свет и доброту, и собирает вместе множество друзей творящих добрую мечту! С вашего позволения я, сегодня не ваш учитель, а дирижер нашего оркестра. Слаженная игра оркестра зависит от каждого инструмента, т.е. от голоса каждого из вас. Итак, приступим к настройке инструментов для репетиции нашего концертного номера. Сегодня вам пригодится для этого листы партитуры – это ваши рабочие листы с нотами, т.е. с заданиями для сегодняшней репетиции, которые вы подпишите сейчас.

Я предлагаю вам разгадать, о чем пойдет сегодня речь, просмотрев небольшие объяснялки первоклассников по теме нашего урока.

Ребята, догадались, что будет объектом нашего изучения сегодня?

( Ткани) А в курсе биологии 8 класса какой вид живой природы мы изучаем?

( Homo sapiens - человек разумный) Верно. В связи с этим прошу вас уточнить тему нашего разговора.

Тема урока: Ткани человека. Запишите тему в рабочие листы.

Человек существо одно- или многоклеточное? Да, вы правы. А все ли клетки одинаковые?

По каким основаниям тогда следует разделить клетки? (функции, строение) В результате деления образуются группы. В рабочей партитуре найдите задание № 1 и выполните его.

Задание № 1. Подберите подходящее по смыслу определение группе клеток сходных по строению и выполняемой функции.

1. обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.

2. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

3. совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое

Как следует называть эту группу клеток? (Ткань)

На какие две группы вы можете разделить все известные вам ткани? (растительные и животные)

Задание № 2. Выберите из предложенного списка только животные ткани.

    Механическая

    Основная

    Эпителиальная

    Нервная

    Проводящая

    Запасающая

    Мышечная

    Образовательная

    Покровная

    Соединительная

    Ключ для проверки: 3, 4, 7, 10

    А человеку присущи животные или растительные ткани. Способны ли наши ткани также хорошо восстанавливаться как у плоских червей, кишечнополосных животных или пресмыкающихся. Получается, что о тканях мы имеет представление, но знаем еще не все.

    Прошу вас обратиться опять к своим рабочим листам и поработать в разделе «Хочу узнать и научиться»

    Прошу озвучить задачи, которые вы для себя определили на данный урок.

    Я позволила себе ваш выбор несколько скорректировать и более кратко изложить в двух предложениях. Ознакомьтесь с ними на слайде. Согласны? Продолжаем работать.

    Задачи на слайде

    1. Научиться распознавать ткани человека по строению и свойствам.

    2. Определять их местоположение в организме и выполняемые функции.

    Прошу рассмотреть на слайде коллаж о тканях составленный учениками начальных классов. Как вы считаете, позволит ли он вам решить поставленные задачи? Нет – не совсем. Тогда предложите свои пути для решения поставленных задач. Учебники и др… Я вас услышала. Предвосхищая ваши потребности, я подготовила для групповой работы задание № 3. Для его выполнения возьмите жёлтые конверты и прочитайте, что вам предлагается для работы. Прошу задать вопросы по процедуре выполнения задания, если таковые имеются.

    Ну что же у нас хорошо прошла настройка инструментов и теперь все готовы работать, и можем начать репетицию. Приступайте к поэтапному выполнению задания № 3, а я в это время сделаю электронные фотографии тканей человека и представлю их вашему вниманию.

  1. II . Открытие нового знания

    Задание № 3 выполняется за 10 минут в группах

    Разновидности ткани;

    Место нахождения ткани в организме;

    Функции ткани;

    Свойства ткани.

    2. Рассмотрите особенности расположения клеток тканей на микропрепаратах с помощью световых микроскопов.

    III . Рефлексия

    Ну что ж репетиция окончена. Пора продемонстрировать каждой группе свой концертный номер, который называется «Живая скульптура».

    1. «Живая скульптура».

    2. «Живая скульптура».

    3. «Живая скульптура».

    4. «Живая скульптура».

