Образования новых слов суффикс. Конспект урока "Значение суффиксов

Урок №

Русский язык (3класс).

Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов.

Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;

2. развивать навык выделять суффикс графически;

3. прививать аккуратность, навыки групповой работы.

Оборудование: карточки слов и суффиксов для разноуровневой работы, карточка словарного слова секрет .

Ход урока

I. Организация класса.

II. Орфографическая разминка.

Отгадайте загадку, запишите отгадку, определите орфограмму, подберите проверочное слово:

1. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся…. (берега – берег ).

2. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся (след – следы )

3. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.

(сердце – сердечко)

III. Словарная работа.

1. – Вспомните слова на тему Время. Запишем с комментированием. (месяц, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, январь, вчера, завтра, сегодня, календарь)

2. Знакомство с новым словом. секрет

Объясните лексическое значение слова

1. То, что держится в тайне, скрывается от других.

2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н.

3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты?

4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом.

II. СЕКРЕ́Т , -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с.

III. СЕКРЕ́Т , Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы.

IV. Актуализация знаний.

1. - К какой части речи относится слово? Докажите.

От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем.

(секретный, секретик)

К какой части речи относятся получившиеся слова?

- Скажите, как называется общая часть родственных слов?

А смотреть, ребята, нужно в корень

Главный смысл - в нем, и мы поспорим:

В слове нет морфемы важнее корня,

И неплохо бы об этом помнить!

Обозначьте корни.

Что помогло образовать новые слова? (Суффикс)

V. Определение темы и цели урока.

1. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс)

2. – Над чем будем работать на уроке? (учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)

Это цель нашего урока.

3. – А для чего надо уметь образовывать новые слова? (Ответы детей)

VI. Работа над темой.

1. – Работа в группах. Вспомним, что мы уже знаем о суффиксе.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Закончи предложение.

1. Суффикс – это

2. Суффикс стоит

3. Суффикс служит

4. Например:

Проверка. (Карточки с ответами вывешиваются на доску).

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Это суффикс.

2. Работа по учебнику. С. 57 упр.129

3. Работа по карточке. Выписать выделенные слова, определить суффикс:

Папин секрет

Мне бабушка открыла
Вчера большой секрет,
Что папе тоже было
Когда-то восемь лет.

Он, как и все мальчишки ,
Порой озорничал
И прыгал, как
мартышка ,
И двойки получал.

Ленился на зарядке ,
Лицо не умывал
И чёртиков
в тетрадке
Частенько рисовал.

Я папиным секретом
Ужасно удивлён,
Ведь именно за это
Меня ругает он.

4. Самостоятельная работа.

На карточке разноуровневые задания.

1 уровень

Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик, сынок - ____________ ,

диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,

маленький - ___________ , осенний - ___________ ,

медвежонок - ____________, стульчик - ___________,

котище - ___________ , доброта - ___________ .

2 уровень

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

    Сладенький, вкусненький, тортик.

    Бежала, смотрели, писала.

    Пленник, мостик, странник

    Каменщик, бурильщик, учитель.

    Берёзка, лопатка, палка.

Проверка.

Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)

Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)

Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)

VII. Рефлексия.

Какое задание вам особенно понравилось?

Что показалось сложным?

VIII. Итог.

Чему учились на уроке?

Для чего необходимо уметь образовывать новые слова?

Разгадайте шараду:

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)

Выставление оценок за урок.

