Группа здоровья в анкете что писать. Группы здоровья у детей

Взрослого населения. Каждая из них отличается не только состоянием пациента, но также и периодичностью его диспансерного наблюдения.

Группы здоровья взрослых: классификация

Необходимость в создании полноценного разделения пациентов на различные категории возникла практически сразу после появления диспансеризации. Дело в том, что она предполагает разное количество исследований в зависимости от того, какие именно заболевания имеются у человека.

В настоящее время существуют 3 основные группы здоровья взрослого населения. Каждая из них характеризуется определёнными критериями, указывающими на наличие или отсутствие определённых заболеваний.

Первая группа здоровья

О первой и второй группах

Пациенты из первой группы здоровья взрослого человека могут посещать докторов всего 1 раз в год и сдавать только стандартные анализы. В том случае если в результате такой комиссии у них не выявляется никаких хронических неинфекционных заболеваний или же дополнительных факторов к их образованию, они остаются в этой же категории.

Что касается второй группы здоровья взрослого населения, то те, кто относится к ней, могут проходить осмотр также всего 1 раз в год, однако при этом им нужно более серьёзное обследование. Его объём будет зависеть от того, какие именно факторы риска уже имеются у пациента. Дело в том, что первичное выявление хронических неинфекционных заболеваний присуще именно для этой группы здоровья у взрослых. Характеристика этой категории пациентов не предполагает наличия болезней, так что после выявления недуга человек автоматически переходит в следующую группу здоровья.

Наличие хронического заболевания является достаточным основанием для того, чтобы посещать доктора не 1, а хотя бы 2 раза в год. При этом необходимо сдавать соответствующие анализы. Благодаря им доктор увидит, насколько активно протекает хронический патологический процесс, а также влияет ли он в настоящее время на функционирование того или иного органа. В конечном итоге врач поймёт, необходимо ли проводить какие бы то ни было серьёзные лечебные мероприятия или же вполне достаточно обычной профилактики.

О третьей группе

Пациенты из третьей группы здоровья взрослого населения могут осматриваться и чаще, чем 2 раза в год. Периодичность наблюдений зависит от степени выраженности хронического патологического процесса. При этом для пациентов с некоторыми заболеваниями согласно диспансерному наблюдению рекомендуется проходить курс стационарного лечения 1-2 раза в год.

О детях

Группы здоровья взрослых и детей в значительной степени разнятся. Дело в том, что малышей принято разделять не на 3, а на 5 категорий. Это обусловлено большим вниманием именно к детскому населению. Так что группы здоровья взрослых и их характеристика неприменимы к несовершеннолетним пациентам.

Первая группа характеризуется отсутствием каких бы то ни было заболеваний или же отклонений у ребёнка. Такой малыш может иногда болеть острой формой какой-либо патологии, однако на момент осмотра у него она отсутствует. Кроме этого, у такого ребёнка должен наблюдаться достаточно высокий уровень сопротивляемости организма.

Вторая группа детского здоровья включает детей, не имебщими каких бы то ни было хронических заболеваний, но при этом имеющих незначительные отклонения. Примером могут являться осложнения во время родов у матери. При этом на функциональные способности ребёнка данные отклонения абсолютно никак не влияют.

У детей из третьей группы здоровья есть то или иное хроническое заболевание. При этом для данной категории маленьких пациентов характерна его полная компенсация. То есть, несмотря на наличие недуга, ребёнок не испытывает особых проблем с обычными нагрузками.

Если говорить о четвёртой группе здоровья детей, то в неё входят те малыши, которые обладают достаточно серьёзными хроническими недугами, находящимися в стадии субкомпенсации. То есть у ребёнка имеются возможности для того, чтобы поддерживать полноценную функциональную активность, однако при этом его органы и системы вынуждены работать, постоянно напрягаясь, что в конечном счете приводит к морфологическим изменениям и дальнейшему ухудшению деятельности. В итоге такого ребёнка приходится переводить в следующую группу здоровья.

