Боязнь маленьких детей. Детские фобии

Фобия - это навязчивый страх, имеющий иррациональный и сильно преувеличенный характер и вызывающий излишнее волнение в конкретных жизненных ситуациях. Это специфическое тревожное расстройство, свойственное детям разного возраста. При этом вероятность воплощения этих страхов в жизнь бывает достаточно невелика, то есть имеет место бессмысленность и надуманность детских опасений. Отличие фобии от обыкновенного страха состоит в том, что при её наличии подросший ребёнок осознаёт беспочвенность, абсурдность и нелогичность своего страха, но, вместе с тем, это понимание не побуждает его перестать бояться. Тяжёлые фобии наблюдаются приблизительно у 1% детей и подростков, при этом девочки рассказывают о своих волнениях несколько чаще.

Причины

Разнообразные страхи считаются вполне нормальным явлением в жизни ребёнка. В определённые возрастные промежутки дети склонны бояться конкретных вещей или обстоятельств:

  • в первые годы малыш больше всего боится потеряться, остаться без мамы, он опасается чужих людей, врачей, резких и громких звуков;
  • в возрасте от 2 до 5 лет дети склонны проявлять боязнь некоторых животных, сказочных персонажей, темноты, одиночества;
  • в младшем школьном периоде зарождается страх смерти, который постепенно перерождается в боязнь войны, болезней, природных катаклизмов;
  • подростки страдают от социальных страхов (публичные выступления, потеря признания, несоответствие ожиданиям);
  • старшие школьники испытывают усиление подростковых страхов, к которым добавляется боязнь интимных отношений.

Таким образом, обобщённо фобии можно разделить на две основных вида:

  • детские - базируются на ощущении себя частью внешнего мира (страх темноты, вымышленных героев);
  • подростковые - для этого периода свойственны танатофобия (страх смерти), фобии пространства, болезней, интимофобия, социальные страхи.

Когда страх ребёнка становится чересчур навязчивым, мешает ему полноценно жить и социализироваться в обществе, адаптироваться в новых условиях внешней среды, можно говорить о развитии детской фобии. Она может возникнуть вследствие испуга, который хорошо запомнился ребёнку. В дальнейшем, при повторении аналогичной ситуации или даже при мысли о ней, ребёнок будет испытывать сильнейший дискомфорт и тревогу, его поведение может заметно отличаться от обычного.

Избыточный страх возникает как ответная реакция на поведение взрослых. Например, беспокойная и вечно взволнованная мама транслирует своему ребёнку соответствующие установки поведения.

Предрасполагающими факторами к развитию детских фобий являются:

  • психологические травмы (недостаток внимания, любви или, наоборот, гиперопека);
  • индивидуальные особенности личности ребёнка (мнительность, повышенные требования к себе);
  • неврологические проблемы;напряжённая обстановка в семье (конфликты, критика);
  • сильные стрессовые ситуации.

Симптомы

К проявлениям детской фобии относятся:

  • учащение сердечного ритма;
  • обморок;повышенное потоотделение;
  • слабость;
  • головокружение;
  • тошнота, рвота, нарушения стула;
  • ступор, оцепенение;
  • нехватка кислорода, сбой дыхания, спазм горла;
  • нервные тики, навязчивые движения;
  • повышенная агрессивность, двигательная расторможенность;
  • плач, капризы, истерика;
  • стремление быть максимально близко к родному взрослому человеку.

Данные симптомы появляются в момент столкновения ребёнка с объектом страха или при попадании в ситуацию, которой он больше всего боится. Он может переживать свои фобии даже во сне.

Диагностика фобии у ребёнка

Диагностировать наличие фобии у ребёнка может детский психиатр или психолог. Доктор опирается на жалобы маленького пациента и его родителей, собирает анамнез и составляет общую клиническую картину болезни. Иногда навязчивые страхи являются проявлениями психических заболеваний ребёнка (шизофрении, например). Поэтому требуется комплексное изучение ситуации.

Осложнения

Длительно сохраняющееся чувство повышенной тревожности способно ухудшить качество жизни ребёнка, негативно повлиять на состояние его здоровья, мешать адаптации в обществе. Одними из сложных последствий данного состояния являются замкнутость, депрессия и социальная изоляция.

Лечение

Что можете сделать вы

При появлении у ребёнка отклонений в поведении и навязчивых страхов, следует обратиться за консультацией к соответствующему детскому специалисту. Самостоятельное лечение детской фобии чревато развитием психологических осложнений и проблем с поведением ребёнка, поэтому однозначным показанием в подобной ситуации выступает обращение к врачу.

Важно наладить доброжелательную и психологически комфортную обстановку в семье. Имеет смысл воздержаться от конфликтных ситуаций, скандалов, критики в адрес ребёнка. Желательно поддерживать его, проявлять к нему чуткость, поддержку и любовь. Под контролем лечащего врача и в соответствии с его рекомендациями родители могут осуществлять неформальную лечебную терапию в домашних условиях. Это поможет ребёнку взглянуть на свою боязнь с другой стороны и найти способ справляться с эмоциональным напряжением в случае столкновения с источником страха.

