Что такое сбо в школе 8 вида. Внеклассное мероприятие по СБО на тему: "Знатоки СБО"
Объект исследования: экономическое воспитание и обучение современных школьников.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания и обучения школьников в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
Гипотеза. Качество образования повысится за счет создание условий для более успешной социализации и интеграции в общество умственно отсталых обучающихся 8 класса если:
будет осуществляться формирование социально-экономических компетентностей;
организовать комплексные интегрированные мероприятия, посвященные изучению основ экономики, которые будут продолжительными по времени;
экономические материалы будут использованы на уроках и математики и социально-бытовой ориентировки, в разных формах учебно-воспитательного процесса с использованием традиционных и современных методов и средств педагогического процесса;
будут отслеживаться результаты роста социально-экономического развития школьников;
повысится отношение школьников к экономическим знаниям в целом.
Обоснование проекта «Экономическая азбука».
Поскольку в Сиверской специальной коррекционной школы VIII вида нет такого специализированного предмета как экономика, а экономический материал “рассеян” в учебном процессе по разным предметам, соответственно, у обучающихся нет не только системных знаний, но часто и элементарных представлений об экономических знаниях.
Один из способов решения проблемы - реализация педагогического проекта по математике и СБО «Экономическая азбука».
Межпредметный проект – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы урочной и внеурочной работы. Он позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний экономического характера, развития личности, осуществить комплексный подход к изучению основ экономики.
Формы учебно-воспитательного процесса, реализуемые в проекте:
1.Межпредметная неделя по математике и СБО «Экономическая азбука» для обучающихся 5-10 классов включила:
викторину «Экономическая азбука,
конкурс на изготовление кошелька-оригами,
мини-проект «Изготовление школьного денежного знака», интеллектуальную игру «Путешествие в страну Экономику», экономическую игру «Магазин»,
фрагменты уроков математики в-10 классах по теме «Семейный бюджет»;
2. Учебный проект для обучающихся 7-8 классов «Масленица. Приготовление блинов»:
Сбор информации о масленице, рецептах и способах приготовления блинов;
Экскурсии в магазин;
Приготовление блинов;
Угощение блинами обучающихся 7-8 классов.
3. Интегрированный урок по математике и СБО в 8 классе по теме «Семейный бюджет», проведенный в форме экономической игры «Семья».
Учебные дисциплины, связанные с темой проекта: математика, социально-бытовая ориентировка.
Реализация проекта (план)
Межпредметная неделя по математике и СБО «Экономическая азбука»
Понедельник 30.01.12
Среда 01.02.12
Конкурс«Изготовление кошелька-оригами»:
Мастер-класс
выставка
Кабинет №43
Кабинет №43
5-10 классы
30.01.12-31.01.12
Мини-проект «Изготовление школьного денежного знака –«сиверчанки»».
Выставка «Денежные единицы стран мира»;
Выставка школьных денежных знаков и подведение итогов мини-проекта
Кабинет №43
Кабинет №43
Кабинет №43
5-10 классы
Викторина «Экономическая азбука».
5-10 классы
Фрагмент урока математики в по теме «Семейный бюджет»
Кабинет №43
5-10 классы
Игра-путешествие в страну ЭКОНОМИКУ
Кабинет №43
5-10 классы
Экономическая игра «МАГАЗИН»
Кабинет №11
5-10 классы
Учебный проект «Масленица. Приготовление блинов».
01.02.12-06.02.12
Сбор информации о масленице, рецептах и способах приготовления блинов
7-8 классы
Классные часы по теме «Масленица»;
Кабинет №11 кабинет №43
7-8 классы
Экскурсии в магазин.
7-8 классы
Расчет количества и стоимости продуктов для приготовления блинов.
Кабинет №43
7-8 классы
Приготовление блинов;
Кабинет №11
7-8 классы
Классный час «Как на масленой неделе…»
Кабинет №11
7-8 классы
Интегрированный урок по математике и СБО
Тема урока «Семейный бюджет»
Кабинет №43
Материалы проекта.
Описания изготовления кошельков-оригами;
Материалы для выставки «Денежные единицы разных стран »;
Материалы для оформления стенда и викторины «Экономическая азбука»;
Конспект интеллектуальной игры «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»;
Презентация к игре «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»;
Материалы к экономической игре «Магазин»;
Презентация по теме «Семейный бюджет»;
Презентация «Масленица»;
Подборка рецептов блинов;
Расчеты количества и стоимости продуктов для приготовления блинов;
Конспект интегрированного урока в 8 классе по теме «Семейный бюджет»;
Разработка урока на интерактивной доски IP BOARD.
Итоги проекта:
Первый опрос предлагал оценить мероприятия межпредметной недели в отдельности. Обучающимся было предложено дать оценку по следующим критериям:
«+» - очень понравилось,
«-» - совсем не понравилось,
«0» - не знаю.
Опросный лист №1
Дайте оценку мероприятиям проекта «Экономическая азбука».
Поставьте
«+» - очень понравилось,
«-» - совсем не понравилось,
«0» - не знаю.
Мероприятия
Конкурс «Изготовление кошелька-оригами»
Мини-проект «Изготовление школьного денежного знака –«Сиверчанки»
Викторина «Экономическая азбука»
Интеллектуальная игра «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»
Экономическая игра «Магазин»
Учебный проект Масленица. Приготовление блинов»
(для учеников 7-8 класса)
Опрос показал, какие формы мероприятий больше понравились / не понравились учащимся
Результаты опроса №1 (по классам)
«+» - очень понравилось.
«-» - совсем не понравилось.
«0» - не знаю.