К пятой группе у детей принято относить тех малышей, которые являются обладателями серьёзной хронической патологии. Причём для перевода в данную категорию должна наблюдаться ещё и декомпенсация деятельности того или иного органа. Такой ребёнок однозначно нуждается в серьёзной медицинской помощи.

Наибольшее внимание в плане диспансеризации докторам приходится уделять, естественно, детям из 3-й, 4-й и 5-й групп.

Когда ребенок проходит диспансеризацию, в его медицинской карте проставляется отметка о присвоении ему определенной группы здоровья. Обычно её определяют как только малыш родился, но со временем, под воздействием различных факторов, состояние здоровья ребенка может изменяться, а соответственно, меняется и группа здоровья.

Вообще «группа здоровья» – понятие довольно условное и используется для оценивания здоровья деток до семнадцатилетнего возраста в результате проведенного комплексного обследования, при этом не учитывают перенесенные ранее заболевания, которые не оставили существенных следов в организме ребенка, либо не превратились в хронические.

Среди факторов, которые учитывают при проведении такой оценки, основными являются:

  • есть ли болезни в хроническом состоянии;
  • как функционируют различные органы и системы организма;
  • как организм сопротивляется болезням, как часто ребенок страдает от сезонных заболеваний;
  • общий уровень развития, как нервно-психического, так и физиологического.

Многие родители, увидев такую отметку, не могут понять её значение и начинают паниковать. Ведь групп здоровья пять, и понять, что означает каждая необходимо.

Для I группы характерно нормальное развитие ребенка и отсутствие хронических болезней. В принципе, это здоровые детки.

III группа. Это детки-хроники в состоянии ремиссии , либо с недостатками, возникшими в результате травм и операций, у них возможны проблемы с весом. Но эти дети не имеют ограничений в жизни. В нервно-психическом отношении они нормальны.

IV группа. Часто происходит обострение хронической болезни , таким деткам необходимо постоянное поддержание состояния здоровья при помощи медикаментозного лечения. Они могут быть ограничены в обучении, им сложно адаптироваться в обществе.

Для V группы характерно наличие тяжелых заболеваний, нарушения функций органов и систем органов. Это инвалиды.

О II группе мы поговорим подробней и попробуем разобраться, на основании чего ребенка относят именно к ней. Стоит знать, что почти 60% детей относятся ко II группе здоровья. В целом такие детки здоровы, но присутствует возможность приобретения хроники. Обычно с целью обеспечения удобства медицинского наблюдения и быстрого реагирования, их делят на две подгруппы .

2-а – присутствует наследственный фактор, либо условия, в которых живет малыш, могут способствовать развитию болезни как физической, так и психической. Такие детки подвижны, активны и физически развиваются без отклонений.

А наличие аллергических реакций, незначительных нарушений в работе органов не препятствуют их полноценной жизни. Эти детки могут заниматься физкультурой без ограничений, в соответствии с возрастными программами, им рекомендуют посещать дополнительно спортивные секции.

2-б – у деток есть некоторые отклонения от нормы, например они подвержены респираторным заболеваниям, у них ослаблен иммунитет, либо есть незначительные аномалии в развитии. Бывает, что наблюдается небольшое отставание от сверстников в развитии.

Им рекомендованы специальные занятия, способствующие осуществлению физической подготовки с учетом всех факторов риска, то есть по специальным программам. Нежелательно переутомляться и получать серьезные физнагрузки.

Таким образом, можно выделить ряд факторов, позволяющих отнести ребенка ко II группе:

  • если он родился раньше срока, или, напротив, позже;
  • если мамочка была беременна несколькими малышами;
  • была поражена ЦНС во время беременности;
  • сразу после рождения ребенок перенес инфекционное заболевание;
  • малыш мало весил при родах;
  • в наличии рахит или его последствия;
  • избыточная масса тела;
  • присутствует диатез;
  • в наличии сердечная аритмия или прослушиваются шумы в сердце;
  • часто болеет ОРЗ и ОРВИ (чаще, чем 4 раза ежегодно);
  • низкий уровень гемоглобина в крови;
  • есть болезненность живота, отсутствует аппетит;
  • реакция Манту колеблется между положительной и отрицательной;
  • ребенок переболел болезнью Боткина либо воспалением легких;
  • перенесены оперативные хирургические мероприятия.