Что делает врач

Продуктивно справиться с фобиями детского возраста позволяют когнитивные методики, работы с сопряжёнными ситуациями, а также десенситизация (снижение восприимчивости и степени эмоционального реагирования нервной системы на раздражитель в значительной мере менее выражено).

Лечение детской фобии требует неоднократного посещения врачебных сеансов. Психотерапевт помогает ребёнку расположить страхи в порядке возрастания кажущейся опасности и затем учит его благополучно справляться со стрессовыми ситуациями. Дети младшего возраста посещают лечебные сеансы совместно с родителями.

Профилактика

Доверительные, дружественные отношения между родителями и ребёнком способствуют установлению комфортного психологического климата внутри семьи. Поддержка ребёнка со стороны родителей в сложных, стрессовых ситуациях помогает ему более благополучно переживать свои страхи и волнения.

Следование наставлениям лечащего врача позволяет не допустить усугубления фобии у ребёнка. Своевременное обращение за помощью доктора делает возможным мягко и эффективно избавиться от детских страхов.

Все люди, от самых маленьких и до взрослых, периодически испытывают тревогу и опасение. Ощущение беспокойства, особенно если это происходит не вовремя, нельзя назвать приятным ощущением. Но такие ощущения являются не только нормальными для детей, но и необходимыми. Переживание тревог и беспокойств готовит малышей к взрослой жизни, учит справляться с трудностями в сложных жизненных ситуациях.

Большинство тревог и страхов – нормальное явление

Тревогу можно определить как «предчувствие без видимой причины». Это обычно происходит, когда нет непосредственной угрозы для безопасности ребенка или для его благополучия, но он все равно чувствует угрозу как реальную.

Беспокойство заставляет ребенка постараться как можно быстрее избежать неприятной ситуации. Ускоряется сердцебиение, может повыситься потоотделение, появляется неприятное чувство в животе «сосет под ложечкой». Тем не менее, в разумных дозах, беспокойство помогает человеку оставаться внимательным, осторожным и сосредоточенным.

Наличие страха и беспокойства по поводу определенных вещей также может быть полезным, поскольку это заставляет детей вести себя надлежащим образом и думать о своей безопасности. Например, страх огня, не позволяет ребенку играть со спичками или зажигалкой.

Характер тревог и страхов изменяется по мере того, как дети растут и развиваются:

  • Совсем маленькие испытывают тревогу при виде незнакомцев, прижимаясь к родителям, когда им приходиться сталкиваться с людьми, которых они видят впервые.
  • Малыши от 10 до 18 месяцев часто испытывают эмоциональный стресс, когда один или оба родителя уходят, оставляя их в одиночестве или даже в обществе близких родственников.
  • Дети в возрасте от 4 до 6 лет склонны проявлять беспокойство по поводу нереальных вещей, таких как монстры и привидения.
  • Старшие дети в возрасте от 7 до 12 лет тоже часто имеют опасения, но уже отражающие реальность, например, страх телесных повреждений и стихийных бедствий.

Поскольку дети растут, один страх исчезает или ему на смену приходит другой. Например, ребенок, который не мог спать с выключенным светом в младшем возрасте, всего через пару лет может спокойно развлекать друзей рассказами о призраках.

Некоторые страхи распространяются только на что-то конкретное. Другими словами, ребенок может спокойно погладить льва в зоопарке, но панически боится соседской собаки.

Признаки тревожности

Типичные страхи детства изменяются с возрастом. Они включают в себя боязнь незнакомых людей, высоты, темноты, животных, крови, насекомых или страх остаться без родителей. Дети часто начинают бояться определенного объекта или ситуации после того, как приобретают негативный, например, укус собаки или автомобильная авария.

Страх остаться одному – это обычное и частое явление, особенно с началом посещения детского садика и школы. Подростки же могут испытывать беспокойство, связанное с принятием в коллективе или успеваемостью.

Если тревожные чувства сохраняются и не проходят, они могут отрицательно повлиять на чувство благополучия у ребенка. Тревоги, связанные с адаптацией в коллективе приводят к долгосрочным последствиям. Например, дети боящиеся быть отвергнутыми могут так и не получить необходимые и важные социальные навыки, что впоследствии приведет к их социальной изоляции.

Многие «взрослые» страхи берут свое начало в глубоком детстве и являются следствием детского опыта. Например, страх публичного выступления может быть результатом смущения перед сверстниками, которое было еще в школьные годы.

Для родителей важно распознавать и идентифицировать признаки и симптомы тревоги у своих детей, чтобы принять своевременные меры и не позволить страхам помешать детям в их повседневной жизни.