Проект «ПЫЛЬ: загадочная и … опасная» по СБО
План проектной работы.Название проект а: «ПЫЛЬ: загадочная и … опасная»
Учебный предмет : СБО
Состав учащихся: 7 класс
Тип проекта : информационный.
Цели проекта:
Формирование у учащихся представления о вредоносном составе пыли для человека.
Ознакомление с гигиеническими приемами борьбы с пылью.
Воспитание умений учебного сотрудничества.
Задачи проекта:
Учить творчеству и исследовательской деятельности.
Развивать познавательную активность детей, умения самостоятельно находить материал, оформлять его, анализировать, делать обобщения.
Воспитывать желание и необходимость проводить качественную уборку помещения
Вопросы проекта:
Основополагающий вопрос:
Вред пыли и приемы борьбы с ней
Проблемные вопросы:
Почему пыль вредна?
Что может сделать каждый человек, чтобы сохранить здоровье?
Учебные вопросы:
Состав пыли.
Правила работы с пылесосом.
Гигиенические требования.
Роль учителя в проектной деятельности:
Помочь детям в поиске источников информации.
Быть самому источником информации.
Поощрять активность учеников при работе над проектом.
Формы реализации проекта:
Работа с литературой (посещение библиотеки)
Исследование на наличие пыли в помещениях школы
Оформление плакатов.
Создание социальной рекламы.
Создание буклета-памятки по теме: « Пыль и здоровье человека»
Беседы с медицинскими работниками.
Осуществление проекта.
1 этап. Начало.
На данном этапе определяется тема и цели проекта, учащиеся делятся на группы, получают задание.
1 группа «Исследователи» работают с книгами, находят информацию о составе пыли.
2 группа «Следопыты» работают с вазелиновыми листами, находят запыленные помещения.
3 группа «Техники» собирают информацию об устройстве электропылесоса.
4 группа «Биологи» находят информацию о комнатных растениях, которые борются с пылью.
2 этап. Планирование.
Распределение ролей в группе, выбор источников информации.
Обсуждение в группе и с учителем, работа в библиотеке,
3 этап. Исследование.
Сбор материала для сообщений и презентаций. Обсуждение в группе и с учителем, работа в библиотеке, Интернете, дома с родителями. Создание выступления и презентации.
4 этап. Защита проекта.
Презентация своего доклада.
5 этап. Рефлексия.
Устное обсуждение проекта и его результатов.
Продукт проекта:
Мультимедийная презентация.
Материал о вреде пыли (в помощь учителю).
Плакат «О вреде пыли».
Создание социальной рекламы.
Буклет-памятка по теме: « Пыль и здоровье человека»
Ход урока - проекта.
1. Организационный момент.
Рапорт.
2. Активизация внимания.
Игра «Аплодисменты»: похлопайте те, кто сегодня умывался, похлопайте те, кто сегодня улыбался, похлопайте те, кто готов работать.
3. Сообщение темы урока.
«Пыль: загадочная и …опасная»
Сегодня у нас необычный урок. Урок – защита проекта. Вы будете - в роли учителей, представлять свои материалы, учить других.
План урока:
1. Защита проектов.
Сообщение о пыли.
Результаты исследования.
Устройство пылесоса.
«Борцы с пылью»
2. Игра «Всезнайка».
3. Итоги урока.
Цель проекта
: убедить окружающих, что пыль опасна для здоровья, с ней надо бороться.
Мы разделились на 4 группы.
1 группа «Исследователи» - должны были изучить состав пыли, её
влияние на здоровье человека; способы борьбы с пылью.
2 группа «Следопыты» - определить уровень запылённости помещений школы.
3 группа «Техники» - Изучить устройство пылесоса.
4 группа «Биологи» - Узнать о комнатных цветах – «борцах с пылью».
Защита проектов.
А) Выступление группы «Исследователи»
ПЫЛЬ - это мельчайшие частицы твёрдых веществ. ДОМАШНЯЯ ПЫЛЬ
содержит шерсть, ворсинки, грибки, бактерии и самое неприятное – пылевых клещей. За сутки человек вдыхает около 24 кг воздуха, где содержится до 6 миллиардов пылинок (2 ст. ложки пыли) В стандартной квартире за год образуется до 40 кг пыли присутствует в воздухе, произрастает в домашней пыли ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Б) Выступление группы «Следопыты»
Если есть вопросы к участникам группы – задавайте.
На ваших столах лежат оценочные листы. Оцените выступление группы. Если вам было все понятно и интересно – оценка 5, при каких-либо недочетах - 4…
Какую оценку поставил, почему?
В) Выступление группы «Техники»
Основные части пылесоса: корпус, шланг, трубка, насадка.
- Но кроме этого есть элементы корпуса: ручка, вилка, шнур, фильтр, пылесборник.
1. Проверить пылесборник.
6. Нажать на кнопку.
Если есть вопросы к участникам группы – задавайте.
На ваших столах лежат оценочные листы. Оцените выступление группы. Если вам было все понятно и интересно – оценка 5, при каких-либо недочетах - 4…
Какую оценку поставил, почему?
Г) Выступление группы «Биологи»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Если есть вопросы к участникам группы – задавайте.
На ваших столах лежат оценочные листы. Оцените выступление группы. Если вам было все понятно и интересно – оценка 5, при каких-либо недочетах - 4…
Какую оценку поставил, почему?
ИГРА «ВСЕЗНАЙКА»
Теперь проверим, как вы внимательно слушали друг друга. За верный ответ получаете жетон. Посмотрим, кто получит большее количество.
1) «Правда» - «ложь».