Такие детки нуждаются во внимании со стороны медперсонала, очень важно отслеживать их состояние не регулярной основе – это должны быть медосмотры с углубленным обследованием и, при необходимости, применение медикаментозной терапии, либо периодического санаторно-курортного лечения.

Со временем ребенок может переходить из одной группы здоровья в другую, в зависимости от того, становится его состояние лучше либо ухудшается.

И для того, чтобы он не перешел в следующую по степени тяжести заболеваний группу, а наоборот, поднялся по условным ступенечкам выше, необходимо постоянно контролировать состояние его здоровья, осуществлять профилактические мероприятия и во всем придерживаться рекомендаций лечащих врачей.

П оказателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов являются:

  • общая заболеваемость,
  • инфекционная заболеваемость,
  • индекс здоровья,
  • процент длительно и часто болеющих,
  • распространенность и структура,
  • процент лиц с нормальным физическим развитием;
  • процент лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с медицинским работником.

В классном журнале на последней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и, совместно с медицинским работником и Центром Госсанэпиднадзора, составляется комплексный план по охране здоровья школьников.

Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров - выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность определить потребность в медицинских кадрах и сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья всего подрастающего поколения.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

Основные 5 групп здоровья детей.

Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Первая группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций - дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.

Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:

  • 2) закаливание естественными факторами природы;
  • 4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т. д.

Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Третья группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями - лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Примеры:

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80 - 85 мм рт. ст., 13-16 лет - до 90 - 95 мм рт. ст.) - 2-я группа здоровья. Вегетососудистая дистония - 3-я группа здоровья. Гипертоническая болезнь - 4-я группа здоровья. Врожденный порок сердца - 3-я или 4-я группа здоровья. Кариес зубов, аномалия прикуса - 2-я или 3-я группа здоровья. Хронический гастрит, колит - 3-я или 4-ая группы здоровья. Дисменоррея - 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) - 2-я группа здоровья. Экзема, дерматит - 3-я или 4-я группа здоровья. Логоневроз, энурез, тики - 3-я или 4-я группа здоровья. Миопия слабой степени, астигматизм - 2-я группа здоровья. Миопия средней и высокой степени - 3-я или 4-я группа здоровья. Нарушение осанки - 2-я группа, сколиоз - 3-я или 4-я группа.

Группы здоровья.
Очень часто родители при изучении карты ребенка, обнаруживают в ней запись – группа здоровья первая (или вторая, третья…). Но что это за группа и на основании чего она выставляется – знают далеко не все родители. Хотя на самом деле – это лишь запись для врача или педагога. Сообщающая об особенностях состояния здоровья малыша, позволяющая рационально составлять план мероприятий по его оздоровлению или обучению.

Что такое группы здоровья?
Группы здоровья - эта определенная шкала, которая учитывает здоровье и развитие ребенка, так же сюда входят все факторы риска, которые на него влияли или влияют, и делается прогноз на будущее. Группу здоровья выставляет участковый врач-педиатр или медицинский работник дошкольного учреждения, в основе этого лежит 6 установленных критериев.

Первый критерий оценивает наследственность. При этом необходимо отметить, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, определить предрасположенность малыша к ним. Подробно расспросив родителей, доктор сделает заключение и определит, рискует ли ребенок заболеть или нет. Кроме того, важно оценить течение беременности, сами роды и, конечно, первый месяц жизни ребенка. Осложнения беременности, родов и первые болезни малыша весьма важны для правильного постановления группы здоровья.