Некоторые признаки того, что ребенок беспокоится о чем-то, могут включать в себя:

  • излишняя «прилипчивость» к родителям, импульсивность, постоянное плохое настроение
  • нервные движения, похожие на нервный тик
  • проблемы с засыпанием или слишком продолжительный сон
  • потение ладоней
  • учащенный пульс и дыхание
  • тошнота
  • головные боли
  • боли в животе

Помимо этих признаков, родители, как правило, говорят, что их ребенок чрезмерно обеспокоен и задумчив. Внимательное выслушивание ребенка, выход с ним на откровенный душевный разговор, а иногда и просто, как бы отвлеченная беседа о том, что является его страхом или беспокойством, может помочь ребенку избавиться от неприятных ощущений.

Что такое фобия?

Когда тревоги и страхи сохраняются на протяжении длительного времени – это уже проблема. Многие родители надеются, что ребенок «перерастет», но очень часто происходит обратное, и беспокойство становится все более всеохватывающим и сильным. Тревога переходит из периодического состояния в постоянное и, таким образом, перерастает в стойкий и тяжелый страх — фобию, а это уже крайность.

Фобию очень трудно переносить, как самим детям, так и тем, кто их окружает, особенно если стимул (того, что вызывает тревогу) невозможно избежать (например, грозы).

«Реальные» фобии – страхи, связанные с существующими в действительности событиями и объектами, являются одной из главных причин нарушения психического здоровья детей. Но не всегда все обстоит так плохо. Если фобия не мешает повседневной жизни, ребенку может и не потребоваться лечение, потому что фобии такого рода имеют все шансы пройти по мере взросления или могут быть преодолены самим ребенком, когда он станет взрослым.

Распознавание тревоги, страха и фобии

Попробуйте честно ответить на следующие вопросы:

Является страх ребенка типичным для детей его возраста?

Если ответ на этот вопрос – «Да», есть шанс, что страхи вашего ребенка пройдут прежде, чем станут серьезной причиной для беспокойства. Это не означает, что тревогу следует сбрасывать со счетов или игнорировать, однако, скорее, ее следует рассматривать как фактор нормального развития.

Многие дети испытывают соответствующие возрасту страхи, такие как боязнь темноты. Для большинства детей, оставленный включенным ночник – вполне достаточная мера, чтобы преодолеть такой страх, а затем и перерасти его. Однако если проблемы сохраняются или усугубляются, ваше вмешательство должно быть более интенсивным.

Каковы симптомы страха, и как они влияют на личную и социальную жизнь вашего ребенка?

Если симптомы своевременно выявить и рассмотреть в свете повседневной деятельности ребенка, можно успеть внести соответствующие поправки и коррективы (беседа, откровенный разговор и т.д.), чтобы облегчить некоторые из стрессовых факторов.

Является ли страх необоснованным по отношению к реальной ситуации?

Если страх ребенка кажется, непропорциональным причине стресса, это может сигнализировать о необходимости поиска помощи извне, такой, как обращение к консультанту, врачу-психиатру или психологу.

Родители должны искать закономерность в детских страхах и беспокойствах, чтобы не ошибиться и не представить единичный эпизод более значительным, чем он есть на самом деле. Но если закономерность найдена, страх постоянный и прогрессирующий, необходимо принять соответствующие меры. Если вы этого не сделаете, фобия, скорее всего, продолжит влиять на вашего ребенка в дальнейшем.

Обратитесь к врачу-психиатру или профессиональному психологу, который имеет опыт работы с детьми и подростками.

Как помочь своему ребенку

Родители могут помочь детям развить навыки и уверенность, чтобы преодолеть страх, и, таким образом, предотвратить его перерастание в фобию.

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами и тревогами рекомендуется сделать следующее:

  • Признать, что страх является реальным. Каким бы незначительным и тривиальным ни казался вам детский страх, для вашего ребенка он вполне реальный. Если вы сможете поговорить с ребенком о страхах, то это позволит словам «взять на себя» часть отрицательных эмоций. Если вы говорите об этом, то сила беспокойства неизбежно ослабевает.
  • Никогда не умаляйте страх, в качестве способа заставить вашего ребенка преодолеть его. Высказывание — «Глупости! Никаких монстров в твоем шкафу нет!» может заставить ребенка пойти в спальню и лечь в постель, но это не избавит его от страха.
  • Тем не менее, не следует удовлетворять страхи. Если ребенок боится собак, не нужно переходить на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с животным. Это только укрепит уверенность, что собак надо бояться и избегать. Лучше окажите поддержку, проявите заботу и нежность по мере приближения к объекту боязни или по мере наступления «страшной» ситуации.
  • Научите детей оценивать свой страх. Старшим детям, которые уже способны визуализировать, можно предложить оценивать свой страх по десятибалльной шкале, где 1 – слабый страх, а 10 – самый сильный. Это позволит вашему ребенку «видеть» страх менее интенсивным, чем он ему представляется. Младшим детям можно предложить измерять страх наполненностью своего тела, например, «страх, заполнил меня до колен», «до горла», «до пояса» или «до макушки».
  • Научите ребенка стратегии преодоления страха. Попробуйте самые простые в реализации методы. Пусть ребенок использует вас как «домик». Например, сделав два шага в темную комнату, приблизившись к собаке на один-два шага ближе, чем он это обычно делает, или, подойдя к окну во время грозы, пусть ребенок быстро возвращается в «домик», прежде, чем рискнет повторить свой смелый поступок во второй раз. Он также может узнать некоторые приемы самовнушения и самоутверждения, такие как – «Я могу это сделать!» или «Со мной все будет в порядке!», которые он будет использовать и говорить себе в момент проявления чувства тревоги. Релаксация тоже будет полезна, в том числе методы визуализации (летать на облаке, лежать на пляже), и глубокого дыхания (воображать, что он легкий шар, парящий в небе и медленно выпускающий воздух, чтобы приземлиться).