У вас есть сигнальные карточки. Я говорю утверждение, если оно правдиво – зеленый сигнал, если ложь – красный.
2) Сборка пылесоса.
Практическое задание – собрать пылесос. Учащийся из группы «Техники» в роли эксперта.
Пылесос – это устройство для уборки пыли и загрязнений за счёт всасывания потока воздуха.
Основные части пылесоса:
корпус
шланг
трубка
насадка
(Прикрепить таблички на основные части пылесоса.)
- Но кроме этого есть элементы корпуса: ручка, вилка, шнур, фильтр, пылесборник, кнопка включения.
Прежде чем начать работу с пылесосом нужно его подготовить.
1. Проверить пылесборник.
2. Вставить гибкий шланг в отверстие корпуса.
3. Установить на трубку нужную щѐтку-насадку.
4. Вытянуть шнур из корпуса пылесоса.
5. Включить вилку в розетку.
6. Нажать на кнопку.
Показ способа подготовки и порядка работы.
-Так как пылесос это электрический прибор, то вы должны соблюдать правила безопасной работы.
1. Перед включением пылесоса: * проверь исправность электрошнура и вилки; * 2. Не пользуйся пылесосом на мокрых поверхностях. 3. Не включай пылесос мокрыми руками. 4. Следи за наполняемостью пылесборника. 5. Если пылесос сломался, обратись в ремонтную мастерскую.
3) Подпиши основные части пылесоса.
4) Найди комнатные цветы.
Расставьте карточки с названиями растений около этих цветов. Они есть в нашем классе. Эксперт из группы «Биологи».
5) Расставь по порядку этапы уборки жилого помещения.
Итоги урока.
ГОУ ЛО «Сиверская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Тема проекта:
«Экономическая азбука»
Сроки реализации проекта:
2011/2012 учебный год.
Проектная группа:
Волкова Н.В. - учитель математики;
Хильченко Е.Ю. - учитель социально-бытовой ориентировки.
2011г.
Пояснительная записка.
Тема проекта «Экономическая азбука ” выбрана не случайно. В нашей нестабильной социально-экономической ситуации в стране трудно ориентироваться даже взрослому, не говоря уже о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Проанализировав результаты исследования уровня элементарных экономических знаний и умения решать практические жизненные задачи у обучающихся за 2011 год в 5-10 классах, было выявлены низкие показатели по большинству экономических заданий. В 8 классе средний процент правильных ответов составил 36,8%.
Актуальность экономического образования и школьников в
наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
Во многих работах ученых дефектологов отмечается, что выпускники коррекционных школ 8 вида школ во взрослой жизни оказываются социально беспомощными (А.И.Раку, Н.В.Рябова, А.Н.Нигаев, Н.П.Павлова и др.). В действительности им приходится сталкиваться с более жесткими экономическими условиями, чем выпускникам средней школы, из-за слабой конкурентоспособности на рынке труда, низких заработков и прочих обстоятельств. Многие авторы (З.А.Литова,Т.С.Терюкова, С.Л.Чернер) рассматривают экономическое образование как "своего рода средство социальной защиты", как своеобразный компенсаторный механизм, увеличивающий шансы на выживание в условиях рыночной конкуренции. Экономическая подготовка - важный фактор повышения жизнеспособности, жизнестойкости школьников с интеллектуальными нарушениями в современном социуме.
Цель проекта: Повышение качества образования за счет создание условий для более успешной социализации и интеграции в общество умственно отсталых обучающихся.
Задачи:
формирование социально-экономических компетентностей
формирование интереса к экономическим знаниям и понимания необходимости экономической грамотности в условиях современной жизни;
закрепление и практическое применение знаний и умений по математике и социально бытовой ориентировке.
Тип проекта – исследовательский.
Объект исследования: экономическое воспитание и обучение современных школьников.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания и обучения школьников в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
Гипотеза. Качество образования повысится за счет создание условий для более успешной социализации и интеграции в общество умственно отсталых обучающихся 8 класса если:
будет осуществляться формирование социально-экономических компетентностей;
организовать комплексные интегрированные мероприятия, посвященные изучению основ экономики, которые будут продолжительными по времени;
экономические материалы будут использованы на уроках и математики и социально-бытовой ориентировки, в разных формах учебно-воспитательного процесса с использованием традиционных и современных методов и средств педагогического процесса;
будут отслеживаться результаты роста социально-экономического развития школьников;
повысится отношение школьников к экономическим знаниям в целом.
Обоснование проекта «Экономическая азбука».
Поскольку в Сиверской специальной коррекционной школы VIII вида нет такого специализированного предмета как экономика, а экономический материал “рассеян” в учебном процессе по разным предметам, соответственно, у обучающихся нет не только системных знаний, но часто и элементарных представлений об экономических знаниях.
Один из способов решения проблемы - реализация педагогического проекта по математике и СБО «Экономическая азбука».
Межпредметный проект – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы урочной и внеурочной работы. Он позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний экономического характера, развития личности, осуществить комплексный подход к изучению основ экономики.
Формы учебно-воспитательного процесса, реализуемые в проекте :
1.Межпредметная неделя по математике и СБО «Экономическая азбука» для обучающихся 5-10 классов включила:
викторину «Экономическая азбука,
конкурс на изготовление кошелька-оригами,
мини-проект «Изготовление школьного денежного знака», интеллектуальную игру «Путешествие в страну Экономику», экономическую игру «Магазин»,
фрагменты уроков математики в-10 классах по теме «Семейный бюджет»;
2. Учебный проект для обучающихся 7-8 классов «Масленица. Приготовление блинов»:
Сбор информации о масленице, рецептах и способах приготовления блинов;
Экскурсии в магазин;
Приготовление блинов;
Угощение блинами обучающихся 7-8 классов.
