Как начинается заикание у ребенка. Причины заикания у детей — как лечить болезнь

Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

Источник: old.doctorneiro.ru

Причины заикания у детей и факторы риска

Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.

К факторам риска относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • врожденная слабость речевого аппарата;
  • нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
  • органические патологии центральной нервной системы;
  • внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
  • чрезмерные психические нагрузки;

Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза , повышенной раздражительности, ночных страхов.

Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.

Формы заикания у детей

По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:

  • невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
  • неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.
Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.

В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:

  • тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
  • клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанное.

Стадии заикания у детей

В развитии патологии выделяют четыре стадии:

  1. Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
  2. Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
  3. Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
  4. Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.

Симптомы

Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка .

К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

Источник: infourok.ru

Диагностика

Диагноз ставится логопедом или неврологом, для уточнения формы заикания может быть привлечен психолог.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Диагностика базируется на данных, полученных при сборе жалоб и анамнеза. Уточняется психоэмоциональная обстановка в семье ребенка, ситуации, при которых возникает и/или усугубляется заикание, обстоятельства, при которых патология манифестировала, длительность анамнеза заикания.

Акцентируется внимание на наличие на протяжении трех месяцев и дольше следующих признаков:

  • трудности и запинки в начале речи;
  • нарушение ритмичности речи (растягивание тех или иных звуков, повторение слогов слова, обрывки слов и/или фраз);
  • попытки справиться с заиканием посредством побочных движений.

С целью исключения органических нарушений нервной системы может потребоваться магниторезонансная томография головного мозга, электроэнцефалография , реоэнцефалография . Дифференциальная диагностика проводится с нечеткостью речи и спастической дисфонией.

Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.

Источник: ostrov-j.ru

При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).

Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.

Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.

Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы : электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.

Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.

Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).

Массаж при заикании у детей

Массаж при заикании у детей проводится логопедом на коррекционных занятиях. Помимо головы и шеи массаж распространяется на плечи, верхнюю часть спины и грудной клетки. Широко применяется сегментарный и точечный массаж, а также их сочетание.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка.

Сегментарный массаж направлен на обособленное воздействие на определенную мышцу, регулирующую речевую деятельность. Данный вид массажа проводится ежедневно на протяжении 2-3 недель.

Точечный массаж считается одним из наиболее эффективных методов коррекции заикания у детей. Он оказывает положительное воздействие на речевой центр, способствует снятию его излишней возбудимости. Точечный массаж может проводиться в домашних условиях после предварительного обучения родителей специалистом. Точечный массаж при заикании у детей проводится регулярно на протяжении двух-трех лет.

Упражнения при заикании у детей

Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Возможные осложнения и последствия

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер.

При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

Прогноз

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Профилактика

В целях профилактики возникновения заикания у детей рекомендуется:

  • поддержание благоприятного психологического климата в семье, бережное, внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, отказ от чрезмерной требовательности;
  • расширение кругозора ребенка;
  • избегание чрезмерных психических нагрузок;
  • рациональный распорядок дня, полноценный отдых;
  • правильное обучение ребенка речи;
  • рациональное питание;
  • профилактические осмотры у специалистов, своевременное лечение соматической патологии.

Видео с YouTube по теме статьи:

Проблемы, связанные с произношением и речью называются логоневрозом или заиканием. Это происходит при нарушении работы речевого аппарата, то есть возникают судороги. По этой причине изменяется плавность речи, темп, ритм, которые выражаются в непроизвольном повторении слогов или звуков. , о которых мы узнаем и разберем сегодня в этой статье.

Тревожные признаки

Узнать признаки заикания сможет любая мама, стоит лишь внимательней следить за речью ребенка. Об этой проблеме могут засвидетельствовать лишние и ненужные гласные звуки при произношении. Малышу сложно начать предложение или же в середине слова он замолкает.

Ребенок зацикливается, и по нескольку раз повторяет слоги и слова в начале разговора. Иногда происходят внезапные приступы немоты, которые продолжающиеся несколько часов или даже сутки. После восстановления речи малыш уже заикается.

Данная проблема может значительно усложнить дальнейшую жизнь ребенка. Логоневроз помешает полноценному общению со сверстниками, коллегами, сложно будет устроиться и в личной жизни. Поэтому не стоит отлагать дело в долгий ящик, надеясь на то, что само по себе пройдет. Эта болезнь не терпит отлагательства — реагировать нужно немедленно.

Причины детского заикания

Причиной заикания является ослабление центральной нервной системы, вызвать которое могут испуги, длительные нервные стрессы, инфекции. Резкие смены обстановок такие, как переезды, семейные проблемы, так же оказывают негативное влияние на нервную систему.

Зачастую болезнь развивается по причине ссор родителей, вечных скандалов в семье, нехватки внимания к ребенку с их стороны. Сильный испуг и жестокие методы воспитания, к которым относится не лишь порка, но и давление со стороны родителей, заставляющих выучить ребенка сложный текст за короткое время, вызывает у малыша сильный стресс, ослабляет и без того его хрупкие нервы.

Обессиленная нервная система больше не может держать под контролем мышцы речевого аппарата, начинают появляться судороги.

