Тревожные признаки отклонения в развитии ребенка. Виды и причины отклонений в развитии у детей

Задумывались ли Вы когда-нибудь, откуда берутся дети с отклонениями в развитии: глухие, незрячие, дети с задержкой психического развития, дети с ДЦП, дети-аутисты?..

Думаю, что если Вы – счастливые родители здорового ребенка, то такие мысли Вас не посещают. Каждый из нас уверен, что такое может произойти с кем угодно, но только не со мной, где угодно, но только не в моей семье.

А может быть Вы считаете, что дети с отклонениями рождаются лишь у наркоманов и алкоголиков? Если да, то Вы глубоко заблуждаетесь.

  • Трагизм ситуации в том, что дети с отклонениями в развитии в большинстве своем рождаются у обыкновенных, нормальных, здоровых родителей.
  • Трагизм ситуации в том, что причин рождения детей с отклонениями в развитии очень много, причем как социальных, так и сугубо физиологических. И если над генетическими сбоями мы не властны (Такими например, как синдром Дауна. Хотя сейчас доказана взаимосвязь между возрастом родителей и проявлением этой аномалии в развитии ребенка.), то с остальными рисками хотя бы можно и нужно бороться.
  • Трагизм ситуации в том, что детей с отклонениями в развитии с каждым годом рождается все больше.

Организм ребенка формируется в основном в первые 3-4 месяца внутриутробного развития, именно в это время активно формируется нервная система. От 3 до 9 недель – формируется сердце; от 5 до 9 недель – руки и ноги; от 8 до 12 недель – лицо, глаза, уши, нос; от 5 до 16 недель – почки. Любые «вредности» в начальный период развития плода могут вызвать появление врожденных аномалий развития. Причем установлено, что чем раньше повреждается плод, тем более тяжелыми и необратимыми оказываются последствия.

Физиологические причины отклонений в развитии ребенка

Всем известно, что во время беременности категорически нельзя употреблять алкоголь (и уж тем более наркотические вещества) и курить, что нельзя продолжать работать на вредных производствах, что нужно быть очень осторожными с лекарствами, так как они способны накапливаться в организме плода, вызывая умственную отсталость.

Повышенное артериальное давление во время беременности, сердечно-сосудистая недостаточность, болезни почек, сахарный диабет могут также стать причиной умственной отсталости у ребенка. Очень опасны инфекционные заболевания, перенесенные будущей мамой, некоторые из них (например, краснуха) даже могут стать показанием для аборта во избежание рождения умственно и физически неполноценных детей.

Еще одна частая причина отклонений в развитии – патологии родовой деятельности, например, быстрые, стремительные роды или, наоборот, длительные роды со стимуляцией. Результатом стремительных родов может быть кровоизлияние из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным; обвитие ребенка пуповиной приводит к рождению в асфиксии (удушье, остановка дыхания); при длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно повреждение плечевого нервного сплетения и как следствие - паралич руки.

Социальные причины отклонений в развитии ребенка

Не менее опасны и неблагоприятные социальные влияния во время беременности. Любые негативныесоциальные ситуации, в которых оказывается будущая мама, или мысли и действия, направленные против самого ребенка (желание прервать беременность, сомнения или тревога, связанные с будущим материнством) закладывают базовые матрицы эмоционального опыта, которые могут стать вместо полноценной основы для нормального психического развития ребенка – патогенной базой.

Наиболее вредными являются длительные отрицательные переживания матери. В это время вырабатываются и выбрасываются в околоплодную жидкость гормоны беспокойства, они способствуют сужению сосудов плода, что затрудняет доступ кислорода к клеткам головного мозга, плод развивается в условиях гипоксии, может начаться отслойка плаценты и преждевременные роды.

Не менее опасными являются и сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги, переживания. На 5-м месяце плод ощущает учащение ритма сердца у взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда мама спокойна. В 6-7 месяцев плод реагирует на любое резкое изменение положения тела матери. Как следствие, появляется риск появления на свет ребенка с врожденной детской нервностью.

Невропатия диагностируется уже на первом году жизни. Она проявляется в частых срыгиваниях, колебаниях температуры, беспокойном сне, «закатываниях» при плаче. Если ребенку вовремя оказать помощь (общеукрепляющий массаж, закаливание, тесное общение с родителями и т.п.), то с возрастом признаки невропатии могут уменьшаться; а при неблагоприятных обстоятельствах, если ребенок по какой-то причине остается без родителей и их заботы, то невропатия становится почвой для развития хронических расстройств и соматических заболеваний.