Вторым критерием является , сюда входит рост, вес, окружность головы, груди и другие параметры. Кроме того оценивается нервно-психическое развитие ребенка – это является третьим критерием. Оценивают умения ребенка, развитие речи, общение. В помощь доктору имеются таблицы, которые отражают умения малыша по месяцам и годам, но отклонения в ту или другую сторону не считаются патологией, для того, чтобы определить патология это или нет, необходимо оценить весь комплекс навыков. После оценивается поведение ребенка, здесь учитывается общение малыша с окружающими, как он кушает, его эмоциональность, вредные привычки. Последним, но очень важным критерием являются хронические заболевания у ребенка или пороки и аномалии развития. Особенное внимание уделяется тем порокам, которые влияют на жизнь и существование крохи. Группа здоровья – это не статичный показатель. Она может меняться в течение жизни ребенка, но, увы, чаще всего в сторону ухудшения – с первой на вторую, а чаще со второй на третью.

Состояние здоровья детей.
Собрав все данные и оценив, доктор устанавливает группу здоровья на данный момент времени. Здоровье детского населения характеризуется как наличием или отсутствием заболеваний, так и гармо-ничным и соответствующим возрасту физическим и пси¬хическим развитием, нормальным уровнем всех функций организма, отсутствием наклонности к заболеваниям. Разработаны критерии оценки здоровья:

Наличие в момент обследования каких-либо заболеваний (то есть – пришли на прием больными или здоровыми);
- уровень функционального состояния всех систем организма (насколько правильно работают все органы и системы);
- соответствие физического и психического развития возрасту (как растет и что умеет ребенок);
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (как часто и как долго он болеет).
На основании результатов медицинского осмотра дети распределяются на пять групп.

I группа - здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных откло¬нений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути - первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых малышей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы. За свои годы практики я пару раз только выставляла эту группу здоровья.

II группа - здоровые дети, но имеющие функцио¬нальные и некоторые морфологические отклонения, со сниженной сопротивляемостью к заболеваниям. Такие дети не должны иметь хронических заболеваний, но мо¬гут более 4 раз в год перенести острые заболевания.

Вторая группа имеет несколько подгрупп, а вся группа включает здоровых детей, но с некоторыми нюансами. Группа «А» включает в себя здоровых малышей, но либо имеется отягощенная наследственность, либо мамина беременность и роды проходили с осложнениями. Группа «Б» включает деток часто болеющих, с некоторыми функциональными отклонениями с возможным риском развития хронических болезней.

Остальные группы включают в себя больных детей с различными заболеваниями по своей тяжести. Такие детки обязательно стоят на диспансеризации у конкретных специалистов. Для них разрабатываются специальные программы по оздоровлению и лечению. Так к третьей группе относят малышей с пороками развития в стадии компенсации, если пороки в стадии субкомпенсации то такие детки уже относятся к четвертой группе здоровья, а стадия декомпенсации – пятая группа здоровья.

III группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (то есть в состоянии без обострения, никак себя не проявляющие). Эта группа объединяет де¬тей с врожденной патологией или хроническими забо¬леваниями, при которых могут быть редкие и не тя¬жело протекающие обострения основного заболевания. Сопротивляемость организма у таких детей несколько снижена. К таким болезням, при которых поставят 3 группу, относят – хронические гастрит или дуоденит, ЖДВП, хронический бронхит, пиелонефрит, анемия, ожирение, заикание, плоскостопие и аденоиды.

IV группа
- дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболевани¬ями, при которых после обострения основного заболе¬вания длительно нарушаются общее состояние и само¬чувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.

V группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно снижен¬ными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учрежде-ния общего профиля и часто имеют инвалидность.

В зависимости от самого диагноза малышам с третьей и четвертой группой здоровья, возможно, рекомендуют снижение нагрузок или даже домашнее обучение.

Как же понять, та ли группа?
При определении группы здоровья необходим учет всех критериев, характеризующих здоровье данного ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья про¬водится на момент медицинского обследования. Функциональное состояние систем организма выявляется клиническими методами, с помощью функциональных проб. Проводится соответствие физического и психического развития организма ребенка по биологическому возрасту. О сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических за предыдущий год. При обследовании детей и подростков нельзя забывать о функциональных откло¬нениях в состоянии здоровья, которые могут возникать в определенном возрасте и не являться истинной патологией, а отражать возрастные физиологические сдвиги, происходящие в организме.