В результате, речь нарушается, становятся привычными постоянные повторения отдельных слов, слогов и звуков.

Для того чтобы помочь своему малышу возьмите во внимание несколько простых советов, которые облегчат его общение.

Во-первых, разговаривайте четко и плавно, чтобы ребенок легко разбирал ваши слова. Но и не переусердствуйте, не следует говорить по слогам или же нараспев.

Во-вторых, будет замечательно, если вы запишите его в музыкальный кружок – это поможет развить чувство ритма и правильное дыхание.

В-третьих, окружите ребенка языковой средой из детей четко выговаривающих слова. Речь ребенка начнет улучшаться сама по себе за счет подражания друзьям.

В общем, создайте вокруг ребенка спокойную, доброжелательную, домашнюю обстановку. Это поможет обеспечить эмоциональный комфорт. И только тогда лечение будет давать эффективные и быстрые результаты.

Теперь рассмотрим случаи, которые лишь усугубят ситуацию.

  • Телевизор – самый главный враг. Ведь впечатления и сопереживания героям просмотренных передач, возбудят и сильно утомят нервную систему.
  • Не стоит читать малышу книгу, не соответствующую его возрасту, особенно на ночь. Он должен спокойно заснуть, а не вспоминать о кикиморе в шкафу, из рассказов бабушки.
  • Не балуйте своих детей, так как каждый отказ будет сильно ударять по нервной системе.

Перечисленные выше пункты можно выразить следующим образом: берегите своего малыша от очень сильных впечатлений, не перегружайте его эмоционально.

Лечение логоневроза

  • Обращаться к специалисту необходимо сразу – при первых признаках заикания. Для лечения этой болезни существует специально разработанный комплекс процедур, проводящийся с участием профессиональных психотерапевтов и логопедов. Эта система лечения известна уже не малое время и по сей день остается актуальной и успешной.
  • Смысл этих процедур состоит в том, чтобы успокоить малыша и оградить от стрессов. Атмосфера спокойствия укрепит нервную систему. Только после этого происходит обсуждение ситуации и в некоторых случаях назначение успокаивающих препаратов.
  • Далее между ребенком и специалистом устанавливается контакт, в ходе которого идет убеждение в способности говорить без дефектов. Психотерапевт обязан проводить практические занятия, направленные на исправление речи, отмечать прогресс, хвалить ребенка за успехи. Все это мотивирует его двигаться дальше к собственному самосовершенствованию.
  • Затем в свои обязанности вступает логопед, который окончательно исправит речевые ошибки. Он поможет ребенку поставить правильное дыхание, научит произносить слова и звуки.

Детское заикание – причины и лечение , теперь знакомы и вам. Осталось помочь ребенку в этом не легком испытании. Окружите его теплом, заботой, любовью и процесс лечения пойдет намного быстрее и легче!

В период формирования детской речи могут возникать различные нарушения. Одним из таких нарушений речи является заикание (логоневроз). Чаще патология развивается в возрасте от 2 до 5 лет. Реже обнаруживается у детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет). Обычно наблюдается у мальчиков. Заикание излечимо, главное своевременно обратиться за консультацией и лечением к неврологу, логопеду, психологу.

В статье рассмотрим, что может стать причиной логоневроза, его признаки, диагностика и какие способы лечения существуют.

Причины развития

Прежде чем бороться с заиканием, нужно понять, откуда оно взялось. Рассмотрим причины, которые могут вызвать логоневроз у ребенка:

Физиологические причины

  • поражение нервной системы новорожденного во время родов;
  • курение, алкоголь при беременности;
  • наследственность;
  • травма головного мозга;
  • болезни органов речи - носа, гортани, глотки;
  • заболевания (рахит);
  • переучивание левши на правшу.

Психологические причины

  • стрессы, депрессии;
  • смерть близкого родственника;
  • детские страхи (боязнь наказания, героев сказок, темноты);
  • обиды, ревность;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • сильный испуг грозы, собаки.

Социальные причины логоневроза:

  • чрезмерная строгость родителей;
  • повторение ребенком речи заикающегося члена семьи;
  • раннее изучение иностранных языков;
  • недостаточное внимание родителей в период формирования речи малыша;
  • смена детского сада, школы, места жительства.

Другие факторы, провоцирующие заикание у детей:

Виды патологии

Различают заикание у детей по форме судорог, клиническим проявлениям и течению.

По форме судорог выделяют:

  • Клоническое - характеризуются несколькими кратковременными судорогами, следующие друг за другом и ведущие к непроизвольному повторению звуков, слогов.
  • Тоническое - характерно длительное, сильное сокращение мышц. В результате этого и наступает задержка речи.
  • Смешанная форма - сочетание двух вышеописанных видов.

По течению заикание классифицируется на постоянное, волнообразное, возвратное. В последнем случае, нарушение речи может исчезнуть, но затем появиться вновь.

По клиническим формам логоневроз делится на:

  • Невротическая форма развивается неожиданно в возрасте 2-5 лет. Эта форма заикания лучше поддается лечению, поскольку при ней не нарушаются мозговые структуры.
  • Неврозоподобная форма возникает в 3-4 года. Начинается постепенно и без видимых причин. Причины кроются в органическом поражении мозга, поэтому данный вид сложнее поддается лечению.