А в заключение - небольшая сказка об "особенных" детях. Попробуйте прочитать и обсудить её со своим ребенком. Доброте, терпимости, пониманию тоже нужно учиться.

Что случилось с крокодилом? (М. Москвина)

Ну и жара сегодня! - зевнул крокодил. - Даже из воды вылезать неохота. А надо!
И он поплыл к берегу. Там в песке несколько дней назад он зарыл яйцо и все бегал смотреть, когда из него вылупится сынок-крокодильчик. Но шло время, у других крокодилов малыши уже в речке плавали, а у него... Вот и сейчас крокодил откопал целенькое яйцо, огорченно повертел его в лапах, поднес к уху. Вдруг слышит: тук-тук!
- Кто-то есть! - обрадовался крокодил. - Да-да! Входи! Ой, то есть, выходи!
- Помочь, что ли? - подползла бабка-крокодилица.
- Тук-тук! - будто кто-то изнутри стучал молоточком.
Треснула скорлупа, из дырки показалась голова. Крокодил замер.

Тук! - и на траву из расколотого яйца выпал мокрый желторотый птенец.
- Пф-ф! - зашипела бабка-крокодилица. - Это еще что за новости?
Крокодил пожал плечами. А птенец с любопытством поглядел вокруг и поскакал, сначала тихонько, а потом все веселей и уверенней - к крокодилу.

Слушай, - опомнилась зеленая зубастая старуха. Я прожила долгую жизнь, многое повидала, но такого - никогда. Хочешь знать мое мнение? Сделай вид, будто у тебя никто не родился.
- А он? - растерянно спросил крокодил.
- Его нужно съесть. Ам! И нету. А то засмеют тебя крокодилы.
«Пожалуй, действительно, съем, и все, а то неприятностей не оберешься!» - подумал крокодил. Но даже рот разинуть не смог, до того доверчив был желторотый.
- Глотай как таблетку, потом запьешь! - шипела крокодилица.
Но когда птенец потерся о шершавую щеку крокодила и пропищал «Пааа-па!» , тот вдруг понял: не сможет он его съесть. Не сможет - и все.
Ведь это был ЕГО птенец.

Ах так?! - и крокодилица разболтала о птенце всем крокодилам в реке.
И хотя была страшная жара, крокодилы вылезли все из воды, окружили крокодила, пасти свои поразинули и давай хохотать! Птенец испугался и спрятался за крокодила. Тогда крокодил сказал:
- Послушайте, ну появились вы на свет по всем правилам, как положено. А если кто-то получился не похожим на вас? Так давай смейся над ним, дразни, а еще лучше - проглоти! Так получается?
Все замолчали.
- И предупреждаю: этот крокодильчик... гм... или кто он там... будет жить со мной. Если кто его тронет - пеняйте на себя.

Так они и зажили вместе. Крокодил построил птенцу домик, таскал ему туда червяков и мошек. Если птенец куда-нибудь исчезал, крокодил волновался, искал его повсюду, спрашивал у сородичей:
- Птенца моего не видели? Птенец не пробегал?
А они чуть не лопались от желания расхохотаться, но, помня угрозу крокодила, сдерживались. Зато за глаза бабки-крокодилицы судачили:
- Подумайте, пигалица покрылась пухом!..
- А на крыльях у этого заморыша, видите ли, перья выросли...
- Слышали новость? Пигалица перемахнула через куст! Ах, какое событие! Крокодил от счастья всю ночь не спал! Чокнутый! Вы на него поглядите!!!

Крокодил стоял, задрав голову, и смотрел, как над лесом летел его птенец.
- Куда ты? Не смей летать! Упадешь! Вернись! - кричал что есть мочи взволнованный крокодил.
И услышал в ответ:
- Не упаду! Я птица! Настоящая птица! Я уже не птенец!
- Будь осторожен! То есть... осторожна, - еще раз крикнул крокодил.

Научить тебя летать, папа? - прозвенело в воздухе.
- Да! Да! - обрадовался крокодил, а сам подумал: «Тогда я смогу охранять тебя везде, даже в небе. Но как же я полечу? У меня нет крыльев...»
- Очумел! - сокрушалась крокодилица. - Был нормальный крокодил. И вдруг - трах-тарарах! - летать вздумал.
- Да ничего у него не получится, - завистливо галдели молодые крокодильчики.

Птица спустилась на голову крокодилу и прошептала ему что-то в ухо.
Крокодилы тоже навострили уши, но она говорила очень тихо.
- Эй! Там погромче нельзя? - не выдержал кто-то.
- Нет, - ответила птица. - Это наша семейная тайна. Ну, попробуй! - улыбнулась она своему крокодилу.
- Попробуй! Попробуй! - захохотали из реки разинутые пасти.