IX. Д/з – с. 58, упр. 132

  • Русский язык
  • 3 кл.
  • 09.10.2017

Тема урока: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов Словарный диктант. Цели: - Формировать понятие о суффиксе, как о значимой части слова. - Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов -Развивать каллиграфический навык письма, орфографическую зоркость, познавательные способности учащихся, обогащать словарный запас. -Воспитывать бережное отношение к природе, взаимопомощь, взаимовыручку. Ход урока. 1.Организационный момент. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! - Сегодня к нам на урок пришли гости и есть гость урока, который принёс нам новую тему. Мы узнаем кто это, если вы отгадаете мою загадку. Тогда будет понятно, кто принёс нам тему сегодняшнего урока. Носит чёрные «очки», И под них жилетку, И живёт тот зверь в лесах, Что в бамбук одеты! (Панда) - Да, верно, ребята, это панда. Посмотрите он пришёл не с пустыми руками. У него бамбуковая веточка, а на ней конверт. Там наверно новая тема и задания. Это мы узнаем позже, пусть пока наш гость освоиться, а мы проверим домашнее задание. 2.Проверка домашнего задания. -Что было задано на дом? (ответы учащихся.) Наступает осень. Пожелтели берёзы, покраснели осины. Ветер уносит последние листья. Небо покрылось тяжёлыми облаками. Птицы улетают на юг. Приготовились к отлёту лебеди и утки. Снова будем ждать, когда они прилетят. (дети называют приставки и подчёркнутые предлоги.) Молодцы! -У всех так? Хорошо, сдали тетради на первую парту. (раздаю тетради) 3.Актуализация ЗУН. Фронтальный опрос. -Что называют окончанием? Пример - Что такое нулевое окончание? Приведите примеры. - Часть изменяемого слова без окончания, в ней заключено лексическое значение слова. Это? (основа слова.) - Что называют корнем слова? Пример. - Какие слова называются однокоренными или родственными? Пример. - Какие слова не будут называться однокоренными? - Это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Это? Как пишутся приставки? -Хорошо, какие вы молодцы! Всё с вами повторили. 4.Сообщение темы и целей урока. Подготовка к восприятию нового материала. Пальчиковая гимнастика. -Оформление тетради, запись числа, классная работа. -Панда приготовил для нас загадку, отгадав её мы узнаем тему нашего урока и ту букву которую будем прописывать на минутке чистописания. -Запомните, первая буква в отгадке обозначает согласный глухой твёрдый звук После корня он стоит Перед окончанием. Если я его сменю Другое слово получу. Обозначаю уголком Называю «СУФФИКСОМ» -Хорошо, молодцы, отгадали. Да это суффикс. Какую букву будем с вами прописывать на минутке чистописания? Букву С. ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ На доску вывешиваю таблицу с суффиксами различными. - Молодцы, садитесь. Знакомство с новым словом секрет. Отгадаем кроссворд и узнаем новое слово. По горизонтали: 1.Возле мусорного бака Усмотрела кость (собака). 2.Там, где солнцем всё прогрето, По пескам его маршрут. Два горба на нём, а где-то Одногорбый есть (верблюд). 3. Стоит копна: Впереди вилы, сзади метла (корова). 4.Кто альбом раскрасит наш? Ну конечно…(карандаш). 5.Любит мёд и ест малину, Но ревёт, сутуля спину, Может волка одолеть Коль рассердится (медведь). 6.Чтобы было, где писать В школе нам нужна (тетрадь). - Какие слова лишние и почему вы так считаете? -Верно, ребята, молодцы! - Объясните лексическое значение слова 1. То, что держится в тайне, скрывается от других. 2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н. 3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты? 4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом. II. СЕКРЕ́Т, -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с. III. СЕКРЕ́Т, Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы. 1. – К какой части речи относится слово? Докажите. - От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем. (секретный, секретик) - К какой части речи относятся получившиеся слова? - Скажите, как называется общая часть родственных слов? - Давайте составим предложение и запишем его. Я храню секрет. Разбор синтаксический. -Хорошо, молодцы! 5.Изучение нового материала. - Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. -Какая это часть слова(значимая, изменяющаяся) После чего стоит? После корня. Перед чем стоит? Перед окончанием. Для чего служит? Для образования новых слов. Теперь полностью повторить кто сможет это правило? Хорошо, молодец! Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.46 и проверим правильно ли мы сформулировали правило? Читай вслух Эля. Верное правило получилось у нас? Да. Панда доволен, что вы справились. Дополнительный материал. -Сейчас вам наши ребята расскажут маленькие сказки о суффиксе. Слушаем. У доски: Алина, Ерсултан, Кирилл. Алина рассказывает сказку о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик. Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом. Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт. - Тортик! – закричал –Ик. - Тортишко, - промолвил – Ишк. - Тортище – сказал - Ищ. - Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно. Ерсултан рассказывает историю о суффиксе –Чик. Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам. У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям. Кирилл рассказывает историю о суффиксе – Ёр. Жил-был суффикс – Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс – Ёр. Физминутка с использованием ИКТ. Панда приготовил для нас физминутку, давайте разомнёмся. Встали все около парт красиво и повторяем вместе с пандой. - Хорошо, тихонечко все сели. - А сейчас поработаем в парах, стр.47, упр.133. Читаем задание,1ученик. Приступаем записываем в тетрадь упражнение и выполняем. 6.Первичная проверка знаний. Самостоятельная работа. Панда приготовил для вас тест. Если вы справитесь правильно, то у вас получится слово. Текст

Урок русского языка в 3 классе «Образование новых слов при помощи суффиксов»

Составитель: учитель начальных классов

МАОУШ-И «Лицей-интернат№7» Мазунина Е.А.