Признаки логоневроза

Врачи считают, что повторение какого-либо звука более двух раз является начальным признаком заикания. К примеру, ребенок может повторять не слова: «Дай, дай, дай мне воды», а произносить лишь звуки: «Д-д-дай мне воды».

Некоторые дети начинают заикаться в стрессовых ситуациях, в периоды волнения, во время диалога с незнакомым человеком. В остальных случаях они разговаривают обычно.

Диагностика заикания

Если есть подозрения, что ребенок заикается, то необходимо обратиться к педиатру, неврологу, логопеду, психологу. При диагностике заболевания большую роль играет анамнез ребенка, информация о том, как проходило и проходит его развитие, а также сведения о том, при каких обстоятельствах он начинает заикаться. Для выявления стадии болезни потребуется провести диагностику речи, в которую входят оценки темпа речи, голоса и дыхания. В ходе исследования врач выявит речевые и моторные расстройства, если они есть, и определит, каким видом логоневроза страдает маленький пациент.

Для обнаружения патологий центральной нервной системы может понадобиться провести:

  • реоэнцефалография (исследование сосудов головного мозга);
  • Электроэнцефалография головного мозга (ЭЭГ);
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ).

Лечение логоневроза у детей

Благодаря прогрессу медицины логоневроз полностью поддается излечению. В первую очередь, нужно обратиться за помощью к врачам для установления причины данного нарушения речи и составления наилучшей программы лечения.

Занятия с логопедом

Логопедическое лечение заикания направлено на то, чтобы:

  • освободить речь заикающегося ребенка от напряжения;
  • устранить неправильность произношения;
  • воспитать четкую артикуляцию, а также ритмичную и выразительную речь.

На начальной стадии лечения ребенок выполняет задания вместе с логопедом, затем - самостоятельно практикуется в устной речи. Закреплять полученные навыки нужно в ежедневных разговорах с окружающими.

Дыхательные упражнения

Упражнения для дыхания позволят сделать голос ребенка естественнее и свободнее. Упражнения положительно скажутся на дыхательной системе в целом. Благодаря таким занятиям тренируется и развивается диафрагма, начиная непосредственно участвовать в процессе голосообразования. Кроме того, малыш учится дышать глубоко и делает голосовые связки подвижнее, благодаря чему они теснее смыкаются при разговоре. Дополнять дыхательные упражнения можно релаксацией.

Точечный массаж

При лечении детского заикания можно прибегать и к нетрадиционной медицине, только делать это с умом. Курс лечения точечным массажем нужно подбирать в зависимости от сложности случая. Во время массажа врач оказывает воздействие на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах.

Первые результаты лечения точечным массажем могут проявиться уже после одного сеанса. Массаж регенерирует нервную регуляцию речи, поэтому занятия должны быть регулярными.

Компьютерные программы

Существует немало компьютерных программ, которые ориентированы на синхронизацию слухового и речевого центра ребенка. Например, малыш произносит слова, а программа в это же время задерживает записанную речь на доли секунды. В результате, он слышит свой голос, но с задержкой, и старается подстроиться под него. В результате, речь становится более плавной. Кроме того, при помощи других программ можно генерировать различные ситуации и эмоции, возникающие при разговорах.

Медикаментозная терапия

Лечение при помощи медикаментов дает вспомогательный эффект. Врач назначает те препараты, которые нужно комбинировать с другими методами лечения. Например, ребенку могут быть прописаны медикаменты, блокирующие действие веществ, которые мешают стабильной работе нервных центров.. Кроме того, курс лечения может быть дополнен успокаивающими настоями.

  • Соблюдать распорядок дня. Детям в возрасте от 3 до 7 лет рекомендуется спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет - 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Смотреть телевизор перед сном не рекомендуется.
  • Создавать благоприятную психологическую обстановку. Не нужно постоянно делать замечания и одергивать малыша - это вредит его психике. Также нужно исключить ссоры между взрослыми в присутствии ребенка. Не стоит показывать ему, что вы беспокоитесь из-за его неправильной речи. Не торопите его при ответах на ваши вопросы и чаще хвалите.
  • Помогать ребенку в ежедневном общении. Он должен слышать от окружающих только правильную речь. Говорить нужно внятно и при этом ласково, ведь дети тут же подражают манере взрослых. Если у ребенка выраженное заикание, нужно общаться с ним нараспев. Не стоит заставлять его проговаривать трудные для него слова по несколько раз.
  • Укреплять общее состояние здоровья. Родители должны всеми возможными способами ослабить нервное напряжение ребенка, исключить его переутомление и нервирующие шумные «тусовки». Кроме того, рекомендуется закалять детский организм при помощи игр на улице, воздушных ванн, обтираний и т.д.

Если у ребенка выявили признаки логоневроза - не повод паниковать. Напротив, нервное состояние взрослых может передаться малышу и обострить ситуацию. Нужно поскорее обратиться к врачам, а затем тщательно выполнять все их предписания. Кроме того, дома нужно создать спокойную обстановку, которая поспособствует излечению. Помните, что ребенок должен поверить в то, что вылечится от заикания, а в этом, как нельзя лучше, помогут поддержка и доверие близких людей.