3. Интегрированный урок по математике и СБО в 8 классе по теме «Семейный бюджет», проведенный в форме экономической игры «Семья».
Учебные дисциплины, связанные с темой проекта: математика, социально-бытовая ориентировка.
Реализация проекта (план)
Межпредметная неделя по математике и СБО «Экономическая азбука»
Понедельник 30.01.12
Среда 01.02.12
Конкурс«Изготовление кошелька-оригами»:
Мастер-класс
выставка
Кабинет №43
Кабинет №43
5-10 классы
30.01.12-31.01.12
01.02.12
Мини-проект «Изготовление школьного денежного знака –«сиверчанки»».
Выставка «Денежные единицы стран мира»;
Выставка школьных денежных знаков и подведение итогов мини-проекта
Кабинет №43
Кабинет №43
Кабинет №43
5-10 классы
02.02.12
Викторина «Экономическая азбука».
5-10 классы
31.01.12
Фрагмент урока математики в по теме «Семейный бюджет»
Кабинет №43
5-10 классы
02.02.12
15 часов
Игра-путешествие в страну ЭКОНОМИКУ
Кабинет №43
5-10 классы
03.02.12
Экономическая игра «МАГАЗИН»
Кабинет №11
5-10 классы
Учебный проект «Масленица. Приготовление блинов».
01.02.12-06.02.12
Сбор информации о масленице, рецептах и способах приготовления блинов
7-8 классы
07.02.12
Классные часы по теме «Масленица»;
Кабинет №11 кабинет №43
7-8 классы
13.02.12,
14.02.12
Экскурсии в магазин.
7-8 классы
15-17.02.12
Расчет количества и стоимости продуктов для приготовления блинов.
Кабинет №43
7-8 классы
20.02.12
21.02.12
Приготовление блинов;
Кабинет №11
7-8 классы
21.02.12
Классный час «Как на масленой неделе…»
Кабинет №11
7-8 классы
Интегрированный урок по математике и СБО
18.04.12
Тема урока «Семейный бюджет»
Кабинет №43
8 класс
Материалы проекта.
Описания изготовления кошельков-оригами;
Материалы для выставки «Денежные единицы разных стран »;
Материалы для оформления стенда и викторины «Экономическая азбука»;
Конспект интеллектуальной игры «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»;
Презентация к игре «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»;
Материалы к экономической игре «Магазин»;
Презентация по теме «Семейный бюджет»;
Презентация «Масленица»;
Подборка рецептов блинов;
Расчеты количества и стоимости продуктов для приготовления блинов;
Конспект интегрированного урока в 8 классе по теме «Семейный бюджет»;
Разработка урока на интерактивной доски IP BOARD .
Итоги проекта:
Первый опрос предлагал оценить мероприятия межпредметной недели в отдельности. Обучающимся было предложено дать оценку по следующим критериям:
«+» - очень понравилось,
«-» - совсем не понравилось,
«0» - не знаю.
Опросный лист №1
Дайте оценку мероприятиям проекта «Экономическая азбука».
Поставьте
«+» - очень понравилось,
«-» - совсем не понравилось,
«0» - не знаю.
Мероприятия
оценка
Конкурс «Изготовление кошелька-оригами»
Мини-проект «Изготовление школьного денежного знака –«Сиверчанки»
Викторина «Экономическая азбука»
Интеллектуальная игра «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»
Экономическая игра «Магазин»
Учебный проект Масленица. Приготовление блинов»
(для учеников 7-8 класса)
Опрос показал, какие формы мероприятий больше понравились / не понравились учащимся
. Результаты опроса №1 (по классам)
«+» - очень понравилось.
класс
1
2
3
4
5
6
33,3
58,3
83,7
83,3
66,7
58,3
66,6
84,6
92,4
66,7
66,7
77,8
88,9
итого
45,7%
57,2%
60,8%
93,1%
87,7%
91,2
«-» - совсем не понравилось.
класс
1
2
3
4
5
6
33,3%
16,7
16,7
11,5
итого
12,7%
6%
5.6%
0%
«0» - не знаю.
класс
1
2
3
4
5
6
33,3%
33,3
16,7
16,7
16,7
32,3
41,7
16,7
15,4
33,3
33,3
22,2
11,1
33,5
итого
28,5%
28,8%
22 ,5%
6,9%
12,1%
Результаты опроса наглядно показывают, что больше понравились учащимся игра «Путешествие в страну ЭКОНОМИКИ» (93,1%0, учебный проект «Масленица. Приготовление блинов» (91,2%), игра «Магазин» (87,7%) . Из этого можно сделать вывод, что эффективное использование учителями интеллектуальных и деловых игр, способствующих повышению интереса к экономическим знаниям. Применение учебных проектов, формирующих у учеников самостоятельность, умение решать практические проблемы в реальных условиях, социально-экономические компетентности, повышает интерес к экономике, создают положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.
Несмотря на то, что обучающиеся невысоко оценили конкурс кошельков-оригами, мини-проект «Изготовление школьного денежного знака» мероприятия, практика показала, благодаря этим мероприятиям, все ученики школы, были включены в доступную деятельность. А, отвечая на вопросы викторины, обучающиеся смогли узнать много нового об экономике и применить свои экономические знания. Подобные мероприятия развивают эмоционально-волевую сферу и произвольное внимание обучающихся, что положительно влияет на повышение качества знаний и мотивацию к учению, а следовательно, не следует преуменьшать роль данного вида деятельности.