В любом случае, ключом к избавлению ребенка от страхов и тревог является помощь в их преодолении. Используя простейшие методы, приведенные в этой статье, вы сможете помочь вашему ребенку преодолеть свои беспокойства, страхи и тревоги, а также научите лучше справляться со сложными жизненными ситуациями.

2012-09-16

В данной статье речь пойдет о фобиях. Каждый родитель знаком с различными проявлениями страхов у своих детей. Вопрос в том, зачем они нужны человеку?

Значение страха

Для начала заметим, что страх – такое же неотъемлемое эмоциональное проявление нашей психической жизни, как и радость, гнев, удивление, восхищение, печаль и т.п. Он несет в себе охранительную функцию для выживания. Страх основан на инстинкте самосохранения, он возникает в ответ на угрозу. Согласитесь, если бы мы не боялись, к примеру, высоты, то могли бы спокойно ходить по краю высокой крыши, и неизвестно, к чему бы это могло привести (хотя в жизни, как и в правилах, есть исключения). Каждому периоду развития ребенка соответствуют свои возрастные страхи.

В добавление хочется указать на то, что, как заметил кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи А.И.Захаров, помимо обычных страхов, гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник – окружающие ребенка взрослые (родители, бабушки, воспитатели и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво и подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Маленькому ребенку еще не ясно, чем это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха как регулятор его поведения.

Конечно, детей следует ограждать от опасностей, но просто запугать всегда проще и быстрее, а потом (почти сразу, через месяц, год и т.п.) мы можем столкнуться с другими, более сложными проблемами: неуверенность в себе, страх перемен, страх в общении с незнакомыми людьми. На мой взгляд, все полезно в меру. Где-то можно сказать «осторожно» и объяснить почему, где-то – «будь внимателен» (и указать, на что обратить внимание, лучше сказать и показать), порой просто «тихонечко» (опять же объяснить почему).

Возраст 0-1 год

Беспокойства, страхи, стресс, испытываемые женщиной во время беременности, являются первым «опытом» беспокойства для ребенка. Выражается это в его учащенном сердцебиении и соответствующих двигательных реакциях. Это понятно, если мы вспомним, что мать и дитя в период беременности являются единым целым. В психологии также известны случаи, когда после асфиксии (удушья) плода впоследствии уже взрослый человек боится носить шарфы, но это уже тема фобии.

На первом году жизни, помимо ухода и питания, дитя нуждается в эмоциональном контакте со стороны матери. Само рождения для ребенка уже является стрессовой ситуацией. Согласитесь, девять месяцев он жил в тепле, сытости и симбиозе с матерью, а после родов происходит резкая «смена климата»: сухо, холодно, отдельно от женщины, давшей жизнь. Лишь только ближе к году у ребенка происходит эмоциональное отделение от матери. Да и мамы даже после года на любой вопрос касаемо ребенка отвечают с местоимением «мы»: «НАМ исполнилось…», «А МЫ теперь кашу кушаем», «МЫ сегодня рано встали» и т.п.

Многие родители замечали, что ребенок на данном периоде жизни без видимой причины мог разрыдаться во сне. Это последствия родовых страхов, а также беспокойства, связанного с привыканием к новой окружающей среде.

По сведениям А.И.Захарова, тревога в отсутствие матери становится отчетливо выраженной в семь месяцев, а боязнь чужих – в восемь, что указывает на наличие эмоционального контакта с матерью и способность отличать ее от других. Со временем это беспокойство уменьшается, практически прекращается боязнь посторонних.

Возраст 1-3 года

В этом возрасте интенсивно навиваются интеллект и мышление. К двум годам происходит осознание ребенком собственной личности, своего «я». Возраст двух-трех лет называют возрастом упрямства. На самом же деле в этот период происходит развитие волевых качеств, решительности и уверенности. Если постоянно «воевать» с ребенком, ограничивать его самостоятельность и оберегать от малейших пустяковых «опасностей», то в дальнейшем мы получим неуверенного в себе, боязливого человека.

По мере взросления и знакомства со сказками в жизни ребенка появляются как новые знания, так и новые источники страхов. Некоторые родители с усердием пугают детей не только большими злыми и кусачими собаками, но и волками, Бабой-ягой и другими персонажами. Волк, например, снится тем детям, которые боятся наказания со стороны отца. Ближе к трем годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба-яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью. На мой взгляд, детям и так хватает собственных настоящих и надуманных ими самими страхов, что навязывание и внушение новых (бабайка, злой дядя, медсестра со шприцом за углом и т.п.) – это неполезно и когда-нибудь в будущем откликнется самим же родителям.