Урок - путешествие

http://aida.ucoz.ru


кот ёнок ок

ветер

слон

ёнок

гриб


Волшебник-суффикс

ок ёнок ик очк

ечк к


Друзья поссорились

Рученька ручище

Жучок жучище

Коготок когтище

Хвостик хвостище

Усик усище

Глазки глазище

Ноженька ножище

Домик домище

Лобик лобище

Головка головище

Стульчик стульчище

Мячик мячище


Маша и медведь

Жили-были старик со старухой. Была у них внучка Собрались раз по да по

Пришли звать с собой Пошла в лес за грибами.

Машенька.

Маша.

подруженьки

подруги

грибы,

грибочки,

ягодки.

ягоды.

Машу.

Машеньку.

Маша

Машенька


Баба-Яга

1 группа - задание «По следам суффиксов».

Расшифровать слова. Найти только слова с суффиксами. Доказать, что это суффикс, а не часть корня.

R Г V О L Р W О J ДО S К К Z УЛ N А S К G РЕ S ЗИН W А Q СУ L ДА W К Z ШТ J АНИ W Н R А

Разобрать их по составу

2 группа - задание «Суффикс – волшебник».

Хочешь стать волшебником? Тогда образуй новые слова с помощью суффиксов (-иц-, -ушк-, -ёнок-, -ят-, -ов-, -ник-, -ик)

КОТ СЛОН САД БОРОДА СЕСТРА БЕГЕМОТ

3 группа – задание «Рассыпанные слова» .

Когда разбилось волшебное зеркало, его осколки разлетелись по всему свету. Слова тоже рассыпались: суффиксы отлетели от корней. Соберите слова - соедините части слов стрелками. Найдите «лишнее» слово.

ШАХТ ИСТ ФОКУС ЧИК ТАНК ЯК ЛЁТ ЁНОК МОР ЁР АИСТ НИК


1 вариант

Самооценка

Оценка учителя

Найди слова с суффиксами, обозначь суффикс в словах.

2 вариант

снежинки

Самооценка

снегопад

Оценка учителя


Мне понравилось на уроке…

Мне удалось…

Я хочу поблагодарить… за…

Я могу похвалить себя за…


Дата: .

Класс: 4 б класс

Тема: Образование новых слов с помощью суффиксов

Цель: закрепление умений учащихся образовывать новые слова при помощи суффиксов.

Познавательные умения: определять способы словообразования с помощью

суффикса и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при

выполнении учебного задания, выделять суффикс в словах, знание семантики ряда

морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях

Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя правило; выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания; соотносить поставленную цель и полученный результат.

Образовывать новые слова, используя суффиксальный способ словообразования. Писать орфограммы в новых словарных словах. Писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки результат деятельности.

Коммуникативные умения: действовать по правилам сотрудничества,

принимая во внимание позиции партнёров; формулировать понятные высказывания,

используя термины, в рамках учебного диалога; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности;

Оборудование: учебник « Русский язык 4 класс, автор Климанова Л.Ф», плакаты, карточки с заданиями, тесты, изображение домов.

Ход урока:

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Каждый день, всегда, везде

На уроке и в труде

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Актуализация знаний

Давайте с вами повторим, “Вспоминай, быстро хором отвечай !”.

Без чего не может существовать слово? (без корня)

Что такое корень? (общая часть родственных слов)

Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)

Часть слова без окончания это… (основа), что такое основа?

Окончание изменяет….(форму слова), что такое окончание?

Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием

Откройте тетради, запишите число после образцов, образцы пропишете дома

Запишите посередине строчке «словарный диктант»

Я буду диктовать вам слова, а вы их записывайте, в строчку.

Апельсин, бетон, гардероб, гостиница, женщина, здание, здоровье, корабль, фонарь, халат, хоккей, чувство.

Поставьте ударение в словах и подчертите орфограмму.

Давайте проверим, ваши диктанты, поменяйтесь с соседом тетрадкой

На доске весит плакат с правильными словами, проверти, так ли у вашего соседа, если нет, исправьте и поставьте рядом минус.

Поставьте оценку 5 если нет ни одной ошибки, 4 если 2-3 ошибки, 3 если 3-4 ошибки, 2 если более 4 ошибок.

3 Самоопределение к деятельности.

После корня он стоит

Перед окончанием.

Если я его сменю

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю « СУФФИКСОМ »

Правильно, ребята тема сегодняшнего урока образование новых слов с помощью суффиксов . Сегодня мы с вами продолжим работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

- Ребята давайте, вспомним, что такое суффикс?

Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.

Откройте учебники на странице 100, найдите упражнение 165

Прочтите его. Кто нам прочтет? Читайте задание внимательно. Запишите в тетради слова, которые у вас получились и выделите в словах суффиксы.

