Конспект на тему подцарство водоросли биология. Конспект на тему водоросли

Водоросли – это растения из подцарства Низших, живущие преимущественно в воде. Тело водоросли представляет собой сплошное слоевище и не разделяется на стебель, корень и листья.

Какие бывают водоросли

В основном, классифицируются по цвету.

Подразделяются на:

  • зеленые;
  • бурые;
  • красные;
  • диатомовые.

Описание водорослей, жизненный цикл, особенности, значение

Зеленые водоросли имеют в своем составе пигмент хлорофилл, необходимый для осуществления процесса фотосинтеза. Пример одноклеточной зеленой водоросли – хламидомонада.

Могут также быть многоклеточными, например, спирогира.

Зеленые водоросли имеют нитчатое или пластинчатое (плоское) строение тела; форма может быть круглая или овальная. Одноклеточные зеленые водоросли могут иметь жгутики. Питаются водоросли автотрофно, то есть используют для получения энергии свет.

Зеленые водоросли обитают на поверхности водоемов, в пределах десяти метров глубины. Также могут встречаться на коре деревьев и на поверхности камней. Размножаются бесполым (делением, митозом) и половым (конъюгацией) способами. Наибольшее количество водорослей появляется весной.

Бурые водоросли многоклеточны, и, как правило, имеют вертикальное положение в воде за счет наличия в составе газовых пузырьков. Растут на больших глубинах. Имеют ризоиды, с помощью которых крепятся к компонентам водоемов. Так же как и зеленые, имеют автотрофное питание. Состоят из дифференцированных клеток. Самые известные бурые водоросли – ламинария. Размножаются вегетативным, бесполым и половым способами. Форма их разнообразна (например, кустообразная).

Красные водоросли живут на самых больших глубинах. У них расчлененное тело, также имеют ризоиды. Содержат в клетках хлорофилл, красные пигменты фикобилины и нерастворимые в воде каротиноиды. Размножаются сложным половым способом.

Если водорослям не хватает света для питания, они могут переходить на гетеротрофное питание. Эти растения необходимы для очищения водоемов и выработки кислорода. Многие из них употребляются в пищу человека.

Диатомовые водоросли одноклеточны; имеют панцирь. В основном, это планктон. Рассмотреть можно только под микроскопом.

Водоросли - это автотрофные, фотосинтезирующие, эукариотические организмы. Насчитывается около 30 000 видов различных водорослей. Водоросли бывают одноклеточные, многоклеточные и колониальные.

Водоросли относят к низшим растениям, потому что они не имеют вегетативных органов(листов, корней, почек и др.), а также механической ткани.

Большинство видов произрастает в толще воды, но некоторые могут жить и на поверхности почвы, на коре деревьев, и на камнях.

Существует три основных отдела водорослей: Зеленые водоросли, Красные водоросли(багрянки) и Бурые водоросли.

Водоросли размножаются как бесполым(вегетативное размножение и образование спор), так и половым путем(образование гамет)

Подготовка к ЗНО. Биология.
Конспект 5. Низшие растения. Водоросли

Общая характеристика низших растений

1. Тело не дифференцировано на органы и ткани (таллом, или слоевище); у сложно организованных водорослей может наблюдаться элементарная дифференцировка тела, имитирующая органы высших растений;
2. Клетки большинства водорослей имеют клеточную стенку, образованную целлюлозой, клеточная стенка всегда или иногда покрыта слизью;
3. Протопласт клеток состоит из цитоплазмы, одного или нескольких ядер и хроматофоров (пластид), содержащих хлорофилл и другие пигменты; в хроматофорах имеются особые образования – пиреноиды (тельца белковой природы, вокруг которых откладываются запасные питательные вещества).
4. Большинство подвижных водорослей имеют светочувствительное образование – глазок , или стигму , благодаря которому водоросли обладают фототаксисом (движение по отношению к свету). (см. рис.1)

Рис. 1. Строение клетки водоросли (на примере хламидомонады)

Систематика низших растений

Подцарство низшие растения делится на отделы:
1. Зелёные водоросли
Отличаются наличием зелёного пигмента хлорофилла (a,b). Основная часть является гаплобионтами . Запасающее вещество – крахмал. Отдел включает одноклеточные , колониальные и многоклеточные организмы . Для зеленых водорослей характерно размножение бесполым и половым путями. Половое размножение встречается при наступлении неблагоприятных условий. (см. рис.2)

Рис. 2. Зелёные водоросли. Верхний ряд: хламидомонада, хлорелла, микрастериас, сценедесмус двуформенный, вольвокс. Нижний ряд: спирогира, улотрикс, ульва, каулерпа, кладофора.