Ученые проводили опрос двухсот матерей детей от года до трёх лет по списку из 29 видов страха. По данным опроса, наиболее встречающимся у детей одного-двух лет является страх неожиданных звуков. На втором месте находится страх одиночества, затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников. В два года страх боли и уколов выдвигается на первый план, затем следуют страхи одиночества. По сравнению с первым годом, уменьшается страх неожиданных звуков. Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, врачи).

Как же помочь детям преодолевать беспокойство и страхи? Во-первых, в ранний период малыш больше всего нуждается в эмоциональном чувстве безопасности. Если мама рядом, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют «я» ребенка, то малыш спокойно преодолеет свои страхи. Во-вторых, немаловажное значение имеет уверенность родителей в себе самих. В моей практике был случай, когда ребенок примерно от полутора до двух лет сильно боялся медработников. Педиатр не мог даже горло посмотреть и «послушать» ребенка: только малыш заходил в кабинет – сразу начинал плакать. Оказывается, его мама сама очень боялась врачей и ходила на прием лишь по крайней необходимости. Причем во время каждого посещения любой поликлиники или больницы у нее появлялась внутренняя дрожь и щемящее чувство беспокойства, что, естественно, передавалось ребенку. Дети более наблюдательны и чувствительны, нежели взрослые.

Возраст 3-5 лет

Это возраст эмоционального обогащения «я» ребенка. Малыш уже более-менее разбирается в своих ощущениях, начинает четко выражаться стремление к доверию, пониманию, близости с другими людьми. Появляются такие чувства, как вина и сопереживание. Возрастает самостоятельность ребенка: он уже может занять себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых. Интенсивно развивается воображение, что в свою очередь влечет вероятность появления и развития воображаемых страхов. Примерно к четырем годам становится максимально выражено эмоциональное предпочтение родителя другого пола. Таким образом, в данном возрасте недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, с помощью чего ребенок старается привлечь к себе внимание. Ведь положительное поведение воспринимается родителями как само собой разумеющееся и порой не оценивается, а в период плохого поведения ребенка родители активно участвуют в его жизни с целью перевоспитания. Но и без всего этого в три-пять лет часто встречается следующая триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.

Страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Чрезмерная опека в семье возможно более вредна, чем безнадзорность. Ведь этим только подчеркивается, что ребенок слаб и беззащитен перед окружающим миром, полным неизвестности и опасности. Заметим также, что родительские страхи безотчетно передаются детям. Так что, дорогие родители, проанализируйте свое поведение. В моей практике был следующий положительный случай: одна мама боялась собак, но при появлении животного не подавала признаков беспокойства, начинала рассказывать своему ребенку о собаках, что нельзя их хватать, кричать, надо их любить, что животные отличаются от людей (пришлось маме про них заранее почитать). Вместе они кормили птиц, кошек и собак. В итоге не только ребенок не проявлял страха перед собаками и благожелательно относился к ним, но и мама стала более спокойна в отношении них. Вот такая собственная терапия через малыша!

Возраст 5-7 лет

Все больший интерес пятилетнего ребенка направ­ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана­лизу и сравнению со своими собственными. Все больше развиваются произвольность и волевые качества. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности. Постепенно ребенок начинает задавать следующие вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?» и т.п. Складываются система ценностей, чувство дома, родителей, понимание значения семьи.

Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (гордость, стыд, дружба), эстетические (чувства прекрасного, героического).

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении с ним ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У дошкольника необходимо формиро­вать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

В пятилетнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения неприличных слов, в шестилетнем – детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А мы не опоздаем?», «А ты купишь?», «А вдруг меня не возьмут замуж?». Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость (в этом смысле полезно их самим не говорить – хотя бы при ребенке).

Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола, что выражается в подражании, в том числе привычкам, манере поведения. Развод родителей у детей данного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек.

Ведущим страхом пяти-семи лет является страх смерти. Обычно дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о своих болячках, болезнях, о смерти близких и знакомых (особенно в авариях, от отравления и при других трагических случаях). Если ребенок сам по себе тревожный, то беспокойства подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Полезно разговаривать с ребенком о его волнениях, беспокойствах и страхах. Можно рассказать малышу какую-нибудь сказку, где у героя были подобного рода переживания, но все в итоге закончилось благополучно. Или вместе с ребенком нарисовать его страх и обсудить. Это будет способствовать снятию психического напряжения; рисуя, дети дают выход своим чувствам, безболезненно соприкасаются с пугающими, травмирующими событиями. При попытках заглушить страхи ребенка высказываниями типа «Да нечего тут бояться!», «Все это пустяки», «Да нет тут ничего!» вы лишь усугубите дело. Ребенок перестанет вам рассказывать о своих беспокойствах, но не потому, что они ушли, а потому, что он решит, что вы не в силах помочь. И тогда дети останутся наедине со своими страхами, которые позже могут перейти в навязчивую или иную, подчас невероятную форму.