Несомненно, использование информационных, игровых технологий и учебных проектов во время реализации межпредметного проекта «Экономическая азбука» способствовал повышению интереса к основам экономике и активизации обучающихся.
Опросный лист №2 (для обучающихся 8 класса).
Опрос по теме «Домашняя экономика».
вопрос
ответ
Выбери правильное утверждение.
Бюджет семьи – это…
Учет доходов и расходов всех членов семьи за определенный период;
Денежные или материальные средства, которыми располагает семья в определенный период времени;
Траты, потребление чего-либо за определенный период времени.
Выбери статьи обязательных расходов
Оплата проезда;
Оплата коммунальных услуг;
Ремонт обуви, одежды;
Питание;
Покупка предметов личного пользования;
Покупка телефона;
Оплата жилья.
Напиши, какие способы экономии семейного бюджета ты знаешь.
Ты купил:
Хлеб- 23р.50к.
Колбаса – 185р.64к.
Макароны-56р.45к.
Сколько стоит покупка?
(выбери правильный ответ)
265р.59к.
224р.29к.
155р.51к.
У тебя купюра в 500 рублей. Книга стоит 185р.50к. Сколько сдачи получишь ты после покупки книги?
(Выбери правильный ответ)
415р.50к.
314р.50к.
315р.50к.
Опросный лист №3 (для обучающихся 8 класса) по теме «семейная экономика».
Подсчитай доходы и расходы семьи из 5 человек за май 2012 года.
Сможет ли семья в этом месяце купить велосипед за 6000рублей?
доход
расход
Зарплата отца-18000р.
Зарплата матери – 15000р.
Пенсия бабушки – 9000р.
Стипендия брата – 1000р.
Квартплата и коммунальные расходы- 4000р.
Расходы на питание- 21000р.
Оплата проезда – 2500р.
Покупка одежды -2500р.
Расходы на культурный досуг -4000р.
Итого:
Итого:
Остаток:
В этом месяце семья велосипед за 6000р. купить …. (сможет, не сможет)
2. Вычисли стоимость покупки.
Хлеб-22р.50к.
Сосиски- 190р.80к.
Макароны-58р.00к.
Яблоки-78р.45к.
Сливочное масло-67р.50к.
Сколько сдачи получите с 500 рублей?
За покупку заплатили:…………………
Получили сдачи:………………………..
Результаты опроса №2, №3
задание
Опрос №2
Опрос №3
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
Правильно
45,6
54,4
90,9
45,6
71,4
57,1
не правильно
54,4
45,6
-
54,4
28,6
42,9
В опросе участвовало 13 обучающихся 8 класса. Средний процент правильно выполненных заданий составляет 77,5%.
Из таблицы видно, что приблизительно половина учеников 8 класса затрудняются в решении некоторых экономических заданий. У большинства неправильно выполнивших задания учеников, причиной неудачи служит низкий уровень вычислительных способностей (2 вариант по математике у 10 учеников) и неумение применять полученные знания в разных жизненных ситуациях. По сравнению с началом учебного года средний уровень правильно выполненных экономических заданий вырос на 40,7%. Качество знаний в 8 классе увеличилось на 5,2%.
Результатом работы по педагогическому проекту «Экономическая азбука» для обучающихся явилось:
социальное взросление, они стали более собранными, рассудительными, самостоятельными, уверенными в своих силах;
приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка.
развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка;
освоение основ знаний о современной экономике. Средний уровень правильных ответов обучающихся 8 класса на задания по семейной экономики возрос за учебный год на 40,5%;
Качество знаний по математике выросло в2011/2012 учебном году на 1,3% (с83,3% до 84,6%).
Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы:
совместными усилиями учителей математики и СБО в школе достигнута взаимосвязь между преподаванием этих дисциплин и основами экономики;
повысился интерес школьников экономике в целом;
накоплен материал по основам экономики;
была выработана целостная система работы по формированию социально-экономических компетентностей.
Для повышения качества образования за счет создания условий для более успешной социализации и интеграции в общество умственно отсталых детей» следует продолжать работу по экономическому воспитанию и обучению обучающихся коррекционной школы 8 вида:
Способы решения поставленных задач:
формирование социально-экономических компетентностей, способности обучающихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности, владение социальными компетенциями и умение решать практические задачи;
расширение инновационной деятельности за счет использования информационных и игровых технологий, проектной деятельности;
экономическое воспитание обучающихся через реализацию межпредметных программ, проектов по ряду предметов, через различные формы внеклассной работы;
ГОУ ЛО «Сиверская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Тема проекта:
«Экономическая азбука»
Сроки реализации проекта:
2011/2012 учебный год.
Проектная группа:
Волкова Н.В. - учитель математики;
Хильченко Е.Ю. - учитель социально-бытовой ориентировки.
Пояснительная записка.
Тема проекта «Экономическая азбука” выбрана не случайно. В нашей нестабильной социально-экономической ситуации в стране трудно ориентироваться даже взрослому, не говоря уже о детях с ограниченными возможностями здоровья.
Проанализировав результаты исследования уровня элементарных экономических знаний и умения решать практические жизненные задачи у обучающихся за 2011 год в 5-10 классах, было выявлены низкие показатели по большинству экономических заданий. В 8 классе средний процент правильных ответов составил 36,8%.