Образуйте от данных имен существительных новые слова с помощью суффиксов -енье- , -енок- , -ик. Выделите суффиксы.

Назовите, существительные, которые вы нашли?

Утенок, тигренок, домик.

- С помощью этих суффиксов, какие получились слова (ласковые)

Уменьшительно-ласкательные значения слов образуются с помощью суффиксов - енье, -енок, -ик.

Обратите внимание на доску, придумайте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4.Работа по теме урока

- Найдите упражнение 166

Прочтите его. Кто нам прочтет? Запишите предложения в тетрадь, кто выйдет к доске и запишет?

Спишите предложения. Выпишите пары слов, которые передают разную оценку предметов. Какая часть слова помогает это сделать? Подберите и запишите другие слова с этими же суффиксами. Выделите суффиксы.

1. Глазищами-ножищами (суф.- ищ., ножище, волчище)

2. Глазки-ножки(суф.-к, рожки, сапожки)

3. Хвостик- хвостище(суф.- ик.,ище, ключик, замочек)

Обратите внимание на последнее предложение.

У кого больше хвост?

Как вы это поняли? (Хвостик- хвостище )

Увеличительные оттенки существительных также обозначаются при помощи суффиксов, посмотрите на доску (домик-дом-домище), приведите свои примеры

Давайте, с вами немного отдохнем

Физминутка

Наши плечики устали

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать.

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься!

- Найдите упражнение 167

Прочтите его. Кто нам прочтет? Кто пойдет к доске?

От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов еньк -, -очк-, -ок-, -ик-, -чик-, образовывайте новые слова только от существительных.

Курносый нос. Зеленая ель. Белый кот. Молодой петух. Маленький шкаф. Шерстяная кофта. (Носик, ёлочка, котик, петушок, шкафчик, кофточка)

Разберите получение слова по составу, остальные 3 запишите самостоятельно

Давайте, с вами поиграем в игру «Переведи», я буду говорить вам предложения, а должны назвать это одним словам.

1.Преврати большой дом в маленький. (Домик)

2.Преврати большую табуретку в маленькую. (табуреточка)

3. Назови глупого человека ласково. (глупенький)

4. Преврати слово «трактор» в человека. (тракторист)

5. Преврати слово «стол» в комнату. (столовая)

6. Преврати слово «рыба» в человека. (рыбак)

7. Преврати маленький хвостик в большой. (хвостище)

- Найдите упражнение 168

Образуйте с помощью суффиксов слова - название разных профессий и специальностей. Запишите эти слова. Выделите суффиксы.

Как вы думаете, какие суффиксы мы будем использовать

(Вертолет- вертолетчик, скрипка- скрипач, двор- дворник, пианино- пианист, учить- учитель, химия- химик, барабанить- барабанщик)

Какой частью речи являются эти слова?

Название лица по характерному для него действию образуется при помощи суффиксов (резать - резчик, носить -носильщик,)

Название лица по предмету, характерному для его деятельности, профессии, образуется при помощи суффиксов

- Найдите упражнение 169

Прочтите его. Кто нам прочтет?

Выпишите слова с суффиксами, которые указывают на ласковые отношение к героям сказки. Выделите суффиксы.

Какие слова вы записали?

5. Рефлексия

Наш урок подходит, к концу давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили, решим, маленький тест, у вас на столах лежат листочки с тестами нужно прочитать и выбрать, подчеркнуть один правильный ответ

Имя:

Фамилия:

1.Суффикс- это

А) это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием

Б) это часть слова, которая образует форму слова и служит для связи

В) это общая часть родственных слов

2. Как обозначают суффикс?

А) ¬

Б) ^

3.Найдите уменьшительно-ласкательные суффиксы

А) –ище, ищ

Б)-тель,-чик, щик

В) -енье, -енок, -ик.

4.Найдите увеличительные суффиксы?

А)-очк,-чик

Б) –ище, ищ

В)- ак,-ник

5. Найдите лишнее

А) петь - певец

Б) танцевать - танцор

В) готовить - повар

Давайте проверим, ваши тесты, поменяйтесь с соседом

Я буду говорить правильный ответ, если у вашего соседа правильно ставьте плюсик, если нет то минус.

Поставьте оценку 5, если нет ни одной ошибки, 4, если 1 ошибка, 3, если 2 ошибки, 2, если более 3 ошибок.

– С какой частью слова мы сегодня работали?
– Что же такое суффикс?
– Для чего служит? Где стоит?
– Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?

Запишите домашние задание страница 101, упражнение 171