    Несколько учащихся должны расположиться так, как выглядят и работают нервные клетки (тело нейрона с короткими отростками – дендритами, тело нейрона с длинным отростком – аксоном и синапс между ними)

    Нервная ткань представлена – нейронами с длинными (аксонами) и короткими (дендритами) отростками, а синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

    Спасибо, вы отлично исполнили свой концертный номер и заслужили аплодисменты.

    А завершающим аккордом станет ассоциативный ряд к ключевому понятию нашего сегодняшнего концерта.

    (возможные варианты)

    - система

    - совокупность

    - единое

    -целое

    -функциональность

    IV. Домашнее задание

  1. 1. Изучить § 4

    2. Составить систематизирующую таблицу «Ткани человека», отражающую четыре вопроса:

    Тип ткани и его разновидности

    Особенности строения и расположения клеток относительно друг друга

    Местоположение ткани в организме человека

    Функции ткани

    3. Индивидуальное задание – подготовить устное сообщение на 1 минуту по теме «Роль стволовых клеток в организме человека»

Содержимое разработки

Рабочий лист _____________________________________________________

(фамилия, имя ученика)

Тема урока: _______________________________________________________

Хочу узнать и научиться: (подчеркните то, что для вас необходимо)

Задание № 1. Подберите одно подходящее по смыслу определение группе клеток сходных по строению и выполняемой функции и допишите соответствующий термин.

1. Обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме – ____________.

2. Система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями – _____________ .

3. Совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое – __________.

Задание № 2. Подчеркните в предложенном списке животные ткани.

    Механическая

    Основная

    Эпителиальная

    Нервная

    Проводящая

    Запасающая

    Мышечная

    Образовательная

    Покровная

    Соединительная

  1. Задание № 3 (Время выполнения 3 минуты. Время хранят песочные часы)

    Для выполнения задания возьмите конверт жёлтого цвета

    1. Извлеките информацию из предложенного источника (видеофрагмент, текст, таблица, рисуночная схема) по плану:

    Разновидности ткани;

    Место расположения ткани в организме;

    Функции ткани;

    Свойства ткани.

    2. Рассмотрите особенности расположения клеток изучаемой ткани на микропрепаратах.

    Изобразите пантомимой расположение клеток изученных тканей и их функции (по возможности).

    Устно сделайте вывод об особенностях расположения клеток ткани, их функциях, свойствах.

  1. Осмыслите результаты проделанной работы и предложите ваши ассоциации к термину «ткань».

Содержимое разработки

«Живая скульптура» № 1 – эпителиальная ткань

Учащиеся должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия.

Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в нашем организме, располагаются очень плотно, образуют железы, наружные покровы и выстилают полости тела

«Живая скульптура»№ 2 – соединительная ткань

Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.

Вывод: соединительная ткань в общей массе любого органа не только составляет 60-90 %, но и обеспечивает правильное питание и очищение основных клеток нашего организма. По состоянию соединительной ткани в организме человека можно судить о его возрасте. Разновидности ткани придают ему опору и являются запасным источником энергии.

«Живая скульптура» № 3 – мышечная ткань

Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки гладкой мускулатуры (взявшись за вытянутые руки, образовав ряд). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры (рукопожатие передаются от одного к другому). А теперь как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани (взявшись за руки, образовав кольцо). Все одновременно пожали друг другу руки.

Вывод: В ответ на сигнал нервного импульса гладкая мускулатура сокращается медленно и непроизвольно, скелетная поперечнополосатая – быстро и произвольно, а сердечная поперечнополосатая вообще работает автономно.

«Живая скульптура» № 4 – нервная ткань

Несколько учащихся должны расположиться так, как выглядят и работают нервные клетки (тело нейрона с короткими отростками – дендритами (один ученик с поднятыми руками и растопыренными пальцами), тело нейрона с длинным отростком – аксоном (один ученик – тело нейрона, а два других ученика взявшись за вытянутые руки, изображают длинный аксон), а синапс между ними – соприкосновение рук между дендритом и аксоном.