Актуальность экономического образования и школьников в
наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
Во многих работах ученых дефектологов отмечается, что выпускники коррекционных школ 8 вида школ во взрослой жизни оказываются социально беспомощными (А.И.Раку, Н.В.Рябова, А.Н.Нигаев, Н.П.Павлова и др.). В действительности им приходится сталкиваться с более жесткими экономическими условиями, чем выпускникам средней школы, из-за слабой конкурентоспособности на рынке труда, низких заработков и прочих обстоятельств. Многие авторы (З.А.Литова,Т.С.Терюкова, С.Л.Чернер) рассматривают экономическое образование как "своего рода средство социальной защиты", как своеобразный компенсаторный механизм, увеличивающий шансы на выживание в условиях рыночной конкуренции. Экономическая подготовка - важный фактор повышения жизнеспособности, жизнестойкости школьников с интеллектуальными нарушениями в современном социуме.
Цель проекта: Повышение качества образования за счет создание условий для более успешной социализации и интеграции в общество умственно отсталых обучающихся.
Задачи:
формирование социально-экономических компетентностей
формирование интереса к экономическим знаниям и понимания необходимости экономической грамотности в условиях современной жизни;
закрепление и практическое применение знаний и умений по математике и социально бытовой ориентировке.
Тип проекта – исследовательский.
Объект исследования: экономическое воспитание и обучение современных школьников.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания и обучения школьников в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
Гипотеза. Качество образования повысится за счет создание условий для более успешной социализации и интеграции в общество умственно отсталых обучающихся 8 класса если:
будет осуществляться формирование социально-экономических компетентностей;
организовать комплексные интегрированные мероприятия, посвященные изучению основ экономики, которые будут продолжительными по времени;
экономические материалы будут использованы на уроках и математики и социально-бытовой ориентировки, в разных формах учебно-воспитательного процесса с использованием традиционных и современных методов и средств педагогического процесса;
будут отслеживаться результаты роста социально-экономического развития школьников;
повысится отношение школьников к экономическим знаниям в целом.
Обоснование проекта «Экономическая азбука».
Поскольку в Сиверской специальной коррекционной школы VIII вида нет такого специализированного предмета как экономика, а экономический материал “рассеян” в учебном процессе по разным предметам, соответственно, у обучающихся нет не только системных знаний, но часто и элементарных представлений об экономических знаниях.
Один из способов решения проблемы - реализация педагогического проекта по математике и СБО «Экономическая азбука».
Межпредметный проект – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы урочной и внеурочной работы. Он позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний экономического характера, развития личности, осуществить комплексный подход к изучению основ экономики.
Формы учебно-воспитательного процесса, реализуемые в проекте:
1.Межпредметная неделя по математике и СБО «Экономическая азбука» для обучающихся 5-10 классов включила:
викторину «Экономическая азбука,
конкурс на изготовление кошелька-оригами,
мини-проект «Изготовление школьного денежного знака», интеллектуальную игру «Путешествие в страну Экономику», экономическую игру «Магазин»,
фрагменты уроков математики в-10 классах по теме «Семейный бюджет»;
2. Учебный проект для обучающихся 7-8 классов «Масленица. Приготовление блинов»:
Сбор информации о масленице, рецептах и способах приготовления блинов;
Экскурсии в магазин;
Приготовление блинов;
Угощение блинами обучающихся 7-8 классов.
3. Интегрированный урок по математике и СБО в 8 классе по теме «Семейный бюджет», проведенный в форме экономической игры «Семья».
Учебные дисциплины, связанные с темой проекта: математика, социально-бытовая ориентировка.
Реализация проекта (план)
Межпредметная неделя по математике и СБО «Экономическая азбука»
Понедельник 30.01.12
Среда 01.02.12
Конкурс«Изготовление кошелька-оригами»:
Мастер-класс
выставка
Кабинет №43
Кабинет №43
5-10 классы
30.01.12-31.01.12
01.02.12
Мини-проект «Изготовление школьного денежного знака –«сиверчанки»».
Выставка «Денежные единицы стран мира»;
Выставка школьных денежных знаков и подведение итогов мини-проекта
Кабинет №43
Кабинет №43
Кабинет №43
5-10 классы
02.02.12
Викторина «Экономическая азбука».
5-10 классы
31.01.12
Фрагмент урока математики в по теме «Семейный бюджет»
Кабинет №43
5-10 классы
02.02.12
15 часов
Игра-путешествие в страну ЭКОНОМИКУ
Кабинет №43
5-10 классы
Экономическая игра «МАГАЗИН»
Кабинет №11
5-10 классы
Учебный проект «Масленица. Приготовление блинов».
01.02.12-06.02.12
Сбор информации о масленице, рецептах и способах приготовления блинов
7-8 классы
07.02.12
Классные часы по теме «Масленица»;
Кабинет №11 кабинет №43
7-8 классы
13.02.12,
14.02.12
Экскурсии в магазин.
7-8 классы
15-17.02.12
Расчет количества и стоимости продуктов для приготовления блинов.
Кабинет №43
7-8 классы
20.02.12
21.02.12
Приготовление блинов;
Кабинет №11
7-8 классы
21.02.12
Классный час «Как на масленой неделе»
Кабинет №11
7-8 классы
Интегрированный урок по математике и СБО
18.04.12
Тема урока «Семейный бюджет»
Кабинет №43
8 класс
Материалы проекта.
Описания изготовления кошельков-оригами;
Материалы для выставки «Денежные единицы разных стран »;
Материалы для оформления стенда и викторины «Экономическая азбука»;
Конспект интеллектуальной игры «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»;
Презентация к игре «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»;
Материалы к экономической игре «Магазин»;
Презентация по теме «Семейный бюджет»;
Презентация «Масленица»;
Подборка рецептов блинов;
Расчеты количества и стоимости продуктов для приготовления блинов;
Конспект интегрированного урока в 8 классе по теме «Семейный бюджет»;
Разработка урока на интерактивной доски IP BOARD.