В заключение хочется сказать, что дети – это инвестиции в будущее. И только по истечении определенного периода мы получим или прибыль, или убыток. Кто во что вкладывал, а точнее, кто какие качества развивал…

По мере исследования подростками окружающего мира, обретения нового опыта и противостояния новым сложным проблемам беспокойства и опасения являются практически неизбежной частью процесса взросления.

Согласно результатам одного из исследований, 43% детей в возрасте от 6 до 12 лет испытывают многие страхи и переживания. Боязнь темноты, в особенности боязнь оставаться в одиночестве в темноте, является одним из самых распространенных страхов детей в этом возрасте, так же как и боязнь животных, таких как большие лающие собаки. Некоторые дети боятся огня, высоты или грома. Другие следят за сообщениями по телевизору и в газетах, беспокоятся, когда видят сообщения о преступниках, похитителях детей или ядерной войне. Если в семье недавно произошел случай серьезной болезни или смерти одного из членов семьи, они могут начать испытывать беспокойство о состоянии здоровья окружающих их родственников.

В среднем подростковом возрасте страхи склонны усиливаться и вновь идти на убыль. Большая часть из них незначительные, но даже если они усиливаются, обычно со временем проходят сами собой. Тем не менее иногда эти страхи могут стать настолько сильными, постоянными и сфокусированными на одном событии, что они развиваются в фобии или навязчивые страхи. Фобии, очень сильные неконтролируемые страхи, могут стать постоянными и изнурительными, оказывая немаловажное влияние и вмешиваясь в повседневную жизнь ребенка. К примеру, фобия шестилетнего ребенка по поводу собак может привести к проявлению у него паники, после чего он будет отказываться совсем выходить из дома, боясь, что там может быть собака. Десятилетний ребенок может быть настолько напуган сообщением в новостях о серийном убийце, что будет настаивать на том, чтобы спать ночью в кровати родителей.

У некоторых детей этого возраста могут развиться фобии по отношению к людям, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Такая сильная застенчивость может мешать ребенку заводить друзей в школе и устанавливать контакты с большинством взрослых, в особенности с незнакомыми людьми. Они могут намеренно избегать социальных мероприятий, таких как дни рождения или встречи скаутов, и зачастую им будет сложно спокойно общаться с кем-либо, за исключением членов их семьи.

Боязнь разлуки также встречается достаточно часто среди детей этого возраста. В некоторых случаях этот страх может усиливаться при переезде семьи в новый район либо при помещении детей в учреждение, обеспечивающее уход за детьми, где они чувствуют себя некомфортно. Такие дети могут бояться ездить в летние лагеря или даже ходить в школу. Их фобии могут вызывать проявление физических симптомов, таких как головные боли или боли в животе, и в конечном счете привести к замкнутости ребенка в собственном мире, а позже к депрессии.

Примерно в возрасте 6-7 лет, когда дети начинают понимать, что такое смерть, может возникнуть еще один страх. Осознав, что смерть в конечном счете коснется каждого, что это явление постоянное и необратимое, вполне нормальное беспокойство о возможной смерти членов семьи - или даже о своей смерти - может только усилиться. В некоторых случаях такая озабоченность по поводу смерти может довести до состояния недееспособности.

Фобии

Симптомы

Чувство страха связано с определенным объектом или ситуацией (боязнь животных, клаустрофобия - страх перед закрытыми пространствами).

Поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх, а также побег от подобной ситуации или от объекта.

Физиологические изменения, вызванные страхом: тахикардия, повышенное потоотделение, тахипноэ, одышка, тошнота.

Реакция пациента не соответствует ситуации.

Фобия возникает как моносимптоматическая или как полисимптоматическая.

Лечение

Объяснить причинные связи заболевания.

Перед началом вмешательства методами поведенческой терапии необходимо провести тщательный анализ объектов и ситуаций, вызывающих страх.

Поведенческая терапия. Систематическая десенсибилизация: поэтапное приближение к объекту, вызывающему страх; терапия «наводнения»: массивный контакт с объектом, вызывающим страх, и предотвращение реакций.

Приступы страха и панические атаки

Симптомы

Внезапное и непредсказуемое появление страха; страх не связан с какой-либо специфической ситуацией; физиологические симптомы как при фобиях; продолжительность атаки - несколько минут.

Лечение

Анализ ситуаций, вызывающих паническую атаку. Конфронтирующее (сталкивающее) лечение в комбинации с обучением стратегиям преодоления страха.

Дополнительно - упражнения по расслаблению, тренировка биологической обратной связи.

Медикаментозное лечение (редко): антидепрессанты, анксиолитики.

Генерализованные страхи

Называют также спонтанными страхами.

Симптомы:

  • чувство двигательного напряжения, чувство угнетения;
  • вегетативные жалобы: жалобы при глотании, холодные и потные конечности, тахикардия и сердцебиение;
  • повышенная пугливость, страх перед опасностью, нарушение концентрации.