Вывод: Нервная ткань представлена – нейронами с длинными (аксонами) и короткими (дендритами) отростками, а синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

Содержимое разработки

Задание № 3. Изучите текст «Нервная ткань». Выполните задание по предложенному плану.

Нервная ткань – основа нервной системы, обладает свойствами возбудимости и проводимости. Клетки нервной ткани называются нейроны – звёздчатой формы, имеют отростки – длинные: аксоны и короткие: дендриты. Рецепторы органов чувств воспринимают сигналы из окружающей среды и по аксонам образующим нервы передают их в головной и спинной мозг, таким образом, нервная ткань обеспечивает взаимодействие тканей, органов и систем организма и их регуляцию. Синапсы – это участки, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

Задание № 3. Изучите таблицу «Эпителиальная ткань». Выполните задание по предложенному плану.

Эпителиальная ткань

Разновидности ткани

Место расположения

в организме

Функции

Особенности расположения: клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Однослойный эпителий

Оболочки внутренних органов, лёгочные пузырьки, капсулы нефронов почек, стенки сосудов

Покровная, защитная, всасывающая, выделительная, газообмен

Многослойный эпителий

Покровы тела, пищевод, слизистая внутренней поверхности щёк

Покровная, защитная

Железистый эпителий Ты слышишь?

Это музыка звучит

Без слов …

Без взгляда …

Без прикосновенья…

Она коснётся глубины души,

Нам подарив минуты наслажденья!




Организм человека - сложная система, которая состоит из огромного количества клеток.


Группы клеток...

1. обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.

2. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

3. совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое


Выберите из предложенного списка животные ткани

  • Механическая
  • Основная
  • Эпителиальная
  • Нервная
  • Проводящая
  • Запасающая
  • Мышечная
  • Образовательная
  • Покровная
  • Соединительная

Ключ: 3, 4, 7, 10


Хочу узнать и научиться

Подчеркните то, что для вас необходимо что называют тканью, какие ткани бывают у человека, из чего они состоят, какими свойствами обладают, для чего нужны в организме человека, научиться отличить ткани по внешним особенностям, соотносить их работу с особенностями строения.


Задачи

1. Научиться распознавать ткани человека по строению и свойствам.

2. Определять их местоположение в организме и выполняемые функции.



Задание № 3

1. Извлеките информацию из предложенного источника ( видеофрагмент , текст, таблица, рисуночная схема) по плану:

- разновидности ткани;

- место расположения ткани в организме;

- функции ткани;

- свойства ткани.

2. Рассмотрите особенности расположения клеток тканей на микропрепаратах.


  • Изобразите пантомимой расположение клеток изученных тканей и их функции (по возможности).
  • Устно сделайте вывод об особенностях расположения клеток ткани, их функциях, свойствах.


  • Осмыслите результаты проделанной работы и предложите ваши ассоциации к термину «ткань».

Общий обзор организма человека

Организм – целостная, саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся система, состоящая из клеток, тканей, органов и систем органов.

В основе жизнедеятельности всего организма лежит обмен веществ, включающий два взаимосвязанных процесса: синтез органических веществ (ассимиляция) и их расщепление и окисление (диссимиляция) .

Как целостная система организм обладает свойствами живого:

  • наследственностью и изменчивостью,
  • ростом, развитием и размножением,
  • раздражимостью,
  • обменом веществ и энергии,
  • целостностью, дискретностью и др.

Целостность организма обеспечивается:

    структурным объединением всех его частей (клеток, тканей, органов);

    регуляторным действием нервной системы (при помощи нервных импульсов);

    гуморальной регуляцией (при помощи циркулирующих в жидкостях внутренней среды организма биологически активных веществ, которые вырабатывают в процессе своей жизнедеятельности клетки, ткани, органы, железы внутренней секреции).

Упорядоченное и эффективное функционирование сложного многоклеточного организма чело­века обеспечивается согласованной работой двух систем - нервной и эндок­ринной.

Организм состоит из клеток. На уровне клетки происходят важнейшие процессы: обмен веществ, рост, размножение.

Основные компоненты клетки: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями.

Строение и функции тканей.