Итоги проекта:
. Первый опрос предлагал оценить мероприятия межпредметной недели в отдельности. Обучающимся было предложено дать оценку по следующим критериям:
«+» - очень понравилось,
«-» - совсем не понравилось,
«0» - не знаю.
Опросный лист №1
Дайте оценку мероприятиям проекта «Экономическая азбука».
Поставьте
«+» - очень понравилось,
«-» - совсем не понравилось,
«0» - не знаю.
Мероприятия
оценка
Конкурс «Изготовление кошелька-оригами»
Мини-проект «Изготовление школьного денежного знака –«Сиверчанки»
Викторина «Экономическая азбука»
Интеллектуальная игра «Путешествие в страну ЭКОНОМИКУ»
Экономическая игра «Магазин»
Учебный проект Масленица. Приготовление блинов»
(для учеников 7-8 класса)
Опрос показал, какие формы мероприятий больше понравились / не понравились учащимся
. Результаты опроса №1 (по классам)
«+» - очень понравилось.
класс
1
2
3
4
5
6
5
25%
33,3
58,3
83,7
83,3
-
6
66,7
58,3
66,6
75
75
-
7
60
60
60
100
80
90
8
69
69
84,6
100
100
92,4
9
66,7
66,7
77,8
100
88,9
-
10
56
56
56
100
100
-
итого
45,7%
57,2%
60,8%
93,1%
87,7%
91,2
«-» - совсем не понравилось.
класс
1
2
3
4
5
6
5
33,3%
25
16,7
0
0
-
6
0
0
16,7
0
0
-
7
20
0
0
0
0
0
8
0
0
0
0
0
0
9
0
0
0
0
0
-
10
23
11,5
итого
12,7%
6%
5.6%
0%
0%
0
«0» - не знаю.
класс
1
2
3
4
5
6
5
33,3%
33,3
16,7
16,7
16,7
-
6
32,3
41,7
16,7
25
25
-
7
20
0
20
0
20
10
8
31
31
15,4
0
0
7,6
9
33,3
33,3
22,2
0
11,1
-
10
21
33,5
44
0
0
-
итого
28,5%
28,8%
22,5%
6,9%
12,1%
8,8
Результаты опроса наглядно показывают, что больше понравились учащимся игра «Путешествие в страну ЭКОНОМИКИ» (93,1%0, учебный проект «Масленица. Приготовление блинов» (91,2%), игра «Магазин» (87,7%) . Из этого можно сделать вывод, что эффективное использование учителями интеллектуальных и деловых игр, способствующих повышению интереса к экономическим знаниям. Применение учебных проектов, формирующих у учеников самостоятельность, умение решать практические проблемы в реальных условиях, социально-экономические компетентности, повышает интерес к экономике, создают положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.
Несмотря на то, что обучающиеся невысоко оценили конкурс кошельков-оригами, мини-проект «Изготовление школьного денежного знака» мероприятия, практика показала, благодаря этим мероприятиям, все ученики школы, были включены в доступную деятельность. А, отвечая на вопросы викторины, обучающиеся смогли узнать много нового об экономике и применить свои экономические знания. Подобные мероприятия развивают эмоционально-волевую сферу и произвольное внимание обучающихся, что положительно влияет на повышение качества знаний и мотивацию к учению, а следовательно, не следует преуменьшать роль данного вида деятельности.
Несомненно, использование информационных, игровых технологий и учебных проектов во время реализации межпредметного проекта «Экономическая азбука» способствовал повышению интереса к основам экономике и активизации обучающихся.
Опросный лист №2 (для обучающихся 8 класса).
Опрос по теме «Домашняя экономика».
вопрос
ответ
Выбери правильное утверждение.
Бюджет семьи – это
Учет доходов и расходов всех членов семьи за определенный период;
Денежные или материальные средства, которыми располагает семья в определенный период времени;
Траты, потребление чего-либо за определенный период времени.
Выбери статьи обязательных расходов
Оплата проезда;
Оплата коммунальных услуг;
Ремонт обуви, одежды;
Питание;
Покупка предметов личного пользования;
Покупка телефона;
Оплата жилья.
Напиши, какие способы экономии семейного бюджета ты знаешь.
Ты купил:
Хлеб- 23р.50к.
Колбаса – 185р.64к.
Макароны-56р.45к.
Сколько стоит покупка?
(выбери правильный ответ)
265р.59к.
224р.29к.
155р.51к.
У тебя купюра в 500 рублей. Книга стоит 185р.50к. Сколько сдачи получишь ты после покупки книги?
(Выбери правильный ответ)
415р.50к.
314р.50к.
315р.50к.
Опросный лист №3 (для обучающихся 8 класса) по теме «семейная экономика».
Подсчитай доходы и расходы семьи из 5 человек за май 2012 года.
Сможет ли семья в этом месяце купить велосипед за 6000рублей?
доход
расход
Зарплата отца-18000р.
Зарплата матери – 15000р.
Пенсия бабушки – 9000р.
Стипендия брата – 1000р.
Квартплата и коммунальные расходы- 4000р.
Расходы на питание- 21000р.
Оплата проезда – 2500р.
Покупка одежды -2500р.
Расходы на культурный досуг -4000р.
Итого:
Итого:
В этом месяце семья велосипед за 6000р. купить. (сможет, не сможет)
2. Вычисли стоимость покупки.
Хлеб-22р.50к.
Сосиски- 190р.80к.
Макароны-58р.00к.
Яблоки-78р.45к.
Сливочное масло-67р.50к.
Сколько сдачи получите с 500 рублей?