Они, конечно, не верили, что крокодил сможет полететь. А он разбежался, оттолкнулся хвостом от земли и - поплыл по воздуху, как аэростат. Сначала он удивился, потом обрадовался, а когда взмыл слишком высоко - испугался. Но в ту же минуту услышал голос:
- Все хорошо, папа! Двигай, двигай лапами, как будто в воде плывешь...

Больше в тех краях никто не видел маленькую серую птицу и летающего крокодила. А история о них давно превратилась в сказку, которую рассказывают своим малышам звери в джунглях.

Среди множества вопросов, которые вы себе задаете, этот, безусловно, волнует вас больше других.

Мы могли бы вам ответить, что дети с составляют всего 3% от общего числа рождающихся. Это немного, если принять во внимание, что сюда входит и большое число незначительных врожденных нарушений, которые легко поддаются лечению.

Природа устроена не так уж плохо, она сама производит отбор. 70% , происходящих в первые 6 недель беременности, связаны с . Это значит, что если не качественное то оно быстро удаляется из организма будущей матери.

Вероятно, вы хотите знать, что может вызвать уродство и нарушения или что должна делать будущая мать, чтобы иметь шанс родить нормального ребенка. В следующих статьях мы попытаемся ответить на ваши вопросы, потому что в этой области существует еще много белых пятен.

Почему рождаются дети с отклонениями «не такие, как все», т. е. с физическим или умственным отставанием? Чаще всего врачи не могут дать ответ на этот вопрос. Если все же есть причина, то это просто или какая-то , а может быть, .

В первом случае становится жертвой окружающей среды, в другом же причиной может быть наследственность.

Жертва окружающей среды

Яйцо во время своего развития может : инфекционного, химического или физического, целый ряд внешних факторов может нарушить нормальное развитие плода и вызвать некоторые дефекты, например, в случае таких инфекционных болезней матери, . Раньше в этом подозревали почти все инфекционные болезни, но отрицательное воздействие на плод большинства из них не было доказано. В зависимости от возраста плода последствия могут быть разными: и в течение первых 3 мес, могут возникать различные уродства, если же позднее, - ребенок может родиться с врожденной болезнью, но риск родить ребенка с отклонениями не будет.

Плод может подвергнуться химическому воздействию. Чаще всего это случается при назначении врача беременной женщине . Возможны и экологические катастрофы: отравление ртутью (как в Минамате, Япония) или диоксином (как в С’евезо, Италия).

Дети с отклонениями могут родится, от воздействия рентгеновских лучей или от радиации.

Мы уже говорил , которые помогут избежать, насколько это возможно, подобных несчастий.

Волнение, горе, тревога, нервная депрессия - могут ли они стать причиной рождения не нормального ребенка или врожденных физических недостатков? На этот вопрос врачи однозначно отвечают: нет.

Жертва наследственности . В этом случае ребенок становится жертвой не воздействия извне, а аномалии хромосом или генов

Существующие виды отклонений

Отклонение психомоторного развития обнаруживаются по-разному, все зависит от времени плохого воздействия на детский мозг, продолжительности воздействия, социальных условий, наследственной структуры ЦНС - все это вместе определяет основной дефект, проявляющийся в виде недостаточного развития моторики, слуха, зрения, интеллекта, речи, нарушений поведения и эмоционально-волевой сферы.

Бывает так, что у ребенка присутствует сразу несколько нарушений - сложный дефект, например, поражение моторики и слуха, или слуха и зрения. В этом случае выделяется основное нарушение и осложняющие его расстройства. У ребенка, например, наблюдается нарушение умственного развития, которое сопровождается дефектами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, возможно, проявятся эмоциональные расстройства. Перечисленные дефекты могут быть вызваны недоразвитием или повреждениями. Даже небольшое поражение детского мозга отрицательно сказывается на всем процессе развития ЦНС. Поэтому если у ребенка наблюдается нарушение слуха, опорно-двигательного аппарата, речи или зрения, то необходимо вводить корректирующие мероприятия, иначе в психическом развитии ребенок будет отставать.

Нарушения подразделяют на первичные и вторичные. У детей с недостаточно развитым слухом (первичное нарушение) очень сложно формируется связная речь и словарный запас (вторичные нарушения). А если у ребенка дефект зрения, то он будет испытывать сложности, так как ему трудно соотносить слова с обозначаемыми предметами.

Вторичные нарушения затрагивают речь, произвольную регуляцию деятельности, пространственные представления, тонкую дифференцированную моторику, то есть поражаются психические функции, активно развивающиеся у ребенка в раннем возрасте и дошкольном. В развитии вторичных нарушений большую роль играет несвоевременное или же полное отсутствие коррекционных, лечебных и педагогических мероприятий.