Просмотров: 2197 .

Неправильная речь у ребенка – частая проблема, с которой сталкиваются родители дошколят и младших школьников. На этом этапе взросления речевой аппарат малыша еще только формируется, а потому исправить все недостатки значительно проще, чем у подростка. Заикание у детей обуславливается разными факторами, врожденным и приобретенным. Однако это решаемо, если вовремя заметить и принять меры. В обратном случае существует опасность, что проблема сохранится на всю жизнь.

Что собою представляет

Заикание у детей 3-5 лет – это речевой дефект, преимущественно обусловленный состоянием психики малыша. По-другому это заболевание называют логоневроз. Он представляет собою резкое сокращение органов артикуляции, сопровождающееся сбиванием ритма, заминками, задержками речи, повторами букв и слогов, прерывистостью. Наблюдается не столь часто, как другие дефекты речи – только в 2-4% случаев. Чаще заиканием страдают мальчики.

В таком возрасте малыш учится полноценно говорить, повторяет за окружающими отдельные звуки и слова, копирует чью-либо манеру речи. Важно в этот период родителям помочь маленькому человечку сформировать правильную речь.

Если пустить заболевание на самотек, со временем оно может пройти самостоятельно. Однако скорее продолжит присутствовать, создавая комплексы, мешая социализироваться. Заикание может также свидетельствовать о серьезных неврологических нарушениях.

Как проявляется

Заикание у ребенка сопровождается следующими признаками:

  1. Речевые спазмы при произношении какого-либо слова. Обычно происходят в начале слова (фразы) или в середине. Запинка и повтор происходят на одной букве («м-м-м-м….») или на одном слоге («ма-ма-ма…»).
  2. Паузы, длительные и возникающие в середине слова. Либо слишком долгое растягивание гласного звука в середине или начале слова.
  3. Комбинирование первых двух симптомов, когда запинки и повторы сочетаются с паузами.

Кроме того, чаще всего при запинании возникают и вторичные симптомы. Зачастую ребенок становится более нервным, агрессивным или, наоборот, плаксивым. Логоневроз нередко сочетается с нервными тиками, энурезом, повышенной потливостью, нарушениями сна, потерей аппетита. Во время общения малыш может краснеть, волноваться, что создает еще большие препятствия при попытке произнести фразу.

Малыш постарше, особенно если он постоянно общается с другими детьми, может замкнуться в себе. Хуже идет на контакт, нервничает при необходимости общаться с кем-то. Речь малыша становится сбивчивой в целом, тусклой, монотонной, без выражения и эмоциональной окраски. Поэтому избавляться от проблемы нужно чем раньше, тем лучше.

Часто родители путают заикание у ребенка 3 лет с естественными, физиологическими запинками. Они выражаются в паузах в речи малыша. Возникают потому, что он еще только учится говорить, и не всегда знает, как выразить словами то, что ему приходит в голову и как правильно оформить сложные словесные конструкции.

Чем шире будет словарный запас маленького человечка, тем быстрее он сможет избавиться от физиологических запинок. Важную роль в этом играют развивающие занятия, чтение, общение взрослых членов семьи с ребенком.

Как отличить такие естественные запинки от заикания? И при том, и при другом возникают паузы, запинки и повторы слов, слогов. Но при логоневрозе они происходят из-за судороги, а в остальных случаях – потому что малыш пытается подобрать нужное слово.

Отличить можно по месту расположения запинки. При заикании ребенок начинает запинаться на начале слова или при определенном сочетании букв. При физиологических заминках – в любом месте фразы, особенно при построении сложных словесных конструкций.

Кроме того, при попадании в непривычную обстановку или при взаимодействии с людьми у заик дефект речи проявляется особенно активно, а в остальном, наоборот, речь малыша становится ровной.

Ребенок, у которого все с речевым аппаратом в порядке, обычно не замечает заминок в своей речи и не придает им значения. Если же это логоневроз, даже совсем маленький ребенок сознает, что что-то не так, начинает нервничать и переживать.

Причины

Заикание способно быть как врожденным – если появилось, как ребенок начал говорить, и приобретенным – если, например, заикание у ребенка 5 лет появилось впервые, а до этого он говорил нормально. Различаются они причинами.

Врожденное

Причины врожденного заикания у детей:

  1. Тяжело протекающая беременность. Если этот этап сопровождается гипоксией плода – когда ему не хватает кислорода, то это способно влиять на формирование его речевого аппарата. Также сказываются перенесенные женщиной во время вынашивания плода инфекционные заболевания.
  2. Родовая травма. На формирование артикуляционного аппарата может также влиять гипоксия, но уже возникшая не внутриутробно, а во время долгих, трудных родов. При получении родовой травмы способны пострадать клетки головного мозга. Часто страдают ранние детки, появившиеся на свет раньше срока.
  3. Наследственность. Нарушение речи передается и по наследству. И это достаточно распространенная причина.
  4. Особенности темперамента. Дети-холерики чаще подвержены заиканию, чем меланхолики или сангвиники. Их нервная возбудимость значительно выше.