2. Диатомовые водоросли
Панцирь из кремнезёма. Способ питания фототрофный . Размножаются вегетативно и половым путем. При делении на два каждая дочерняя клетка получает половинку панциря, другую половинку достраивает сама. Все являются диплобионтами . Отмершие диатомовые вооросли образовали горные породы – диатомит и трепел. Их используют для синтеза взрывчатых веществ, полировки металла, теплоизоляции, изготовления фильтров. (см. рис.3)

Рис. 3. Диатомовые. Верхний ряд: хетоцерос двойной, диатомея тонкая, фрагилярия, талассиосира балтийская, рабдонема уменьшенная. Нижний ряд: мастоглора голубая, мелозира северная, табеллярия, навикула морская, пиннулярия.

3. Красные водоросли
Способны улавливать незначительное количество света и жить на глубинах. Имеют красную или фиолетовую окраску благодаря пигментам фикоэритрину и фикоцианину. Запасающее вещество – багрянковый крахмал . Из них добывают агар-агар, возможно использование в пищу. (см. рис.4)

Рис. 4. Красные водоросли. Верхний ряд: ирландский мох, эндокладия колючая, порфира ланцетолистная, гелидиум. Нижний ряд: пальмария обманчивая, гигартина, филлофора, полиневра.

4. Бурые водоросли
Наиболее высокоорганизованная группа водорослей. Наблюдается дифференциация тканей. Крепятся к субстрату ризоидами или разросшейся основой слани – базальным диском . Используются в пищу, для добывания йода, производства пищевых добавок, удобрений. (см. рис.5)

Рис.5. Бурые водоросли. Верхний ряд: фукус, постелсия пальмовидная, макроцистис, саргассум. Нижний ряд: ламинария, аналипус японский, пельвеция пучковатая, цистозейра.

Цель урока:

Познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; - познакомить со средой обитания водорослей; - раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей; - дать представление о способах размножения водорослей; - продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.

К уроку прилагается мультимедийная презентация.


«Конспект урока по теме Водоросли»

Конспект урока по теме «Водоросли»

Цель урока:

Познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями;
- познакомить со средой обитания водорослей;
- раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- дать представление о способах размножения водорослей;
- продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.

Ход урока.

Что изучает ботаника?

Где обитают растения?

    Изучение нового материала.

    Классификация водорослей

по строению – одноклеточные, многоклеточные, колониальные

по цвету – зеленые, бурые, красные

Учитель на примере хламидомонады рассказывает об особенностях строения и жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей.

Рассказывает о значении водоросли хлореллы.

Основные понятия : таллом, слоевище, ризоиды, хроматофор.

Учитель рассказывает о многообразии многоклеточных зеленых водорослей, их особенностях строения, значении.

    Значение водорослей в природе и в жизни человека

Учащиеся заполняют в тетради схему о значении водорослей.

    Закрепление.

    Почему водоросли относят к низшим растениям?

    Где обитают зеленые одноклеточные водоросли?

    Какое строение имеет хламидомонада?

    В чем отличие одноклеточных водорослей от многоклеточных?

    Привести примеры бурых и красных водорослей.

    Какое значение имеют водоросли в природе и в жизни человека?

    Домашнее задание. Параграф 18 выучить особенности водорослей.