Стоит отметить, что у детей нарушения психомоторного развития бывают стойкими (формируются при органических повреждениях детского мозга), а бывают обратимыми (формируются при соматической ослабленности, легкой мозговой дисфункции, эмоциональной депривации, педагогической запущенности). Обратимые нарушения, обычно обнаруживаются в раннем возрасте - у ребенка наблюдается отставание в развитии речи и моторики. Но своевременное проведение лечебно-коррекционных мероприятий поможет полностью преодолеть подобные нарушения.

Принципы коррекции

Любая психолого-педагогическая коррекция с дошкольниками с патологиями в развитии основывается на ряде принципов - принцип доступности, системности, индивидуального подхода, последовательности. Помимо этих принципов существует главный принцип - онтогенетический, который учитывает психофизические, возрастные особенности у детей, а также характер нарушений. Данный принцип заключается в коррекционной работе направленной на устранение или сглаживание, компенсацию или коррекцию нарушений интеллектуального, речевого, эмоционального, сенсорного и двигательного дефектов, на создание полноценного фундамента для дальнейшего формирования личности, которая может быть создана только при развитии ключевых звеньев развития.

Благодаря пластичности коры головного мозга можно реализовывать развитие ребенка в не зависимости от патологических условий, даже если эти условия весьма тяжелые.

Прежде чем приступать к коррекционной работе, у ребенка определяются сохранившиеся звенья в зрительной, речедвигательной, речеслуховой, двигательной системах. Только после этого, опираясь на полученные данные, специалисты начинают коррекционную работу.

За последние десять лет количество дошкольников с нормальным физическим развитием снизилось на 8,5%. Как свидетельствуют специалисты, сегодня растет поколение условно здоровых детей. Термин «ретардация» приобретает актуальность. Он означает замедление здорового физического развития. Наряду с этим молодому поколению характерны и отклонения в психическом здоровье. Как определить эти патологии, и каковы их причины? Давайте разберемся.

Отклонения в развитии ребенка: причины

Все патологии развития детей условно можно разделить на те, которые возникают во внутриутробный период и уже после рождения, вследствие влияния наследственных факторов. Проще говоря, такие аномалии бывают врожденными и приобретенными. Первая группа - это патогенные факторы в период беременности. Наиболее тяжелые отклонения бывают при токсоплазмозе. При врожденной краснухе у ребенка могут наблюдаться поражения зрения, двигательные нарушения, отклонения в развитии сенсорики . Последствия внутриутробных инфекций - это микроцефалия, гидроцефалия, парезы, гиперкинезы.

К группе врожденных отклонений относятся генетические поражения. Единицами наследственности служат гены, которые располагаются в хромосомах. Нарушения хромосомных наборов отца и матери могут приводить к наследованию отдельных форм олигофрении, например, болезни Дауна , разных видов глухоты, дефектов зрительного анализатора.

Среди причин, которые обуславливают отклонения ребенка, существенную роль играет резус-конфликт матери и ребенка, то есть иммунологическая несовместимость между плодом и его мамой по антигенам крови и резус-фактору.

Причиной приобретенных нарушений могут быть послеродовые поражения детского организма. Это связано с экологией, урбанизацией - издержками городской жизни, гиподинамией, питанием. Сегодня дети едят больше, но далеко не то, что необходимо для здоровья организма. Фаст-фуд, газировки, хаотичное питание в сочетании с малоподвижным образом жизни приводят к нарушениям в физическом развитии детей.

Также фактором риска отклонений являются неблагоприятные условия жизни детей. Отсутствие внимания и общения, заботы родителей в неблагополучных семьях - причина и физических, и психических отклонений в развитии подрастающего поколения. Ведь для формирования каждого навыка , умения, психического процесса есть свой сензитивный (благоприятный) период. Так, речь малыша надо развивать с самого рождения, а то и во внутриутробном периоде. А недостаток такого развития в младенчестве может проявиться отсутствием комплекса оживления в трехмесячном возрасте. Поздно развивать речь в 3-4 года, это уже сензитивный период для развития памяти, сенсорики, двигательных навыков. Поэтому к причинам приобретенных отклонений можно отнести и отсутствие воспитания, должного выполнения родительских обязанностей.

Отклонения в развитии ребенка при беременности

При внутриутробных поражениях мозга у ребенка возникают самые тяжкие отклонения, которые включают умственную отсталость, дефекты слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Эти психические отклонения могут сочетаться с пороками внутренних органов. Самые тяжелые поражения плода возникают при заболевании будущей мамочки в первом триместре вынашивания плода. Наиболее опасны в этом плане краснуха, корь, эпидемический паротит, инфекционный гепатит, грипп.