За покупку заплатили:
Получили сдачи:..
Результаты опроса №2, №3
задание
Опрос №2
Опрос №3
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
Правильно
45,6
54,4
100
90,9
45,6
71,4
57,1
не правильно
54,4
45,6
-
9,1
54,4
28,6
42,9
В опросе участвовало 13 обучающихся 8 класса. Средний процент правильно выполненных заданий составляет 77,5%.
Из таблицы видно, что приблизительно половина учеников 8 класса затрудняются в решении некоторых экономических заданий. У большинства неправильно выполнивших задания учеников, причиной неудачи служит низкий уровень вычислительных способностей (2 вариант по математике у 10 учеников) и неумение применять полученные знания в разных жизненных ситуациях. По сравнению с началом учебного года средний уровень правильно выполненных экономических заданий вырос на 40,7%. Качество знаний в 8 классе увеличилось на 5,2%.
Результатом работы по педагогическому проекту «Экономическая азбука» для обучающихся явилось:
социальное взросление, они стали более собранными, рассудительными, самостоятельными, уверенными в своих силах;
приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка.
развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка;
освоение основ знаний о современной экономике. Средний уровень правильных ответов обучающихся 8 класса на задания по семейной экономики возрос за учебный год на 40,5%;
Качество знаний по математике выросло в2011/2012 учебном году на 1,3% (с83,3% до 84,6%).
Методические рекомендации.
Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы:
совместными усилиями учителей математики и СБО в школе достигнута взаимосвязь между преподаванием этих дисциплин и основами экономики;
повысился интерес школьников экономике в целом;
накоплен материал по основам экономики;
была выработана целостная система работы по формированию социально-экономических компетентностей.
Для повышения качества образования за счет создания условий для более успешной социализации и интеграции в общество умственно отсталых детей» следует продолжать работу по экономическому воспитанию и обучению обучающихся коррекционной школы 8 вида:
Способы решения поставленных задач:
формирование социально-экономических компетентностей, способности обучающихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности, владение социальными компетенциями и умение решать практические задачи;
расширение инновационной деятельности за счет использования информационных и игровых технологий, проектной деятельности;
экономическое воспитание обучающихся через реализацию межпредметных программ, проектов по ряду предметов, через различные формы внеклассной работы;
Проект выполнен в рамках темы курса СБО «Подготовка к поездке в гости». 1.«Я могу самостоятельно приготовить десерт для своих гостей или в подарок для кого-то (пирог, кекс, бисквитный торт, песочное печенье)». 2.«Я выберу несложный рецепт из доступных продуктов». 3.«Я могу использовать полуфабрикаты». 4.«Я должна выяснить какой десерт гости считают лучшим». Проект выполнен в рамках темы курса СБО «Подготовка к поездке в гости». 1.«Я могу самостоятельно приготовить десерт для своих гостей или в подарок для кого-то (пирог, кекс, бисквитный торт, песочное печенье)». 2.«Я выберу несложный рецепт из доступных продуктов». 3.«Я могу использовать полуфабрикаты». 4.«Я должна выяснить какой десерт гости считают лучшим». ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
Цель педагога: создать условия для достижения учащимся результативности через самостоятельно выстроенную последовательную проектную деятельность. Задачи: - мотивировать учащегося к проектной деятельности, - обучать формам индивидуальной работы, - обучать самостоятельному поиску решений, - формировать умение заменять отсутствующие вещи (продукты, инвентарь) либо действия (поиск в интернете на поиск в библиотеке) подобными, - сопровождать и консультировать на всех этапах работы. Цель педагога: создать условия для достижения учащимся результативности через самостоятельно выстроенную последовательную проектную деятельность. Задачи: - мотивировать учащегося к проектной деятельности, - обучать формам индивидуальной работы, - обучать самостоятельному поиску решений, - формировать умение заменять отсутствующие вещи (продукты, инвентарь) либо действия (поиск в интернете на поиск в библиотеке) подобными, - сопровождать и консультировать на всех этапах работы. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1.Организационно-подготовительный (выбор проекта, изучение литературы по истории десертов, поиск рецептов крема, обдумывание технологии, экономический расчет). 2. Технологический (подбор продуктов и инвентаря по рецепту, изготовление торта в соответствие с технологической картой, составление полезных советов). 3. Заключительный (анализ работы, реклама изделия, устная презентация на уроке и дегустация). 1.Организационно-подготовительный (выбор проекта, изучение литературы по истории десертов, поиск рецептов крема, обдумывание технологии, экономический расчет). 2. Технологический (подбор продуктов и инвентаря по рецепту, изготовление торта в соответствие с технологической картой, составление полезных советов). 3. Заключительный (анализ работы, реклама изделия, устная презентация на уроке и дегустация). ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
Финансовые – 150 руб. (из бюджета семьи) Информационные – библиотека, интернет, советы взрослых. Материально-технические – оборудование кабинета СБО. Кадровые – родители (финансы, выход в интернет), учитель СБО (руководство проектом), школьный библиотекарь (литература по теме проекта). Финансовые – 150 руб. (из бюджета семьи) Информационные – библиотека, интернет, советы взрослых. Материально-технические – оборудование кабинета СБО. Кадровые – родители (финансы, выход в интернет), учитель СБО (руководство проектом), школьный библиотекарь (литература по теме проекта). ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РискиПути преодоления Неготовность учащихся к проектной деятельности Сопровождение педагогов Низкое качество продукта проектной деятельности Сопровождение педагогов Материально-технические проблемы Взаимодействие с родителями, замена (в случае необходимости) отсутствующих технических средств или продуктов на подходящие.