Просмотр содержимого документа
«с.р. Водоросли»

Самостоятельная работа по теме «Водоросли»

Вариант 1

Задание. Для каждого из предложенных организмов выберите нужные характеристики и соответствующие им цифры занесите в таблицу:

Характеристики растений

Названия растений

хламидомонада

хлорелла

улотрикс

ламинария

Название отдела

Форма существования организма

Образ жизни

Место обитания

Значение в жизни человека

Название отдела:

    Зеленые водоросли

Форма существования организма:

    Одноклеточный организм

    Многоклеточный организм

Образ жизни:

    Прикрепляется к субстрату ризоидами

    Передвигается с помощью жгутиков

    Пассивно переносится течением воды

Место обитания:

    Обитает в пресных водоемах

    Обитает в морях и океанах

Значение водорослей в жизни человека:

    Является кормом для рыб, используется человеком для получения кормов, богатых белком

    Используется для получения агар-агара и кормов

    Используется в пищу человеком и в кормлении сельскохозяйственных животных

    Является кормом для водных животных, вызывает цветение водоемов

    Используется для очистки сточных вод

Просмотр содержимого презентации


Цель урока:

Познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; - познакомить со средой обитания водорослей; - раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей; - дать представление о способах размножения водорослей; - продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.


  • Что изучает ботаника?
  • На какие подцарства делится царство растений? По каким признакам?
  • Где обитают растения?
  • Какое значение имеют растения в природе?
  • Какое значение имеют растения в жизни человека?

  • Водоросли живут и в пресных и в соленых водоемах, могут жить в стоячей и в проточной воде, а так же они обитают на влажной почве, коре деревьев, в аквариуме, на поверхности почвы в горшке с комнатными цветами.


водоросли







  • В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания.
  • Пища для многих морских животных.
  • Приют для рыб и многих других животных.
  • Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.
  • Некоторые виды участвуют в почвообразовании, когда попадают на бесплодные субстраты.
  • Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).

  • Являются продуктами питания для человека.
  • Используются в качестве добавки к корму для скота.
  • Изготовление удобрений.
  • Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота).
  • Биологическая очистка сточных вод.
  • Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.

  • Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.
  • Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.
  • Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 7 класса.

Тема: Разнообразие и значение водорослей .

Учитель Володина Татьяна Олеговна.

Цели урока:

  1. Обучающая: систематизировать знания учащихся об особенностях организации водорослей; Развивать умения сравнивать, логически мыслить, выступать публично, узнавать водоросли на картинках.
  2. Развивающая: продолжить формирование умения распознавать изучаемые водоросли.
  3. Воспитательная: продолжить развитие интереса к процессу познания природы.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания о низших растениях.
  2. Повторить общие сведения о водорослях.
  3. Изучить различные отделы водорослей.
  4. Узнать о значении водорослей в природе и жизни человека.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Проверка знаний и умений.
  4. Изучение различных отделов водорослей
  5. Подведение итогов урока.
  6. Рефлексия.
  7. Вывод.
  8. Оценки за урок.
  9. Домашнее задание.

Проверка знаний и умений.

Задание №1 « Третий лишний»

Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор.

Понятия: бесполое размножение, споры, гаметы , спорофит, благоприятные условия.

Задание №2. Работа с понятиями (дайте определение термину)

Слоевище, ризоиды, спорофит, гаметофит, светочуствительный глазок, хроматофор.

Задание №3. « Слова – перевертыши»

Составьте известные понятия из слогов:

«спо – зо – о – ры », «го – та – зи», «зо – ды – и – ри», « ме – га – ты», «ще – ви – сло – е»

Задание №4. Работа с сигнальными карточками. Да – зеленая, Нет – красная.

Раздаются бланки для выполнения работы.

№вопроса

ответ

  1. Водоросли - это низшие растения?
  2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
  3. Водоросли имеют органы?
  4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
  5. По способу питания большинство водорослей автотрофы?
  6. Водоросли живут в симбиозе с грибами?
  7. Ризоиды – это корни водорослей?
  8. Клетка водоросли имеет ядро?
  9. При половом размножении образуются гаметы?
  10. Споры – это клетки помогающие водорослям перезимовать?

По результатам работы поставьте себе оценку 9 – 10 – «5» баллов

6 – 8 – «4» балла

4 – 5 – «3» балла

Бланки передали на первые парты.

А сейчас вы узнаете, какие существуют отделы водорослей, представителей этих отделов и, какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека.

Отдел Зеленые водоросли.

Окраска таллома зеленых водорослей отражена в названии этой группы. Хроматофор содержит пигмент хлорофилл. Число видов -13 тысяч. Распространены в пресных и соленых водоемах, местах повышенной влажности.

Запасные питательные вещества крахмал и масла.

Зеленые водоросли.