Если же маленький человечек до определенного возраста говорил хорошо, а потом вдруг стал заикаться, это признак приобретенного заболевания.

Приобретенное

Причины приобретенного заикания у детей:

  1. Пережитый стресс. Это потеря близкого человека, резкая смена обстановки, сильный испуг. Также играет роль и психосоматика.
  2. Нехватка или переизбыток внимания. Зачастую заикаются избалованные, капризные детки.
  3. Повышенные требования родителей.
  4. Тяжелая домашняя обстановка. Часто страдают дети из неблагополучных семей, где часто бывают скандалы, ссоры, рукоприкладство. Может сказаться и развод родителей.
  5. Длительное пребывание за компьютером или перед телевизором. Это в целом сказывается на психическом развитии.
  6. Заболевания. Серьезные последствия за собой влекут менингит, энцефалопатит, травмы головы, грипп и иные заболевания.
  7. Псевдозаикание. Это явление возникает в семьях, где кто-то из старших страдает заиканием. Тогда малыш способен перенять манеру говорить у близкого человека, не страдая никакими нарушениями.

Чтобы определить, какие причины кроются в основе нарушения речи, нужно понаблюдать за ребенком. Проблема возникает при волнении, в присутствии незнакомых людей или в непривычной обстановке? Тогда, скорее всего, логоневроз – приобретенный. Если же малыш заикается стабильно, в любой обстановке, то проблема врожденная. Однако точно установить причины может только квалифицированный специалист.

Разновидности

Помимо врожденного и приобретенного, существует несколько основных разновидностей заболевания:

  • патологическое – врожденное, обусловленное генетически;
  • невротическое – после травмы, стресса, серьезных переживаний, испуга и т.д.;
  • тоническое – разновидность с паузами в словах и с растягиванием гласных звуков;
  • клоническое – невозможность выговорить определенный звук или слог, частое их повторение;
  • комбинированное – сочетает в себе симптомы тонического и клонического;
  • стабильное – неизменное, независимое от обстоятельств заикание;
  • нестабильное – проявляющееся только в определенных ситуациях;
  • циклическое – при нем этапы заикания чередуются с периодами нормальной речи.

Эти разновидности могут сочетаться друг с другом. Например, когда сбои происходят в определенной обстановке, но циклично, чередуясь с периодами, когда все произносится легко.

Степени тяжести

Различается логоневроз и по степени тяжести. Выделяют три стадии:

  1. Легкая. Сбои в речи образуются лишь при стрессе, сильном волнении, в непривычной обстановке, при контакте с новыми людьми. В обычных условиях дефект практически не заметен.
  2. Средняя. Дефекты речи проявляются, если кроха даже немного начинает волноваться или перед ним возникают какие-то сложные для него задачи.
  3. Тяжелая. Малыш заикается постоянно, причем часто дефект речи совмещается с судорогами конечностей, лицевым тиком, покраснением.

Важно знать, что со временем логоневроз способен прогрессировать – если не предпринимать ничего для его лечения. Чем раньше родители обратятся с малышом к врачу, тем скорее и лучше будет оказана помощь. Риск усугубления и рецидива проблемы в этом случае минимален.

Диагностика

При проявлении признаков логоневроза стоит показать ребенка детскому неврологу или педиатру, который выпишет направление к неврологу. Специалист установит точные причины заболевания и наметит пути его коррекции.

Обычно для установки диагноза и причин достаточно осмотра ребенка, сбора анамнеза, опроса. Врач осуществит диагностику речи: оценит темп, дыхание, моторику, артикулярные судороги, голос и так далее.

Если есть подозрения на травму головного мозга, понадобится компьютерная томография. При затруднении установки причин – комплексное обследование малыша.

Комплексное обследование поможет выявить, возможно, скрытые проблемы в развитии и избежать рецидивов заболевания в дальнейшем. А также определит, как лечить заикание у ребенка.

Лечение

Постановкой диагноза и лечением на первых порах занимается детский невролог, в дальнейшем может понадобиться помощь логопеда и психолога (если проблема кроется в психологическом плане). Выбор способа лечения зависит от причин заикания и степени его тяжести, от медицинского заключения.

Медикаментозное лечение

Если заикание вызвано серьезными заболеваниями и травмами головного мозга, нарушениями в работе речевых центров, серьезными психическими травмами назначаются лекарственные препараты. Это транквилизаторы и противосудорожные средства. Такие лекарства принимаются только по назначению врача, отпускаются в аптеках по рецепту. Бесконтрольный их прием может причинить вред формирующемуся организму. В зависимости от тяжести заболевания и от индивидуальных особенностей организма, лечение может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

При незначительных психологических проблемах, стрессах, повышенной возбудимости малышу могут быть назначены препараты седативного характера, успокоительные, или, наоборот, повышающие концентрацию внимания, улучшающие мозговую деятельность.

Лечение заикания не бывает только медикаментозным или аппаратным. Оно назначается комплексно – в сочетании с занятиями с логопедом, дыхательной и речевой гимнастикой, работой с психологом. Важно также создать малышу благоприятную психологическую обстановку.