Ткань – совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, сходное строение и выполняющих одинаковые функции.

Существует 4 типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Эпителиальная ткань (эпителий) покрывает тело, выстилает его полости и внутренние органы, образует большинство желез. Классификация:

Покровный эпителий.

Железистый эпителий.

Однослойный:

  • кубический,

    цилиндрический.

Многослойный:

    ороговевающий,

    неороговевающий,

    кубический,

    цилиндрический,

    переходный.

Экзокринные железы:

    одноклеточные,

    многоклеточные,

Эндокринные железы:

    одноклеточные,

    многоклеточные.

Особенности морфологии:
  • клетки плотно прилегают друг к другу, образуя сплошной пласт (межклеточного вещества практически нет);
  • клетки эпителия всегда располагаются на слое соединительной ткани.
Свойства: обладает высокой способностью к восстановлению. Функции: защитная (защита нижележащих структур от механических по­вреждений и от инфекции, потери тепла и влаги), участвует в обмене веществ (всасывание, выделение, газообмен), секреторная (эпителиальные клетки желез выделяют секреты и биологически активные вещества). Соединительная ткань образует скелет, подкожную жировую клетчатку, собственно кожу (дерму), кровь, лимфу, входит в состав всех внутренних органов. Классификация:

Жидкая

Рыхлая

Плотная волокнистая

Костная

Кровь и лимфа

Волокнистая

Дерма кожи

Компактная

Сухожилия, связки

Губчатая

Особенности морфологии:
  • клетки расположены рыхло;
  • хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из волокон и основного вещества.
Свойства: ткань обладает очень высокой способностью к восстановлению. Функции: трофическая (питательная); защитная (фагоцитоз и выработка иммунитета); механическая (опорная); кроветворная (красный костный мозг); восстановительная (регенерация). Мышечная ткань.

Свойства: возбудимость (способность отвечать на раздражение), сократимость (способность волокон укорачиваться и удлиняться), проводимость (способность проводить возбуждение). Эти свойства основываются не только на функциональных особенностях мышц, но и объясняются их строением.

Функция мышечной ткани – двигательная. Классификация:

I. По гистологическому признаку:

II. По физиологическому признаку:

    Неисчерченная:

    гладкая мышечная ткань.

    Исчерченная:

    поперечно-полосатая мышечная ткань,

    сердечная мышечная ткань.

    Непроизвольная:

    гладкая мышечная ткань,

    сердечная мышечная ткань.

    Произвольная:

    поперечно-полосатая мышечная ткань.

Гладкая мышечная ткань входит в состав стенок сосудов и полых внутренних органов.

    состоит из мелких (до 0,1 мм длиной) веретеновидных клеток с одним ядром и тонкими, по всей длине клетки, миофибриллами;

    сокращается непроизвольно, медленно (время сокращения 3 – 180 с), с небольшой силой, способна к длительному тоническому сокращению, медленно утомляется, небольшая потребностью в энергии и кислороде;

Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань образует скелетную мускулатуру, мышцы рта, языка, глотки, верхней части пищевода, гортани, мимические мышцы и диафрагму. Особенности морфологии и физиологии:

    представлена длинными, вытянутыми мышечными волокнами (до 10 -12 см длиной). Каждое волокно состоит из цитоплазмы, большого числа ядер и специальных органоидов – миофибрилл; диаметр миофибрилл не превышает 1 мкм. В каждом волокне находится до 1000 миофибрилл;

    миофибриллы поперечно-полосатой мускулатуры имеют поперечно-полосатую исчерченность: под микроскопом мышечное волокно выглядит разделенным на чередующиеся темные и светлые диски. Миофибриллы состоят из продольных нитей: толстых и тонких. Толстые нити состоят из белка миозина, а тонкие – из актина;

    сокращение быстрое с большой силой и скоростью (сокращаются и расслабляются за 0,1 с), произвольное, быстро наступает утомление;

    сокращения регулируются соматической нервной системой.

Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань: Особенности морфологии и физиологии:

    состоит из соединенных друг с другом клеток, содержит поперечно-исчерченные миофибриллы;

    содержит большое число митохондрий;

    сокращается непроизвольно, медленно, обладает автоматией и низкой утомляемостью;

    ее сокращения регулируются вегетативной нервной системой.

Нервная ткань образует головной и спинной мозг, нервные узлы, нервы. Особенности морфологии и физиологии:
  • состоит из нервных клеток (нейронов) и расположенных между ними клеток нейроглии (соединительная ткань);
  • нейрон имеет тело и 2 типа отростков: короткие ветвящиеся – дендриты (обычно их много) и один длинный – аксон (нейрит), который обычно не разветвляется, отростки клеток могут объединяться в пучки;
  • дендриты проводят возбуждение к телу нервной клетки;
  • аксон, имеющий миелиновую оболочку, передает импульс от клетки к другим нервным клеткам и рабочим органам (скорость проведения импульсов по волокнам соматической нервной системы – до 120 м/с);
  • передача информации в нервной системе осуществляется посредством специализированных межклеточных контактов – синапсов. Синапс образован двумя мембранами и узкой щелью между ними. Одна из мембран принадлежит клетке, посылающей сигнал, а другая – клетке, принимающей сигнал. Информация передается от одной клетке к другой при участии медиаторов, которые выделяются из передающей клетки в синаптическую щель, а затем взаимодействуют с мембраной принимающей клетки, и она приходит в состояние возбуждения;
  • нейроны подразделяются на чувствительные, двигательные и вставочные;
  • скопления тел нейронов и дендриты образуют серое вещество головного, спинного мозга и нервные узлы, а аксоны – белое вещество мозга, нервные волокна и нервы;
  • чувствительные нервные волокна начинаются рецепторами (специальные образования, приспособленные к восприятию раздражений и преобразованию их в нервный импульс) в органах, двигательные нервные волокна заканчиваются нервными окончаниями в органах.

Существует 4 типа клеток нейроглии:

    олигодендроциты представляют собой клетки-спутницы, которые окружают тело нейрона и покрывают миелиновой оболочкой некоторые аксоны;

    микроглия – мелкие подвижные отростчатые клетки, которые выполняют фагоцитарную функцию.

    астроциты имеют звездчатую форму, у одних есть тонкие цитоплазматические отростки, которые оканчиваются в пространстве вокруг сосудистой стенки, обеспечивая доставку питательных веществ к нейрону.

    эпендимные клетки образуют непрерывную выстилку желудочков мозга и сохраняются в канале спинного мозга. Выполняют функцию активного транспорта и секреторную функцию, а также принимают участие в образовании спинно-мозговой жидкости.

Свойства: возбудимость (способность воспринимать раздражения и отвечать на них) и проводимость (способность передавать возбуждение). Функции: рецепторная и проводниковая.

Органы и системы органов.

Орган – часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию. Состоит из всех видов тканей, но обычно одна ткань преобладает (в сердце мышечная ткань, в головном мозге – нервная).

Система органов – группа органов, выполняющих определенную функцию, развивающихся из общего эмбрионального зачатка и топографически связанных между собой. В организме человека имеются следующие системы:

    половая : мужская половая система: внутренние половые органы (яички и их придатки, семявыносящие протоки с семенными пузырьками, предстательная железа) и наружные (половой член и мошонка); женская половая система : внутренние половые органы: яичники, маточные трубы, матка, влагалище и наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева).

    сенсорные системы (органы чувств): орган осязания, орган обоняния, орган вкуса, орган зрения, орган слуха);

    лимфатическая (лимфатические сосуды, лимфатические узлы).

В процессе эволюции выработан ряд приспособлений, поддерживающих определенный состав внутренней среды, необходимый клеткам любого организма. Этот принцип кратко сформулирован К. Бернаром: «постоянство внутренней среды есть условие свободной жизни». Для того чтобы организм мог существовать в изменяющихся условиях внешней среды, он должен иметь механизмы регуляции состава своей внутренней среды. Для достижения приспособлений к различным условиям внешней среды в организме формируются функциональные системы – это временное объединение различных органов для достижения определенного результата (потовые железы, сосуды кожи – для поддержания определенной температуры тела при разной температуре окружающей среды). Теорию функциональных систем разработал П. К. Анохин.