Одноклеточные Колониальные Многоклеточные

Хламидомонада Вольвокс Нитчатые водоросли

Хлорелла Ульва, Хара

Значение зеленых водорослей.

  • Образуют тину и заросли, в которых живут обитатели водоемов;
  • Питание для водных обитателей;
  • Хламидомонада снежная окрашивает снежные склоны гор в яркие цвета;
  • Очистка сточных вод;
  • На космических станциях.

Сообщение - презентация (творческая работа) тема «Хлорелла и её использование человеком»

Отдел Красные водоросли (Багрянки)

Своеобразие красных водорослей заключается в наборе пигментов. Хроматофор багрянок содержит особые пигменты: красных – фикоэритрин и синий – фикоцианид. От соотношения этих пигментов зависит окраска таллома от малиново – красной до голубовато – стальной. Запасное питательное вещество багрянковый крахмал, который откладывается вне хроматофоров. Общее число видов - 4 тыс. видов. Слоевище в виде кустиков – многоклеточные ветвящиеся нити. Это самая большая группа бентоса (придонная растительность).

Представители

Анфельция Порфира

Делессерия Филлофора

Значение Красных водорослей:

  1. Употребление в пищу (страны Восточной Азии)
  2. Корм для овец в Норвегии
  3. Сырьё для получения агар - агара
  4. Основа бентоса в тропических и субтропических широтах.

Отчет по исследовательской работе « В каком виде водоросли приходят к нам на стол?»

Отдел Бурые водоросли.

Это исключительно многоклеточные, сравнительно высокоорганизованные организмы различных размеров. Численность1500 видов. Окраска от оливково – желтой до бурой. Хроматофор содержит пигменты хлорофилла и каратиноиды (цветные). Распространены в морях и океанах всего мира, как на мелководье, так и вдали от берегов.

Представители: фукус пузырчатый, ламинария (достигает в длину 60 м), макроцист, аскофиллум, цистозейра.

Значение:

  1. Образуют обширные заросли, убежище для морских обитателей.
  2. Важный компонент фитобентоса;
  3. Источник органического вещества в прибрежной зоне (детрит – прибрежный ил);
  4. В промышленности извлекают соли калия, йода, брома, альгиновую кислоту;
  5. Пищевое, кормовое и диетическое значение;
  6. Косметология.

Рассказ о Саргассовой водоросли.

Давайте перенесёмся в центр Атлантического океана, где почти в центре у Антильских островов есть море без берегов. Его образовали водоросли. Течение здесь слабое, поэтому они скопились в большом количестве.

В 1492 году Х. Колумб плыл на своей шхуне Санта Мария в поисках короткого пути в Индию. Путь был долог и нелегок. Вдруг смотрящий с мачты крикнул «Земля!!!». Но каково было разочарование моряков, когда они увидели огромный «водяной луг» из плавающих водорослей. Их воздушные пузыри были похожи на грозди мелкого винограда сорта «Саргацо». Так это море получило название Саргассово. Эти водоросли способны жить и размножаться на плаву!

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с различными отделами водорослей. Давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали о водорослях?

Какое значение они имеют в природе? В жизни человека?

Важны ли водоросли в жизни нашей планеты?

А теперь я предлагаю вам поработать в парах и на основе полученных знаний отгадать кроссворд, первые три пары получают оценку.

“Кроссворд”

По вертикали:

  1. Бурая водоросль.
  2. Красная водоросль, употребляемая человеком в пищу.
  3. Водоросль, которая может развиваться на поверхности льда и снега.
  4. Особые выросты водорослей, служащие для их прикрепления к грунту.
  5. Нитчатая водоросль.
  6. Колониальная зеленая водоросль.
  7. Что образуется в водоемах из зеленой водоросли спирогиры?
  8. Как еще называются красные водоросли?

По горизонтали:

  1. Органоид передвижения одноклеточных водорослей.
  2. Какие вещества определяют окраску водорослей?
  3. Тело водорослей.
  4. Органоид водорослей, содержащий хлорофилл.
  5. Группа водорослей, клетки которых располагаются в один ряд друг за другом.
  6. Какую бурую водоросль называют “морской капустой”?
  7. Подвижные клетки со жгутиками, образующиеся при бесполом размножении водорослей.
  8. Зеленая водоросль, называемая “морской салат”.
  9. Самые глубоководные водоросли.