Лечение

Психотерапия: обучить стратегиям преодоления с целью уменьшения выраженности страха.

Поддерживающие методы биологической обратной связи и упражнения для расслабления.

Поддерживающее медикаментозное лечение: антидепрессанты, нейролептики.

Страх разлуки, страх перед школой

Причина: непомерно сильная связь с близким человеком. Иногда травматический опыт разлуки в прошлом.

Симптомы:

  • отказ от посещения школы и извещение об этом родителей;
  • физические жалобы без обнаруженной органической причины;
  • депрессивное настроение;
  • чрезмерная пугливость;
  • страх перед внезапным заболеванием, потерей или катастрофой.

Лечение

При продолжительном отказе от посещения школы необходимо стационарное лечение.

Цель стационарного лечения: обособление пациента, формирование его социальной независимости, поэтапное приучение к школе.

Медикаментозное лечение: антидепрессанты.

Лечение страхов и фобий у детей

Поскольку страхи являются нормальной частью жизни и зачастую служат ответной реакцией на действительно существующую или как минимум осознаваемую угрозу окружающего мира, родители должны успокоить и поддержать ребенка. При разговоре с ним родителям следует принимать его переживания, но при этом не преувеличивать и не усиливать их. Уделите внимание тому, что уже делается для того, чтобы защитить ребенка, и постарайтесь вместе с ребенком определить дополнительные действия, которые можно предпринять. Такие простые, чуткие и откровенные действия родителей помогут решить или справиться с большинством детских страхов. Если практические подтверждение не приносят успеха, страхи ребенка могут оказаться фобией.

К счастью, большая часть фобий поддается лечению. В целом они не служат признаком серьезного психического заболевания, требующего лечения на протяжении долгих месяцев или лет.

Описанные в данной главе методики помогут вашему ребенку справиться со своими повседневными страхами. Тем не менее, если его тревоги не проходят и мешают радоваться жизни, ребенку "может потребоваться профессиональная помощь психиатра или психолога, специализирующегося на лечении фобий.

Как часть плана лечения фобий многие врачи советуют подвергать ребенка воздействию источника их страхов в малых, неопасных дозах. Под руководством врача ребенок, который боится собак, может начать с рассказа о своих страхах и просмотра фотографий или видеофильмов про собак. После этого он может понаблюдать за собакой из окна. Затем вместе с одним из родителей или врачом, находящимся рядом, ребенок может провести несколько минут в одной комнате с дружелюбным ласковым щенком. Со временем ребенок сможет сам кормить собаку, а позже спокойно находиться рядом с незнакомыми собаками большего размера.

Такой постепенный процесс называют десенсибилизацией - это означает, что ваш ребенок станет менее чувствителен к источнику его страха каждый раз, когда ему придется сталкиваться с ним. В конечном счете ребенок больше не станет избегать ситуации, которая всегда служила основой его фобии. Хотя такой процесс кажется вполне логичным и несложным, он должен осуществляться только под пристальным наблюдением профессионала.

Иногда психотерапия также может помочь, детям стать более уверенными в себе и меньше бояться. Помимо этого в сложных ситуациях детям могут помочь дыхательные упражнения и методы релаксации.

В некоторых случаях врач может порекомендовать прием медицинских препаратов как часть программы лечения, но не как единственный способ терапевтического вмешательства. Такие препараты могут включать в себя антидепрессанты - они помогут уменьшить беспокойство и панику, которые зачастую лежат в основе этих проблем.

Помощь ребенку, испытывающему страх

Вот несколько советов, которые помогут родителям детей, испытывающих страхи и фобии.

  • Поговорите с вашим ребенком о его страхах, будьте при этом чутким собеседником. Объясните, что у многих детей имеются свои страхи, но с вашей помощью он научится справляться с ними.
  • Не унижайте ребенка и не высмеивайте его страхи, в особенности в присутствии сверстников.
  • Не пытайтесь заставить ребенка быть храбрым. Может потребоваться некоторое время, прежде чем он научится преодолевать свои страхи. Тем не менее вы можете постараться убедить его постепенно все ближе и ближе сталкиваться с предметами его страхов, но при этом никогда не настаивайте на этом. Если ребенок боится темноты, возьмите его за руку и вместе с ним останьтесь на несколько секунд в темной комнате. Если ребенок боится воды, вместе с ним походите в детском бассейне, когда он будет переходить его вброд, так, чтобы вода достигала уровня его коленей. Хвалите его за каждый даже самый незначительный успех, и ему будет проще делать следующий шаг. Фокусируйте внимание на том, с чем ребенку уже удалось справиться, а не на самом источнике страха.