Аппаратное лечение

Осуществляется метод с помощью специальных компьютерных программ, которые корректируют работу слухового и речевого центров. Применяются такие программы для детей старше пяти лет, которые способны понять и выполнить данное компьютером задание.

Происходит это так: ребенок должен повторять за программой фразы, которые медленно и четко диктуются ему через наушники. Подстраиваясь под звучание фразы, ребенок учится говорить плавно, ритмично, четко выговаривая каждый звук. Общение с компьютерной программой сводит к минимуму волнение и нервозность малыша, его боязнь ошибиться.

Работа с логопедом

Неотъемлемое лечение заикания у детей – это работа с логопедом. Помимо занятий с малышом, специалист еще объяснит родителям принципы лечения и научит их выполнять с ребенком упражнения – чтобы заниматься с ним дома.

В основе логопедии при заикании лежат упражнения, направленные на нормализацию дыхания и темпа речи. Поскольку лечат малыша, то все занятия проводятся в игровой форме.

Для коррекции используются специальные песни, стихи, занятия ритмикой. Отличных результатов можно добиться, отдав ребенка на занятия пением, в том числе хоровым – это частая рекомендация логопеда. Пение – отличная зарядка для речевого аппарата, связки тренируются, напряжение и спазмы исчезают.

Важно, чтобы занятия были интересны крохе. В легкой, интересной игровой форме он сможет расслабиться, преодолеть психологические трудности.

Работа с психологом

Такое направление лечения необходимо, если заикание вызвано психологической травмой, стрессом, испугом, потерей близких людей и так далее. Либо, наоборот, заикание послужило причиной возникновения психологических проблем – замкнутости, стеснительности, трудностей в общении с другими людьми.

Даже взрослому человеку не всегда по силам справиться с грузом навалившихся на него проблем и переживаний, что уж говорить о маленьком человечке. Грамотный специалист поможет крохе избавиться от накопившегося негатива, от нервозности и стресса, вылечить душевные раны.

Массаж

Помимо занятий с логопедом, могут быть назначены сеансы массажа. Если речевой спазм вызван перенапряжением артикуляционного аппарата, то напряженными оказываются и щеки, шея, плечевой пояс, мимические лицевые мышцы.

Массаж в этих областях поможет снять напряжение мышц, расслабиться, улучшит кровообращение, снимет спазмы и нервное перенапряжение. Проводиться терапия должна специалистом, однако он может показать основные приемы и родителям.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика основана на нормализации ритма дыхания, расслаблении. Ребенок учится произносить слова на выдохе, целиком, без запинок. Формирование правильного дыхания способствует улучшению кровообращения организма в целом, снятию напряжения, улучшению речевых характеристик.

Часто для этого используется популярная гимнастика Стрельниковой, однако не стоит заниматься ею самостоятельно – например, по видео-урокам. Научить правильно делать упражнения и родителей, и малыша, должен физиотерапевт, а уже потом полученные навыки можно будет применять дома.

Неправильная техника дыхательной гимнастики может усугубить состояние малыша. Поднимется давление, появятся головные боли и головокружение, в результате чего он будет еще сильнее нервничать и не захочет заниматься дальше.

Гипноз

Гипноз применяется в редких случаях, если не удается определить (и, соответственно, устранить) причину приобретенного заикания, а ребенок не помнит, что нанесло ему психологическую травму или напугало.

Способ не применяется на маленьких детках, чаще всего начинать можно со среднего школьного возраста. Кроме того, ребенок может не поддаваться гипнозу.

Народные методы

Народные методы часто используются в дополнение к основным. Это фитотерапия с использованием седативных трав, если логоневроз вызван перевозбудимостью, нервным перенапряжением.

Расслабляющие травы (цвет ромашки, липы, пустырник, мята, мелисса и прочие) употребляются в виде успокоительных сборов или добавляются в ванночки. Однако в сочетании с медикаментами эти средства могут привести к излишней заторможенности. Поэтому перед их применением следует проконсультироваться с лечащим врачом. Именно он определит, как вылечить заикание у детей.

Чтобы помочь крохе избавиться от недуга и сопутствующих ему проблем, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Ребенок должен быть в курсе, что с ним происходит, но нельзя заострять на проблеме внимание. Особенно это важно, когда он начинает заикаться – если в этот момент начать подбадривать его, подсказывать слова, помогать, то будет еще хуже.
  2. Нужно внимательно слушать ребенка, чтобы с первого раза понять смысл им сказанного и не переспрашивать.
  3. Если заикание сочетается с другими дефектами речи, то их нужно лечить у логопеда одновременно.
  4. Во время упражнений нужно концентрировать внимание малыша на них. Не нужно, чтобы в это время в комнате работал телевизор, играла музыка или разговаривали другие люди.
  5. Занятия должны проходить в спокойной, комфортной обстановке, с удовольствием и интересом.
  6. Просмотр телевизора, компьютерные игры, пользование разнообразными гаджетами нужно ограничить.
  7. Полезной будет умеренная физическая активность – зарядка, плавание.
  8. Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка занятиями в надежде как можно быстрее получить результат. Это, наоборот, усугубит ситуацию. Занятия должны чередоваться с отдыхом.