Для обозначения тенденции к поддержанию постоянства внутренней среды У. Кэннон ввел термин гомеостаз. Согласованная деятельность всех систем органов и тканей обеспечивает существование и жизнедеятельность каждого отдельного организма.

Ключевые слова конспекта: ткани, органы, системы органов, типы тканей животных, симметрия.

1. Типы тканей многоклеточных животных

У многоклеточных животных тело состоит из большого числа клеток. Эти клетки составляют различные ткани , выполняющие разные функции. В животном организме имеются: 1) покровные (эпителиальные), 2) соединительные, 3) мышечные и 4) нервная ткани.

Ткань - это группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих определённую функцию.

Клетки эпителия, которыми изнутри покрыт кишечник, всасывают питательные вещества. Эпителий, выстилающий лёгкие, играет важную роль в дыхании: его клетки участвуют в поглощении кислорода из воздуха и удалении углекислого газа из организма.

У многих животных эпителиальные ткани формируют железы - небольшие органы, которые выделяют во внешнюю среду различные вещества. Образование выделяемых веществ происходит в эпителиальных клетках.

В коже у земноводных есть железы, выделяющие слизь, у птиц и зверей - выделяющие густую жирную жидкость, которая делает волосы и перья эластичными и препятствует их намоканию. У пауков имеются железы, выделяющие паутинную нить.

Из соединительных тканей состоят кости, хрящи, сухожилия, которые обеспечивают телу опору и участвуют в передвижении. Соединительная ткань входит в состав кожи, придавая ей прочность. Соединительной тканью является кровь , участвующая в транспорте веществ по организму, а также жировая ткань , в которой запасаются питательные вещества (жир).

Мышечные ткани формируют мышцы, т. е. отвечают за движение организма и его частей относительно друг друга. Они же поддерживают форму тела и защищают внутренние органы. Эти ткани состоят из прилегающих друг к другу вытянутых в длину клеток. Эти клетки обладают исключительным свойством: они способны сокращаться (напрягаться) и расслабляться. При сокращении мышечная клетка укорачивается, а при расслаблении приобретает прежний вид. Из мышечной ткани состоят стенки сердца (это мышечный орган). Мышечная ткань есть в стенках желудка и кишечника, и, переваривая пищу, они тоже сокращаются и расслабляются.

Из нервной ткани состоят мозг и нервы. Нервная ткань обеспечивает согласованную работу всех органов, благодаря ей работают мышцы тела и организм реагирует на воздействия внешней среды. Клетки нервной ткани особенные: они имеют длинные и короткие отростки, которыми соединяются друг с другом и передают электрические сигналы от органов к мозгу и от мозга к органам.

Схема «Ткани, органы животных»

2. Органы и системы органов

Ткани в организме животного формируют органы. Обычно органы образованы из тканей двух и более типов, например, стенки крупных кровеносных сосудов состоят из слоя эпителиальной ткани, слоя мышечной ткани, а сверху покрыты соединительной тканью.

Орган - это структура организма, которая отличается особым строением и выполняет определённые функции.

Орган действует не изолированно, а совместно с другими органами: в организме существуют системы органов , которые отвечают за важнейшие жизненные процессы. Названия системам органов даны в соответствии с выполняемыми функциями: у животных различают: 1) опорно-двигательную, 2) дыхательную, 3) пищеварительную, 4) кровеносную, 5) выделительную, 6) половую, 7) нервную системы.

Опорно-двигательная система выполняет опорную и двигательную функции, а также защитную функцию. Особенно выраженной защитной функцией обладают череп у позвоночных животных и панцирь у рака, скорпиона, насекомых. Пищеварительная система органов отвечает за переваривание пищи, дыхательная - за газообмен, выделительная - за выведение ненужных веществ из организма, половая - за размножение.