Если женщина перенесла на сроке до 4 месяцев краснуху, то плоду грозят дефекты органов зрения, слуха, сердечно-сосудистой системы .

Внутриутробные патологии имеют место, если у будущей матери есть хронические инфекции. Речь идет о токсоплазмозе, сифилисе, цитомегалии. Неблагоприятное влияние на внутриутробное развитие плода оказывают нарушения обмена веществ у матери, интоксикации. Последние возникают при использовании лекарственных средств, особенно в первом триместре. Это нейролептические и успокаивающие средства, антибиотики, анальгетики, аспирин, гормональные препараты.

Но самое большое и порой непоправимое влияние на плод оказывают негативные привычки матери - спиртное, курение, наркотики. Их употребление беременной женщиной обязательно скажется на отставании плода в развитии, родовом процессе. И если дитя на свет появится нормальным, то в дальнейшем у него обязательно проявится задержка психического, умственного развития. Употребление спиртного будущей матерью на ранних сроках вынашивания ребенка вызывает его гибель или пороки развития нервной системы. Алкоголизация малыша на поздних сроках - это структурные изменения нервной и костной систем, внутренних органов. Они называются алкогольным синдромом плода. Проявляется это внешними дефектами, нарушениями поведения, судорожными припадками. Такие дети отличаются явными отклонениями физического развития и низкой жизнеспособностью.

Отрицательно действует на плод также сахарный диабет, фенилкетонурия или гормональная недостаточность у матери.

Отклонения в развитии ребенка 2-3 месяца

Одной из проблем этого возрастного периода может быть неумение ребенка держать голову . Здоровые дети сегодня это делают в 2 месяца, если же в трехмесячном возрасте навык не сформирован, то, скорее всего, у крохи слабо развиты мышцы шейно-воротниковой зоны, слабый их тонус. Если в три месяца малыш держит головку под углом, а не прямо, то, вероятно, у него кривошея (парез мышц шеи). Без помощи невропатолога не обойтись. Наверняка он назначит курс массажа, использование ортопедической подушки. В самых худших случаях это может быть операционное вмешательство.

Отсутствие координации глаз является нормальным состоянием для новорожденного. Но к двум месяцам, иногда к трем, это должно пройти самостоятельно. Редко явление исчезает до 5 месяцев. Поэтому важно не пропустить момент, сходить к офтальмологу, чтобы у малыша действительно не развивалось косоглазие. Важно избежать развития этого явления у детей, которые имеют к нему генетическую склонность. Сигналом тревоги должно стать отсутствие в возрасте 3 месяцев реакции на включаемый свет, фиксации взгляда на мамином лице, игрушках.

Если в три месяца ваш ребенок пытается встать на носочки, то это может быть свидетельством тонуса мышц стопы или начинающихся проблем с позвоночником. Без визита к детскому невропатологу в этой ситуации не обойтись.

Что касается психического развития малыша в 2-3 месяца, то папу с мамой должно насторожить отсутствие комплекса оживления - реакции на маму, на обращение к нему. Если в этом возрасте дитя не проявляет эмоциональных реакций, то это свидетельствует о задержке в развитии речи . Когда трехмесячный ребенок не улыбается родителям, совершенно не реагирует на их жесты, игрушки, звуки музыки, то такое поведение может быть признаком отклонений в развитии психики в целом. Диагностирует патологию детский невропатолог.

Отклонения в развитии ребенка 1-2 года

Если в год ребенок еще не ходит хотя бы с поддержкой родителей, то это отклонение физического развития. Скорее всего, такое дитя с опозданием научилось держать голову, сидеть. В два года у ребенка должен быть полностью затянут передний родничок на головке. Если же к двум годам осталась хоть мелькая сросшаяся ямка, то это свидетельствует о недостатке витамина Д в организме и задержке в развитии костной системы малыша.

Среди отклонений в первые годы жизни психиатры и невропатологи чаще всего констатируют отставания в развитии речи и моторики . Что касается первого, то есть норм, на которые мама и папа должны ориентироваться. Так, в год малыш должен говорить однословными предложениями, в полтора года он обязан повторять легкие слова, его словарный запас составляет до 50 слов. С полутора до двух лет в речи ребенка появляются фразы, двух-трехсловные предложения, вопросы. В два года дитя владеет словарным запасом до 300 слов. При отсутствии вышеуказанных параметров можно констатировать отставание в развитии речи.