Важное условие выздоровления – благоприятная психологическая обстановка дома. Скандалы, ссоры домашних, напряженные отношения между родителями – все это оттянет момент выздоровления. Ради благополучия крохи его родители должны стать единой командой.

Многие родители не хотят отдавать ребенка с заиканием в группу детсада с отклонениями в речи. Считают, с обычными детьми он быстрее адаптируется и начнет нормально говорить. Но это не так. Маленькие детки, не страдающие никакими нарушениями, могут перенять манеру речи такого ребенка (псевдозаикание). А дети постарше могут подвергнуть отличающегося от них травле.

Профилактика

Профилактика заикания начинается с беременности. От ее протекания во многом зависит благополучие будущего члена семьи. После рождения ребенка важную роль играет психологическая атмосфера в семье, спокойствие, любовь. Однако не стоит чрезмерно баловать отпрыска.

Следует наладить определенный режим дня для крохи, в котором полезные занятия чередовались бы с отдыхом. Сон должен быть полноценным, необходимы также ежедневные прогулки и правильное питание, физическая нагрузка.

Следует избегать стрессов, травм – физических и психологических, переохлаждения, вирусных заболеваний. Все это поможет избежать не только косноязычия, но и многих других проблем со здоровьем малыша. Ведь лучшая профилактика всех болезней – это здоровый образ жизни и душевное равновесие.

Мэрилин Монро, Наполеон, Брюс Уиллис? Дело в том, что все они в детстве заикались. Однако, приложив усилия, смогли преодолеть речевые проблемы и добиться большого успеха. Заикание у детей обычно появляется в возрасте трех-пяти лет, когда речь развивается наиболее активными темпами, но при этом данная функция выработана еще недостаточно. У мальчиков нарушение встречается намного чаще (в три-четыре раза), нежели у девочек. Это можно объяснить их меньшей эмоциональной устойчивостью. Как лечить заикание у детей? Каковы причины такого недуга? Как родители могут помочь ребенку избавиться от речевой проблемы? Об этом читайте в статье.

Общие понятия

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности дыхания, речи и голоса, вызванное судорогами гортани или губ. Оно может возникнуть внезапно, а затем усиливаться. В речи отмечаются вынужденные остановки, повторение отдельных звуков, слогов. Судороги могут быть тоническими (т. е. проявляющимися в растягивании звуков, долгих паузах, общей скованности, напряжении) и клоническими, когда ребенок повторяет отдельные слоги, звуки (зачастую в начале слова). Встречается и соединение обоих видов судорог - тоно-клоническое заикание. У детей дошкольного возраста проблема может долго не проявляться и возникнуть лишь в стрессовой ситуации. Давайте подробнее поговорим об этиологии нарушения.

у детей


Провоцирующие факторы

Приступы заикания обычно усиливаются во время болезни, при переутомлении, в случае школьных или семейных неприятностей. Даже погода и рацион питания способны влиять на проявление речевых нарушений. Например, замечено, что избыток в детском меню белковой пищи усугубляет проблему. Достаточно часто заикание у детей провоцируют инфекции. Хронические болезни, как правило, не вызывают этот недуг, зато могут усилить уже имеющиеся нарушения. К примеру, у ребенка с аденоидными разрастаниями затрудняется носовое дыхание, и из-за этого возникают проблемы с речью.

Варианты лечения

Бороться с заиканием люди начали давно. Этим недугом страдал греческий оратор Демосфен. Он читал при шуме волн сложные речи, говорил, держа во рту камешки, и таким образом пытался преодолеть проблему. Всемирная слава Демосфена подтверждает, что ему это удалось. В 19-м веке нарушение речи начали лечить хирургически: человеку частично удаляли мышцы языка. Надо сказать, что такой радикальный способ помогал далеко не всем. Заикание - не тот недуг, от которого можно избавиться лишь при помощи скальпеля.

На сегодняшний день существует столько вариантов устранения дефекта, сколько и теорий, объясняющих его происхождение. В ход идут и традиционные способы (медикаментозная терапия, дыхательная гимнастика, физиотерапевтические процедуры), и нетрадиционные (гипноз, иглоукалывание), и авторские методики.

  1. Распорядок дня. Лечение заикания у ребенка будет неэффективным, если не соблюдать четкий режим. Дети трех-шести лет должны спать десять-двенадцать часов ночью и два часа днем, ребятишки от семи лет и старше - восемь-девять часов ночью и полтора часа днем. Перед сном нужно исключить просмотр телевизора.
  2. Психологическая обстановка. Ребенка травмируют постоянные одергивания и замечания. Нельзя ссориться или слишком шумно себя вести в присутствии малыша. Также запрещается показывать ему свои волнения по поводу проблем с речью. Лечение заикания у ребенка - процесс непростой, необходимо запастись терпением, не торопить малыша во время ответов, чаще его хвалить, тем самым вызывая положительные эмоции.
  3. Ежедневное общение. Следует говорить с ребенком медленно, ласково, спокойно. Малыш должен слышать правильную речь, поскольку он перенимает и усваивает то, что звучит в его окружении. Когда заикание у детей выраженное, говорить с ними нужно нараспев. Заставлять малышей повторять по несколько раз трудные слова категорически нельзя.
  4. Состояние здоровья. Родители обязаны позаботиться об укреплении общего здоровья ребенка, снятии нервного напряжения, переутомления. Для этого рекомендуется осуществлять закаливающие процедуры: обтирание, игры на свежем воздухе, воздушные ванны, гимнастику и тому подобное.