Так существует закономерность возникновения функциональных отклонений в состоянии здоровья детей:
- в грудном возрасте появляются отклонения в составе крови (анемия), аллергические проявления,
- в раннем возрасте появляются нарушения пищеварения (особенно если ребенка неправильно кормят);
- в дошкольном возрасте появляются нарушения функций нервной, дыхательной и мочевыделительной систем, опорно-двигательного аппарата и лор-органов;
- в школьном возрасте появляются нарушения сердечно-сосудистой деятельности, функций органов зрения.

Самые частые вопросы.
Если ребенок относится не к первой группе здоровья, а ко второй, это опасно?
Не совсем, но этот ребенок требует внимания как от врача, так и от родителей, даже от родителей больше. Дело в том, что эта группа здоровья говорит о том, что организм малыша работает на пределе сил. Чтоб сохранять свое здоровье, либо что на него воздействует слишком много вредных факторов, негативное влияние которых может выявиться не сразу – например, тяжелая гипоксия в родах может дать о себе знать только на 2-3 году, остыванием в развитии. Вторая группа – это сигнал к наблюдению и активным занятиям с ребенком закаливанием, массажем, гимнастикой – но это не больной ребенок. Ранее бытовало мнение – детей со второй группой здоровья ограничивать в физической активности в садике и школе своего рода «сдувать пылинки», но это рекомендация неоправданная. Надо просто следить за переносимостью и постепенностью нагрузок, но не ограничивать их.

Третья группа здоровья – это дети с хронической патологией и это навсегда?
Нет, третья группа здоровья, если обострений болезни не было давно, и прошли сроки ее диспансерного наблюдения, переводят в вторую группу, то есть ребенка считают здоровы, с оговорками, что когда то он болел. Так бывает с аллергиками, детьми до трех лет – как говорится «перерастают», с детьми с пиелонефритом, дети с анемиями, которые вылечились и гемоглобин находится на стабильных цифрах.

Дети с третьей группой здоровья не ходят на физкультуру?
Нет, ходят – но обычно в подготовительную или специальную группу, все зависит от заболевания. Им показаны курсы лечебной физкультуры и гимнастики.

Что такое группы здоровья, и что они означают? Этот вопрос остается одним из актуальных, которым задаются приемные родители. Мы продолжаем серию материалов с различными экспертами о разных аспектах этой темы. В прошлый раз мы говорили с , теперь — со специалистом-педиатром, а по совместительству, приемной мамой.

Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны? Какие прогнозы дают врачи о будущем малыша или подростка? Снимут ли диагнозы, которые были поставлены в детском доме, с ребенка, когда он будет жить в полноценной семье? На эти вопросы ответила

Что такое «группы здоровья»

Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ в№621 от 30.12.2013 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Этот приказ регламентирует алгоритм оценки групп здоровья у детей от 3 до 17 лет. По этому приказу дети могут быть отнесены к 5 различным группам здоровья

1 группа – это здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие пороков развития и каких либо отклонений от нормы.

2 группа – к ней относятся практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Например, дети, перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, низкий вес или избыточный вес). В эту же группу входят часто болеющие дети и дети с физическими недостатками (последствиями травм или операций), но у которых сохранены все функции.

3 группа здоровья – к ней относятся дети, у которых есть хронические заболевания, с редкими обострениями и которые на момент осмотра находятся в стадии ремиссии. К этой группе относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций (то есть имеющиеся недостатки не должны ограничивать возможность обучения или труда ребенка).

4 группа здоровья — это дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии обострения или и стадии нестойкой клинической ремиссии (с частыми обострениями), которые ограничивают жизнедеятельность ребенка или требуют поддерживающей терапии. К этой группе относятся дети, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в некоторой степени, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.

5 группа здоровья – к ней относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с частыми обострениями или непрерывными рецидивами, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, требующими постоянной терапии. А также дети с инвалидностью, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Кто и как определяет группу здоровья

В реальной практике группу здоровья определяет участковый врач-педиатр или врач детского дома/дома ребенка, на основании осмотра, диспансеризации и/или дополнительных обследований.