Проблемные дети, отклонения в развитии которых вызваны нарушением слуха, не проявляют активной ориентации на предмет, не воспринимают взрослого как посредника между предметами и способами действий с ними. Для них игрушки не являются стимулами развития познавательной активности, а взрослые служат лишь средством удовлетворения физиологических потребностей.

В раннем возрасте такое дитя не усваивает навыки самообслуживания, не выражает свои потребности в речи. Оно капризничает, при этом действия сопровождает криком, неадекватным поведением.

У такого ребенка в 2 года не складывается общение с одногодками и взрослым, отсутствуют подражательные способности. Родители должны понимать, что необходимо ориентироваться на возрастные показатели физического и психического развития, не оттягивать с обращением за помощью к специалистам. И если дитя в 2 года не следит взглядом за движущимся предметом, не называет себя по имени, то оно нуждается в срочной коррекционной поддержке, а его родственники - в консультативной помощи.

Отклонения в развитии ребенка 6-8 лет

В начале школьной учебы у мальчика или девочки могут проявляться патологии психического развития, которые создадут существенные трудности в учебе. Как определить такие отклонения?

Так, отставание развития речи может проявиться слабостью словесной памяти, мышления. Недостатки слуха скажутся на понимании обращенной к ученику речи. У такого ребенка с трудом будет формироваться запас слов и новых терминов. Дефекты зрения в учебе проявятся задержкой развития смысловой стороны речи.

Стоит отметить, что в раннем школьном возрасте слабо выраженные отклонения зрения и слуха задерживают темпы психического развития. Они способствуют формированию вторичных личностных патологий развития. Не получая коррекционной помощи, такие дети длительно будут пребывать в ситуациях неуспеха. У них формируется заниженная самооценка. Мальчики и девочки начинают избегать общения с одногодками. Вторичные отклонения усугубят их социальную дезадаптацию.

Данные исследований констатируют, что 20-30% обучающихся в начальной школе имеют большие проблемы с усвоением школьной программы. Из них 70% нуждаются в специальных методах обучения.

Отклонения психических возможностей - барьер к овладению учебными задачами и требованиями. Одним детям свойственна незрелость эмоционально-волевой сферы, другим - трудности познавательной деятельности, нарушения поведения.

Большинство отклонений в развитии детей 6-8 лет программируются на уровне неблагоприятной наследственности. Недостаточность функционирования мозга, незрелость его структур у таких детей проявляется неустойчивым вниманием , снижением объёма памяти. Поэтому малышам с такими отклонениями нужны специальные условия обучения.

Специально для - Диана Руденко

Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.

В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА).

Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей - хромосомы - передается информация о признаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицы наследственности, которые носят название генов.

При хромосомных болезнях с помощью специальных цитологических исследований выявляют изменение числа или структуры хромосом, что обусловливает генный дисбаланс. По последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями. Хромосомные болезни, как правило, отличаются сложным или осложненным дефектом. При этом в половине случаев имеет место умственная отсталость, которая часто сочетается с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. Одним из таких хромосомных заболеваний, затрагивающих прежде всего интеллектуальную сферу и часто сочетающихся с сенсорными дефектами, является синдром .

Аномалии развития могут наблюдаться не только при хромосомных, но и при так называемых генных болезнях, когда число и структура хромосом остаются неизменными. Ген представляет собой микроучасток (локус) хромосомы, который контролирует развитие определенного наследственного признака. Гены стабильны, но их стабильность не абсолютна. Под влиянием различных неблагоприятных факторов окружающей среды происходит их мутация. В этих случаях мутантный ген программирует развитие измененного признака.

Если мутации возникают в единичном микроучастке хромосомы, то говорят о моногенных формах аномального развития; при наличии изменений в нескольких локусах хромосом - о полигенных формах аномального развития. В последнем случае патология развития обычно является следствием сложного взаимодействия как генетических, так и внешних, средовых факторов.

В связи с большим разнообразием наследственных заболеваний ЦНС, обусловливающих аномалии развития, их дифференциальная диагностика весьма затруднена. Вместе с тем необходимо отметить, что правильный ранний диагноз заболевания имеет первостепенное значение для проведения своевременных лечебно-коррекционных мероприятий, оценки прогноза развития, а также для предупреждения в данной семье повторного рождения детей с отклонениями в развитии.

Наряду с наследственной патологией нарушения психомоторного развития могут возникать в результате воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Это - инфекции, интоксикации, травмы и т. п.

В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную, или пренатальную, патологию (воздействие в период внутриутробного развития); натальную патологию (повреждения в родах) и постнатальную (неблагоприятные воздействия после рождения).