Ответы: По вертикали: 1 – Фукус; 2 – Порфира; 3 – Хламидомонада; 4 – Ризоиды; 5 – Улотрикс; 6 – Вольвокс; 7 – Тина; 8 – Багрянки. По горизонтали: 1 – Жгутик; 2 – Пигменты; 3 – Слоевище; 4 – Хроматофор; 5 – Нитчатые; 6 – Ламинария; 7 – Зооспоры; 8 – Ульва; 9 - Красные.

Вывод : Ребята! Вы молодцы! Показали хорошие знания, умения и навыки, способности. Надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.

Оценки за урок………

Домашнее задание…….

Спасибо за урок!

Владимирская область

Петушинский район

МБОУ Вольгинская СОШ

Разработка открытого урока

Тема: Значение и разнообразие водорослей.

Учитель биологии Володина Татьяна Олеговна

Давайте рассмотрим строение водорослей, на примере одноклеточной водоросли хламидомонады.

Найдите на столе бланки заданий и ответов.

Работать будем следующим образом: читаем задание в бланке заданий и пишем свой ответ в бланке ответов. Обратите внимание: после каждого задания есть баллы, которые вы себе сами выставляете в окошко баллов по критериям, которые у вас имеются в бланке ответов, после каждого задания. В конце урока по набранному количеству баллов, каждый из вас выставит себе оценки

Выполните задание №1 из бланка заданий. Для этого используйте рисунок на стр.95 рис.59.

Проверьте свои ответы. (Слайд 10)

А теперь давайте подпишем на интерактивной доске строение одноклеточной зеленой водоросли хлореллы! (слайд 11)

В чем сходство и в чем различие этих водорослей?

Но мир водорослей очень разнообразен и кроме одноклеточных есть еще и многоклеточные водоросли. Мы их рассмотрим, выполнив задание №2 из бланков заданий –Лабораторная работа «Строение многоклеточной зеленой водоросли спирогиры» (слайд 13)

Прежде чем приступить к лабораторной работе, вспомним правила работы с микроскопом (слайд 14)

Текст лабораторной работы (слайд 15)

сравните строение хламодомонады и спирогиры, оцените свою работу в инструктивной карточке.

Физпауза (слайд 16)

Посмотрите на фото презентации, какие виды водорослей вы можете выделить, глядя на фото? (слайд 12) дети выделяют по цвету – зеленые, бурые, красные водоросли

Правильно, именно на эти 3 отдела и делятся все водоросли! (слайд презентации с подписанными отделами)

А теперь давайте совершим путешествие по географической карте! Как вы думаете, где на нашей планете наибольшее скопление водорослей?

Саргассово море – скопление ягодного саргассума. Есть ли ягоды у этого растения? (выйти показать по карте) (слайд 17)

Багамские острова (найдены красные водоросли на глубине 269м) (слайд 18)

Кавказ, Сев. Урал, Арктика (хламидомонада снежная, вызывает «красный снег») (слайд 19) – вызвать 2 человека к карте

Друзья мои, сегодня я для вас приготовила несколько блюд, которые вы уже может быть пробовали (на тарелках салат морская капуста, суши на шпажках, мармелад)

Догадайтесь, что это?

Правильно, это бурая водоросль, ламинария, которую употребляют в пищу и даже разводят на специальных морских плантациях. У нас в стране эта водоросль растет в дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана (работа с картой) (слайд 20)

А суши у нас сделаны из красной водоросли – порфиры. (слайд 21)

А сейчас мы продолжаем!

В каких целях еще используют водоросли, кроме того что используют в пищу? Давайте посмотрим! (слайд 22) + (слайд 6)

Фотосинтез

Удобрения

Агар-агар

Биологическая очистка сточных вод

Ребята, как вы думаете, к чему приводит загрязнение водоемов сточными водами, отходами?

А загрязнение водоемов приводит к гибели водорослей, появлению мертвых и зараженных водоемов (слайд 22).

Загрязнение водоемов и окружающей среды – это глобальная проблема человечества. В связи с этим следующий год 2017 объявлен президентом нашей страны каким годом? Годом экологии.