В упомянутом приказе четко прописан алгоритм, основанный на международной классификации болезней, согласно которому у врача есть «диагностический коридор», в рамках которого он устанавливает группу здоровья

В детских домах группы здоровья определяются по общепринятому алгоритму. Вопрос в качестве проведенной диспансеризации. Детям до трех лет группа здоровья не ставится вообще. Старше трех лет и до 17 лет – согласно приказу Минздрава РФ.

Возможные сценарии развития событий

Стопроцентной гарантии, что взяв ребенка с 1-2 группой здоровья, вы получите реально здорового малыша или подростка, нет ни у кого. Сценариев развития событий много, но глобально, по-моему мнению, их четыре:

  1. В детском доме работает хороший врач, и диспансеризация проводится не формально. То есть, то, что написано в истории болезни воспитанника – правда. Это значит, что группа здоровья с большой долей вероятности выставлена правильно.
  2. В детском доме вообще нет врача, или он выполняет свои обязанности формально, и/или диспансеризация проведена тоже формально. Тогда здесь возможны такие варианты. Первый: гипердиагностика. Выставляется тот диагноз, которого нет. И от этого группа здоровья определена как более тяжелая. Второй: При этом варианте группа здоровья стоит, к примеру, вторая. А в реальности ребенок требует углубленного обследования и лечения.
  3. Выставлена правильная группа здоровья, например, третья. Но попав в домашнюю обстановку, ребенок « самоизлечивается». И через год-два его группа здоровья первая или вторая.
  4. Любой потенциальный приемный родитель должен отдавать себе отчет, что взяв даже здорового ребенка с 1 группой здоровья, это не дает гарантии, что с течением времени у ребенка не появится какое-либо заболевание, в том числе тяжелое и инвалидизирующее. И причина появления заболевания будет не в том, что врач сиротского учреждения работал плохо. Просто произошло стечение обстоятельств, наличие генетических предрасположенностей и т.д.

Как относиться к заявленным группам здоровья детей

Практически у каждого человека есть предпочтения и страхи: кто-то боится инфекций, кто-то просто не любит больницы, кому-то не комфортно в обществе людей с видимыми физическими недостатками, кто-то очень не хочет взять ребенка с .

Поэтому я посоветовала бы потенциальным приемным родителям честно для себя понять, какие именно заболевания для них не приемлемы, и сразу не рассматривать таких детей. Например: , туберкулез. При этом ребенок с ВИЧ может относится к 3, 4 и 5 группам здоровья, в зависимости от течения ВИЧ.

Хронические неинфекционные заболевания, например хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический гастрит — от 3 до 5 групп здоровья, в зависимости от тяжести течения. При этом, например, наличие диагноза бронхиальная астма сразу относит ребенка к 3 группе здоровья. В настоящее время бронхиальная астма очень хорошо лечится, и большинство детей ведут абсолютно обычный образ жизни, включая учебу в школах и занятия спортом (правда, не профессиональным). Но группа здоровья будет не меньше 3.

При этом дети с расстройством личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга, с шизотипиями и неврастениями могут относится как ко 2, так и к 3 группам здоровья.

Первая группа здоровья — это раритет и среди домашних детей, в детском доме они встречаются еще реже . 2-3 группа здоровья это дети с отклонениями в здоровье, которые не мешают/или не сильно мешают обычной жизни. 4-5 группы здоровья — это дети со значимыми отклонениями по здоровью и дети с инвалидностью, но зачастую они могут доставлять меньше проблем, чем дети с 2 группой здоровья.

Для поступления в гимназию, лицей или языковую спецшколу требуется 1-2 группы здоровья, равно как и для занятий в специализированных спортивных школах. Это связано с тем, что на детей ложится повышенная нагрузка, которая может негативно сказаться на не совсем здоровых детях и ухудшить их соматический статус.

Другие полезные материалы