Кровеносная система переносит по телу различные вещества и выполняет транспортную функцию. Вместе с тем она участвует в газообмене, поглощая кислород в органах дыхания и выделяя принесённый от других органов углекислый газ. Кровь участвует в защите организма: сгусток крови закрывает рану от проникновения микробов, а некоторые клетки крови уничтожают микробов, попавших внутрь.

Нервная система участвует в регуляции работы организма и обеспечивает его связь с внешней средой. За восприятие того, что происходит во внешней среде, отвечают органы чувств - органы зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия, вкуса.

Существуют системы органов, имеющие необычное строение: их элементы не контактируют друг с другом непосредственно, а расположены в разных частях организма (эндокринная система, иммунная система ).

Поведение животных

Поведение — совокупность направленных активных действий организма в ответ на внешние и внутренние воздействия, возникающие в различных ситуациях.

Рефлекс - опосредованная нервной системой ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней среды в результате раздражения рецепторов. Безусловные рефлексы - это характерные для данного вида врожденные неизменяемые реакции организма на те или иные воздействия. Условные рефлексы - это индивидуально приобретенные в процессе жизни реакции, выработка которых связана с формированием временных нервных связей в высшем отделе нервной системы.

Инстинкт - совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определенных условиях.

Это конспект по теме «Ткани, органы и системы органов» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

УРОК №8.

Тема: Ткани. Типы тканей и их свойства.

Задачи:

    Познакомить учащихся со строением и функциями тканей организма человека.

    Развитие навыков самостоятельной работы с учебником, составления таблиц.

    Работа с микроскопом, научить распознавать ткани и органы, которые ими образованы.

    Ориентироваться в микроструктурах по их описанию.

Оборудование: таблица «Ткани».

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Проверка знаний.

1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость.

2. Работа у доски с таблицей «Строение клетки». Показать главные части клетки и ее органоиды. Указать строение и выполняемые функции 5 компонентов клетки.

3. Индивидуальная работа по карточкам.

III . Новый материал Ткань – группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, происхождением и функцией.

Лабораторная работа: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

    Рассмотрите под микроскопом препараты эпителиальной, соединительной, мышечной ткани.

    Зарисуйте схематично в тетрадь.

    Сделайте соответствующие подписи.

Ткань

Рисунок

Место расположения

Функции

Эпителиальная – клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Однослойная

Смежные оболочки внутренних органов

Защита, всасывание

Многослойная

Покровы тела

Железистая

Железы внешней и внутренней секреции

Секреторная

Соединительная – клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество.

Опорная, защитная, кроветворная

Хрящевая

Скелет, органы дыхания, ушная раковина

Опорная, защитная

Волокнистая

Связки, сухожилия, дерма, прослойки между органами

Опорно-защитная

Подкожная клетчатка, между внутренними органами

Запасающая, защитная

Полости сердца и кровеносные сосуды

Дыхательная, транспортная, защитная

Мышечная – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться.

Поперечно-полосатая скелетная

Опорно-двигательный аппарат тела и некоторых внутренних органов (язык, глотка, пищевод)

Сократительная

Поперечно-полосатая сердечная

Сократительная

Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов и др. внутренних органов

Сократительная

Нервная – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение.

Нейроны + нейроглия

Головной и спинной мозг, нервные узлы, волокна

Согласованная работа всех систем органов, связь с окружающей средой

Жировая ткань составляет 11% веса мужчины и 23% веса женщины.

Строение нервной ткани:

Нейроглия – вспомогательная роль (опора, питание)

Нейрон = тело + отростки (дендриты + аксон)

Дендрит – отросток, передающий возбуждение к телу нейрона.

Аксон – длинный единственный отросток, передающий информацию от тела нейрона к другому нейрону или рабочему органу.

Синапс – место контакта аксона с клетками, которым он передает информацию

Строение синапса (стр. 38, рис. 16)

IV . Закрепление

Заполнение таблицы «Строение тканей организма»

V . Домашнее задание § 8 , вопр. 5, 6 (п)