Помощь специалистов

Лечение заикания у ребенка совместно должны проводить логопед, педиатр и психолог (психотерапевт). Задача педиатра - устранить сопутствующие патологии, укрепить организм, сделать профилактику простудных болезней, особенно тех, которые затрагивают голосовые связки и уши, вылечить хронические недуги или вывести их в стадию длительной ремиссии. Малышу следует назначить физиотерапевтические процедуры: посещение бассейна, массаж, электросон.

Функция психолога (психотерапевта) заключается в том, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой путем обучения его правильному поведению в обществе. Так, доктор должен научить малыша комфортно себя чувствовать в любой ситуации, не бояться общения со сверстниками и взрослыми, помочь осознать, что он ничем не отличается от ровесников и не является неполноценным. Обычно занятия с детьми с заиканием проводятся вместе с родителями - их присутствие помогает ребятишкам справиться с волнением.

Задача логопедического лечения - освободить речь ребенка от напряжения, устранить неправильность произношения звуков, слогов, научить четкой артикуляции и плавной, ритмичной, выразительной речи. Малыш сначала совместно с логопедом выполняет упражнения, а затем в устных рассказах и обиходных разговорах с окружающими закрепляет полученные навыки. По мере увеличения степени речевой самостоятельности возрастает сложность заданий.

Дыхательные упражнения

Этот традиционный способ лечения речевых нарушений позволяет сделать голос ребенка более свободным и естественным. Упражнения тренируют диафрагму, увеличивают подвижность что дает возможность им тесно сжиматься во время разговора. Лечение можно дополнить релаксацией.

Точечный массаж

Курс терапии подбирается в зависимости от степени дефекта. Во время процедуры специалист осуществляет воздействие на расположенные на лице, ногах, грудной клетке и спине точки. Первые результаты можно заметить уже после первого курса, однако здесь следует учитывать возраст ребенка и форму недуга. Чтобы восстановилась нервная регуляция речи, занятия следует проводить систематически.

Компьютерные программы

Нередко лечение заикания у ребенка проводится посредством специальных компьютерных программ, позволяющих синхронизировать речевой и слуховой центры. Малыш говорит слова в микрофон, при этом программа задерживает автоматически его речь на доли секунд. В результате ребенок с задержкой слышит свой собственный голос и пытается подстроиться под него. Таким образом речь приобретает плавность и непрерывность. При помощи программы можно проигрывать разные ситуации, возникающие при общении, к примеру, недовольство, возражение. Дети произносят в микрофон слова, а компьютер оценивает, насколько хорошо они справились с задачей, и дает подсказку о том, что требуется улучшить.

Медикаментозное лечение

В комплексе общего курса такая терапия является вспомогательной. Ребятишкам в некоторых случаях назначают транквилизаторы, противосудорожные средства, лекарства, способствующие нейтрализации блокирующего действия тех веществ, которые не дают нервным центрам нормально функционировать. Также могут применяться ноотропные ансиолитические медикаменты. Если есть необходимость, лечение дополняется приемом успокаивающих настоек и отваров трав, к примеру, используется отвар пустырника.

Прогноз

Инициальное заикание (возникшее в раннем возрасте, когда речь еще только начинает активно развиваться) зачастую удается бесследно устранить за несколько месяцев. Срок лечения будет зависеть от того, что лежит в основе нарушения речи: невротическая составляющая или патология нервной системы. Если имеет место невроз, дефект может вернуться в случае какой-либо стрессовой ситуации, но, как правило, его после курса терапии быстро удается устранить. При физиологических нарушениях процесс лечения более длительный, но и более последовательный. В этом случае недуг не имеет такого скачкообразного течения, как при неврозе, поэтому терапия осуществляется медленно, но верно, без срывов. Продолжительность лечения может достигать двух лет.

Больше всего проблем доставляет закрепившееся заикание, то есть то, которое наблюдается на протяжении более двух-трех месяцев. Важно комплексно подходить к терапии, подбирать варианты, ориентируясь на личностные характеристики малыша. Здесь потребуются длительная работа и терпение как самого ребенка, так и родителей. Не всем ребятишкам лечение дается легко. В детских садах и школах работники должны учитывать особенности детей с заиканием. Заранее предупредите воспитателей или учителей о проблеме вашего ребенка, скажите, что его нельзя подгонять во время ответа. Также у таких детей не следует проверять умение читать на скорость - это может усугубить ситуацию. Как уже говорилось, устранение речевого дефекта - часто долгий и сложный процесс. Родители, врачи и педагоги должны объединить усилия, только так можно добиться положительного результата!