Новый феномен появляется в различных европейских странах. Он заключается в том, что родители испытывают чувство страха по отношению к своим собственным детям, а уж к чужим – тем более. Следует напомнить, что педофобию нельзя путать с педофилией. Тем не менее, специалисты считают, что и эта фобия представляет собой в некоторой степени извращение, которое буквально ставит с ног на голову любые отношения, касающиеся детей и взрослых. Если в определенное время дети боялись родителей, то сейчас наблюдаются иные тенденции. Также, под педофобией подразумевается страх не только общаться с детьми, но и иметь их, стать родителем. Более того, некоторые педофобы опасаются даже кукол, сделанных в виде грудных младенцев.

Исследования, касающиеся педофобии, были проведены во многих странах, и ученые установили шокирующий факт. Оказывается, что все чаще взрослые люди воздерживаются от того, чтобы отругать свое чадо за неправильные действия, остановить его, прочесть нравоучение. Причем, такое отношение наблюдается не только по отношению к малышам, но и к более взрослым детям, которые ведут себя антисоциально. Доказано, что причина подобного явления в том, что отцы и матери боятся бурной реакции подростка. То есть, они вполне допускают, что в ответ могут получить грубую отговорку или даже физический удар. И хотя подобные случаи не столь часты, тем не менее, они не исключение. Именно поэтому, иногда родителям предпочтительнее сделать вид, что ничего не произошло.

Ученые уделяют много внимания исследованию данной проблемы, и приходят также к еще одному выводу, — что страх тесного общения с любыми детьми обусловлен боязнью обнаружить в себе такое отклонение, как педофилия. Все это непосредственно связано с запретами культурного плана, касающихся половых отношений с людьми детского возраста, а также с бытующим ложным представлением о том, что дети асексуальны. В этом случае, люди неправильно понимают свою природу.

В настоящее время специалистыпредлагают несколько версий, которые в той или иной мере объясняют происхождение и развитие педофобии. Если рассматривать вариант, который утверждает, что педофобия возникла у человека в раннем детстве, то ученые предполагают, что иррациональный страх младенцев появляется у ребенка, когда в семье происходит пополнение, и в доме появляется брат или сестра. В этом случае, как правило, все внимание взрослых людей переключается на младенца, и старшего ребенка часто оставляют без внимания, постоянно отправляют погостить к бабушке, и даже переселяют его из любимой комнаты. Психика ребенка очень неустойчива, и он не понимает, почему это крошечное существо забирает всю любовь родителей. Вначале возникает обида, и уже позже, если родители своевременно не спохватятся, и не обратят внимания, то данное состояние трансформируется в ненависть к маленьким детям, а затем и в педофобию.

В то же время, существует некоторая противоположность, которая касается уже взрослых людей, страдающих педофобией. Например, в Англии вышло печатное издание под названием «Безумство современных семей». В этой книге дается очень точное описание «безумных родителей», в котором очень многие узнают свое отражение. Например, если родители покупают своему ребенку более дорогой и престижный телефон, чем имеют сами, или делают за него школьные задания, периодически не забывая делать специальные ошибки в работе, чтобы для учителя это выглядело более правдоподобно. Такие мамы и папы постоянно беспокоятся, не пора ли ребенку что-нибудь перекусить, не мучит ли его жажда в жаркий день. К тому же, — стоит ребенку лишь заикнуться о том, что кто-то из друзей имеет очередную техническую новинку, они немедленно отказывают себе в чем-то, но приобретают для своего отпрыска желаемую вещь. На основании всех этих признаков можно однозначно утверждать, что такие родители имеют задатки педофобии. Хотя в наше время, впрочем, как и в любое другое, трудно быть примерным родителем, все же следует адекватно оценивать требования и поступки своего ребенка.

Страдающие педофобией убеждены в том, что ребенок не личность, на основании этого их общение с малышом или даже подростком, происходит как с «недочеловеком». При этом проявляется нигилистическое отношение и гиперопека, которая слишком демонстративна и неуместна. Общение сводится к поверхностному, о проявлении ласки и нежности не может быть и речи. Дети, родители которых являются педофобами, часто страдают детским нигилизмом – они противопоставляют себя взрослым.

Данная фобия может не иметь явно выраженных симптомов, если заболевание проявляется в умеренно выраженной форме, и больной обладает достаточной силой воли, чтобы не демонстрировать свой страх перед обществом и окружающими. Но в некоторых случаях, когда иррациональный страх побеждает здравомыслие человека, могут возникать , во время которых педофоб ведет себя неадекватно. Человек может быть агрессивным, или наоборот, слабовольным и плаксивым. Если в городском транспорте на свободном месте рядом окажется ребенок, — то страдающий педофобией, скорее всего пересядет как можно дальше, или вообще выйдет гораздо раньше своей остановки, лишь бы не видеть возле себя детей.

Имеются и физические проявления фобии. Обычно они выражаются в таких признаках, как головокружение, внезапная слабость, учащенный пульс. У больного пересыхает во рту, обильно выделяется пот. Если резко падает артериальное давление, то не исключен и обморок. Следует подчеркнуть, что все эти признаки, хотя и оказывают негативное влияние на нервную систему человека, тем не менее, жизни они не угрожают, — как иногда уверены сами больные педофобией.