В настоящее время установлено, что внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка в родах. Это сочетание в современной медицинской литературе обозначается термином перинатальная энцефалопатия. Причиной перинатальной энцефалопатии, как правило, является внутриутробная гипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой.

Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфиксии способствуют различные нарушения внутриутробного развития плода, снижающие его защитные и . Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в местах их возникновения. У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния часто возникают по причине слабости их сосудистых стенок.

Наиболее тяжелые отклонения в развитии возникают при клинической смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной патологии с тяжелой асфиксией в родах. Установлена определенная зависимость между длительностью клинической смерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смерти более 7-10 минут часто возникают малообратимые изменения со стороны ЦНС с проявлениями в дальнейшем детского церебрального паралича, речевых расстройств, нарушений умственного развития.

Напомним, что тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка.

Среди причин, обусловливающих отклонения в психомоторном развитии ребенка, определенную роль может играть иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус-фактору и антигенам крови.

Резус или групповые антитела, проникая через плацентарный барьер, вызывают распад эритроцитов плода. В результате этого распада из эритроцитов выделяется особое, токсичное для центральной нервной системы вещество - непрямой билирубин. Под влиянием непрямого билирубина в первую очередь поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к нарушениям слуха, речи, расстройствам эмоциональной сферы и поведения. Возникает так называемая билирубиновая энцефалопалия.

При преимущественно внутриутробных поражениях мозга возникают наиболее тяжелые отклонения в развитии, включающие , дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Эти сложные дефекты могут сочетаться с пороками развития внутренних органов, которые часто наблюдаются при различных инфекционных, особенно вирусных, заболеваниях беременной женщины. Наиболее тяжелое поражение плода возникает при заболевании матери в первом триместре беременности.

Частота поражения плода при различных вирусных заболеваниях будущей матери неодинакова. Наиболее неблагоприятны в этом отношении краснуха, эпидемический паротит, корь. Поражение плода также может быть и при заболевании беременной женщины инфекционным гепатитом, ветряной оспой, гриппом и др.

У женщин, перенесших во время беременности краснуху, особенно в период эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 месяцев, отмечается высокая частота рождения детей с пороками развития мозга, дефектами органов слуха, зрения, а также сердечно-сосудистой системы, иначе говоря, у младенцев этих женщин имеет место так называемая рубеолярная эмбриопатия.

Внутриутробная патология имеет место при наличии у беременной женщины скрытых (латентных) хронических инфекций, особенно таких, как токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и др. Поражение мозга плода при этих инфекциях часто приводит к умственной отсталости, сочетающейся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, эпилептическими припадками и др.

Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают также внутриутробные интоксикации, нарушения обмена веществ у беременной женщины.

Внутриутробные интоксикации могут возникать при применении матерью во время беременности лекарственных средств. Доказано, что большинство лекарственных препаратов проходит через плацентарный барьер и проникает в кровеносную систему плода. К таким препаратам относятся нейролептические, снотворные и успокаивающие средства, многие антибиотики, салицилаты, и в частности аспирин, анальгетики, в том числе лекарства, применяемые при головной боли, и многие другие. Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода могут оказать различные гормональные препараты и даже большие дозы витаминов, препарата кальция. Особенно выражен токсический эффект всех этих препаратов в ранние сроки беременности.

Особенно неблагоприятное влияние на развивающийся плод оказывает употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотических средств, а также курение.

Специальные исследования последних лет показали наличие связи между сроком беременности и характером влияния алкоголя на потомство. Употребление алкоголя будущей матерью в первом триместре беременности, особенно в первые недели после зачатия, как правило, вызывает гибель клеток зародыша, что приводит к грубым порокам развития нервной системы плода. Алкоголизация плода на более поздних сроках беременности вызывает структурные изменения в его нервной и костной системах, а также в различных внутренних органах. Такие системные проявления алкогольного повреждения плода во внутриутробном периоде получили название алкогольного синдрома плода. При алкогольном синдроме плода выраженные нарушения психомоторного развития, включающие умственную отсталость, обычно сочетаются с множественными пороками развития: дефектами в строении черепа, лица, глаз, ушных раковин, скелетными аномалиями, врожденными пороками сердца и выраженной дисфункцией со стороны центральной нервной системы.

Установлено, что хронический алкоголизм матери, как правило, сочетается со систематическим курением, более частым употреблением наркотиков и лекарственных препаратов с наркотическим действием. В этих случаях у ребенка наблюдаются явно выраженные отклонения в развитии, сочетающиеся с нарушениями поведения и часто судорожными припадками. Кроме того, многие из этих детей отличаются выраженной физической ослабленностью, низкой жизнеспособностью.

Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают различные нарушения обмена веществ у беременной женщины, чаще всего возникающие при поздних токсикозах беременности, особенно при нефропатии.

Отрицательное воздействие на развитие плода оказывают также такие заболевания, как сахарный диабет, гормональная недостаточность, различные наследственные болезни обмена веществ, например фенилкетонурия.

Причиной нарушения развития плода могут быть различные физические факторы, и в первую очередь ионизирующая радиация, а также действие токов высокой частоты, ультразвука и др. Кроме непосредственного повреждающего действия на мозг плода, эти факторы имеют мутагенное влияние, т. е. повреждают половые клетки родителей и приводят к генетическим заболеваниям.

Нарушения психомоторного развития возникают и под влиянием различных неблагоприятных факторов после рождения. В этих случаях отмечаются постнатальные отклонения в развитии, имеющие органическую или функциональную природу.

К причинам органического характера относятся прежде всего различные нейроинфекции - энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также вторичные воспалительные заболевания мозга, возникающие как осложнения при различных инфекционных детских заболеваниях (кори, скарлатине, ветряной оспе и др.). При воспалительных заболеваниях головного мозга часто имеет место гибель нервных клеток с последующим замещением их рубцовой тканью. Кроме того, в этих условиях может развиваться гидроцефалия с повышением внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионный синдром). Оба этих фактора - гибель нервных клеток и развитие гидроцефалии - способствуют атрофии участков мозга, что приводит к различным отклонениям в психомоторном развитии, которые проявляются в виде двигательных и речевых расстройств, нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Кроме того, иногда наблюдаются головные боли и судорожные припадки.

Также могут вызывать органическое повреждение ЦНС. Характер последствий черепно-мозговой травмы зависит от ее вида, обширности и локализации поражения мозга. Однако следует иметь в виду, что при повреждении незрелого мозга нет прямой корреляции между локализацией и тяжестью поражения, с одной стороны, и отдаленными последствиями в аспекте нарушений психомоторного развития - с другой. Поэтому при оценке роли экзогенно-органических факторов в возникновении отклонений в психомоторном развитии необходимо учитывать время, характер и локализацию повреждения, а также особенности пластичности нервной системы ребенка, его наследственную структуру, степень сформированности нервно-психических функций в момент повреждения мозга.

Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями. Известно, что многие соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут обусловливать поражение нервной системы в результате нарушений обмена веществ и накопления токсических продуктов, неблагоприятно воздействующих на развивающиеся нервные клетки. Поражение нервной системы при соматических заболеваниях чаще возникает у недоношенных и гипотрофичных детей, а также в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах.

Так, задержка психомоторного развития различной степени выраженности может наблюдаться у детей с нарушениями кишечного всасывания (мальабсорбции). Нервно-психические отклонения проявляются у них уже с первых месяцев жизни: они отличаются повышенной нервной возбудимостью, нарушениями сна, замедленным формированием положительных эмоциональных реакций, общения со взрослым. В дальнейшем эти дети отстают в умственном и речевом развитии, у них с задержкой формируются все интегративные функции, в частности зрительно-моторная координация.

К функциональным причинам, вызывающим отклонения психомоторного развития, относятся социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослым), главным образом в первые годы жизни. Известно, что неблагоприятные условия воспитания, особенно в младенческом и раннем возрасте, замедляют развитие - активности детей. Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития.

Нарушения психомоторного развития имеют различную динамику. Наряду со стойкими отклонениями в развитии, обусловленными органическим поражением мозга, наблюдается множество так называемых обратимых вариантов, которые возникают при легкой мозговой дисфункции, соматической ослабленности, педагогической запущенности, эмоциональной депривации. Эти отклонения могут быть полностью преодолены при условии своевременного проведения необходимых лечебно-коррекционных мероприятий.

Среди таких обратимых форм нарушений в первые годы жизни наиболее часто наблюдаются отставания в развитии моторики и речи.

Следует отметить важность медицинской диагностики таких функциональных расстройств. Только комплексный эволюционный анализ развития ребенка в целом и его неврологических нарушений в частности является основой правильного диагноза и прогноза.

Практика показывает, что многие родители при наличии у детей речевых и двигательных нарушений основное значение придают медикаментозному лечению, явно недооценивая важность коррекционной работы.

В настоящее время установлено, что существует много вариантов функциональных, парциальных (частичных) отклонений, проявляющихся прежде всего в отставании развития речи или моторики, которые обусловлены особенностями созревания мозга. Подход к лечению и преодолению этих отклонений сугубо индивидуален, и далеко не всем детям показано интенсивное стимулирующее лечение.